![]() |
Проповедь на 26-е воскресенье после Троицы (От Матфея 25:31-42). Из церковных постилл. Все права на русский перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников. Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие" |
Проповедь на двадцать шестое воскресенье после Троицы;
От Матфея 25:31-42
Проповедь Мартина Лютера, взятая из его церковных постилл
1. Слова Евангелия ясны и понятны. Они сказаны как в утешение и ободрение верующим христианам, так и в качестве предостережения и угрозы прочим, если это может еще помочь им. Тогда как большинство наставлений посвящены исключительно вере, в данном поучении сказано только о делах, которые Христос будет оценивать в последний день, поскольку Он желает, чтобы их помнили и творили те, кто хотят называться христианами и войти в Его царство.
2. Христос предостерег нас в самых сильных выражениях – как в утешительном обещании вечной славной награды, так и в угрозах грядущего вечного гнева и наказания для всех, презревших это наставление, так что тех, кого не волнуют эти слова, ничто уже не способно тронуть. Ибо Христос сказал, что в последний день Он Сам зримо явится во славе, со всеми Ангелами, чтобы принять в царство вечной славы, принадлежащее Его Отцу, всех верующих в Него и любящих святых Его. Всех же, кто не жили христианской жизнью, отделившихся от Него и от святых Его, он ввергнет в ад навеки.
3. Если бы нам не было сказано, мы бы сверх всякой меры стремились узнать, что произойдет в последний день, и что в тот день скажет и сделает Иисус. Мы узнаём об этом из данного текста. Прежде всего, нам открывается смерть, которой никто не может избежать, а затем – судный день. Христос, воскресив, соберет всех когда-либо живших на земле. И тогда Он сойдет в невыразимой славе, воссев на престоле суда, а воинство небесное встанет вокруг Него. Тогда явятся и добрые, и злые, так что все мы предстанем перед Ним, и никто не сможет скрыться.
4. Явление этой славы и величия немедленно обернется ужасом и болью для осужденных, о чем мы читаем в сегодняшнем тексте из Послания, страхом перед наказанием, перед вечным изгнанием от лица Господня и славы Его могущества, когда Он прославится в Своих святых, 1 Фес. 1:9-10. Ибо даже если бы там оказался всего один единственный Ангел, в Его присутствии не осталось бы никого со слабой, колеблющейся совестью. Они бежали бы, будь у них такая возможность, для них столь же невыносимо стоять перед Ним, как ворам и мошенникам стоять перед судом человеческим. Если бы они могли скрыться, то с радостью сделали бы это, дабы избежать позора, не говоря уже о необходимости услышать вынесенный приговор.
Сколь ужасен будет для нечестивых вид не только Ангелов и творений Божиих, но и Судии в Его Божием величии, а также сколь ужасны будут слова приговора к вечной погибели и адскому пламени! Это, несомненно, должно послужить для нас побуждением жить, как подобает христианам, дабы мы могли достойно и безбоязненно встать одесную своего великого Господа, где не будет ни страха, ни ужаса, но лишь чистое утешение и вечная радость.
5. Ибо тогда Он, как и сказал, немедленно отделит козлов от овец. Это произойдет открыто, в присутствии всех Ангелов, людей и всех творений, перед скопищем нечестивых, чтобы можно было отличить благочестивых христиан от лживых лицемеров. Такое разделение не может произойти в мире до того дня, даже в собрании, составляющем Христианскую церковь. Добрые и злые должны оставаться вместе в этом мире, как сказано в притче о брачном пире, Мф. 22:10, и подобно тому, как самому Христу приходилось терпеть Иуду среди Своих Апостолов. Христиане и теперь угнетены тем, что должны оставаться здесь, среди бесчестного, развращенного, нечестивого народа, населяющего царство сатаны, Флп. 2:15.
6. Пострадав на земле, они утешатся в грядущий судный день, когда Христос отделит их от прочего стада, так что после этого дня ни лживые нечестивые люди, ни смерть, ни диавол не смогут более прикоснуться к ним или повредить им.
