![]() |
Проповедь на 24-е воскресенье после Троицы (Матфея 9:18-26). Из церковных постилл. Все права на русский перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников. Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие" |
Матфея 9:18-26
1. Дорогие друзья, вы знаете, что Евангелие – это проповедь об одной Личности, именуемой Христом. И хотя вокруг понаписано множество других книг и произнесено множество проповедей как о язычниках, так и о христианах, а также о матери Божией, Св. Петре, Ангелах и многих святых, это все не Евангелия, ибо истинное Евангелие повествует нам о Христе и о благе, которое мы надеемся получить от Него.
2. Разумеется, иногда в Евангелии говорится и об Иоанне Крестителе, Марии и Апостолах, однако эти упоминания, собственно говоря, не являются Евангелием, ибо они принимаются во внимание, только чтобы еще лучше показать, откуда пришел Христос, и каково Его служение. Поэтому Лука рассказал нам историю Иоанна Крестителя с самого начала, с его зачатия и рождения, а также историю Девы Марии. Все это написано не ради них, но только ради одной Личности, Христа, так что все в Евангелии связано с одним лишь Христом. В Посланиях Св. Павла ничего не сказано о святых, все в них обращено только ко Христу. Евангелисты поведали о чудесах, совершенных Христом, но ничего не сказали о делах Иоанна или Марии, только о том, что совершал Христос, как Он исцелял души и тела людей, как люди прилеплялись к Нему.
3. Бог повелел, что по воле Его все должны прилепляться к одному человеку, Христу, надеяться на Него и держаться за Него, дабы получить спасение. Потому ничего не следует знать ни о ком, кроме Христа, Который один был предложен нам Богом в жертву умилостивления, как сказал Св. Павел в Рим. 3:25. До сих пор один прилеплялся к одному святому, другой к другому, у одного была Мария, у другого Святая Варвара, и повсюду существовали многочисленные секты и монашеские ордены. Но никому не было дела до Христа, они лишь пользовались Его именем. У нас было много посредников, которых мы оставили, чтобы держаться одного только Христа. Поэтому Св. Павел сказал в Рим. 1:2, что Евангелие было обещано Богом через пророков для проповеди о Сыне Его. Он твердо настаивал, что в Евангелии ничто не имеет смысла, кроме Личности Иисуса Христа. Познавший это должен благодарить Бога за то, что он знает, где найти утешение, помощь и уверенность, такой человек презрит и отринет любые проповеди о ком-либо другом.
4. Именно поэтому мы видим в сегодняшнем евангельском тексте Господа, общающегося с людьми, привлекающего к Себе весь мир любовью и утешительным учением, чтобы люди могли прилепляться к Нему своими сердцами, полагаясь на Его праведность, в надежде получить от Него как духовные, так и мирские сокровища. Не увидите вы Его принимающим что-либо от тех, кому Он принес помощь и исцеление – мы еще услышим, что Он не получил от них ничего, кроме насмешек и оскорблений. От Него исходят добрые дела, в ответ же Он получает насмешки и презрение.
5. Все это проповедуется и предлагается всему миру, дабы люди смогли по-настоящему познать этого Человека и понять, как стать христианами, а не просто добрыми и чистыми. Другие учения, не связанные с Евангелием, подобно книгам языческих учителей, гласят, что через них люди должны стать добродетельными, в свою очередь легенды о святых стремятся побудить нас жить так, как жили святые. Назначение Евангелия – создавать не просто добрых людей, оно порождает только христиан. Быть христианином означает гораздо больше, нежели быть благочестивым. Человек вполне может быть благочестивым, не становясь христианином. Христианину нечего сказать о своем благочестии, поскольку в себе он не находит ничего доброго или благочестивого. Чтобы стать благочестивым, ему приходится искать иную праведность, праведность, заключенную в ком-то другом.
6. Для сего нам явлен Христос как неисчерпаемый источник, который во все времена преизбыточествует чистой праведностью и благодатью. За эти праведность и любовь Он не желает получать ничего, кроме благодарности, хвалы и любви благочестивых людей, принимающих Его любовь и благодать, тогда как другие презирают Его за это. Вот все, что Он пожинает. Итак, человек называется христианином не потому что совершает много дел, но потому что он нечто принимает от Христа, черпает из Него, позволяя только Христу обогащать его. Если человек более ничего не получает от Христа, он перестает быть христианином, поскольку он может оставаться таковым, только принимая, а не даря или совершая, причем принимая не от кого-то иного, но только от Христа. Будучи сосредоточены только на своих делах, вы уже лишаетесь имени христианина. Конечно, мы должны совершать добрые дела, помогать ближним, делиться с ними, однако только это не дает никому права называться христианином и не делает человека таковым.
