Проповедь на 25-е воскресенье после Троицы (От Матфея 24:15-28). Мартин Лютер

Мартин Лютер Проповедь на 25-е воскресенье после Троицы (От Матфея 24:15-28). Из церковных постилл.
Все права на русский перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников.

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

Проповедь на 25-е воскресенье после Троицы

От Матфея 24:15-28

Проповедь Мартина Лютера, взятая из его Церковных постилл. Впервые опубликована в 1525 году.


1. В этой главе содержится описание конца двух царств – Иудейского царства и царства мира сего. Однако два Евангелиста, Матфей и Марк, соединили их, не соблюдая последовательности, как это сделал Лука, ибо они стремились только передать слова Христа, не заботясь о том, что было сказано до или после этого. Лука же, приложил особые усилия, чтобы описать все ясно и в правильной последовательности, повторяя эти слова Христа дважды – сначала кратко в 19-й главе, когда Он сказал о гибели иудеев в Иерусалиме, а затем в 21-й главе – о гибели обоих царств, одного за другим.

2. Итак, обратите внимание, что Матфей объединил их, одновременно представив конец как Иудейского государства, так и всего мира. Таким образом, он поместил их в один котел. Однако если вы хотите понять эти слова, их необходимо разделить и рассмотреть по отдельности – те что действительно сказаны об иудеях, и те что относятся ко всему миру. Именно это мы сейчас и сделаем.

3. Обратите внимание, прежде всего, что Христос в этой главе предрек окончательное уничтожение Иудейского государства. Иудеи не поверили в это пророчество, хотя Бог ясно говорил с ними через великие знамения и слова обетований, данных их отцам, чего не удостоился ни один народ на земле. По этой причине они крепко уповали на свое государство, думая, что оно будет существовать вечно. Они и по сей день думают, будто их царство не разрушено, оно лишь ненадолго рассеяно и будет восстановлено. Они не могут избавиться от мысли, что крушение их не окончательно.

4. Посему Бог, кроме явленных чудес, объявил в ясных и прямых пророчествах, что их царству придет конец, и что Он упразднил внешнее господство Закона, жертв и приношений, и установил другое, вечное царство, о чем Ангел и объявил Деве, говоря о Христе, как записано в Ев. от Луки 1:33: «И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца».

5. Среди различных текстов о конце иудаизма есть один, особенно выделенный Христом, а именно – из Книги пророка Даниила 9:25, где сказано об ужасном запустении, стоящем на святом месте, и имеется в виду Иудейское царство: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» – что составляет семьдесят недель и 490 лет – «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

6. Пророк Даниил желал узнать точное время, когда все это произойдет, но не смог, и хотя Ангел указал ему это точное время, указание было слишком смутно для пророка, посему до этого он сказал: Наконец, в последнее время, ты увидишь все, то есть откровение, которое явлено тебе, откроется в конце времен. Ибо, когда Христос распространял Евангелие через служение Свое и Апостолов, это продолжалось три или три с половиной года, что почти совпадает с исчислениями Даниила, составляя 490 лет. С этого времени, сказал он также, через пол-седьмины Христос прекратит ежедневные жертвоприношения, то есть священству и царству иудеев будет положен конец, что и произошло в три с половиной года, пока проповедовал Христос, и практически завершилось на протяжении четырех лет после Христа, наиболее благоприятных для проповеди Евангелия, особенно в Палестине, через Апостолов (когда они начали говорить, Дух Святой сошел на них с небес, о чем мы читаем в Деяниях Апостолов). Итак, за целую седьмину, или семь лет, установлен был завет, как и сказал Даниил, то есть Евангелие было проповедано иудеям, о чем мы упоминали ранее. Теперь, когда пришло время новой проповеди, надлежало явиться и новому царству, в котором Христос духовно правит в наших сердцах через Слово и веру. Чтобы это царство продолжалось, прежнее должно быть повержено. Оно не имеет больше власти, и должно прекратиться. Это часть пророчества, которое разъяснил Христос.

7. В другой части речь идет о мерзости запустения. Здесь Христос говорит: Когда увидите ее во храме, будьте осторожны, ибо это верный знак из пророчества Даниила о том, что царству приходит конец, и не обманывайтесь, ибо иудеи и слабые христиане думают, будто оно не будет разрушено.