7. Затем Он произнесет приговор, в том виде, как Он уже приготовил и сформулировал его, не изменив ничего. Слова же эти необычны тем, что основаны на упомянутых здесь совершенных или не совершенных людьми поступках и делах, на которые он будет глядеть, вынося Свой приговор. Всеми этими словами подробно изображены дела, которые совершены, а также те, которые остались невыполненными. И все это произойдет мгновенно, когда сердца людей будут открыты перед всем творением, и все исполнится именно так, как сказано здесь.
8. Вы можете спросить, почему Христос особенно внимателен к делам, называемым благотворительностью? В тексте перечислены шесть ее видов, хотя можно назвать гораздо больше примеров. Однако, если рассуждать критически, можно ограничиться теми делами, о которых идет речь в Заповеди пятой: Не убивай. Как пояснил сам Христос, она призывает нас не гневаться на ближнего, но в любви служить и помогать ему, восполнять все его нужды во времена испытаний, голода, жажды, наготы, страданий, тюремного заключения, болезни или других бед. Мы должны обращаться так и с теми, кто дал нам повод ко гневу или немилосердному отношению, и потому кажутся недостойными нашей любви и щедрости. Ибо плоха добродетель, творящая благо лишь по отношению к тем, кого мы любим, и от кого надеемся получить в ответ любовь и благодарность.
Однако, как уже говорилось, можно добавить к этим делам милосердия множество других, из прочих заповедей. Например из шестой, где сказано, что надлежит помогать своему ближнему, защищать своих жену, детей и слуг, держать их в надлежащем повиновении и в почтении. А также из седьмой, восьмой и последней заповедей – хранить и беречь имущество и вещи, дом, очаг и доброе имя своего ближнего, а также защищать бедных, сокрушенных и угнетенных.
9. В Матф. 12:36 Христос сказал также, что в судный день люди дадут ответ не только за нарушение этих заповедей, но и за каждое праздное слово, сказанное ими. Где же тогда найдется место для дел первой скрижали, величайших заповедей, таких как истинное учение, вера, молитва, слышание и проповедь Слова Божия и т.д.? Почему Он изрек столь резкий и суровый приговор только тем, кто не исполнил пятую заповедь? Потому что именно такие дела делают и язычники. Ибо мусульмане творят больше подобных дел и хвалятся ими больше, нежели мы, называющие себя христианами. В их среде каждый считает своего ближнего братом и делится с ним всем, что имеет. Более того, они почитают величайшим вероломством и самым постыдным пороком не разделить свой хлеб с ближним во времена голода. Почему же Он так превознес дела, которые столь же ярко сияют среди мусульман и язычников? Разумеется, Он не сказал, что они, и не будучи христианами, могут этими делами заслужить вечную жизнь.
10. Христос сам указал, что имел в виду верующих христиан, говоря: «Алкал Я, и вы дали Мне есть», и т.д.; «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Ибо несомненно, что благотворящий христианам должен сам быть христианином и верующим. Неверующий же во Христа никогда не проявит такой любви ко христианину, а тем более ко Христу, чтобы ради Него проявить милосердие к бедным и нуждающимся. Посему Он вспомнит об этих делах на суде и вынесет соответствующий приговор обеим сторонам – тем, кто исполняли их, и тем, кто ими пренебрегали, публично свидетельствуя о плодах их веры или их неверия.
11. Очевидно, Он таким образом желал показать, что многие христиане, услышав проповедь Евангелия, прощения грехов и благодати во Христе, становятся хуже язычников. Ибо Он сказал также в Матф. 19:30: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Так будет и в конце мира, поскольку те, кому надлежит быть достойными христианами, ибо они слышали Евангелие, поступают гораздо хуже и немилосерднее, чем поступали ранее, чему мы уже сейчас видим немало примеров.
Раньше, когда мы должны были творить добрые дела в обольщении и ложном папском служении, каждый горел желанием это совершить. Например, один князь или город мог сделать большее пожертвование, более щедрый дар, чем сейчас способны дать все цари и императоры. Сегодня же весь мир учится исключительно тому, как исчислять, собирать и копить, грабить и обирать, используя ложь, обман, ростовщичество, завышение цен и тому подобное. Каждый человек обращается со своим ближним не как с другом, или тем более братом во Христе, но как со смертельным врагом, и как вознамерившийся все присвоить себе, ничем не поделившись с другими.
