Проповедь, прочитанная в пятое воскресение Рождественского поста. (Послание к Римлянам 13:11-14). Увещевание о добрых делах. Проповедь Мартина Лютера, взятая из его церковных постилл 1521 г. Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников. Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие" |
Увещевание о добрых делах
Проповедь Мартина Лютера, взятая из его церковных постилл 1521 г.
1. В сем уроке, взятом из посланий, будет говориться не о вере, а её плодах или делах. Сей отрывок учит нас тому, как христианин должен вести себя по отношению к окружающим. Однако то, как мы ходим в Духе пред Богом, относится к области веры. О вере Павел говорит весьма подробно и свойственным апостолам языком в главах, непосредственно предшествующих данному тексту. При ближайшем рассмотрении сегодняшнего отрывка становится ясно, что он не содержит вероучения; его целью является, скорее, вдохновить, воодушевить, ободрить и побудить души к совершению уже известного им долга. Павел в Послании к Римлянам 12:7-8 выделяет в деле служения две вещи: учение и увещевание. Вероучительная часть состоит в проповеди доселе неизвестных истин, в наставлении и просвещении народа. Увещевание же – это побуждение и воодушевление верующих на исполнение уже известного им долга. Обе этих обязанности неизбежно требуют внимания со стороны служителя, и посему Павел рассматривает и ту, и другую.
2. Ради вящей действенности и выразительности апостол в своём наставлении пользуется богатыми образными выражениями и делает свой призыв ярким и убедительным. Он употребляет определённые слова: «оружия», «сон», «пробудиться», «тьма», «свет», «день», «ночь», и всё это – образы, цель которых состоит в том, чтобы донести до нас переносный, небуквальный смысл. Здесь он не употребляет эти слова в буквальном смысле. Он употребляет их как сравнения, чтобы позволить нам уловить их духовный смысл. А именно: если ради временного благополучия человек пробуждается ото сна, отвергает дела тьмы и принимается за дневные дела, как только забрезжило утро, кольми паче мы должны пробудиться от духовного сна, отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света, ибо ночь прошла, а день приблизился.
3. «Сон» в данном случае символизирует дела нечестия и безверия. Ибо сон естественно присущ ночному времени суток. Также далее даётся пояснение в следующих словах: «Итак отвергнем дела тьмы». Подобным же образом, пробуждение означает дела веры и благочестия. Пробуждение ото сна – естественное событие утра. С таким образом мысли соотносятся слова Павла в 1-м Послании к Фессалоникийцам 5:4-10: «Но вы, братия, не во тьме... Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».
4. Разумеется, Павел здесь не воспрещает естественный сон. Сии противопоставления сна и пробуждения даны им в качестве иллюстраций, образов духовной спячки и деятельности – благочестивой и неблагочестивой жизни. Иначе говоря, смысл пробуждения в данном отрывке совпадает со смыслом Павлова заявления в Послании к Титу 2:11-13: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». То, что в данном отрывке выражено словами: «Отвергнув нечестие и мирские похоти», – в нашем тексте названо пробуждением ото сна, а слова: «Целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке», – соответствуют пробуждению и облачению в оружия света. Также и явление благодати соответствует дню и свету, как мы увидим чуть позже.
5. Обратите внимание на аналогию между естественным и духовным сном. Спящий не осознаёт себя; он неспособен ощущать что-либо в земной реальности. Посреди этой реальности он лежит подобно мертвецу, ни на что не годный, без сил и безо всякой цели. Хотя в нём и теплится жизнь, для всех окружающих он подобен мёртвому. Сверх того, его ум наполнен не реальностью, а сновидениями, и он видит одни лишь образы, пустые формы реальных вещей. И он достаточно глуп, для того, чтобы принимать их за реальность. Но как только он пробуждается, всё эти иллюзии и сновидения исчезают. И тогда он начинает занимать свои мысли реальностью, отвергнув всё призрачное.
6. Так же и в духовной жизни: безбожник спит, и, в некотором смысле, он мёртв в глазах Бога. Он не узнаёт, не чувствует реальных духовных благословений, предложенных ему через Евангелие и почитает их бесполезными. Ибо сии благословения признаются только верующим сердцем; для обычного человека они сокрыты. Безбожник помышляет о земных, бренных вещах, таких, как роскошь и слава, которые для вечной жизни и радости являются тем же самым, что сны и фантазии для существ, состоящих из плоти и крови.