7. Посему, если вы хотите рассматривать это слово в его истинном значении, вам следует определять христианина по тому факту, что он получает нечто от Христа, и Христос живет в нем. Именно в этом смысл данного слова, подобно тому как человека называют «белым» из-за белого цвета кожи, «черным» – из-за темного, а «большим» – из-за его размеров. Так и христианин носит это имя из-за Христа, Который пребывает в нем, и от Которого он получает благословения. Поэтому, если человек называется христианином благодаря Христу, он конечно же не может называться так только благодаря своим делам. Из этого также следует, что никто не называется христианином благодаря своим добрым делам. Если это правда, в чем не может быть сомнений, то наши монашеские ордены и секты не могут наименоваться христианскими и воспитывать христиан.
8. Посему лжецы те, кто проповедуют или учат в церкви, посвящая себя заповедям, делам и уставам, не приносящим никакой пользы. Притворяясь христианами, они по-прежнему пытаются под этим именем обременить и измучить нас своими повелениями и делами. По моим делам меня вполне можно назвать постящимся, молящимся или паломником, но никак не христианином. Даже соткав вместе все свои дела и прибавив к ним все дела других людей, вы не получили бы Христа, и все собранное вами не позволило бы вам называться христианином. Христос отличается от законов и заповедей человеческих, будучи выше их всех. Он Сын Божий, Который один готов отдавать, а не получать. Если мне хватает благоразумия взять то, что Он предлагает, я обретаю Его и могу по праву называться христианином. Таково отличие между христианином и Христом.
9. Этот евангельский текст учит нас, что Христос является величайшей Личностью, прославленной во всем мире не для того, чтобы вселять ужас в сердца людей, но чтобы излить на них все земные и небесные дары, дабы все могли полагаться на Него и доверять Ему, непрерывно получая от Него одного все, в чем они нуждаются. Когда грех ужасает мою совесть, и проповедники закона приходят, желая помочь мне своими делами, они ничего не добьются. Здесь может помочь Христос, и никто иной. Более того, другие могут только помешать, будь это даже Петр, Павел или сама Мария, матерь Божия. Это может сделать только Христос, посланный Богом для распространения благой вести о прощении моих грехов без каких-либо дел или заслуг с моей стороны, исключительно по благодати, через веру в этого Христа. Если теперь я принимаю возвещаемое мне, то утешаюсь прощением своих грехов в глазах Бога и мира. Если я держусь этого всем сердцем, то я действительно христианин, за что благодарю Бога во Христе, который во всякое время дает мне Духа Своего Святого и благодать, чтобы грех не смог повредить мне ни здесь, ни в судный день.
10. Если я боюсь смерти и не хочу умирать, в этом Христе я нахожу утешение и исцеление, и смерть уже не страшит меня. Когда гнев Божий внушает мне ужас, у меня есть Заступник. Многие бегут в пустыню или надевают вретище, думая, что заставят Бога не гневаться на них, однако у них ничего не получается – на всяком человеке, не принявшем Христа, гнев Божий пребывает вечно, ибо так предопределено. От Иоанна 3:36.
11. Посему всякий, кто хочет иметь чистую совесть, не бояться греха, смерти, ада и гнева Божия, не посмеет отвергнуть этого Посредника, Христа. Ибо Он есть источник, преизобилующий благодатью и дарующий земную и вечную жизнь. Только открой свое сердце и отдай Ему, и Он примет его. Он изливается и течет, Он не может делать ничего, кроме как отдавать, течь и изливаться, если только ты веруешь в это. Ты вполне заслуживаешь, чтобы люди называли тебя христианином, если называешься так в силу того, что получаешь от Христа. Если же это не так, и ты хочешь многое дать Ему, ты не христианин. Таково драгоценное слово, которое столь высоко превозносил Св. Павел, и которое он никогда не мог превознести достаточно высоко, слово, гласящее о том что Бог милостиво даровал нам Своего Сына, дабы излить Свою благодать на всех принимающих ее. Рим. 3:24 и 8:32; Гал. 3:25.
