![]() |
Что такое Евангелие? Книга американского пастора Джона Дрикамера популярным языком излагает основы христианского вероучения. Книга адресована широкому кругу читателей. Переведена на русский язык фондом "Лютеранское наследие", примерно в 2001 г. Не издана в печатном виде в связи с рядом технических и организационных проблем. Возможно, будет издана в будущем. Здесь представлены две первых главы книги для ознакомления. Полная версия книги в формате PDF также доступна на нашем сайте. |
Евангелие — это благая весть об Иисусе Христе и обо всем, что Он сделал для спасения грешников. Греческое слово «euaggelion» переводится как «благая весть». За словами «евангелизировать», «евангелизм» и «евангелический» стоит это греческое слово.
Бог Отец так возлюбил нас, грешников, что послал Своего Сына, дабы Он стал нашим Спасителем (Иоан. 3:16). Иисус Христос есть Бог и Человек. Он жил безгрешной жизнью, как следовало бы жить и нам. Но перед Богом Он взял вину за наш грех. Мы были виновны, а Он умер за нас. Он полностью понес наказание, которого заслуживали мы. Он для всего человечества заслужил прощение грехов и вечную жизнь (Иоан. 1:29; 1 Иоан. 2:2). Чтобы доказать это, Он воскрес из мертвых, возвратившись к жизни в теле Своем (1 Кор. 15).
Евангелие — это благая весть. Однако мы узнаем о ней как о благой вести только после того, как убеждаемся в наличии плохих вестей (Рим. 6:23). Плохой вестью является Закон Божий. В самом Законе нет ничего дурного, но дурного достаточно в нас. Этот Закон — плохая весть, потому что мы грешники. Он не осудил бы нас, не будь мы грешниками. Закон является плохой вестью о гневе Божьем, направленном против греха.
Тот, кто услышал о проклятии Закона, нуждается в утешении, которое несет Евангелие. Закон говорит о гневе Божьем из-за греха, Евангелие — о благодати Божьей во Христе. Благодать противоположна гневу. Божья благодать проявляется в Его благосклонном отношении к грешникам (несмотря на их грех) благодаря их Спасителю.
Евангелие уникально. Только христианство является религией благой вести. Любая другая религия является религией Закона. Любая другая религия учит о спасении собственными силами, христианство же говорит о спасении, дарованном Богом. Все остальные религии учат тому, что наши дела могут привести нас ко спасению. Христианство учит, что без веры они могут привести нас лишь к осуждению. Любая другая религия побуждает нас подняться на небеса. Христианство учит, что Бог сошел к нам, дабы вознести нас на Небо.
Любая другая религия провозглашает принцип «Сделай сам»; принцип христианства — «Прими сделанное Христом». Любая другая религия учит, что спасение проистекает из добрых дел. Христианство учит, что спасение приводит к добрым делам (1 Иоан. 4:9). Все остальные религии сводятся к некой теории о Боге в сочетании с правилами и запретами. Христианство придает особое значение свершенному Христом.
Всякая другая религия внушает веру в человека и его дела. Христианство есть вера в Бога и Его дела. Только христианство может быть названо верой. Все остальные религии проповедуют заслуги и достижения, христианство — принятие даров от Бога, несмотря на то, что мы заслужили лишь наказание. Любая человеческая религия противоречит религии христианской. Те, кто не верят в Евангелие, считают его камнем преткновения. Они гордятся своими собственными религиозными изобретениями и не желают слышать о том, что Иисус — единственный Спаситель (Иоан. 14:6).
Но разве человек не должен делать что-то для своего спасения? Разве он не должен верить в Евангелие? Христианин верит в Евангелие. Он доверяет Иисусу. Однако вера и доверие — не наша заслуга. Слишком много христиан стремятся подчеркнуть значение своей веры, в то время как нам следует сложить все «свое» к подножию креста Иисуса. Действительно «своим» мы можем назвать лишь грех.
Что такое вера? Иметь веру — значит верить и доверять. Значит верить в истину Евангелия: Бог Сын умер за мой грех и воскрес из мертвых; ради Него Бог простил мне все мои грехи, и потому меня ждет не проклятие ада, но дар вечной жизни на небесах. Вера — это убежденность в том, что полученное мною прощение реально благодаря Христу. Между верой и доверием нет различия. Доверять человеку, ведущему машину, — то же самое, что верить в него как в надежного водителя.
