Проповедь на 23-е воскресенье после Троицы (От Матфея 22:15-22). Мартин Лютер

Мартин Лютер Проповедь на 23-е воскресенье после Троицы (От Матфея 22:15-22).
Все права на русский перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников.

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

Проповедь на 23-е воскресенье после Троицы

От Матфея 22:15-22


1. В этом евангельском тексте показано, как высокий ум и человеческая мудрость, лицемерно соглашаясь с Божией мудростью, бесстыдно нападают именно в тот момент, когда они стремятся выглядеть наиболее рассудительными. Так поступили здесь фарисеи, считавшиеся лучшими и наиболее образованными людьми среди иудеев, каковыми они себя и показали. Но их мудрость обратилась в безрассудство. Им не удавалось уловить Христа ни в Его речах, ни в Его делах, однако они очень хотели найти основание, чтобы убить Его. Поэтому они решили «уловить» Его хитростью, предложив самый безукоризненный силлогизм, на какой только способен человеческий разум: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?»

2. Они думали про себя: Теперь мы поймаем Его – Ему придется ответить либо «да», либо «нет». Если скажет «да», мы победили, если скажет «нет», Он все равно окажется в ловушке. Называя Его учителем, они попытались заставить Его благочестиво согласиться с ними, а говоря: «Мы знаем, что Ты справедлив», они напомнили Ему о Его служении. Как надлежало поступить Христу? Все двери были для Него закрыты. Однако Он не воспользовался тем выходом, который они Ему оставили.

3. Не тонкий ли это был ход? Не показали ли они себя весьма рассудительными людьми? Какой бы ответ ни дал Господь, они могли уловить Его. Более того, не проявили ли они предусмотрительность, когда привели с собой Иродовых слуг, рассчитывая добиться своей цели хитростью и не позволить Ему избежать ловушки? Они рассуждали так: Вот, мы спросим у Него совета. Если Он скажет «нет» – с нами слуги Ирода, которые предадут Его смерти как бунтовщика против римских властей. Если Он скажет «да», то выскажется против независимости иудейского народа и настроит против себя людей. Ибо иудеи хотят стать свободным народом и иметь своего царя, их собственной крови, как сказал им Господь через Моисея во Второзаконии 17:15. «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе». Они не сомневались, что такое царство устоит до пришествия истинного царя, Христа, как предсказал патриарх Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель», Быт. 49:10. С этой целью Бог избрал народ Свой и образовал в нем царство только ради Христа. Иудеи имели также множество других указаний на то, что они не должны служить никому, что они призваны быть главой, а не хвостом и т.д., Втор. 28:44 (28:13). Этот и другие похожие тексты фарисеи и книжники распространяли в народе, похваляясь ими, подобно тому как теперь людям внушают мысль, будто Церковь не может ошибаться. И они рассуждали так: Если Он скажет «да», то произнесет хулу на Бога, будет достоин смерти как богохульник, и народ побьет Его камнями, ибо Господь обещал дать этим людям свободу, и они оставались Его народом даже во времена пленения.

4. Однако, как и теперь, в то время у них не было царя, поэтому во всем народе распространялись ропот, раздоры и мятежи. Эти люди, как я уже говорил, были научены Законом, что у них должен быть царь от их плоти и крови, потому они постоянно восставали против иноземных царей и правителей, в результате чего бывали сокрушаемы и многие гибли. Так происходило часто из-за непокорности, грубости и ожесточенности этого народа. Посему римляне, которым в то время принадлежала власть над иудеями, хорошо охраняли страну, разделив ее на четыре провинции и установив повсюду сильную власть князей и четвертовластников, чтобы разделенный таким образом народ не скоро смог собраться и поднять восстание, и чтобы легче было держать в повиновении людей, стремившихся восстать против Римской Империи. Итак, Пилат был назначен Римом в правители Иудеи, Ирод был четвертовластником в Галилее, его брат Филипп – четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – четвертовластником в Авилинее, о чем сказано у Луки (3:1). Такое разделение было произведено для подчинения иудеев Риму. Оно вызывало у иудеев гнев, неистовство и безрассудство, особенно во времена Христа, когда они особенно сильно желали получить своего собственного царя.