12. Это происходит ежедневно и все усиливается, это вошло в обыкновение, стало привычным во всех сословиях, среди князей, дворянства, горожан и крестьян, при каждом дворе, в каждом городе и селе, практически в каждом доме. Скажите мне, какой из городов сейчас достаточно силен, а жители его достаточно благочестивы, чтобы собрать деньги для содержания школьного учителя или проповедника? Воистину, не будь у нас щедрых пожертвований, сделанных нашими предками, Евангелие давно исчезло бы из городов по вине бюргеров, а из сельской местности – по вине дворянства и крестьян. Бедным проповедниками нечего было бы есть и пить. Ибо мы не любим давать, но предпочитаем отнимать, даже силой, дарованное другими. Посему нашей заслуги нет в том, что хоть одна кафедра или школа продолжает существовать. Более того, сколько среди великих, могущественных и богатых, особенно в папстве, тех, кто более всего желал бы уничтожить всех проповедников, все школы и искусства.
13. Такова благодарность людей благословенному Евангелию, освободившему их от проклятия папского рабства, в эти последние дни проявившаяся в столь постыдном нечестии. Теперь они немилосердны уже не по-человечески, но по-сатанински. Им недостаточно возможности наслаждаться Евангелием и жиреть, наживаясь на грабеже и расхищении церковных средств, они еще желают сделать все возможное, чтобы окончательно уморить Благовестие голодом. Можно легко сосчитать на пальцах, что получившие Евангелие делают или дают здесь и в других местах. И если бы все зависело от нас, ныне живущих, уже давно не осталось бы ни одного проповедника или семинариста, от которого наши потомки могли бы узнать, чему мы учили и во что верили.
14. Короче говоря, что, по-вашему, сидя на Своем престоле Судии, подумает Христос в тот день о таком немилосердном христианстве? «Послушайте, сударь, зачем вы притворялись христианином и хвалились Евангелием, неужели вы не слышали Моей Собственной проповеди, в которой Я объявил вам Свой приговор и Свое решение: «Идите от Меня, проклятые»? Я алкал и жаждал, был наг, болен, беден и в темнице, а вы не дали Мне ни пищи, ни пития, не одели и не посетили Меня. Почему вы пренебрегли этим, обращаясь с собственными братьями бесстыднее и немилосерднее, чем мусульмане и язычники?»
Станете ли вы оправдываться: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» и т.д. Тогда Он вновь ответит вам через вашу совесть: «Сударь, не было ли людей, проповедовавших вам, или, быть может, бедных студентов, которые бы в то время изучали Слово Божие, не было ли бедных, гонимых христиан, которых вам надлежало накормить, одеть и посетить?»
15. Нам должно быть стыдно за самих себя, имея пример родителей, предков, дворян и королей, князей и других, дававших столь охотно и щедро, даже с избытком, на содержание церквей, священников, школ, благотворительных обществ, больниц и тому подобного. И от столь щедрых даров не обеднели ни они, ни их потомки. Что бы сделали они, имея свет Евангелия, дарованный нам? Как Апостолы и их последователи в самом начале отдавали все, что имели бедным вдовам и неимущим, изгнанным и преследуемым, дабы никто среди них не страдал от недостатка чего-либо, необходимого для жизни! Так должны бедные христиане всегда поддерживать друг друга. Иначе, как я уже сказал, Евангелие, кафедра, церкви и школы были бы уже полностью уничтожены и без участия всего остального мира.
Если бы не благодать Божия, по которой Он дает нам время от времени благодетельных князей или благочестивые правительства, которые сохраняют уцелевшие осколки, дабы не все было разрушено хапугами и хищниками, ворами и грабителями, говорю вам, если бы не эта благодать, бедные пасторы и проповедники не только голодали бы, но были бы истреблены. И нет сегодня людей более бедных, нежели те, которые служат или готовятся служить Церкви. Они не находят нигде поддержки, и вынуждены обрекать своих бедных жен и детей на голодное существование по вине равнодушного мира. С другой стороны, мир полон бесполезных, неверных, порочных людей среди поденщиков, ленивых ремесленников, слуг, служанок и праздных жадных попрошаек, которые повсеместно путем лжи, обмана, грабежа и воровства, отнимают заработанные тяжким трудом хлеб и масло у тех, кто действительно беден, и при том остаются безнаказанными, погрязая в распутстве и наглости.