8. Мерзостью же, о которой сказал Даниил, стало изваяние императора Кая, помещенное им, как засвидетельствовали историки, в Иерусалимском храме в качестве идола для всеобщего поклонения, после того как все в нем было разрушено. Писания называют идолопоклонство настоящей мерзостью, поскольку Бог питает к нему отвращение и ненавидит его, Он осуждает этот грех более, чем какой-либо иной. Другие грехи Он, несомненно, наказывает, однако не отвергает людей, если те каются, как сказано в Псалме 88:32-35: «Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих». Но этот грех, называемый идолопоклонством, на самом деле представляет собой неверие и отречение от Бога – грех, который Он не терпит – совершенно осуждает человека. Ибо если эта мысль живет в сердце человека, так что он учит и верит истине, подчеркивая, что наши дела – ничто, что мы будем угодны Богу и сможем правильно служить Ему только через веру, тогда человек исполняется настоящего благочестия, и в нем пребывают истина и свет. Однако, наряду с верой, мы ощущаем также слабость плоти. Это не такая мерзость в глазах Божиих, но обычный грех, который Он наказывает ради покаяния, при этом Он хранит Свой народ, щадит его и прощает, когда люди обращаются к Нему и познают Его благость. С другой стороны, там, где нет такой веры и такого учения, все потеряно, ибо человек не может не избрать для себя ложный объект поклонения, предпочитая в качестве такового свои убеждения и дела, и таким образом отвергая Бога и Его Слово. Тогда Бог отходит в сторону, и Его благодать не действует. Подобная мерзость, как правило, наиболее прекрасна и свята в глазах мира – внешне она проявляется в прекрасных делах и традициях, внутренне же отвратительна, что мы и наблюдаем сегодня в наших правилах и церковных служениях, даже когда они предстают в лучшем своем виде. Однако есть христиане, которые не таковы в путях и делах своих, но поистине святы в глазах Божиих.

9. Итак, Христос сказал, что когда мерзость, то есть идол, появится во Храме, царство будет опустошено и разрушено, так что никогда уже более не восстановится, о чем ясно сказано у Луки (21:20 и далее): «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное». И еще у Матфея (24:19-21): «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу; ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».

10. Все это относится только к царству. Ибо, если бы это постигло нас в конце света, неужели всем нам пришлось бы оказаться в Иудее, Он же сказал именно об этой стране. Правда и то, что, по Его словам, не было и не будет на земле бедствия более великого, чем разрушение Иерусалима. Из истории мы знаем, как безжалостно иудеи были истребляемы, как убивали друг друга, бросались в огонь, разрешали убивать себя друг другу. Более того, голод был столь велик, что они ели тетиву от луков и даже собственных детей. Все это было настолько постыдно и отвратительно, что никакие другие страдания не смогут вызвать большего содрогания.

11. Но они сами захотели этого, посему Бог позволил им подвергнуться уничтожению. Он с радостью помиловал бы их и сохранил, но они сами навлекли на себя эти страдания своим жестокосердием, убивая и поглощая друг друга, так что, когда они начали убивать, кровопролитие неизбежно усилилось. Таким образом, смерть Христа и всех пророков была ужасно отмщена. Они непрестанно и яростно восставали против Слова Божия, преследовали и гнали Апостолов, как сказал Св. Павел в 1 Фес. 2:15-16, и гнев Божий, наконец, обрушился на них.

12. Когда столь пугающий гнев и ужасные проклятия приблизятся, сказал Христос, бегите, куда только сможете, ибо слова: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле» и т.д., и затем «и кто на поле» и т.д., все написаны и сказаны символически, как бы призывая поспешить прочь как можно быстрее, не давая никому найти или догнать тебя. Это также исполнилось. После того как иудеи через многие знамения получили достаточно ясное указание подчиниться римлянам и не сделали этого, ученики и Апостолы, последовав словам Христа, бежали, оставив все, что имели в Иудее, дабы уже не возвращаться.

13. «Молитесь» – сказал Он далее – «чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу». Иными словами, постарайтесь бежать вовремя, чтобы вас не настигли. Он не пожелал чудесным образом сохранять их в окружении врагов, хотя и мог это сделать, ибо Он определил всему, что там было, погибнуть полностью, посему все как один были обречены на уничтожение. В Иерусалиме действительно было великое множество людей, как свидетельствуют записи, миллион сто тысяч человек слились в единое целое, это были все находившиеся в городе. Поэтому Иисус предупредил учеников не откладывать свое бегство до субботы, когда они не посмели бы путешествовать, или до зимы, когда настанут холода. Им следовало отправляться в путь как можно скорее. Задержавшись же, они могли дождаться времени, когда бегство будет затруднено.