12. Из этого следует далее, что совершая добрые дела и проявляя любовь к ближним, христианин не потому становится христианином или благочестивым человеком, но еще прежде ему надлежит стать христианином и благочестивым человеком. Он действительно совершает добрые дела, однако не они делают его христианином. Дерево приносит добрый плод, однако не этот плод делает дерево добрым. Так и здесь, христианином человек становится не благодаря своим делам, но благодаря Христу.
13. Из всего этого вы понимаете, что собой представляют христиане и их царство, что это собрание людей, верных Христу и имеющих единого Духа и одинаковые дары от Него. В этом все христиане равны, и никто не имеет в себе больше Христа, чем другой – Св. Петр не больше, чем разбойник на кресте, Мария, матерь Божия, не больше, чем грешница Мария Магдалина. В поведении и делах, разумеется, между ними есть разница, ибо Деве Марии пришлось совершить более великое дело, чем Марии Магдалине, а Св. Петру – более великое, чем разбойнику на кресте. В этом отношении мы смотрим на дела, однако благодаря своим делам мы не становимся христианами. Дева Мария – христианка не потому, что сделала великое дело, выносила в своем теле Христа, столь драгоценное и неизреченное сокровище. Женщине, воскликнувшей Господу из толпы: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», Христос ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11:27-28). Вы видите, что Он превознес верующих над Своей матерью. «Дева» и «мать» – прекрасные имена, но и они не сравнятся с именами верующих, или христиан. Так и Апостол Павел в своем Послании к Галатам 2:6 сказал о служении великих Апостолов как о немного значащем в глазах Божиих кроме того, что оно полезно и благословенно для других людей.
14. Посему мы все равны по вере во Христа. Хотя Св. Петр имеет более сильную веру, чем я, это та же вера во Христа. Ибо Отец предлагает Своего Сына Христа разнородной массе людей, и всякий принимающий Его получает всего Христа, в слабости или в силе – не имеет значения. Упомянутая в Евангелии женщина, болевшая на протяжении долгого времени, прикоснулась ко Христу так же, как Дева Мария, Его мать. Посему христиане имеют единого Духа, и равны по рождению. Св. Петр должен признать меня своим братом, а я могу назвать его своим. Более того, Христос принимает нас как своих братьев, после Своего воскресения Он сказал Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». От Иоанна 20:17. А Св. Павел назвал Христа «первородным между многими братиями», Рим. 8:29. Об этом он прекрасно сказал в своем Первом Послании к Коринфянам 8:9-12, где так написал о слабых братьях: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.».
15. Суть всего Евангелия в том, что мы по-настоящему познаём Христа, и не просто носим имя, но знаем, что все получаем от Него. Если мы христиане, то имеем все, и Бог является нашим Отцом, а мы господствуем над всем на небе и на земле. Этого мы не смогли бы добиться своими делами, сколь бы великими и драгоценными они ни были. Теперь вы видите, как далеки от истинного христианского имени живущие под властью папы. Евангелие проповедует нам только одну Личность, Христа, – не Марию, не тем более папу или какое-то дело, сколь бы драгоценным оно ни было. Оно должно являть нам Христа, которого Бог послал к нам, и никого другого, чтобы мы все черпали из Него, ожидая Его благодати и праведности.
16. Если вам проповедуют Христа как Судью, рассказывают о том, что Он явится в судный день, и вы должны совершать множество добрых дел, чтобы Он вознаградил вас, а вы соглашаетесь с этим, то Он действительно станет для вас Судьей, а не Спасителем. И если вам представляют Его так, как люди привыкли изображать Его мать, указывающей Ему на свою грудь, то это проповедь диавола, а не Христа, Который только дает и ничего не получает. Воистину, когда вы что-то получаете от Него, добрые дела следуют сами собой, без принуждения и требования, и это прекрасно показано нам в сегодняшнем евангельском тексте.