16. Я говорю это, чтобы мы увидели, как Христос упрекнет лжецов и лицемеров из среды христиан в судный день и, осудив их перед всем творением, проклянет их, поскольку они не делали того, что делают по отношению к своим собратьям даже язычники, которые больше совершили, заблуждаясь в ложной вере своей, и усердствовали бы в этом еще более охотно, если бы познали истину.
17. Если столь ужасное осуждение справедливо выносится тем, кто пренебрегал этими делами, что же будет с теми, кто не только пренебрегал ими, ничего не давал бедным христианам и не служил им, но лишал их того, что они имели, обрекая их на голод, жажду и наготу, более того, преследовал и гнал их, заключал в темницы и убивал? Эти отъявленные злодеи столь безоговорочно осуждены быть низвергнутыми в бездонную пропасть вместе с диаволом и его ангелами, что Христос даже ничего не сказал о них. Однако Он, разумеется, не забудет об этих кровожадных грабителях и тиранах, равно как не оставит без награды пострадавших от голода, жажды, наготы, гонений и тому подобного, особенно пострадавших за Него и Его Слово. Он не забудет и тех, к кому было проявлено милосердие, хотя обратился здесь только к тем, кто явил это милосердие и пришел на помощь, ибо Он высоко оценил их, сказав: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
18. Известие о таком суде могло бы вселить страх и трепет во всех наших великих духовных прелатов, как они себя называют – пап, кардиналов, епископов, каноников, священников и все это диавольское сборище врагов христианства в Риме и повсюду в монастырях и борделях, если бы они не ожесточились совершенно и не были осознанно преданы сатане телом и душой. Они рассуждают и поступают так, словно были специально назначены, дабы урвать для себя все принадлежащее бедной церкви, и в своем распутстве расточить, растратить, промотать в разгулах, азартных играх и оргиях самым постыдным и возмутительным образом то, что предназначалось для содержания студентов, школ и бедняков. Они насмехаются над Богом и людьми, 2 Петр. 2:13, более того, они публично убивают невинных и благочестивых людей.
19. Воистину горе, вечное горе им и всем кто с ними. Ведь для них было бы лучше никогда не родиться, как сказал Христос об Иуде. Посему им следовало бы скорее желать, чтобы матери утопили их при первом купании, или чтобы они никогда не вышли из чрева, нежели того, чтобы кто-то из них стал папой, кардиналом или папским священником. Ибо они всего лишь закоренелые изощренные злодеи – не разбойники с большой дороги, но всесветные воры, обирающие не тех, у кого власть и сила, у кого есть что взять, но бедных и обездоленных людей, приходские церкви, школы и больницы, чьи крохи и чей последний глоток вырывают у них изо рта, так что они лишаются возможности жить.
20. Посему, пусть каждый остерегается папы, епископов и священников, как остерегался бы тех, кто уже при жизни ввергнут в пучину погибели. Воистину, Павел не напрасно пророчествовал во 2 Тим 3:1, что в последние дни настанут тяжелые времена. Однако весь мир продолжает жить, сохраняя безразличие к этому ужасному приговору, уже вынесенному безжалостным разбойникам, ворам и убийцам бедных христиан, особенно же тем, которые притворяются христианами, которые, получив благодать, отходят и, подобно псу, поедают свою блевотину, или, подобно свинье, валяются в своей грязи.
21. Вторая причина, по которой Христос уделил особое внимание делам милосердия из пятой заповеди и пренебрежению ими – это желание напомнить нам, призванным быть христианами, получившим благодать через Господа нашего, искупленным от гнева Божия за нарушение Заповеди пятой, спасенным от вечной смерти, обретшим милостивого Бога, Который благ к нам в сем времени и в вечности, напомнить нам, говорю я, дабы мы взглянули на все это и увидели, что это совершено не только ради нашего спасения, но и в качестве примера. Ибо поскольку Он явил нам милосердие, достаточное даже для нашего спасения, то и мы должны поступать со своим ближним так, чтобы не преступить Заповедь пятую, которая особенно призывает к любви и милосердию.
