Притча о сеятеле (Мартин Лютер)

Мартин Лютер Притча о сеятеле (Мартин Лютер).
Исходный текст взят из открытых источников.
Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на русский перевод перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие".

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

Ученики и плоды Слова Божия

Евангелие от Луки 8:4-15: «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

РАЗДЕЛ 1. Природа проповедуемого здесь Слова.

1. Сей евангельский фрагмент рассказывает об учениках и плодах, которые Слово Божие производит в мире. Здесь не говорится ни о Законе, ни о человеческих институтах, но, как сказал Сам Христос, о Слове Божием, которое Он Сам, Сеятель, проповедует, ибо Закон не приносит плода, так же как не приносят плода человеческие институты. Христос, впрочем, упоминает здесь о четырёх разновидностях учеников Божественного Слова.

РАЗДЕЛ 2. Ученики Слова.

Первая разновидность учеников это те, кто слышит Слово, но не понимают и не ценят его. Речь здесь идёт не о злодеях мира сего, а о величайших, мудрейших и святейших из людей, словом, о лучшей части человечества. Ибо Христос говорит здесь не о тех, кто преследует Слово, и не о тех, кто не прислушивается к нему, а о тех, кто его слышит, об учениках, которые желают называться истинными христианами и жить в христианском общении, о тех, кто был крещён и принимает Святое Причастие. Но они имеют плотское сердце и остаются плотскими, не принимая Слова Божия внутрь себя; оно влетает в одно ухо, а из другого вылетает. Подобно семени, упавшему при дороге и не попавшему в землю, а оставшемуся лежать на твёрдой почве, оно не могло принести плод, поскольку дорога была истоптана ногами людей и зверей.

3. Посему Христос говорит, что приходит диавол и уносит Слово из сердец их, дабы они не уверовали и не спаслись. Какую же силу диавола являет одно лишь то, что сердца, ожесточённые плотскими помыслами и дольней жизнью, теряют Слово, утрачивают его, так и не уразумев и не исповедав. Вместо Слова Божия сатана посылает им лжеучителей, которые попирают Слово человеческими учениями. Ибо текст гласит, что Слово было потоптано и что птицы небесные поклевали его. Сам Христос даёт истолкование птицам небесным, называя их посланниками диавола, которые похищают Слово и уничтожают его, и это происходит тогда, когда диавол ослепляет сердца людей, дабы они не поняли и не оценили Слово, как говорит Св. Павел в 2-м Послании к Тимофею 4:4: «И от истины отвратят слух и обратятся к басням». Говоря о семени, потоптанном людьми, Христос имеет ввиду человеческие учения, господствующие в нашем сердце, подобно тому, как Он сказал в Евангелии от Матфея 5:13 о соли, которая потеряла силу, и выбрасывается вон на попрание людям. Как Св. Павел говорит в 2-м Послании к Фессалоникийцам 2:11: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

4. Так, к их числу относятся все еретики, фанатики и секты, которые понимают Евангелие плотским умом и трактуют, как им вздумается, согласно своим собственным представлениям. Все они слышат Евангелие, но не приносят плода, сверх того, ими правит сатана, и они угнетаются человеческими институтами более, нежели до того, как услышали Слово. Ибо воистину ужасно утверждение о том, что Христос попускает диаволу унести Слово из их сердец, тем самым ясно доказывая, что он безраздельно властвует в их сердцах, несмотря на то, что они называются христианами и слышат Слово. Не менее страшно звучит и слово о том, что их выбросят вон на попрание людям, и они будут во власти людей и их пагубных учений, посредством которых – под видом и во имя Евангелия – сатана похищает Слово из их сердец, дабы они никогда не уверовали и не спаслись, но пошли бы в погибель вечную. Такова участь всех фанатических духов нашего времени повсеместно. Ибо там, где нет сего Слова, нет и спасения, и от великих дел и святой жизни нет никакой пользы, ибо, как сказано: «Они…не спаслись», поскольку не имеют Слова. Христос доказывает достаточно убедительно, что не их дела, а только вера в Слово спасает, как Павел говорит римлянам: «Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