Когда неверующий пробуждается к вере, преходящие, земные вещи уходят из его помыслов, и он осознаёт их тщету. В связи с этим Псалом 75:6 гласит: «Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих». Псалом 72:20 также свидетельствует: «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». Подобно и в Исаии 29:8 сказано: «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона».
Но разве это не слишком большое презрение по отношению к мирской власти, богатству, наслаждениям и славе – сравнивать их со сновидениями, с призрачными тенями? Кто осмелится объявить царей и князей, богатство, наслаждения и власть плодами воображения перед лицом буйной ярости земли, сопутствующей им? Причина такого поведения – отказ от того, чтобы пробудиться и, благодаря вере, узреть свет.
«Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».7. Что значат сии слова? Разве мы не веровали раньше? Неужто мы перестали веровать теперь? Здесь мы должны понять, что, как Павел сказал в Послании к Римлянам 1:2-3, Бог устами пророков обещал в Святом Писании Евангелие Сына Своего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого спасение пришло ко всему миру. Слова, сказанные Аврааму, гласили: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18). Благословение, обещанное здесь патриарху в его семени, – есть не что иное, как благодать и спасение во Христе, дарованные через Евангелие всему миру, как Павел говорил в 4-й главе Послания к Римлянам и 4-й главе Послания к Галатам. Ибо Христос – семя Авраамово, его плоть и кровь, и во Христе все просящие с верой будут благословлены.
8. Сие обетование, данное патриарху, было впоследствии более подробно разъяснено и более широко распространено пророками. Все они писали о пришествии Христовом, Его благодати и Евангелии, как сказал Пётр в Книге Деяния 3:18-24: Святые, бывшие до рождества Христова, также веровали в Божественное обетование, и, таким образом, через пришествие Мессии они были сохранены и спасены в вере. Сам Христос (Лк. 16:22) представлял сие обетование в образе лона Авраамова, в которое сбирались все святые от времени Авраама до времени Христа.
Это объясняет смысл Павлова утверждения: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Он, по сути дела, имел в виду следующее: «Обетование, данное Богом Аврааму, это не есть нечто, относящееся к будущему. Оно уже исполнилось. Христос пришёл. Евангелие было явлено, и благословение было разнесено по всему миру. Всё, чего мы ждали в обетовании, в вере, пришло». Это утверждение – ссылка на духовный день, о котором Павел будет говорить позднее, – усиливающийся свет Евангелия. Это мы увидим немного позже.
9. Однако вера не упраздняется исполнением обетования, а напротив, им утверждается. Как жившие прежде нас веровали в исполнение обетования в будущем, так и мы ныне веруем в уже исполнившееся обетование. Вера в обоих случаях, по сути, одна и та же, но, вместе с тем, одна вера сменяет другую, так же, как исполнение следует за обетованием. Всякий, кто ныне будет веровать, подобно иудеям, что Христос придёт в будущем, как будто обетование всё ещё не исполнилось, будет осуждён. Ибо он делает Бога лжецом, утверждая, будто Слово Его не исполнилось, вопреки фактам. Если бы обетование не исполнилось, наше спасение было бы всё ещё далеко, и нам пришлось бы ждать его исполнения в будущем.
10. Имея в виду веру с этими двумя условиями, Павел утверждает в Послании к Римлянам 1:17: «В нем [Евангелии] открывается правда Божия от веры в веру». Что значит фраза «от веры в веру»? Не что иное, как то, что теперь мы должны веровать не только в обетование, но и в его исполнение как в свершившийся факт. Ибо хотя вера отцов так же самая вера, что и у нас – с тем исключением, что они веровали, что Христос грядёт, а мы – что Он пришёл, – тем не менее, Евангелие ведёт нас от первой вере ко второй. Ныне нам надлежит веровать не только в обетование, но и в его исполнение. Авраам и прочие древние не были призваны веровать в исполнившееся обетование, хотя и имели того же Христа, что и мы. Есть только одна вера, один Дух, один Христос, одно общение святых. Но если те были до Христа, то мы живём после Него.