Христианская вера — не достижение человечества. Это дар Божий. Мы не можем выбирать, верить ли нам в Евангелие, верить ли в Христа (Иоан. 6:29, 44; 1 Кор. 2:14; 12:3). Мы не принимаем решение верить во что-то. Мы не можем решить поверить в то, что погода сегодня солнечная. Благодаря своему зрению и осязанию и в зависимости от того, что исходит с неба, мы делаем заключение, солнечно сегодня или дождливо.
Уверенность в том, что Бог гневается или проявляет милость, должна прийти к нам свыше. Из Закона мы узнаем о гневе Божьем за грех, из Евангелия — о Божьей благодати и прощении во Христе. Мы доверяем человеку, если он убедил нас в том, что заслуживает нашего доверия. Мы доверяем Христу, так как Его Слово убеждает нас в том, что Ему можно доверять. Серьезность лжеучений состоит не в ошибочности понятий, а в том, что оказывается доверие тому, кто его не заслуживает. Верить в ложных богов — значит не доверять истинному Богу. Верить в искаженный образ истинного Бога — значит не доверять Его Слову и обетованию.
Есть лишь один истинный Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. Мы все по природе грешники, и множеством грешных мыслей, слов и дел все мы заслуживаем вечного наказания в аду. Но Бог Сын принял человеческую природу, став поистине человеком. Он исполнил Закон Божий, нарушенный нами. Он был распят вместо нас, взял на Себя нашу вину и понес наказание за все наши грехи. Он смягчил гнев Божий, и грехи наши были прощены. Ради Иисуса Бог провозгласил, что мы невиновны.
Дух Святой посредством Слова, Крещения, Отпущения грехов и Вечери Господней творит и хранит в нас доверие, давая нам возможность принять это прощение. Добрые дела не приведут нас на небо — заботу об этом может полностью взять на Себя лишь Иисус. Поэтому Евангелие, Божье Слово благодати и любви, дает нам силы и побуждает нас любить Бога, возлюбившего нас прежде, и любить ближнего своего, также возлюбленного Богом. Именно так мы начинаем совершать поистине добрые дела с самоотречением и любовью.
Триединый Бог есть единственно истинный Бог. Евангелие Иисуса Христа — единственно духовная благая весть, а христианство — единственная истинная религия. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23-24).
Шекспировский Гамлет был законником. Он решил не убивать своего дядю во время молитвы. Он полагал, что тогда его дядя после смерти попадет в рай. Целью же Гамлета было убить его в такой момент, когда дядя должен был отправиться в ад.
Подобное законничество свойственно каждому из падших грешников. Нам кажется, что мы должны выполнить некоторые требования, чтобы получить спасение. Законничество превращает спасение в незавершенное дело. Мы надеемся умереть в тот момент, когда выполняем требования, а не тогда, когда не соблюдаем их.
Но никто из нас даже не вдохнул без греха в этом мире. Нельзя считать, что мы в состоянии выполнить какие-то условия, это просто невозможно. Иисус выполнил за нас все условия раз и навсегда. Это и есть Благая Весть.
Помилование является действительным только потому, что царь решил даровать его. Эта весть распространилась повсюду. Однако сама весть не служит поводом для помилования. И вера в эту весть не является поводом для помилования. Благодарное решение стать хорошим гражданином не предшествует помилованию. Лишь решение самого царя сделало помилование возможным.
Прощение грехов является действительным только потому, что Бог принял жертву Христа, принесенную на кресте за грехи мира. Провозглашение этого события и вера в него не являются причиной прощения. Бесполезно было бы провозглашать то, что еще не свершилось, и верить в это. Прощение свершилось еще до смерти Христа, так как Бог существует вне времени. Обещанное было так же реально, как свершенное, и потому о нем свидетельствовали и в него верили со времен Адама.
Мы не в состоянии выполнить ни одно из условий Закона; Христос исполнил каждое из них за нас. Но ветхий Адам, живущий в нас, по-прежнему стремится присвоить себе часть заслуг и славы. До того как Бог выступит на Суде, грешники хотят объявить себя невиновными. Но именно те, кто объявляют себя невиновными, осуждены. Неожиданность, сложность и радость Благой Вести заключаются в том, что мы признаем себя виновными и получаем оправдание во имя Иисуса.