Потому фарисеи составили этот заговор, рассуждая так: Вот, римляне хотят сохранить свою власть. Если на наш вопрос Он ответит «нет», то четвертовластник не замедлит обезглавить Его, если же ответит «да», весь народ восстанет против Него, и мы добьемся своей цели. Они стремились таким образом найти основание для Его убийства или полного уничтожения Его учения и всего, что Он совершил для людей.

5. То, что предприняли иудеи, происходит всякий раз, когда мы не замечаем главного и беспокоимся о других, ненужных вещах. Так фарисеи были озабочены лишь своей свободой, поскольку Закон и Слово Божие обещали им, что они не будут подчиняться никому, кроме своего собственного царя, однако они попали под власть Римского императора. Писание учило их почитать Бога и любить ближнего, однако они оставили это, озаботившись другим. Им было обещано, что если они будут поступать по Слову и заповедям Божиим, то останутся свободным народом. Они не потрудились соблюдать заповеданного, сохранив, однако, желание быть свободными и иметь своего царя. Мы поступаем подобным же образом. Мы хотим пользоваться христианской свободой, полагая, будто разрушение изображений или непослушание властям делает нас христианами, но поступая так, мы пренебрегаем верой и любовью.

6. Что же сделал Христос, когда фарисеи попытались уловить Его своей хитростью? Он сразил своих врагов их же словами, и они попали в свою же ловушку, в которую они надеялись уловить Его. Он не сказал ни «да», ни «нет». Евангелист засвидетельствовал: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платите подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы».

7. Вы видите, каким мастерским приемом воспользовался Иисус. Он попросил показать Ему монету, которой уплачивалась подать, и спросил, чьи на ней изображение и надпись. Ему ответили, что кесаревы. Это позволило Ему заключить, что они были подвластны кесарю, которому обязаны были платить налоги и подати. Он как бы сказал: Вы позволили кесарю овладеть собой настолько, что он чеканит ваши деньги, а его монеты у вас в ходу, и вы отдаете им предпочтение, значит, он победил вас. Вы сами виноваты в том, что вами правит кесарь. Что им оставалось делать, услышав такой ответ? Они удивились и ушли. Фарисеи надеялись победить Его мастерски нанесенным ударом, но оказались обмануты собственной хитростью.

8. Все это записано для нашего утешения, чтобы мы, верующие во Христа, знали, что обладаем мудростью, превосходящей всякую другую, силой и праведностью, несравнимыми с человеческими, ибо никакой злой умысел не может победить Святого Духа. Во Христе мы побеждаем грех и смерть, обладая мудростью, превосходящей мудрость всего мира. Если Христос живет в нас верою, мы имеем в Нем Того, Кто совершает все это в нас. Однако это проявляется лишь во времена соблазнов и гонений, посему, если я принимаю это, Он приходит и дает мне силу смело преодолевать трудности на пути к победе.

9. Подобным же образом, мы не должны беспокоиться, что наше учение потерпит поражение и будет постыжено. Ибо, даже если все мудрецы мира вместе восстанут против Слова Божия, они воспротивятся тому, что произошло ради них. Когда они начнут с воем бросаться на него, у людей может мелькнуть мысль, что Евангелие терпит поражение, но, противопоставляя себя ему и желая его уничтожить, они лишь обнажат свою слабость, и сами попадут в ту же ловушку, в которую думали уловить Христа. В этом евангельском тексте, в некоторых писаниях Павла, и особенно в истории Св. Стефана мы видим, что они не могут правильно цитировать Писание, более того, произнесенные ими слова обращаются против них самих. Так, схватив Стефана, иудеи обвинили его, будто он хулил Храм (Деяния 6,7) и Бога, повелевшего им построить этот Храм. Они указывали на тексты Писания, с помощью которых надеялись заставить его замолчать, но Стефан, исполненный Духа Святого, показал им, используя один текст Писания за другим, что Бог не живет в домах рукотворных. Давид хотел построить для Него дом, но Он не пожелал этого. Почему? Задолго до рождения Давида Бог жил среди Своего народа. Воистину, беден тот Бог, которому надо строить жилище. С помощью многочисленных библейских сюжетов он доказал, что Бог не живет в домах, построенных руками человеческими. Что оставалось делать иудеям? Они сами оказались обличены Писанием, которое хотели обратить против Стефана.