17. Ибо здесь вы видите Христа, проповедующего народу Евангелие. Проповедь имеет огромное значение, ибо тем самым Он совершает для нас великое служение, становясь нашим Учителем и наставляя нас в познании Его Самого. В этом проявление Его великой благодати и любви. Здесь, на земле Он не перестает учить, чтобы мы могли принять Его как своего Спасителя и Искупителя, далее следуют Его благие деяния, которые Он являет повсеместно всякому нуждающемуся. Вы не найдете в Евангелии никого, кто просил бы у Господа и не получил от Него помощи. Всех приходивших к нему: слепых, глухих, хромых, парализованных, Он принимал – и помогал каждому, исцеляя от всяких болезней, как писал Лука (6:19), «и весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех».
Часть II – Подробнее о Евангелии и Христе.
1. Так поступил Он и с этой женщиной. Женщина услышала Его проповедь и увидела в нем доброго, терпимого Человека, проявляющего сочувствие ко всему миру. Затем она осмелилась приблизиться к Нему и, решив, что раз Он никого не гнал от Себя, она тоже вправе насладиться Его сочувствием и добротой. Поэтому она забыла про Апостолов и всем сердцем доверилась одному только Господу, говоря в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею».
2. Взгляните, каково сердце этой женщины! Ее вера воистину велика и прекрасна. В сердце своем она не сомневалась, что Он обязательно поможет ей, если только она прикоснется рукой к Его одежде, но все же она не осмелилась подойти к нему открыто. Она почитала Себя недостойной говорить с Ним или смотреть на Него, поскольку знала, что ничего не заслужила и ничего не сделала для Господа. Поэтому она решила приблизиться к Нему сзади, пала к Его ногам и слегка коснулась края Его одежды. В ее поступке нет ничего, кроме неловкости и смирения. Кто заслужил, чтобы Господь позволил этим людям услышать проповедь Евангелия? Не было ни готовности, ни дел. Но вот перед нами эта бедная женщина, надеявшаяся получить от Господа нечто очень важное – освобождение от болезни. Она страдала непрерывными кровотечениями в на протяжении двенадцати лет. Чего она заслуживала в таком состоянии, как могла оказаться достойной чего-то, страдая таким заболеванием? Разумеется, она была достойна, но только принимать, а не отдавать, ибо в то время она не способна была дать даже самого малого.
3. Я более всего готов принять милость и благость Христа, когда чувствую, что нуждаюсь в этом. И тогда возникает прекрасная гармония встречи богатого и бедного, Христа и грешника. Однако это великое искусство, убедить людей в том, что они бедны и нуждаются в благодати. Это очень сложно, да и диавол всячески противится этому, неизменно направляя внимание людей на их добрые дела, так чтобы они ни при каких обстоятельствах не пришли к мысли о том, что нуждаются в благодати и милости Христа.
4. В повествовании (Марк.5:25) сказано, что несчастная женщина страдала кровотечением двенадцать лет, и стараясь излечиться от него, потратила все свои средства на врачей. Но чем больше она тратила на лечение, тем хуже ей становилось. Лука и Марк особенно подчеркнули этот факт, показывая тем самым, что чем больше проповедуются заповеди и дела, тем хуже становится всем нам, и мы ничего не получаем от этого, кроме все новых и новых ударов. Совесть невозможно успокоить добрыми делами. Как только мы изгоняем один грех, на его место тут же приходит другой. Более того, эти лекарства и дела часто производят грех там, где его раньше не было, пока мы не придем ко Христу, подобно той женщине, которая так долго была больна и никогда не получила бы помощи, не приди она к Иисусу, даровавшему ей здоровье без каких-либо заслуг с ее стороны. Она ничего не дала Ему, она только приняла, позволив Ему одарить себя.
5. Так бывает со всякой проповедью, в которой не говорится о Христе, и это же указывает, что мы должны постоянно прибегать к Слову и упражнять себя в Слове непрерывно, ибо во все времена мы встречаем людей, чья совесть пробуждает в них тревогу и беспокойство. Ведь эта женщина олицетворяет собой тех несчастных, чья совесть истекает кровью от ощущения собственной греховности. Кровотечение это продолжается непрерывно и не может остановиться. Ибо плоть и кровь всегда поступают сообразно только своим желаниям. Когда же это чувство берет верх, несчастные принимаются за дела, желая помочь самим себе. Один совершает одно, другой – другое, однако никто ничего не добивается.