Нам хочется верить в то, что мы заслужили оправдание. Каждый из нас, подобно маленькому герою английской детской песенки, хочет сказать: «Какой я хороший!». Так поступают фарисеи, католики — все, кто стремится к праведности путем добрых дел. Большинство людей, так или иначе, выбирают этот путь. Не будь благодати Божьей, так поступали бы вы и я.
Но если Христос выполнил условия за всех нас, почему тогда не все спасены? Библия умалчивает об этом. Нам приходится мириться с отсутствием ответа на этот вопрос, которого так жаждет гордый человеческий разум. История лжеучений изобилует попытками человека найти ответ. Благая весть состоит в том, что мы спасены независимо от своих дел и заслуг, исключительно благодаря праведности, заслугам, крови Христа и Его жертве, принесенной за нас.
Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16). Он любит каждого из живущих в мире. Христос умер за всех (2 Кор. 5:15). Он искупил грехи всех людей. Примирить — значит поменять отношение к кому-либо на более милостивое. Иисус примирил нас с Богом, удовлетворил гнев Божий за наши грехи и заслужил для нас благодать Божью — его милостивое отношение. Он сделал это для всех (1 Иоан. 2:2). Человек считается обращенным, обновленным духовно (возрожденным), когда Бог через Евангелие убеждает его в том, что грехи человеческие прощены во имя Иисуса. Это и есть вера во Христа.
Верующий во Христа знает, что все его грехи искуплены Христом и прощены Богом (Кол. 2:13-14; Пс. 84:2-3; 102:3; Ис. 38:17; 43:25; 2 Кор. 5:19; 1 Иоан. 1:7 и многие другие отрывки). Жертва Христа на кресте творит, производит и дарует прощение всякого греха (Иоан. 19:30: «Совершилось!»). Евангелие провозглашает, предлагает, дарует и подтверждает его во всех формах (включая Отпущение грехов, Крещение и Причастие). Оно полностью принимается верой, которую производит, усиливает и утверждает Святой Дух через Евангелие.
Мы имеем благодать, прощение, жизнь и спасение во Христе через веру, а не в вере через Христа. Если бы все это было даровано нам за нашу веру, она, будучи добрым делом, спасала бы нас. Так мы снова вернулись бы к праведности по делам. Но нас спасает Христос, а вера дает нам возможность принять этот дар. Она не порождает грех. Христос сделал спасение и прощение не только возможными, но и реальными. Если бы их реальность зависела от нас, нам пришлось бы спасать самих себя. Но наше спасение под силу только Богу (Матф. 19:25-26).
Прощение, дарованное Христом, — это прощение всех наших грехов, настоящих, прошлых и будущих. Оправдание не было бы оправданием, если бы мы все еще считались виновными в чем-то. Грехи не надо прощать снова и снова, но мы нуждаемся в ежедневном напоминании о том, что они действительно прощены.
Прощение даруется раз и навсегда благодаря жертве Христа на Голгофе. Средства благодати являются иной формой Евангелия, но не являются причиной прощения. Они не отвращают от нас гнев Божий. Это все уже было сделано Господом. Средства благодати лишь провозглашают, распространяют, даруют и гарантируют благодать и прощение, заслуженные и завоеванные для нас Христом. Средства благодати убеждают нас в прощении грехов. Христос заповедал нести всем народам весть об отпущении грехов во имя Его (Лук. 24:47).
Мы продолжаем грешить ежедневно и много. Наши грехи причиняют нам боль. Но благодать Божья не прерывается с каждым грехом так, чтобы нам приходилось вновь добиваться ее. Божья благодать постоянна, хотя мы непостоянны. Бог верен. Бог не меняется. Верою по благодати мы прощены. Мы пребываем в благодати Божьей (Рим. 5:1-2).
Прощение не повторяется. Весть о нем повторяется — для того чтобы лишний раз убедить нас и утешить. Мы нуждаемся в таком повторении. Оно не делает благодать Божью более определенной — оно придает нам большую уверенность в ней. Как муж заверяет жену в своей любви, Христос заверяет Церковь в Своей благодати.