11. Таким образом, все мы – как отцы, так и мы – имели и имеем одну общую веру в единого Христа, но с разными условиями. В свете этой общей веры в Мессию мы говорим об их деянии веры, как о нашем собственном, несмотря на то, что нас в то время ещё не было. Также, когда они упоминают о слышании, видении и вере во Христа, они ссылаются на нас, хотя и не дожили до наших дней. Давид говорил (Псалом 8:3): «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов», то есть на апостолов. Однако Давид жил задолго до времени апостолов. Также Псалом 9:3: «Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний». Существует множество подобных отрывков, где один человек говорит от лица другого ввиду общей веры, через которую верующие соединены во Христе в единое Тело.
12. Утверждение Павла: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали», – нельзя понимать как близость в отношении обладания. Ибо отцы имели ту же веру во Христа, что и мы, и Христос был к ним так же близок. Послание к Евреям 13:8 гласит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». То есть Христос существует вовеки, от начала времени и до конца, и через Него и в Нём все соблюдаются ко спасению. Христос ближе к тому, чья вера крепче; спасение дальше от того, чья вера слабее, настолько далеко, насколько мала возможность спастись собственными силами. Павел, однако, здесь ссылается на близость в отношении откровения спасения. С приходом Христа исполнилось обетование. Евангелие было явлено миру. Через пришествие Христово оно было всенародно провозглашено всему миру. Признавая сии факты, апостол говорит: «Ныне ближе к нам спасение», чем когда оно не было явлено, ближе, чем до исполнения обетования. В Послании к Титу 2:11 сказано: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Иными словами, Божия благодать явилась и была всенародно провозглашена. И вместе с тем святые, жившие до её явления, также обладали ею.
13. Таким образом, Писания учат о пришествии Христовом, несмотря на то, что Он все-таки пребывал с отцами. Впрочем, Он не был всенародно провозглашён для всего человечества до воскресения из мёртвых. Именно об этом пришествии через Евангелие Писания говорят больше всего. Характерная черта сего откровения – то, что он пришёл во плоти. Воплощение никому не принесло бы пользы, если бы за ним не последовало возвещение Евангелия. Евангелие должно было представить Его всему миру, являя тот факт, что Он стал человеком ради того, чтобы даровать благословение всем, кто, приняв Евангелие, будет веровать в Него. Павел сказал (Римлянам 1:2), что Евангелие было обещано от Бога, из чего мы заключаем, что Бог делал больший упор на Евангелие, всенародное возвещение Христа через Слово, чем на физическое рождение и Его пришествие во плоти. Целью Божией были Евангелие и наша вера, и Он позволил Сыну Своему принять человеческий облик ради того, чтобы Евангелие Христово было проповедано, и дабы через явленное Слово спасение во Христе приблизилось и могло придти ко всему миру.
14. Некоторые богословы различают четыре формы пришествия Христова, соответственно четырём воскресениям Рождественского поста. Однако наиболее важную форму Его пришествия, ту, от которой зависит вся действенность и сила, и на пришествие которой ссылается здесь Павел, они не признают. Они не знают, в чём состоит Евангелие, и для какой цели оно было нам дано. Несмотря на бесконечные разговоры о пришествии Христовом, они удаляют Его от нас дальше, чем небо отстоит от земли. Какая нам польза от Христа, если мы не примем Его верой? Как мы можем принять Его верой там, где не было проповедано Евангелие?
ДЕНЬ БЛАГОДАТИ
«Ночь прошла, а день приблизился»
15. Это предложение значит не что иное, как «спасение приблизилось». Под словом «день» Павел подразумевает Евангелие. Евангелие подобно дню, просвещающему сердце и душу. Теперь, когда забрезжил день, к нам приблизилось спасение. Другими словами, Христос и Его благодать, обещанные Аврааму, ныне явлены; они проповеданы по всему миру и просвещают человечество, пробуждая его ото сна и являя истинные и вечные благословения, дабы мы наполнились Евангелием Христовым и жили достойно в свете дня. Под словом «ночь» следует понимать все учения, кроме евангельского. Ибо нет иного спасительного учения, всё прочее – ночь и тьма.