Мы должны поступать так не только из-за заповеди и угрозы осуждения, но следуя примеру великой любви, явленной нам Богом. Ибо такой пример не остается без благословенных плодов, подобно тому, как Божий труд искупления не остается без силы и доброго плода. Несмотря на то, что многие люди становятся хуже, услышав Евангелие, есть и такие, которые, понимая его правильно, остаются ему верны, ведь Он сказал, что разделит людей на два стада, то есть должны найтись и благочестивые, соблюдающие данную заповедь христиане.
22. Посему наблюдайте, чтобы вам оказаться здесь, на земле, среди добрых и милосердных ради Христа, или даже среди страдающих ради Него. Тогда вы можете с радостью ожидать последнего дня и не бояться суда, ибо Он уже избрал вас и соединил с теми, кто встанут одесную Его.
23. Ибо нам, христианам, надлежит надеяться на приближение этого суда и желать его всем сердцем, молясь: Да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, избавь нас от лукавого, дабы и мы услышали радостные долгожданные слова: Придите, благословенные, в царствие Отца Моего. Такого приговора мы ожидаем, для этого мы стали христианами, и только из-за этого упования мы столь жестоко угнетаемы, прежде всего сатаною и своей собственной плотью, мешающими нам веровать в это и радоваться этому, а также жестокостью враждебного мира. Ибо нам приходится постоянно видеть и слышать злобу, с которой сатана и весь мир выступают против Евангелия. На земле так много горя, что мы должны уже устать от такой жизни и воззвать: Приди, дорогой Господь, и избавь нас.
24. Ибо есть души, радостно и с доброй совестью ожидающие суда Христова, потому что они принадлежат к числу верующих во Христа и являющих плоды веры в благотворительности и милосердии к бедным, или в терпении, с которым они страдают вместе с ними. Ибо, как я уже говорил, не имеющий веры не будет благотворить христианам, но совершающий это поступает так, потому что верит, что имеет истинного Спасителя и Искупителя во Христе, примирившем его с Богом. Посему он должен от всего сердца проявлять благость и любовь к ближним, и даже ко врагам, служа им во всякое трудное время. Более того, имея веру, он переносит также все те бедствия от мира и от диавола, о которых я уже говорил.
Всякий, кто готов так поступать, говорю я, да исполнится радости и терпения, ибо в отношении него уже вынесено благословенное и радостное решение: Приди, благословенный, ибо ты тоже один из братьев Моих меньших, страдавший от голода и жажды, либо послуживший другим алчущим и жаждущим, и подобно Мне, явивший милосердие.
25. Итак, отделение овец от козлов происходит уже в этой жизни, так что каждый может пережить его внутренне и должен свидетельствовать о нем внешне. Ибо не имеющие веры не будут поступать так, – они не будут утешаться благодатью Христовой и не задумаются о проявлении милосердия, они обойдут стороной Слово Божие и своего ближнего, словно ничего не видели и не слышали. Они не пожелают знать, что существует Господь, Которому они должны служить, и Который потребует от них этого служения. Ибо если бы они задумались о том, что неизбежно должны умереть и предстать перед престолом Судии, они бы ни у кого не отняли и фартинга. Однако эти люди предпочитают отводить взгляд от смерти и не позволять своему сердцу задумываться о ней.
26. Мир настолько слеп и ожесточен, что, видя перед собой великое множество разных людей, умерших и ежедневно умирающих, не желает взглянуть на это открытыми глазами, как на предостережение, и продолжает спокойно и беззаботно совершать свои злодеяния. Более того, услышав об ужасном осуждении и проклятии, ожидающем его, он не обращает внимания на утешение и пример, предлагаемый ему во Христе, но проявляет ожесточенность, посему он не услышит ничего, кроме окончательного ужасающего приговора, произнесенного ему с судного престола Христова, и немедленно после этого будет низвергнут из Его присутствия в вечное адское пламя.