Грехи, преследующие нас, — это грехи нашей слабости. Так грешат только христиане. Верующие совершают такие грехи, не теряя веры во Христа. Грехи эти серьезны и опасны. Они строго запрещаются и подвергаются осуждению. Но для верующих нет осуждения ( Рим. 8:1). Такие грехи — это отчаянные метания ветхого человека в его предсмертных муках (Рим. 7:14-23).
Грехи, не совместимые со спасительной верой, совершаются по злому умыслу. Они коварны и преднамеренны. Злой умысел и преднамеренность заключаются в упрямом, жестоком, осознанном решении не повиноваться Божьей воле. Такие грехи совершаются неверующими, и только неверующими.
Злонамеренные грехи сами по себе не являются более серьезными, чем грехи слабости. Одни и те же грешные мысли, слова и дела в одном случае могут стать результатом слабости, а в другом — злого умысла. Внешне грех может выглядеть более или менее серьезно. Это может быть идолопоклонство, прелюбодеяние, убийство или превышение скорости. Христианин, который знает, что грех есть грех, но предпочитает его благодати Божьей во Христе, отпал от веры и, следовательно, от благодати.
Грех лишает нас Божьей благодати во Христе, только если мы теряем веру во Христа. Всякий грех заслуживает осуждения. Послушание Христа компенсировало наше непослушание. Тот, кто раскаялся в своем грехе и принял дар прощения, не будет осужден за непослушание. Тот же, кто отступает от веры, теряет прощение.
Непослушание лишает бывшего христианина спасения. Дело не в степени, а в форме непослушания. В своем упорном желании оскорбить Бога злоумышленник проявляет безразличие к Его воле, ибо он отверг Евангелие. Где нет веры во Христа, там не может быть любви к Богу. Когда же имеется вера во Христа, она побуждает нас любить Бога (1 Иоан. 4:19).
Христианин грешит как сын, неверующий — как раб. Сын стремится к хорошим взаимоотношениям с любимым отцом. Раб не хочет вступать во взаимоотношения с ненавистным хозяином. Сын признает свое непослушание, оно огорчает его. Раб доволен своим непослушанием и тщательно скрывает его.
Человек не может отпасть от веры через грех неведения. Христианин, который грешит по неведению, слаб в знании или понимании. Будь его понимание яснее, его поступки были бы другими. Но неверующего знание не удержит от греха, если он, по его мнению, останется безнаказанным. Образование не сделает людей лучше. Им необходимо обращение.
Человек впадает в грех слабости. Человек с головой уходит в злонамеренный грех — и делает это сознательно, охотно, опрометчиво и упрямо. Грех слабости тайком подкрадывается к христианину. Грех по злому умыслу совершает лобовую атаку. Новый человек сражается с грехами слабости. Павел описывает свою непрерывную борьбу в 5-й главе Послания к Галатам и в 7-й главе Послания к Римлянам. При совершении злонамеренного греха новый человек гибнет от руки ветхого человека, и с ним умирает возможность противостояния греху.
Что такое благодать, как не противоположность гневу (ярости)? Само слово «благодать» должно означать полное прощение всех грехов, оправдание по всем пунктам предъявленных обвинений (Пс. 84:1-2; Рим. 8:33).
Как можно заслужить благодать, завоевать, добиться ее? Только через жизнь и смерть Христа, которую Он принял за нас, став нашей Заменой. Он исполнил Закон Божий вместо нас. Он понес наказание за наши грехи.
Как человеку даруется, предоставляется, гарантируется благодать? Только через Евангелие, через Евангелие во всех его формах, включая Отпущение грехов, Крещение и Причастие. Евангелие — это Слово Божье, обещание, залог полного прощения ради Иисуса. Оно убеждает нас и напоминает нам, что наши грехи прощены ради Иисуса.
Как можно получить благодать? Только через веру, которая является лишь средством, единственным средством обретения благодати. Средства благодати являются Божьими средствами даяния. Вера сама по себе есть принятие благодати и прощения ради Иисуса. Поверить — значит принять. Таковы взаимоотношения между верой и благодатью.