10. Подобным же образом должны быть постыжены и низвергнуты все, восстающие против Господней мудрости и Слова Божия. Потому нам не следует бояться, даже если вся мудрость и сила мира противостанут Евангелию, и даже если они задумают остановить его кровопролитием, ибо чем больше проливается крови, тем больше появляется христиан. Тертуллиан назвал кровь христиан семенем, из которого вырастают другие христиане. Сатана захлебнется в крови христиан, посему нет способа силой остановить Евангелие. Евангелие похоже на пальмовое дерево, которое пышно разрастается на верхушке, и его можно нагружать сколько угодно. Даже если его использовать в качестве опоры, оно не ослабеет ни под какой тяжестью, но потянется вверх, несмотря ни на что. Такова же природа Евангелия – чем сильнее противостояние, тем более оно овладевает нами, чем тяжелее бремя, тем быстрее оно растет.

11. Посему нам не следует бояться силы. Нам надлежит скорее бояться своего процветания и благополучия, которые вредят нам больше, нежели страдания и гонения. Не должны мы пасовать также перед лицом мудрости и рассудительности мира, ибо все это не в силах навредить нам. Воистину, чем больше мирская мудрость противится истине, тем чище и яснее становится эта истина, поэтому нет ничего лучшего для Евангелия, чем противостояние ему всей силы и мудрости мира. Чем больше нападают на меня совесть, грех и сатана, тем более укрепляется моя праведность. Ибо терзающие меня грехи причиняют мне боль, и я все настойчивее взываю к Богу в молитве, а вера и праведность становятся при этом все сильнее. Именно это имел в виду Св. Павел, говоря в 2 Кор. 12:9: «Сила моя совершается в слабости». Итак, обладая таким сокровищем, которое укрепляется в испытаниях и противостоянии, нам не следует бояться, напротив, мы должны укрепляться духом и радоваться в страданиях, как сказал Павел, обращаясь к римлянам (Рим. 5:3), и как сделали Апостолы, которые покинули синедрион с радостью и благодарили Бога за то, что удостоились принять бесчестие за имя Господне (Деян. 5:41). Если бы Сатане хватило благоразумия успокоиться и не мешать проповеди Евангелия, она нанесла бы ему куда меньший ущерб, ибо если Евангелие не подвергается нападкам, оно слабеет, не имея возможности и причины являть силу и действенность.

12. Итак, мы пребываем в безопасности, никто не нападает на нас. В результате мы продолжаем жить, как жили, и даже более того, мы становимся еще хуже. Нападая на нас при помощи Писания, наши враги добиваются немногого. Выступая против нас письменно, они достигают не больше, чем если бы вздумали дуть на огонь. Но если они бросят нас в огонь или начнут избивать, это послужит причиной появления еще большего числа христиан.

13. Посему, когда на нас нападают, мы можем утешаться тем, что Христос живет и побеждает в нас. Христос так близок к нам, что в Нем мы торжествуем во все времена, поскольку пребываем во Христе. Пока наши противники не подступают к нам, Он бездействует, когда же мы сокрушены, Он рядом и готов посрамить всех наших врагов.