16. Внимательно вслушайтесь в слова Павла. Он описывает самое прекрасное и животворящее время суток – восхитительное и радостное утро, час рассвета. Ночь прошла, забрезжил день. В час утренней зари начинают свою песнь птицы, звери пробуждаются ото сна, и человек поднимается с ложа своего. На рассвете, когда восточная часть неба окрашена в алый цвет, мир кажется новым, и всё вокруг оживает. Во многих местах Писания утешительное, животворящее Евангелие сравнивается с утренней зарёй, с пробуждением солнца. Иногда это делается при помощи образных выражений, а иногда об этом говорится прямо, как в данном случае, где Павел называет Евангелие приближающимся днём. Также в Псалме 109:3 сказано: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». Здесь Евангелие однозначно именуется чревом денницы, днём силы Христовой, в который мы, как роса рождающаяся утром, зачинаемся во чреве и рождаемся чадами Христовыми; и сие не от человеков, а с небес и через благодать Святого Духа.
17. Сей день Евангелия будет рождён великим Солнцем Иисусом Христом. Так, Малахия называет Его Солнцем Правды, говоря: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Все верующие во Христе получают свет Его благодати и праведности и возрадуются под кровом Всевышнего. Также в Псалме 117:24 мы читаем: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» Вот в чём смысл сих слов: обычное солнце рождает обычный день, но Сам Господь – Творец духовного дня. Христос есть Солнце, Исток евангельского дня. От Него евангельский свет изливается на весь мир. Евангелие от Иоанна 9:5 гласит: «Я свет миру».
18. Псалом 18:1 великолепно описывает Христа-Солнце и евангельский день: «Небеса проповедуют славу Божию». Как обычные небеса производят солнце и день, и солнце светит в небесах, так и апостолы в своей проповеди обладают истинным Солнцем, Христом, и приносят Его нам. Псалом далее гласит: «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его». Всё это – о дивной заре дня евангельского. Писание ярко и красочно превозносит день Евангелия, ибо он – источник жизни, радости, наслаждения и силы. Он приносит всякое благо. Отсюда его название – «Евангелие», Благая Весть.
19. Кто может перечислить все явленное нам этим днём, Евангелием? Он научает нас всему: природе Бога и нашей природе; рассказывает о том, что было, и что будет в отношении небес, ада, земли, ангелов и бесов. Он учит нас тому, как относится ко всему этому, а также откуда мы явились, и куда мы идём. Однако, будучи обмануты дьяволом, мы покидаем свет дня и пытаемся отыскать истину среди философов и язычников, которые совершенно невежественны в этих вопросах. Ослеплённые человеческими учениями, мы возвращаемся в ночь. Всё, что не принадлежит ко дню евангельскому, не может быть светом. А иначе Павел, да и, по сути, всё Писание, не превозносили бы сей день и не объявляли бы всё прочее ночью.
20. Наша склонность противиться недвусмысленному учению Писания и прибегать к менее великому свету, когда Сам Господь провозгласил Себя Светом и Солнцем мира, несомненно, результат того, что мы навлекли на себя немилость Провидения. Даже если бы у нас не было никаких других свидетельств о том, что папские университеты – мерзкие дьявольские рассадники разврата и мошенничества, сей факт был бы достаточно подтверждён хотя бы тем, как бесстыдно они внедряют и превозносят Аристотеля, этот меньший свет, упражняясь в нём более, нежели во Христе. Воистину они упражняются только в Аристотеле, а Христа отставляют в сторону.
«Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».
21. Как Христос является Солнцем, а Евангелие – днём, так же и вера является светом или зрением, необходимым в этот день. Мы не получим никакой пользы от света солнца и рождаемого им дня, если наши глаза неспособны воспринимать свет. Подобным же образом, хотя Евангелие и проповедуется и возвещает Христа миру, оно не просвещает никого, кроме принимающих его, то есть тех, кто пробудился ото сна благодаря свету веры. Спящие не воспринимают солнце и день, они не видят никакого света, и для них как будто не существует ни солнца, ни дня. Павел подразумевал наши дни, когда говорил: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна». Это час благих духовных возможностей, он был дарован издревле и даруется ежедневно. В свете нашего духовного знания мы должны пробудиться от сна и отвергнуть дела тьмы. Посему ясно, что Павел не обращался к неверующим. Как уже было сказано выше, здесь он излагает не учение о вере, а учение о делах и плодах. Павел говорит римлянам, что час уже наступил, как им хорошо известно, ночь прошла, и занялся рассвет.