14. Пока Иисус говорил только об иудеях. Я уже сказал, что Матфей и Марк объединили окончания двух царств. Вот почему разделить их трудно, однако необходимо. Итак, обратите внимание, все сказанное до сих пор относилось к иудеям. Теперь же обе темы, будучи сплетены вместе, внезапно прерваны, не заботясь о последовательности, в которой Иисус произнес Свои слова, последовательности, в которой они связаны друг с другом, предоставляя это евангелисту Луке. Однако Матфей, желая описать, что произойдет в последний день, сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

15. Эти слова относятся к обоим аспектам и означают, что ради верных страдания не будут слишком долгими. Война против иудеев продолжалась менее двух лет, после чего был объявлен мир. Однако, поскольку все это также имеет отношение и к концу света, мы желали бы применить эти тексты, касающиеся иудеев, и к себе, чтобы должным образом воспринять слова Евангелиста.

16. Я не думаю, что вновь начнется война, подобная той, которая постигла иудеев, поскольку в тексте сказано: Будет тогда скорбь, какая уже никогда более не повторится. Однако иная беда придет к нам – как тогда разразилась земная война, так при кончине мира разразится война духовная против нечестивых, которые окажутся в том же положении, что и иудеи. Итак, все согласуется – как скорбь постигла Иерусалим по воле Божией, и все превратилось в пыль, столь же ужасны, и даже хуже буду события последнего дня, когда Он придет и положит конец всему этому миру.

17. Ибо, когда Христос вознесся на небеса, Он утвердил Свое царство не только в Иудее, но распространил его по всему миру через Евангелие, которое проповедуют и слышат повсюду. Однако мы поступаем подобно иудеям, мы отвергаем и изгоняем Слово Божие, убиваем христиан, исповедующих и проповедующих это Евангелие, как когда-то делали римляне, а затем вплоть до наших дней – папа, епископы, князья, монахи и священники. Это продолжается уже более пятисот лет, никому не позволено проповедовать Слово Божие, разве что повторять с кафедры слова Евангелия напоказ, а потом извлекать из него или привносить в него учения человеческие. Если же кто-то противился этому, они подавляют его протест огнем и мечом. Их бесполезно предостерегать и пугать словами и знамениями, они по-прежнему упорствуют в своей гордыне, бушуют и неистовствуют как безумные, посему у Бога всегда будет достаточно оснований, чтобы уничтожить их окончательно и на веки вечные в последний день.

18. Таким образом, слова пророчества Даниила о мерзости запустения относятся и к нам. Ибо и у нас настоящая мерзость пребывает на святом месте, а именно в христианском мире и в человеческой совести, где должен царствовать только Бог, о чем Даниил ясно сказал в 8-й и 9-й главах. Ибо истинное чистое учение гласит, что мы искуплены Христом от греха, смерти, сатаны и всякого несчастья, введены в царство Божие по Слову и вере и таким образом освобождены от всякого Закона. И ни один человек, кем бы он не был, не может войти в царство Божие или освободиться от греха через дела Закона. Там, где это проповедуется с верою, Христос духовно царит в сердцах без посредников, там живет Дух Святой со всеми сокровищами и полнотой богатства Божия.

19. Что же делает папа? Он восседает не в вещественном храме, или доме Божием, но в духовном, новом живом храме, о котором Павел сказал: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы», 1 Кор. 3:17. Во все времена многие бесы и еретики пытались воссесть там, а также всякие проповедники противного истине учения – если хочешь спастись, вступи в то или иное общество или орден, соверши то или иное дело. Они уводят людей от веры к делам. Произнося слова: Христос есть Господь – они на деле отвергают Его, ибо не говорят ни единого слова о том, что Он прощает грехи только по благодати и спасает от смерти и ада. Они говорят: Этот обряд, эти дела должны стать нашим наказанием за грех, таким образом мы должны искупить грех, дабы обрести благодать. Что по существу означает: Христос не сделал этого, Он не Спаситель. Его страдания и смерть не способны помочь, ибо, если твои дела могут совершить это, то Христос не может сделать этого только Своими Кровью и смертью, иначе другое оказалось бы напрасным. Настаивая на значимости своих дел, ты изгоняешь Христа, ты отвергаешь и позоришь Его драгоценную Кровь и Его вместе с нею. Тогда Он не может царить в твоем сердце Своим Словом, делом и Духом, твои дела становятся идолом, которому ты позволяешь воссесть и править в твоем сердце.