14. Этот текст также показывает нам, что люди, которые немного возвысились над другими, те кто способнее и сильнее, кто особенно щедро одарены разумом, здоровьем и богатством, кто более артистичны, образованы и умны, красноречивы и способны вести за собой других, те кто наилучшим образом умеют распоряжаться всем, – такие люди активнее всего противостоят Господу, полагаясь скорее на собственные силы и разум, нежели на Бога. Поскольку их извращенная природа не позволяет им использовать дары наилучшим образом, для благополучия и просвещения ближних, они полагаются на свои дары, надеясь получить то одно, то другое, и забывают, что и в этом им нужны помощь и сила от Бога. Так поступили и эти фарисеи и книжники, уверенные, что им удастся таким способом уловить Христа – поскольку, предположили они, Ему некуда бежать, Он попадет в нашу ловушку, независимо от Своего ответа.

15. Смотрите, сколь коварна и развращена природа человеческая! Мне кажется, здесь она предстает во всей своей красе. Воистину, в человеке нет ничего, кроме зла, лжи и обмана, хитрости и дурных помыслов. По природе своей человек есть лжец (Пс. 115:2). На него ни в чем нельзя положиться. Не воображайте, будто кто-то говорит вам правду, каждое слово человека пропитано ложью. Почему? Потому что источник этих слов отравлен, иными словами, сердце человека зло, посему из него не могут течь добрые реки. Именно поэтому Господь часто называет людей змиями, порождениями ехидны (Мф. 23:33). Не лучшее ли это имя для человека? Идите, хвалитесь своим благочестием, своей силой и свободной волей! В глазах мира действительно можно быть прекрасным и благочестивым человеком, сияющим своей святостью, однако в конечном счете, мы не встретим никого, кроме змиев и порождений ехидны, особенно среди самых достойных, самых уважаемых, разумных и мудрых людей. Внимательно изучив греческую, иудейскую и римскую историю, вы обнаружите, что лучшие и мудрейшие властители, которые, по мнению людей, правили прекрасно, вовсе не думали о Боге, но полагались только на себя, ничего не признавая деянием Божиим.

16. Из этого следует, что чем менее ловок человек в глазах мира, тем меньше он враждует против Бога, люди же особенно умные и почитаемые в мире, лгут больше других, надеясь коварством скрыть свое лукавство и свои злые мысли. Конечно же, они могут успешно скрывать все это, однако Святой Дух видит все насквозь и превосходно обо всем знает. Поэтому Писание часто называет таких людей львами, волками, медведями, свиньями и дикими зверями, которые в вожделении пожирают всё вокруг своими коварством и хитростью. Посему Ветхий Завет запрещал иудеям есть некоторых животных как нечистых, – в их число входили как уже названные здесь, так и другие, – только для указания на то, что есть сильные, могущественные, богатые, ловкие, сообразительные и мудрые люди, которых следует остерегаться, как если бы они были нечистыми. Такие люди сбивают с пути и обманывают других своим внешним видом, своими силой и мудростью. Окружающие не признают их дурными, не верят, что это люди, замышляющие и творящие зло. Итак, ни в коем случае нельзя доверять ни одному человеку. Не верьте никому – вас обманывают всегда и во всем. Более того, доверяя людям, вы идете против Бога, ибо не полагаетесь на Него. Как написано (Иер. 17:5-7), «проклят человек, надеющийся на человека; благословен человек, который надеется на Господа».

17. Кто-то может возразить: «Но что же нам делать? Разве мы не должны общаться и иметь отношения друг с другом? И как иначе может продолжаться человеческая жизнь? Нам необходимо покупать и продавать свои товары. Если все перестанут доверять друг другу, всякое взаимодействие между людьми прекратится!» Я отвечу: «Да, люди нуждаются в общении и взаимопомощи. Но я настаиваю – в какие бы отношения вы ни вступали с людьми, продавая или покупая, не полагайтесь на них, не доверяйте им. Не может быть никаких сомнений, что доверяя людям, вы уже оказываетесь обмануты, поскольку природа человеческая сама по себе не может не лгать и не сбивать с толку. У людей все ненадежно, их поступки и слова изменчивы, в этом вы можете быть уверены.