22. Вы спросите, почему сей отрывок обращён к верующим? Как уже говорилось, проповедь подразделяется на две части: она может как учить, так и увещевать и призывать. Никто никогда не достигнет такого уровня знания, когда бы он уже не нуждался в том, чтобы его увещевали и постоянно призывали к дальнейшему размышлению над тем, что он уже постиг, ибо существует опасность, что неусыпные враги человека, дьявол, мир и плоть, ослабят его и сделают нерадивым и, в конце концов, усыпят его бдительность. Пётр говорил (1 Петр. 5:8): «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Ввиду этого факта он увещевал нас: «Трезвитесь, бодрствуйте». Также и Павел говорит здесь о том, что поскольку дьявол, мир и плоть непрестанно нападают на нас, мы должны постоянно слышать увещевания и призывы к бдительности и действию. По этой причине Святой Дух и назван Параклитом, Утешителем и Помощником, вдохновляющим нас и поощряющим к добру.
23. Вот почему Павел избрал такие выражения. Он назвал «оружием» не дела тьмы, а дела света. Но почему «оружием», а не просто «делами»? Несомненно, это было сказано для того, чтобы научить нас, что только ценою сражений, боли, трудов и опасностей можно вести жизнь поистине исполненную бдительности и благочестия, ибо три могущественных противника, дьявол, мир и плоть, осаждают нас непрестанно, день и ночь. Недаром Иов (7:1) почитал человеческую жизнь на земле временем испытаний и борьбы.
Впрочем, это чрезвычайно трудно – всю жизнь пребывать на поле битвы. Трубы и горны – это насущная проповедь и увещевание, которые помогают нам доблестно удерживать свои позиции в час сражения. Добрые дела – это оружие; злые дела не таковы, если только мы не уступим им и не позволим им овладеть нами. Тогда злые дела также станут оружием. Павел писал: «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды (Рим. 6:13), имея, тем самым, в виду, чтобы мы не позволяли делам тьмы овладеть нами, дабы наши члены не стали орудиями неправды.
24. Как мы уже отмечали, слово «свет» несёт в себе мысль о «вере». Свет веры в евангельский день изливается от Христа, Солнца, в сердца наши. Оружия света, таким образом, это не что иное, как дела веры. «Тьма», с другой стороны, это неверие; она царит в отсутствие Евангелия и Христа через посредство человеческих учений, учений человеческого разума, порождённых дьяволом. «Дела тьмы», следовательно, это «дела неверия». Как Христос является Господом и Царём в области этой просвещающей веры, так и дьявол, по словам Павла (Еф. 6:12), является мироправителем тьмы века сего, то есть царём неверующих. Ибо, как Павел сказал во 2-м Послании к Коринфянам 4:3-4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего [то есть дьявол] ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа». Характер этих двух разновидностей дел мы обсудим несколько позже.
«Как днем, будем вести себя благочинно».
25. Дела тьмы не совершаются при свете дня. Страх позора перед людьми заставляет нас вести себя благопристойно. Расхожее присловье «бесстыдная ночь» истинно. Дела, которые мы стыдимся творить при свете дня, делаются ночью. День, будучи стыдливым, вынуждает нас жить благочестиво. Христианин же должен жить так, чтобы никогда не стыдиться за свои дела, даже если бы они открылись всему миру. Тот, чья жизнь и дела таковы, что он не хотел бы, чтобы они стали известны всем, безусловно, не живёт по-христиански. В связи с этим Христос сказал: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:20-21).
26. Итак, вы видите насущную необходимость увещевать верующих и призывать их к бдительности и к тому, чтобы они облеклись в оружия света. Много ли сегодня найдется христиан, которые смогли бы спокойно вынести свои дела на свет Божий? Что за христианскую жизнь мы, лицемеры, ведём, если мы не в силах открыть свои поступки перед людьми, в тот время, как они уже открыты Богу, ангелам Его и небесному воинству, а в Последний День будут открыты перед всеми без исключения? Христианин должен жить соответственно тому, каким он хочет предстать пред всеми людьми в Последний День. «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8,9). «Что достославно… о том помышляйте», впрочем, не только в глазах Божиих, но и «перед всеми человеками». (Рим. 12:17). «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости… жили в мире» (2 Кор. 1:12).