20. Итак, не является ли папа величайшей мерзостью из всех, о которых сказали Христос и Даниил, а также истинным антихристом, о котором сказано, что воссядет во храме Божием посреди народа, где звучит имя Христово, и где должны пребывать Его царство, Дух, Крещение, Слово и вера, ведь папа чинит препятствия служению и царству Христову своим извращением духовных установлений Христа, желая управлять совестью людей через свои установления и дела. Его можно с полным правом назвать «мерзостью запустения», разрушителем и опустошителем всего вокруг, ибо, как было сказано, Христос и человеческие дела не могут существовать вместе – если одно господствует, другое должно пасть и быть уничтожено, поэтому папа разрушает царство Христово повсюду в своих епархиях, и все его приверженцы отвергают Христа.

21. Обо всем этом пророчествовал Св. Павел, сказав во 2 Фес. 2:3-4: «Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». То что паписты хотят отвести от себя эти слова , говоря: Христос и Павел имели в виду Иерусалимский храм, антихрист воссядет и будет править именно там – лишено смысла. Ибо Христос сказал здесь, что Иерусалиму вместе с храмом придет конец, и после разрушения храм никогда не будет отстроен заново. Посему слова Павла, указавшего на время после иудейского царства и разрушения материального храма, нельзя понимать иначе как относящиеся к новому духовному храму, каковым, по его же словам, являемся мы сами. Там, сказал Павел, воссядет папа и будет почитаем – не выше Бога, но выше всего, называющегося Богом, ибо имени Божию по-прежнему принадлежит высочайшая честь, посему он может вознестись не над истинным Богом, но над тем, что называется Богом и является объектом поклонения. Он вознесен над проповедью и поклонением, выше истинного Бога. Это проявляется в том, что многие князья и мир остаются ему верны, признавая его повеления выше и существеннее заповедей Божиих. Если кто-то ест мясо вопреки его указам или слагает с себя нечистое состояние священника, монаха или монахини ради жизни в браке, как заповедал Бог, или, в соответствии с установлением Христовым, принимает Причастие в обеих его формах, он [якобы] совершает великий грех. Они уделяют гораздо меньшее внимания воровству, прелюбодеянию и всякому открытому греху против заповедей Божиих, и никому не позволено даже наказать их за это. Более того, совершаемые ими самими бесчестие Слова Божия, преследования и убийства христиан, почитаются у них величайшим служением Богу, а также лучшим способом послужить своему богу, папе. Разве это не превознесение и почитание антихриста выше Бога, когда всякий говорящий или поступающий против этого, попав к ним в руки, должен немедленно умереть. Думаю теперь, что достаточно уже рассказано и разъяснено в отношении этой мерзости.

22. Сейчас время всякому, кто в состоянии, бежать и спасаться, оставить все свое имение позади и отправиться в путь как можно скорее – не ногами, но сердцем, дабы избавиться от мерзости и войти в царство Христово через веру. Однако нужны разум и глубокое понимание, чтобы распознать эту мерзость. Лучше всего ее можно различить при сравнении со Христом, Который учит, как говорилось выше, что мы примирены с Богом и спасены Его Кровью. Папа же приписывает такую силу нашим делам. Таким образом, вы всегда видите, что спасение по делам и спасение без дел (вера во Христа как нашего Оправдателя перед Богом) противоречат друг другу. Если вы хотите остаться со Христом, вам следует бежать от папы, оставить его.

23. Такова мерзость запустения, царившая до наших дней, теперь же она открылась по благодати Божией, однако она не может быть уничтожена императором или мирскими властями. Должно произойти более чем материальное разрушение, ибо это великая скорбь, которую не превзойдет никакая другая физическая. Посему Бог оставил для Себя истребление этой мерзости, Павел во 2 Фес. 2:8 сказал о беззаконнике, «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Хотя они сами страшатся зла, исходящего от мирских властей и мятежников, участь их будет не столь легкой. Ибо они не достойны столь мягкого наказания, Бог не даст им погибнуть от руки человека, но Сам убьет их без всякого оружия, Своим Словом. Поскольку начало уже положено, и царство разрушено до такой степени, что оказалось бессильным и не может уже пленять совесть людей, познавших Евангелие. Сколь бы яростно папа ни враждовал против Евангелия, ему все же приходится припадать к ногам князей и просить у них помощи. Итак, его власть ослаблена и сокрушена Евангелием, однако его окончательное уничтожение произойдет в последний день. Посему это должно отчасти продолжаться, до тех пор, когда Христос, сойдя с небес, разрушит и сотрет все в пыль.