18. Итак, мы должны полностью положиться на Господа, сказав: Господи, Ты моя жизнь, мои душа и тело, мое имущество и все, чем я владею. Направляй меня и распоряжайся всем по Своей Божией воле. В Тебя я верю и на Тебя полагаюсь. Ты не оставишь меня в столь опасном предприятии с таким-то и таким-то человеком, которому я не доверяю. Если Ты видишь в этом благо для меня, наблюдай, чтобы он был честен со мной, если же сочтешь, что в этом нет для меня пользы, не дай ему сдержать свое слово. Я согласен на все, да будет воля твоя.

19. Однако если вы полагаете покупателя честным человеком, который сдержит свое слово, и в котором вы уверены, что он не обманет вас, то вы отпали от Бога, вы молитесь призраку и доверяетесь лжецу. Поэтому, имея дело с человеком, рассуждайте так: Если он честен, хорошо – если нет, тогда, ради Бога, оставим его в покое. Он не может не лгать и не обманывать. Я отдаю все в руки Божии, Он все исправит.

20. Через такое ложное и греховное доверие к людям, в христианство вкралось поклонение святым. От этого Христианская церковь, как истинное собрание верующих, понесла значительный урон и пришла в упадок. Чем еще можно назвать поклонение святым, если не дьявольщиной? Ибо люди рассуждали так: Такой-то человек вел святую жизнь, вот что он говорил и делал, посему будем подражать ему, станем учить и поступать так же. Так поступали Св. Иероним, Св. Августин и Григорий, следовательно это правильно, и я буду верить в это. Св. Франциск, Бенедикт, Доменик и Св. Бернард жили так-то и делали то-то, посему и я буду так жить и поступать, как они. Более того, данное правило принесло Св. Августину спасение. Увы, сколь это все ничтожно, изменчиво и скверно, это лишь человеческие заблуждения и мечты. Я бы проклял Св. Августина и его правила, если бы он установил их для своего спасения. Наш разум столь слеп и безрассуден, что верит даже в призрачные вымыслы, тогда как в вопросах спасения можно доверять только Слову Божию. Если бы Ирод, Пилат, Каиафа или Анна проповедовали Евангелие, мне пришлось бы принять его. С другой стороны, если бы те, кого считают святыми, восстали и принялись проповедовать ложь, говоря об уставах, одеяниях и клобуках, тонзурах, обрядах и других изобретениях человеческих, я не должен был бы их слушать. Ибо в таких случаях важны не сами люди, но то, что они проповедуют.

21. Кто-то может возразить: «Послушай, неужели ты мудрее всех отцов Церкви и святых, епископов и правителей всего мира?» Упаси Боже. Я не пытаюсь казаться мудрее их. Однако это правда. Не могут мудрые, рассудительные, великие, благородные, могущественные и облеченные властью в мире согласиться со Словом Божиим. Ибо таким людям Богом предопределено гнать Евангелие, если бы они были другими, Евангелие не воссияло и не восторжествовало бы, как это происходит теперь. Римские императоры Адриан, Траян и Диоклетиан были мудрейшими из властителей и правили так хорошо, что весь мир возносил им хвалу. При этом, они гнали Евангелие и не терпели истины. То же мы читаем и об иудейских царях, Ахазе и других способных правителях – что они презрели Слово Божие и поступали вопреки Божией воле. В наши дни нет ни одного человека, даже среди императоров и князей, кто мог бы с ними сравниться. Однако должно было произойти так, что Бог посрамил мудрость этого мира юродством проповеди, 1 Кор. 1:21.