27. Но подобной жизнью невозможно жить в отсутствие веры, если даже сама вера, бдительная, действующая и доблестная вера должна делать так много, чтобы оставаться крепкой, бодрой и неослабной. Как бы ни было насущно проповедовать учение людям малообразованным, не менее важно увещевать образованных, дабы они не отпали от первоначально благочестивого жития под ударами безжалостной плоти, коварного мира и вероломного дьявола.
«Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти».
28. Здесь Павел перечислил некоторые из дел тьмы. Немного раньше Павел упоминал об одном из этих дел как о «сне». В 1-м Послании к Фессалоникийцам 5:6 сказано: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». Конечно, апостол не воспрещает физический сон; он имеет в виду духовную спячку – неверие, производящее дела тьмы. Однако физический сон также может быть делом тьмы, когда человек предаётся ему в похотливости и кутежах, из-за лености и пьянства, что становится препятствием на пути света и делает оружия света недейственными. Эти шесть дел тьмы включают в себя все остальные, подобные тем, что перечислены в Послании к Галатам 5:19-21 и Послании к Колоссянам 3:5,8. Мы разделим их на две общих категории, категорию справа и категорию слева. Справа поместим следующие четыре дела: пирования, пьянство, сладострастие и распутство». Слева – ссоры и зависть. Ибо, согласно Писанию, левая сторона символизирует скорбь и присущие ей пороки – гнев, зависть и тому подобное. Правая же сторона означает благополучие и его плоды: бунт, пьянство, похоть, праздность и тому подобное.
29. Совершенно очевидно, что Павел включал в эти два дела тьмы – ссоры и зависть – все злодеяния подобного рода. Он включал сюда, например, дела, перечисленные в Послании к Ефесянам 4:31, где сказано: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас», а также сказанное в Послании к Галатам 5:19-21: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Коротко говоря, «ссоры и зависть» охватывают бесчисленные пороки, проистекающие из гнева, будь они воплощены в словах или в делах.
30. Подобным же образом, в четырех пороках – пировании и пьянстве, сладострастии и распутстве – апостол охватывает все пороки распущенности, совершённые словом или делом, вещи, которые никто и не захочет перечислять. Шести вышеупомянутых дел достаточно, чтобы объяснить, что живущий во тьме неверия не блюдёт себя в непорочности перед всеми человеками, но имеет нрав неумеренный и поступает соответственно, как по отношению к себе, так и к другим. Дальнейшие комментарии к этим словам излишни. Всякий знает значение слов «пирование и пьянство» – это неумеренность в еде и напитках, более ради потворства аппетиту, чем для поддержания тела. Также несложно понять, что такое праздность и сладострастие, распутство и нечистота. Эти слова апостола означают потворство похотям и вожделениям плоти: чрезмерный сон и леность, всякого рода нечистота и чувственные наслаждения, которым предаются пресыщенные, праздные и глупые днём и ночью, в уединении или где бы то ни было, тайно или публично – пороки, ищущие плотской тьмы и укромных уголков. Эти пороки названы Павлом «пированиями и сладострастием». Что же до значения слов «ссоры» и «зависть», то они всем понятны.
ОБЛЕКИТЕСЬ ВО ХРИСТА, ОРУЖИЕ СВЕТА.
«Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа».