5. Второй разновидностью слушателей являются те, кто принимают Слово с радостью, но не имеют терпения. Это великое множество тех, кто понимает Слово правильно, и прилепляется к нему во всей чистоте, без примесей сектантства, раскольничества и фанатизма; они также радуются всякой настоящей истине, и разумеют то, что могут быть спасены без дел через веру. Помимо этого, они знают, что свободны от рабства Закона, от своей совести и человеческих учений, однако когда дело доходит до испытания веры и им надлежит пострадать, испытать позор, лишиться жизни или имущества, они отпадают и отрекаются. Они не имеют крепкого корня, который бы уходил глубоко в почву. Посему они подобны ростку, взошедшему на камне, который поначалу вырастает свежим и зелёным, на него приятно смотреть, и он подаёт большие надежды. Но начинает палить солнце, и он высыхает, потому что не имеет ни почвы, ни влаги, а только камень. Так же и они: во время гонений они отрекаются или молчат о Слове; работают, говорят и страдают, согласно воле и указам своих гонителей, те, которые прежде свободно говорили и исповедовали свою веру со свежим и бодрым духом, когда был мир и не было палящего солнца, и была ещё надежда на то, что они принесут плод и будут служить людям. Ибо сии плоды это не только дела, но в гораздо большей степени исповедание, проповедь и распространение Слова, дабы через него многие люди обратились, и Царствие Божие распространилось бы далее.

6. Третья разновидность это те, кто слышит и понимает Слово, но всё-таки оно падает по ту сторону дороги, посреди удовольствий и земных забот, так что эти люди тоже ничего не делают со Словом. И таковых великое множество; ибо даже если они не основывают ересей, подобно первым, но всегда имеют абсолютно чистое Слово, они также подвергаются нападению, только не слева, как другие, а справа; и падают. То, что они живут в мире и благополучии, губит их. Посему они не посвящают себя со всем усердием Слову, а становятся равнодушными и вязнут в житейских заботах, богатстве и дольних удовольствиях и не приносят пользы никому. Посему они подобны семени, упавшему среди терний. Хотя это не камень, а добрая почва, не твёрдая земля, а хорошо вспаханная почва, всё равно тернии не дают побегам взойти и заглушают рост. Так, все сии имеют в Слове всё необходимое для спасения, но не используют этого, а гибнут в плотских наслаждениях. Они знают свой долг, но не исполняют его, учат, но сами не поступают по своим же словам, и из года в год остаются теми же.

7. Четвёртая разновидность – это те, кто слышит слово и хранит его в добром и чистом сердце, те, кто приносит плод в терпении, те, кто слышит Слово и прилежно пребывает в нём, размышляет о нём и действует в согласии с ним. Диавол не похищает его, они не соблазняются о Слове, более того, они не теряют его и в горниле испытаний. Тернии наслаждений и алчность века сего не препятствуют его росту; эти люди приносят плод, обучая других и неся Царствие Божие. Посему они в любви делают добро своим ближним, и поэтому Христос добавил: «Приносят плод в терпении». Ибо таковым надлежит много пострадать за Слово, претерпеть позор и унижение от фанатиков и еретиков, ненависть и ревность со стороны гонителей, убивающих тело и лишающих их имущества, не говоря уже о том, что приносят им их собственные немощи и искушения плоти. Посему сие Слово справедливо можно назвать Словом креста, ибо всякий соблюдающий его должен претерпеть крест и невзгоды, прежде чем достигнуть победы.

8. Христос говорит: «В добром и чистом сердце». Как поле, очищенное от сорняков и колючек, чистое и широкое, как прекрасное, чистое место, так же и сердце бывает очищенным и чистым, широким и пространным, то есть без забот и влечения к временным благам, дабы Слово Божие могло воистину вселиться в него. Впрочем, поле считается добрым не просто когда оно очищено и выровнено, но когда оно приносит богатый урожай, когда оно имеет плодородную почву и плодоносит, в отличие от каменистого и песчаного места. Так же и сердце, имеющее добрую почву и исполненное духа, сильное, плодоносное и доброе, и хранит Слово, принося плод в терпении.

9. Здесь мы видим, почему столь неудивительно, что вокруг так мало истинных христиан, ибо не все семя падает на добрую землю, но только четвёртая, небольшая часть; не следует доверять тем, кто кичится своим христианством и хвалит евангельское учение, подобно Димасу, ученику Св. Павла, который в конце концов оставил его (2 Тим. 4:10), и подобно ученикам Иисуса, которые отошли от Него (Ин. 6:66). Ибо Сам Христос восклицает здесь: «Кто имеет уши слышать, да слышит!», как если бы говоря: «О, как мало истинных христиан; никто да не смеет считать христианами всех, кто себя таковыми называет и слушает Евангелие, ибо необходимо нечто большее».