22. Все это открывается нам в данном евангельском тексте, который на первый взгляд может показаться простым и непримечательным, но при этом чрезвычайно богат и заключает в себе многое. Как же поступил Господь с фарисеями, после того, как они показали Ему монету для уплаты податей и ответили, что изображение и надпись принадлежат кесарю? Евангелист передал нам Его ответ: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

23. Хотя они этого и не заслуживали, Господь наставлял их на правильный путь. Сказанным Он также утвердил светскую власть. Они надеялись, что Христос выступит с ее осуждением, однако Он этого не сделал, но одобрил светскую власть и заповедовал отдавать ей причитающееся. Таким образом, Господь желает, чтобы мы были послушны магистратам, князьям и господам, какими бы они ни были, и чего бы они ни пожелали. Мы не должны также задаваться вопросом, по праву ли они имеют и используют власть. Нам следует подчиняться их власти, поскольку она учреждена и установлена Богом для нашего блага, Рим. 13:1. Вы не имеете права порицать своих правителей, даже находясь под гнетом князей-тиранов, злоупотребляющих властью, данной им Богом. Когда-нибудь им обязательно придется за это ответить. Злоупотребление вещью не делает ее хуже, если она хороша сама по себе. Золотая цепочка не становится хуже, если ее носит на шее распутница. И если бы кто-то употребил ее, чтобы лишить меня глаза, разве стал бы я винить цепочку? Разумеется, нет.

24. Подобным же образом человек должен подчиняться своим правителям. Если они злоупотребляют властью, я не должен таить на них злобу или брать возмездие и наказание в свои руки. Нам надлежит покоряться правителям ради Бога, поскольку они представляют Его на земле. Пусть они облагают нас самыми невыносимыми налогами, мы должны подчиниться и терпеливо сносить все ради Бога. Правильно они поступают или нет, в свое время им воздастся за все. Потому, если властители отнимут у вас ваше имущество, и саму жизнь, и все, чем вы владеете, вы должны сказать: Я охотно отдаю вам все это. Я признаю вас своими господами и с радостью буду вам послушен. Пользуетесь ли вы данной вам от Бога властью хорошо или плохо, это ваше дело.

25. Но что если они лишат вас Евангелия или запретят вам проповедовать его? Тогда вы должны сказать: Евангелие и Слово Божие я не отдам вам. Это не в вашей власти, ибо ваша власть ограничена пределами этого мира, Евангелие же есть сокровище духовное, небесное, посему ваша власть не распространяется на Евангелие и Слово Божие. Мы признаем императора своим господином в земных делах, но не в вопросах Слова Божия. Мы не потерпим, чтобы нас разлучили со Словом, ибо оно есть сила Божия (Рим. 1:16), которую не одолеют даже врата ада.

26. Господь прекрасно определил эти две вещи и одной фразой отделил их друг от друга: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Наше почитание Господа должно выражаться в том, что мы видим в Нем истинного всемогущего и мудрого Бога, источник всякого добра. И даже если я не воздаю Ему этой почести, Он все же не лишается ее, к ней ничего нельзя добавить, и от нее ничего нельзя отнять. Во мне же Он остается истинным, всемогущим и мудрым, если я почитаю Его таковым и верю, что Он именно таков, как Он сам сказал о Себе. Император и все власти, в свою очередь, вправе ожидать от нас почтения, послушания, уплаты налогов и податей. Сердце принадлежит Богу, тело же и имущество – правителям, которые властвуют над ними как представители Божии. Св. Павел сказал об этом ясно и определенно в Рим. 13:1-7: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от

Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.».

27. Правительство установлено Богом, чтобы поддерживать всеобщий мир, который невозможно купить за все деньги на свете. Совсем недавно, во время крестьянского восстания, мы смогли убедиться, сколько вреда, горя и несчастий приносят мятежи и возмущения. Дай Боже, чтобы все это прекратилось, и нам не пришлось больше переживать ничего подобного.

Об этом евангельском тексте сказано достаточно. Мирским властям мы посвятили специальный трактат. Всякий желающий может его прочесть. Там он найдет более подробное рассмотрение этого вопроса.



Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Проповедь на 23-е воскресенье после Троицы (Мартин Лютер)