6. Отсюда и множество монашеских орденов и учреждений, возникших потому, что люди изобрели такое количество дел, что все их едва ли можно перечислить. В чем же причина всего этого? Дело только в нашей совести, измученной грехом, который так тревожил и изнурял нас, что мы надеялись таким образом искупить свои души и освободиться от всех грехов. Однако Христа во всем этом не было, поскольку мы хотели только отдавать, ничего не получая. Посему нам становилось все хуже, как и этой женщине, которую все врачи пытались излечить, но не нашлось ни одного, способного помочь ей. Так и мы верили всем врачам, и если приходил кто-то, совершивший хотя бы небольшое дело, мы встречали его с радостью. Господи, мы так желали исцелиться, так желали иметь спокойную совесть и быть свободными от греха.
7. Наши врачи – это проповедники закона, порабощающие христиан. Когда кто-то страстно желал освободиться от греха, что они делали с ним? Они давали ему лекарство, от которого он становился лишь еще более слабым и больным. Мы видели, а отчасти и испытывали на себе, как, причиняя нам огромный вред, люди добивались праведности через свершение человеческих дел, стремясь таким образом к освобождению от греха. Но безуспешно, грех и смерть все сильнее и сильнее удручали нас, так что не было на земле людей более неуверенных в себе, чем сами священники, монахи, монахини и все те, кто полагались на свои добрые дела. Если человек страдал от нарыва, за дело брался аптекарь. Он усыплял пациента, делал прокол, и гной выходил наружу, как будто душа, уже готовая покинуть тело, от чего они смущались и унывали. Никто не боится последнего суда так сильно, как эти весьма «духовные» люди. Свой страх они проявляют в своем отношении к делам, постоянно дополняя одно дело другим и до конца не полагаясь ни на одно определенное дело. Чем больше они совершают, тем хуже им становится, тем более их охватывает уныние и неверие, пока они не оказываются в таком же положении, как та женщина.
8. Это прекрасная притча, чрезвычайно полезная и для нас. Мы не только отдали ради этой цели все свое земное имущество, мы рисковали жизнью, налагая на себя посты, бичевания и прочие невыносимые бремена, так что некоторые теряли из-за этого разум и силы, а, в конце концов и душу. И я оказался одним из таковых, будучи уловлен этой «аптекой» крепче, чем многие другие. Я не сразу сумел понять это и сбросить с себя ярмо папского закона. Мне было невыносимо тяжело начать есть мясо по пятницам, когда я понял, что установленные папой заповеди и порядки ничего не стоят. Боже правый, сколько я вынес, прежде чем осмелился это сделать! И каждому следует освободить от этого свою совесть, презрев установленные папой традиции, для чего необходимо быть твердым в вере. Если же твердости не хватает, человек должен хорошенько подумать, прежде чем рисковать.
9. Судьба той женщины, которая потратила все имение на врачей и даже тогда не исцелилась но только страдала еще больше, постигла и нас. Все наши дела, заботы и труды бесполезны. Вся наша человеческая покорность и все наши правила рассыпаются в прах, и всё потраченное нами с этой целью полностью потеряно. Итак, мы видим, что заповеди и традиции папы и епископов – ничто, тогда как раньше мы трепетали перед ними и боялись их. Они помогли нам не больше, чем той бедной женщине, отдавшей все свое имущество и даже рисковавшей своей жизнью. О, к каким лекарствам и какому лечению ей пришлось прибегнуть! Как она страдала, изнемогала и изнывала от них! Появись у нее возможность вылечиться, она проглотила бы целую аптеку. Но все было бесполезно, ей пришлось терпеть свою болезнь долгих двенадцать лет.
10. Откуда же бедная женщина, наконец, получила помощь? Как только она приблизилась к Человеку по имени Христос, обретя в Нем надежду и утешение, пришло исцеление. Но кто указал ей на этого человека? Конечно, не врачи. Ибо, когда наши пасторы проповедуют Христа, они тем самым низвергают все дела и традиции папы. Кто же рассказал ей? Она услышала о Нем от кого-то, кто сам получил исцеление, причем исцеление не от врачей. Конечно же он сказал ей об Иисусе, добром и милостивом Человеке, Который помогает всем, не позволяя никому уйти от Него без поддержки, и о том, что Бог послал Его именно с этой целью. Так говорили ей многие из тех, кому Он успел помочь. Они и привели ее к Нему. Услышав об этом, она покинула врачей и пошла ко Христу.