27. Но всякий, кто может еще быть обращен и готов слушать, встретит достаточно того, что способно ужаснуть и предостеречь его, ободрить его и побудить к примирению со Словом и примером Христа, пока есть время и возможность, дабы ему не услышать вместе с миром этот ужасный приговор, но обрести радость и утешение в милости со всеми христианами. Не щадил Он и Своих Апостолов, но серьезно предостерегал их, говоря в Лк. 21:34-36: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», которые, как Он указал, возобладают в конце мира, «и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» и т.д.
28. Обратите внимание, однако, что Христос отделил добрые дела христиан от дел мусульман и язычников. Ибо Он сказал о делах, совершенных по отношению к Нему, о которых, по их словам, не знает ни одна из сторон, причем нечестивые оправдывают себя тем, что не видели Его, и т.д. Однако тем самым Он прекрасно пояснил пятую заповедь, – что выполняющий ее является верующим христианином, совершающим это ради Христа. Так женщина, помазавшая Его голову и ноги, Мф. 26:10-13, исполнила эту заповедь, и Он похвалил ее, сказав: «Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете… Истинно говорю вам: где ни будет проповедовано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее». И в Мф. 10:42: «И кто напоит одного из малых сих [верующих в меня] только чашею холодной воды… истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
29. Посему мы должны запечатлеть в своих сердцах и задуматься над тем, сколь прекрасно и важно делать добро христианам. И наоборот, что значит причинять им зло, о чем я уже говорил в отношении папы, епископов, тиранов и феодальной знати, которые забирают от ног Христа то, чего они не давали Ему – пищу, питие, пристанище и попечение о бедных, которые обнищали ради Христа, поскольку они не имеют возможности, будучи священниками, диаконами и школьными учителями, править миром. Не могут они заняться и никаким другим делом, чтобы заработать себе на жизнь, ибо тогда они также получили бы доступ к власти и имели достаточно. Но, поскольку они не участвуют в управлении, мир ничего не дает им за их служение. Ничего не получая ради Бога или Христа, они ничего не имеют и оставляют после себя нищих, обездоленных вдов и сирот.
30. Имеющие положение и должности, живущие в изобилии во всех отношениях, не желают и не могут выполнять обязанности церковных служителей, к тому же не умея этого делать. Служители же и пасторы, избирая мирские профессии и занятия, выходят за рамки своего истинного призвания. Посему их необходимо содержать, чтобы они имели необходимое пропитание и не нищенствовали, о чем сказал здесь Христос. В Его глазах это столь драгоценно, что всякий, накормивший или напоивший одного из малейших Его людей на земле, одновременно делает это и для Него. Итак, желая быть христианами и ожидать от Христа похвалы и награды перед всем творением, мы должны воистину охотно и бескорыстно помогать тем, кто призваны безвозмездно исполнять свое служение, поскольку они не могут принимать участия в светских делах. Мы должны делать это, чтобы избежать проклятия и гнева, уготованного для тех, кто не сочувствовал своим бедным братьям, страдавшим в мире от голода, жажды, нищеты, а также заточенным в темницу ради того, чтобы привести нас ко Христу.
31. Но как может случиться, чтобы праведные не осознавали того, что совершают свои дела ради Христа? Они говорят: Господи, когда мы видели Тебя голодным, жаждущим и т.д.? Причина в том, что помощь бедному священнику, капеллану, учителю или диакону считается делом слишком незначительным, чтобы быть драгоценным в глазах Божиих. Более того, мир видит в этом лишь деньги, выброшенные на ветер. Однако скажет ли кто-нибудь, что мир был бы богаче, не будь учеников, школ и больниц? Или что из-за них он обеднел, – если бы только мир не был всецело языческим, или вынужден, как прежде, отдавать все диаволу, позволяя обирать себя до нитки тем, кто обманом отнял у него и тело, и душу. Говоря короче, церкви и школы получают от мира самую малость, однако он завидует, горько жалуясь и поднимая шум по поводу того, что они уже имеют, хотя он ничего не дает им, заявляя, будто употребляет свои средства гораздо лучше. Тогда как в других случаях он дает в сотни раз больше бесстыдным, распутным злодеям и обманщикам. Он быстро забывает о том, как много он позволил себе отнять у бедного брата, но даже после этого продолжает торговаться. Мир никогда не желает понять и принять, что это означает – давать самому Христу. И даже нам самим нелегко это понять.