10. Всё сие сказано нам в назидание, дабы мы не соблазнились, ибо вокруг столько тех, кто искажает Евангелие, и так мало тех, кто хранит его в добром сердце. Воистину неприятно проповедовать тем, кто обращается с Евангелием столь постыдно, и даже противится ему. Ибо проповедь должна стать столь универсальной, что Евангелие будет проповедано всякой твари, как сказал Христос в Евангелии от Марка 16:15: «Проповедуйте Евангелие всей твари». Также Псалом 18:5 гласит: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Какое мне дело до того, что многие не внимают этому голосу? Сему надлежит быть, ибо много званных, но мало избранных. Ради доброй почвы, которая приносит плод в терпении, семя должно также упасть на бесплодную почву при дороге, на камень и между терний, поскольку мы убеждены, что Слово Божие не бывает бесплодно, но всегда находит добрую почву. Как говорит здесь Христос, иное семя падает и на добрую почву, а не только при дороге, между терний и на каменистую почву. Ибо куда бы ни пошло Евангелие, вы найдёте христиан. «Так и слово Мое…не возвращается ко Мне тщетным» (Ис. 55:11).

РАЗДЕЛ 4. Почему Христос называет учение об учениках и плодах Слова тайной.

19. Но что же Он имеет в виду, когда говорит: «Вам дано знать тайны Царствия Божия…»? Что это за тайны? Если никто не должен их знать, то зачем же о них проповедовать? «Тайна» – это нечто скрытое, неизвестное, а «тайны Царствия Божия» – это какие-то составляющие Царствия. Например, Христос со всей Его благодатью, которую Он являет нам, согласно описанию Павла, ибо кто воистину знает Христа, разумеет и то, что есть Царствие Божие, и что в нём. Эти вещи названы тайной, потому что они духовны и скрыты; воистину они останутся тайной, если Дух не откроет их. Ибо хотя многие видят и слышат их, но понимают, подобно тому, как множество людей проповедуют и слышат Христа – о том, как Он предал Себя за нас, – но всё сие остаётся у них на языке и не входит в сердце. Ибо они сами не верят в это, они не испытывают этого, как сказал Павел в 1-м Послании к Коринфянам 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия!» Посему Христос говорит здесь: «Вам дано»; Дух даровал вам то, что вы не только слышите и видите сие, но принимаете и веруете всем сердцем. Так, теперь это уже не тайна для вас. Для прочих же слышащих подобно вам, но не имеющих веры в сердце – они не видят и не разумеют – для них сие остаётся тайной, и останется тайной; всё, что они слышат, это притча или непонятное изречение. Это видно и на примере фанатиков в наши дни, которые знают достаточно много, чтобы проповедовать о Христе, но не испытывая того в сердце, бросаются вперёд очертя голову и пропускают истинное основание тайны; топчутся на месте со своими вопросами и редкими находками, а когда дело доходит до испытания, не знают ровным счётом ничего об уповании на Бога и обретении во Христе прощения грехов.

20. Марк, однако, говорит (4:33), что Христос «таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать». Как это согласуется с тем, что сказано у Матфея (13:13-14): Он говорил им притчами, потому что они не разумели? Несомненно, Марк хочет сказать, что назначение притчей в том, чтобы донести истину простому, неучёному народу, и, хотя они и не понимают их, но впоследствии, по научении, уразумеют: ибо притчи хорошо воспринимаются простым людом и легко запоминаются, так как берутся из повседневной жизни, которой живёт народ. Между тем, Матфей подразумевает, что эти притчи такого свойства, чтобы никто не мог их понять, сколько бы они их ни слушали и ни пытались понять, покуда Дух не откроет их смысла. Не то, чтобы проповедовать нужно было так, чтобы мы не поняли, однако, вполне очевидно, что где Дух не открывает смысл притчи, никто её не понимает. Христос, впрочем, взял эти слова из Исаии 6:9-10, где даётся ссылка на высший смысл Божественного предведения, который Бог скрывает и открывает тем, кому хочет, тем, кого Он предузнал от века.


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Притча о сеятеле