31. В этом увещевании, облечься во Христа, Павел кратко предписывает нам всеоружие света. Во Христа можно облечься в двух смыслах. Во-первых, мы можем облечься в Его добродетели. Это происходит через веру, уповающую на тот факт, что Христос Своею смертью совершил для нас всё. Ибо наше примирением с Богом и искупление грехов – заслуга не нашей праведности, но праведности Христовой. Сей смысл облечения во Христа подробно раскрывается в учении о вере. Вера даёт нам Христа как дар и залог. На эту тему мы поговорим подробнее в предновогодней проповеди по отрывку из Послания к Галатам 3:27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
32. Во-вторых, поскольку Христос – пример и образец, которому мы все должны подражать, облекшись в добродетельные одежды Его благочестивого жития, Павел совершенно верно отмечает, что мы должны в Него «облечься». Как сказано в 1-м послании к Коринфянам 15:49: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Также сказано (Ефесянам 4:22-24): «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
33. Во Христе мы наблюдаем только истинное всеоружие света. Здесь нет ни обжорства, ни пьянства, здесь нет ничего, кроме поста, умеренности и обуздания плоти, которые свойственны труду, приложению усилий, проповедованию, молитве и благотворению на пользу человечества. Здесь нет ни лености, ни апатии, ни распутства, но только истинное воздержание, чистота, бдительность и раннее пробуждение. Поле – ложе для тех, у кого нет ни дома, ни спальни, ни постели. В таком человеке нет ни гнева, ни враждебности, ни зависти; где он, там благость, любовь, милость и долготерпение. Павел представляет нам Христа в качестве примера в нескольких словах, говоря (Колоссянам 3:12-15): «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Также в Послании к Филиппийцам 2:5-6, после того, как Павел заповедал своей пастве любить друг друга и служить друг другу, он представил им Христа, Который сделался всем нам рабом. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
34. Оружия света, коротко говоря, это добрые дела, противостоящие обжорству, пьянству, распутству, лености, злобе и зависти. Это такие дела, как пост, бдительность, молитва, труд, целомудрие, скромность, умеренность, благость, умение переносить голод и жажду, холод и жару. Впрочем, чтобы не слишком говорить от себя, приведу слова Павла – его список добрых дел из Послания к Галатам 5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Ещё более подробный список он приводит во 2-м Послании к Коринфянам 6:1-10: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения [другими словами, ибо ныне к нам спасение ближе, чем когда мы уверовали; настало время пробудиться от сна]. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Какой поток красноречия излился из уст Павла! Он совершенно ясно указал, что такое оружия света в правой и левой руке. Творить сии добрые дела воистину значит облечься в Иисуса Христа.
35. Прекраснейшая черта сего отрывка в том, что в нём представлен совершеннейший образец для подражания, Сам Господь, ибо сказано: «Облекитесь в Господа». Какой мощнейший стимул! Ибо человек, который видит своего господина постящимся, трудящимся, трезвящимся, переносящим голод и усталость, в тот время, как он сам пирует, ленится, спит и роскошествует, несомненно, негодяй. Какой господин станет терпеть такого раба? Да и какой раб осмелится на такое? Нам остаётся лишь краснеть от стыда, видя, до чего мы непохожи на Христа.
36. Кто может побудить к действию того, кто не воодушевлен и не взволнован примером Самого Христа? Что толку в шелесте листьев и звуке слов, если громовый раскат примера Христова не побуждает нас к действию? Павел особо добавил слово «Господь», сказав: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа». Он как бы сказал: «Рабы, не думайте о себе слишком высоко. Взирайте на Господа вашего, Который добровольно отрекся от Себя».
«И попечения о плоти не превращайте в похоти».
37. Здесь Павел кратко обозначает два вида попечения о плоти. Первое состоит в восполнении естественных потребностей – обеспечение тела едой, питьём и одеждой, всем необходимым для поддержания жизни и сил, дабы тело не ослабело и не стало неспособным к труду из-за чрезмерного воздержания.
38. Другой вид попечения – греховный, потворство похотям и безудержным аппетитам. Сие Павел воспрещает. Всё это порождает дела тьмы. Плоть должна быть обуздана и подчинена духу. Она не должна сбрасывать своего хозяина, подобно норовистой лошади, но везти его, когда необходимо. В Книге Сираха 33:24 сказано: «Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба». Он не говорит, что животное следует избивать или калечить, и он также не говорит, что раба надлежит бить или держать в заточении. Посему и тело подлежит обузданию, труду и всему, что необходимо для поддержания его в должной форме. Павел говорил о себе: «Но усмиряю и порабощаю тело мое». Он не сказал, что доводит тело до болезни или истязает его до смерти, но порабощает его духу.
39. Павел прибавил сие последнее увещевание ради двух типов людей. Один тип представлен теми, кто делает естественные потребности тела поводом для потворства похотям и страстям. Вследствие человеческой склонности к подобного рода заблуждениям, многие святые, сокрушавшиеся о грехе, в попытке воспротивиться ему, зачастую предавались чрезмерному аскетизму. Столь коварна и лукава природа человеческая в отношении своих потребностей и похотей, что ни один человек не в силах должным образом обуздать её. Он вынужден жить в постоянном беспокойстве и тревоге.