24. Но как в прошедшие времена среди иудеев дни сократились, в соответствии с тем что сказал Христос, так и теперь дни должны сократиться ради избранных, ибо мы наблюдаем, что власть папы натолкнулась на сопротивление и пришла в упадок за последние сто лет, причем, в отличие от времен собора в Констанце, когда Гуса сожгли на костре, ей уже не удается через устрашение заставить всех почитать папу как Бога. Истина, в конце концов, вышла на свет, и теперь папская власть презираема и сможет сохраниться лишь непродолжительное время. Посему мы отмечаем, как я уже говорил, что слова нашего текста касаются не только иудеев, но и современной мерзости, царства папы. Далее Христос указал: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте».

25. Это утверждение дает нам истинное понимание того, как победить папу и его мятежных сообщников, разрушающих царство Христа и ограничивающих жизнь христианина внешними видимыми вещами, публично заявляя: Где папа, там Христианская церковь. Они хотят привести нас к тому, чтобы мы находили, чувствовали и принимали Церковь в лице определенного человека или государства и исключительно внешним образом. Так поступают они во всех своих монастырях и прочих заведениях. И говорят: Посвятив себя этому призванию, ешьте, одевайтесь, молитесь и поститесь так-то и так-то, и тогда искупите свои грехи и спасетесь. Однако Христос показал нам очень отчетливую картину и, указывая на все эти монастыри, призвания и дела, которыми они пытаются помочь душе, предупредил, чтобы мы опасались их и не позволяли увести себя с основания, на котором стоим. Он указал, что мы не можем стать христианами при помощи чего-либо подобного, но искуплены от всякого зла только Его Кровью и приняты в Его царство, если веруем. Таким образом Он отвратил наш взгляд от всего земного и внешнего, одним словом повергнув в прах все учения, не проповедующие веру во всей ее чистоте, и всякую жизнь, которая не руководствуется истинным учением о вере. То есть Его слова: «Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте», означает: Берегитесь всего, что направляет вас в сторону дел, ибо в сущности это обманывает вас и удаляет от Меня.


«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».


26. Вот замечательные, серьезные и угрожающие слова, означающие, что проповедники дел навязывают людям эту идею так убедительно и с таким энтузиазмом, что даже твердые в вере святые не могут защитить себя от нее, и она уводит их за собой, как случалось уже не раз. Ибо и наши дорогие отцы, Августин, и, вероятно, Иероним, а также Св. Бернард, Григорий, Франциск, Доминик и многие другие, хотя и были людьми благочестивыми, в данном случае ошибались, как я уже неоднократно отмечал. Ибо заблуждение, что жизнь христианина ограничена проявлениями внешними, появилось довольно рано и увлекло их вместе с другими людьми. Все зашло так далеко, что их собственное внешнее поведение обманывало их самих, это мы и наблюдаем в книгах Св. Бернарда. Как плохо он писал, обращаясь к вопросам монастырской жизни, но когда он говорил свободно, из глубины собственной души, проповедь его была столь изящна и красива, что доставляла удовольствие ему самому. То же пережили Августин, Иероним, Киприан, великий и прекрасный мученик, и многие другие. Но когда перед ними возникали вопросы, связанные с законом и внешними правилами, следует ли понимать их так или иначе, они немедленно оступались и падали, так что увести их в сторону было несложно. Однако приверженцы папы по-прежнему указывают на них как на главный аргумент против нас. Могло ли такое множество святых и учителей заблуждаться, говорят они, и мог ли Бог совершенно оставить этот мир? Они не видят, что это становилось для святых камнем преткновения, заставлявшим их падать.