32. Христос же может говорить и судить об этом верно, зная, как много от этого зависит. Ибо воистину невозможно воспитывать молодежь для царства Божия где-либо еще кроме школ, равно как нельзя утверждать Слово Божие помимо кафедры. Там же, где все это заброшено, будут вторые Содом и Гоморра, которые постигнет судьба первых, презревших Слово Божие, не слушавших и не терпевших благочестивого Лота. Так и Иезекииль пророчествовал о Иерусалиме (Иез. 16:48-50): «Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они и делали мерзости пред лицеем Моим, и, увидев это, Я отверг их», и т.д.
33. То же самое происходит повсюду и сейчас. Каждый крестьянин, горожанин, дворянин только собирает деньги, выжидает и копит, ест и пьет в надменности и ожесточении, как будто Бога нет. Никому нет дела до Иисуса, презренного в Его бедности. Мало того, Его притесняют, пока всякое послушание, порядок и честь не истребятся среди нас, как это было в Содоме и Гоморре, и обстоятельства будут настолько плохи, что станут невыносимы, потому что предостережения и проповеди, кажется, не приносят уже никакой пользы.
34. Я пророчествую об этом с большой неохотой, ибо я не раз видел, как исполняются такие слова. Но одни и те же обстоятельства господствуют ныне повсюду. Я боюсь, и мне уже почти приходится смириться с тем, что Германия может пережить то же, что Содом и Гоморра, и останется в прошлом. Либо ее разрушат мусульмане, либо она падет от собственной руки, если только вскоре ее не настигнет последний день. Ибо в настоящее время все стало совершенно невыносимо и до такой крайности плохо, что хуже быть не может. И если Бог по-прежнему жив, Он не может более оставлять это безнаказанным.
35. Однако и теперь мир не слышит предостережений, не осознает, что должен умереть и предстать перед Богом на суде, но в ярости восстает против признанной истины. Давайте же прислушаемся всем сердцем, дабы гнев Божий не уничтожил нас. Ибо что еще остается Богу сделать для этого, кроме как напустить на нас мусульман и самого сатану. Мусульманам пришлось бы оставить то, что они делали и продолжают делать, если бы мы не ожесточились в слепоте и нераскаянности и не были уже вполне готовы к суду. Причина в нашем богоотступничестве и неприятии Слова Божия и предлагаемой Им помощь. И мы еще хвалимся перед мусульманами.
36. И я уверен, что, если бы, лютеране, как нас называют, были мертвы, весь мир немедленно вскричал бы: «Победа!» – как если бы они уже истребили всех турок до одного. Но будет так, что сотни их окажутся поражены одним турком. И когда раздастся убийственный клич, с какой жестокостью турки разрубят на куски всех, – мужчин, женщин и детей. Тогда мы вновь начнем стенать и сокрушаться. Мы поступим так же, как иудеи, избавившиеся от Иисуса. Когда Он будет распят, мы сможем расправиться с турками, как господин Каиафа и иудеи расправились с римлянами. Так и Иерусалимские юнцы думали, будто избавившись от пророка Иеремии, они будут в безопасности от Вавилонского царя. Что же произошло? После того как они бросили Иеремию в темницу, пришел царь и увел их в плен.
Подобным же образом я вижу, что Бог оплел Германию сетью, а она упорствует в тех же слепоте, непокорности, нечестии, презрении и неблагодарности, противостоя драгоценному Евангелию. Она упорствует в своем безрассудстве перед Богом, и за это ей придется дорого заплатить. Да сохранит нас Бог, да позволит Он нам и нашему малому стаду избежать столь ужасного гнева, оказавшись среди тех, кто покоряется и служит нашему дорогому Христу, ожидая суда одесную Его радостно и счастливо. Аминь.
ЧИТАТЕЛЮ: Если случится так, что за 26-м воскресеньем после Троицы последует еще одно, а так бывает очень редко, полезно использовать последние из вышеприведенных текстов Послания и Евангелия на 27-е воскресенье после Троицы, а в предшествующее ему воскресенье взять следующие тексты: 2 Петра 3:3; Матфея 24:37-51.