11. Так происходит и сегодня. Проповедуют не Христа, но лишь человеческие дела: Делай то, делай это. Однако, несмотря ни на что, познание Христа распространяется среди людей, познание того, что мы можем ожидать от Него, и что все это совершает Он один, без наших дел и заслуг. Услышав Его голос, мы следуем за Ним, послушные Его слову, навсегда покидая врачей и не обращая больше внимания на проповедников закона и дел, не интересуясь их заповедями и традициями. Мы всем сердцем устремляемся к этому Человеку, Христу, со словами: Воистину, от этого человека нам надлежит принять все без каких-либо заслуг. Как глупо я поступал, подвергаясь такому риску! Да благословит тебя Господь, мой дорогой папа! Да благословит вас Господь, мои дорогие епископы, монахи и священники! Я больше не нуждаюсь в вашем лекарстве, ваших делах и заслугах, ваших заповедях и традициях, слишком долго вы мучили меня всем этим. Я нашел Того, Кто дает мне безвозмездно все, что прежде я покупал у вас за огромные деньги. Он дает мне это, не требуя дел и заслуг, тогда как раньше мне приходилось ради этого подвергать опасности тело, силы, здоровье и жизнь. Прощайте и спите спокойно! Я больше никогда не вернусь к вам.
12. Итак, человек становится христианином не по указу папы, не через дела и человеческие традиции, но по благодати и любви Христа. Всякий, имеющий неспокойную совесть, страшащийся греха, испытывающий ужас при мысли о смерти, не находящий в себе никакого добра, пусть придет к этому Человеку и исповедуется в том, что его мучит, воззовет к Нему, и Он непременно поможет. «Изливайте пред Ним сердце ваше; Бог нам прибежище», Пс. 61:9; 49:15. Скажите Ему: Вот пустой сосуд, который надо наполнить. Наполни его, Господи! Я слаб в вере, укрепи меня, я холоден в любви, согрей меня и зажги, чтобы любовь моя изливалась на ближних. У меня нет прочной, сильной веры, временами я испытываю сомнения и не могу полностью довериться Тебе! Горе мне, Господи, помоги мне, умножь во мне веру. Все мои сокровища в Тебе. Я беден, но Ты богат и милостив к бедному. Я грешен, но Ты праведен. Во мне текут реки греха, в Тебе вся полнота и праведность.
13. Если вы однажды научитесь этому, папские законы не смогут удержать вас в своем плену. Вы ничего не получаете от его законов и заповедей, но, подобно той женщине, расточаете все что имеете, свое тело и богатство, а наконец, еще и душу свою. И тогда вы сможете сказать: Мне нужен Тот, от Кого я могу что-то получить, а не тот, кому я должен только отдавать.
14. В других Евангелиях так сказано об этой женщине: Когда она исцелилась, Иисус почувствовал, что из Него вышла сила, обратился к людям и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Тогда ученики ответили: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит». Господь же не удовлетворился этим, сказав: «Прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня», Мк. 5:25; Лк. 8:46. Я знаю, что некто что-то получил от Меня. Господь поступил так, потому что вера этой женщины была угодна Ему, и Он собирался поведать об этом людям. Ибо Он желает одного – чтобы человек верил в Него и полагался на Него. То же было совершено и для начальника синагоги, и его вера подтверждена этим чудесным деянием. Посему Марк сказал: «Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Затем Господь отпустил ей грехи, сказав: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
15. Разве это не слова Друга? Какую радость пережила эта женщина, приняв от Него это проявление любви! Радость и мир обретают все, обращающиеся к этому Человеку за помощью. Там же, где появляется такая радость, за ней немедленно следуют дела, подтверждающие эту радость. Потому мир и радость этой женщины должны были проявиться внешне. И как только Господь даровал ей благо, она исповедала это перед всеми людьми, не стыдясь рассказывать о том, что приняла от Него, ничего при этом не отдав. Таких дел и такого благодарения желает от нас Бог, чтобы мы исповедовали и провозглашали Его любовь, милость и благодеяния перед всеми людьми, давая возможность другим прийти и получить Его дары. Итак, моя христианская жизнь побуждает меня делать добро другим, подобно тому как Бог сделал его мне, только ради того чтобы все познали Христа, однако таким образом я не становлюсь христианином. Подобно и та женщина не была исцелена познанием, ибо излечилась еще прежде совершения своих дел и обретения познания. Однако после выздоровления она исповедала Христа и прославила Его исключительно ради блага других людей, а затем отправилась совершать добрые дела, одно за другим. Так и мы, действительно будучи христианами, живем, чтобы служить ближним, где только возможно. Итак, подобно женщине, излечившейся, прежде чем она успела начать свои дела, мы, христиане, должны исцелиться, прежде чем сможем творить благо.