27. Что же нам ответить им? Смысл прочитанного текста ясен. Нам надлежит непоколебимо верить в это, мы не можем пренебречь этим, даже если бы святые Ангелы небесные восстали против этого, ибо разве Христос не более свят, и Слово Его не значит более, чем их слово? Ведь Христос никогда не говорил о Себе, что Он – Господь многих или великого множества, но что он Господь лишь небольшого числа людей, избранных, дабы они не преткнулись и не были увлечены в сторону. Он предупредил нас, чтобы мы не следовали примеру этих людей, когда они цепляются за вещи внешние. Если бы они не заблуждались, Христос был бы неправ, говоря это. Итак, если бы все святые пришли убеждать меня поверить в папу, я бы отказался, ответив: Хотя вы и принадлежите к числу избранных, но Христос сказал, что надлежит прийти отвратительным и опасным временам – и вы также будете заблуждаться. Посему мы должны держаться Писания и Слова Божия, говорящего, что Он не «здесь» и не «там». Где Он, там буду и я. Его нет там, где мои дела или мое призвание. Всякий, кто учит меня иному, обманывает меня, посему я продолжаю утверждать, что все предлагаемое ими бесполезно. Например: Святые отцы и учителя думали так и жили так, следовательно мы тоже должны думать и жить подобным образом. Нам же полезно одно: Так учил и думал Христос, посему и мы должны думать так же, ибо Он выше всех святых.


«Вот Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: ‘вот, Он в пустыне’, – не выходите; ‘вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте».


28. Уже во времена святых отцов, Антония и других, вскоре после времен апостольских, распространилось заблуждение, о котором сказал здесь Христос, хотя Антоний и боролся с ним. Люди бежали в пустыню тысячами, и это стало настолько популярно, что позднее Иероним и Августин почитали этот обычай и не находили слов, чтобы в достаточной мере прославить его. Теперь, рассматривая его в истинном свете, мы видим, что он решительно противоречит сути данного текста. Среди тех людей было множество еретиков и осужденных, и хотя встречались также благочестивые люди, которым удалось избежать обмана, все же этот пример опасен и не заслуживает одобрения. Конечно, и Св. Франциск был человеком святым, однако мы не должны следовать такому его примеру и примеру учрежденного им ордена. Этого не смогли понять даже святые, настолько глубоко и в разнообразных проявлениях укоренилось данное заблуждение. Жизнь христианина не ограничивается пустыней, но протекает в обществе, как жили Христос и Апостолы, чтобы мы могли, находясь в мире, проповедовать и наставлять открыто, приводя людей ко Христу. Люди же, бегущие в пустыню, не хотят оставаться в мире, где им приходится столько страдать. Они предпочитают вести строгую жизнь по своему усмотрению, желая таким образом стать лучшими христианами, чем другие. Так поступают и живущие в монастырях, которые Христос назвал «потаенными комнатами». В завершение Христос сказал:


«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».


29. Тем самым Господь указал: Не верьте им, когда они пытаются поместить Христа в определенные пределы и увести вас от веры к делам. Я предостерегаю вас, чтобы вы не отпали от чистой веры, ибо не знаете, в какой час я приду. Если кто-то пренебрегает Мною, Я приду внезапно, как молния, ударяющая с небес. Всякий, кто не держится за Него верою, погибнет. Посему следите, чтобы этот день не застал вас врасплох. Крепко стойте в вере, дабы, погрузив вас в праздность и сон, Сатана не вырвал у вас вашу веру. Однако утверждения Христовы здесь следуют одно за другим без определенного порядка. Как я уже говорил, Матфей передал их все вместе, беспорядочно. Посему следующие слова не вполне согласуются с предыдущими:


«Ибо, где будет труп, там соберутся орлы».


30. Это значит, что вы не должны спрашивать о месте, куда придет Христос. Я там, где хочу быть, поэтому там мы и встретимся, как говорится, «где будет труп, там соберутся орлы». Ибо как орлы не намечают для себя места, в которое полетят, но где оказывается труп, там они и собираются, так и Мои люди найдут Меня. Где буду Я, там будут и избранные Мои. В этом тексте сказано как о конце Иудейского царства, так и о конце света. Матфей дополнил его высказываниями, касающимися знамений последних дней, которые Лука передал отдельно. Это связано с иными событиями, и подробно рассматривается по другому поводу.


Примечание: В последнее воскресенье года многие проповедуют по 6-й главе Ев. от Иоанна, где сказано о том, как Христос накормил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами. Это поясняется в Зимней постилле на время Великого поста.

Господу слава вовеки.



Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Проповедь на 25-е воскресенье после Троицы (Мартин Лютер)