Другой тип представлен ослепшими святыми, которые воображают, будто Царствие Божие и правда его зависят от еды и питья, одежды и крова, которые они избирают. В этом отношении они видят только свои дела и воображают, будто, постясь до умопомрачения, язвы желудка и физического истощения, они поступают хорошо. В этой связи Павел говорил (1 Коринфянам 8:8): «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Также сказано (Колоссянам 2:18-23): «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов… Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».
40. Жерсон превозносил картезианцев за то, что те не ели мяса, несмотря на то, что оно было необходимо ввиду телесной немощи. Впрочем, он не отрёкся бы от этого даже под страхом смерти. Вот как сей великий человек был обманут суеверной ангелической духовностью. А что, если Бог осудит поборников подобной духовности как самоубийц? Воистину ни один орден, ни один устав или обет не имеет право на существование вопреки заповеди Божией. Если же они всё равно создаются, то пользы в них не больше, чем в обете нарушить супружескую верность. Без сомнения, Бог устами Павла запретил нам заниматься подобным самоистязанием. Наш долг в том, чтобы обеспечивать тело всей необходимой едой, будь то вино, мясо, яйца или что иное, будь то пятница, воскресение Великого Поста или дни после пиршества на Пасху. Всё это мы должны делать независимо ото всех орденов, традиций, обетов и папы. Ни один запрет, существующий вопреки заповеди Божией, не принесёт нам никакой пользы, даже если он передан нам самими ангелами.
41. Презренное безумие обетов – порождение тьмы и слепоты; это упование только на свои дела и надежда спастись их числом и величием. Павел же сделал дела «оружиями света» и заповедал ими сокрушать дела тьмы. Таким образом, в постах, бдениях и делах надлежит упражняться лишь в этой мере. Богу совершенно безразлично, едите ли вы рыбу или мясо, пьёте ли вы воду или вино, носите ли красную или зелёную одежду, делаете то или это. Всякая еда – благое творение Божие, и нам должно принимать ее с благодарением. Будьте, однако, осторожными в том, чтобы соблюдать умеренность в принятии пищи и воздерживаться, когда это необходимо ради сокрушения дел тьмы. Невозможно придумать общее правило для воздержания, ибо у каждого тела свои потребности. Одному нужно столько, другому – меньше. Каждый должен рассудить сам и блюсти своё тело в соответствии с увещеванием Павла: «И попечения о плоти не превращайте в похоти». Если бы существовало какое-то другое правило для нас, Павел его непременно упомянул бы.
42. Итак, вы видите, что церковные традиции, категорически запрещающие есть мясо, противоречат Евангелию. Павел предвосхищал их появление в 1-м Послании к Тимофею 4:1-3, говоря: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». То, что сии слова относятся к духовным орденам и орденам всего папства, никто не может отрицать. Они ясны и однозначны. Посему сущность папистских дел не вызывает сомнения.
43. Также заметьте, что здесь Павел не санкционирует фанатическое служение некоторых изнеженных святых, которые отводят определённые дни для поста в качестве особого служения Богу. Один отводит этот день, другой – другой. Всё это тупиковые пути, ведущие к упованию на дела. Безо всякого различения дней и видов пищи наша жизнь должна быть умеренной и воздержанной во всех отношениях. Если добрые дела должны быть оружием света, и если вся жизнь должна быть непорочна и целомудренна, мы никогда не должны откладывать в сторону оружие защиты, но всегда быть воздержанными, умеренными, бдительными и энергичными. Эти фанатичные святые, однако, один день сидят на хлебе и воде, а затем объедаются и упиваются каждый день в течение четверти года. Также некоторые по вечерам воздерживаются от еды, но при этом упиваются чрезмерно. Да и кто в состоянии перечислить всю глупость и дела тьмы, проистекающие из того, что люди почитают дела ценными ради самих дел, а не ради той цели, которой они служат. Люди превращают всеоружие добрых дел в зеркало, постясь безо всякого знания причины для воздержания. Они подобны тем, кто носит меч только для того, чтобы любоваться им, а когда на них нападает противник, они им не пользуются. На этом мы закончим сегодняшний урок из посланий.