О дочери начальника синагоги
1. Подобно тому как Евангелие представлено нам в этой женщине, оно открывается и в истории о дочери начальника синагоги. Этот человек, которого Марк назвал Иаиром, был глубоко уверен в том, что Господь воскресит его умершую дочь. Потому что, если бы сердце его не было таким образом расположено к Иисусу, он не пришел бы к Нему и не попросил о вещи, по естеству невозможной. Тем самым он показал свою веру. Увидев в нем эту веру, Господь не мог не исполнить его желание, потому Он немедленно поднялся и пошел с ним. Во пути произошла уже услышанная нами история с женщиной, болевшей на протяжении двенадцати лет.
2. Когда же Иисус пришел в дом начальника синагоги, Он увидел «смятение и плачущих и вопиющих громко», в соответствии с законом Моисеевым, игравших на флейтах и трубах, подобно тому как в нашей стране звонят в колокола, чтобы собрать людей. Он приказал музыкантам и толпе разойтись, сказав: «Девица не умерла, но спит». И они насмехались над ним.
Это говорит о том, что когда звучит проповедь Слова, и Христос оказывается нашим помощником, а наши дела – бесполезными, мир не может не заметить этого. Он не может не насмехаться и не раздражаться (1 Кор. 1:23), ибо мир не приемлет того, что Христос помогает нам. Так поступили и эти люди, говорившие с уверенностью: Увы, хороший же Он наставник и врач! Чем Он поможет? Ведь Он не отличает даже спящего от умершего.
3. В мире Евангелие воспринимается как проповедь глупости, презирается и подвергается насмешкам, ибо диавол не допускает, чтобы эта проповедь почиталась. Она опасна для его царства, и осознание этого заставляет его нападать на Евангелие со всяческим вероломством, дабы помешать его проповеди и обесценить его в глазах своих последователей, чьи сердца он ослепил и поработил так, что свет Евангелия не может уже воссиять для них, как сказал Павел во 2 Кор. 4:4. Однако невозможно, чтобы проповедь Христа не принесла плодов. Она не бывает тщетной, Ис. 55:11, даже если ее принимают лишь немногие.
4. Поскольку сатана чувствует свою погибель и видит, что проповедь Евангелия направлена против его царства, он не успокаивается, он преследует, уничижает и атакует его со всех сторон. Вот и теперь он ярится и свирепствует по всему миру. Проповедь же Христова сокрушает все, что доставляет удовольствие диаволу и миру, и что мир признает самым святым и драгоценным. Ибо мир изображает некого бога, принимающего наши добрые дела, мессы, бдения, пожертвования, четки, митры, тонзуры, пеньковые веревки и прочие дела глупцов, которыми занят папа. Когда же человек приносит Евангелие и проповедует против этой папской бессмыслицы, как и надлежит, говоря, что все это ничто, обман, противление Христу и Писанию, ему следует ожидать, что его назовут еретиком, ничтожным человеком, совратителем людей. Затем они надменно скажут: Ты хочешь править всем миром? Ты думаешь, что ты мудрее всех? Наши предки не были глупцами. Многие святые благочестивые люди совершали эти дела и проповедовали их, а ты все их хочешь уничтожить? Этого не должно случиться! Тогда начнется время неистовства и буйства, гонений и смерти, диавол отстаивает свою правоту, и пусть будет то, чему суждено.
5. На сегодня достаточно об этом евангельском тексте. Запомните, Евангелие учит нас, что все заключено в одной Личности – Христе. Христианин же, получает свое имя от Христа. Я говорю об этом не из тщеславия, ибо знаю, чего стоит сохранить это среди соблазнов и жизненных невзгод. Станем же молить Бога о благодати, дабы мы могли воспринять все это серьезно и держаться этого всем сердцем. Аминь.