Как можно потерять благодать? Только потеряв веру, отказавшись от взаимоотношений с Христом. Человек предпочитает грех Христу. Только по милости Божьей мы с вами так не поступаем. Если человек теряет веру, то это его собственная вина. Не стоит пытаться приспособить к доводам человеческого разума то, что никаким образом не вписывается в естественный ход наших мыслей! Однако таковы факты веры и неверия (Деян. 13:46-48). Все «что», «как» и «почему» мы оставляем Богу.
Веру можно потерять и за «добрыми делами». Внешне добрые поступки могут стать злонамеренным грехом, если только с их помощью мы надеемся заслужить Божью благодать. Такой взгляд на добрые дела означал бы, что человек отпал от веры во Христа, доверившись себе. Поэтому Павел противостоял сторонникам иудействующим в христианстве (Гал. 5:1-4). Пытаясь спасти себя, мы полагаемся на свои дела, а не на свершенное для нас Христом, и таким образом лишаемся благодати. Не претендуйте на роль Спасителя. Это место уже занято.
В Евангелии от Луки 18:9-14 фарисей говорит о своих добрых делах. Мытарь же говорит о своих грехах. В оригинальном тексте он называет себя грешником, как если бы он был единственным грешником на земле. Мытарь признал себя виновным и был оправдан. Фарисей отказался признать свою вину и был осужден. Его добрые дела, так же как ваши и мои, если мы пытаемся приписать их себе как заслуги, — всего лишь «запачканная одежда» (Ис. 64:6).
Осознанна ли наша вера во время сна? Вера не всегда присутствует и не всегда должна присутствовать в нашем сознании. Когда мы ведем машину, наш долг перед Богом и людьми — зрительно и мысленно сосредоточиться на дороге. Я бы скорее доверился неверующему хирургу, который думает о работе, нежели хирургу-христианину, мысли которого заняты молитвами и гимнами.
Божья благодать во Христе не прерывается, когда мы о ней не думаем. О ней думает Бог. Он являет Свою благодать ради Иисуса. Благодать не есть состояние нашей души, но состояние души Бога. Его благодать неизменна. Мы постоянно пребываем в ней благодаря вере во Христа (Рим. 5:1-2), даже когда мы об этом не думаем. Предметы не становятся менее реальными, если мы перестаем о них думать.
Обращение и Крещение не означают, что мы навеки освобождаемся от духовных нужд. Нам необходимо непрерывное обращение. По Слову Божьему мы должны ежедневно приходить к Христову кресту, дабы увидеть, что грехи наши осуждены (согласно Закону), но, что еще важнее, прощены (согласно Евангелию). Мы не теряем веру и благодать ежедневно. Однако вера нуждается в укреплении и поддержке. В этом и состоит опасность того, что мы пропускаем воскресные служения и наши Библии пылятся на полке. Опасность таится в забытом Крещении или неверно принятом Причастии.
В Иисусе нет осуждения для христиан (Рим. 8:1). Нам не просто трудно поверить в это — в это поверить невозможно. Только Дух Святой способен убедить нас в этом через Евангелие.
25-й стих 4-й главы Послания к Римлянам — возможно, наиболее невероятный и удивительный отрывок Писания. В нем говорится, что Иисус был предан за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Предлог, используемый в греческом тексте, означает «ради», «по причине». Когда он переводится как «для» — это звучит так, будто Иисус воскрес с целью нашего оправдания. Тем не менее, в двух этих фразах используется один и тот же предлог, что ясно даже из перевода.
Иисус был предан на муки, страдания и смерть за наши грехи. Он воскрес для нашего оправдания. Он умер, поскольку мы заслуживали смерти. Он воскрес, поскольку заслужил жизнь для нас. Он воскрес, ибо мы уже были прощены и оправданы Его смертью за нас. Смерть была наказанием за наши грехи. Смертью Своей Христос понес это наказание и заплатил за всех сполна. Смерть не могла удержать Иисуса (Деян. 2:24). Воскресение Христа провозглашает отпущение наших грехов и наше оправдание.
В этом и заключается истина Евангелия.
![]() |
Полный текст этой книги доступен на нашем сайте для чтения или скачивания в формате PDF. Для чтения полной версии книги кликните мышкой по изображению слева или перейдите по этой ссылке. Мы убедительно просим наших читателей при распространении книги в Интернете не менять ее формат и соблюдать наши права, указывая ссылку на первоисточник, то есть на наш сайт. |
Вернуться в каталог неизданных произведений
Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF