![]() |
Проповедь, прочитанная в четвертое воскресение Рождественского поста (Евангелие от Иоанна 1:19-28). Свидетельство и исповедь Иоанна Крестителя и духовный смысл его свидетельства. Из церковных постилл Мартина Лютера 1520 года Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников. Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие" |
I. СВИДЕТЕЛЬСТВО И ИСПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
1. Евангелист подробно описывает и превозносит свидетельство Иоанна. Хотя было бы достаточно просто написать о нём: «Он объявил», евангелист повторяет это слово дважды и пишет: «Он объявил, и не отрекся». Это было, несомненно, сделано для того, чтобы превознести замечательную стойкость Иоанна перед лицом жестокого испытания, когда он подвергся соблазну отречься от истины. А теперь обратимся к конкретным обстоятельствам.
2. Во-первых, к Иоанну были посланы не рабы и не рядовые жители города, а священники и левиты, принадлежавшие к высшему и привилегированному классу, к фарисеям, то есть к вождям народа. Воистину это было высокое посольство для простолюдина, который имел все основания возгордиться, получив такую честь, ибо благоволение владык и князей в этом мире ценится весьма высоко.
3. Во-вторых, они послали к нему с вопросом не кого-то, а жителей Иерусалима, они послали к нему столицу, синедрион и старейшин народа иудейского. Казалось, весь народ собрался перед ним и почитал его. Ах, какое это было торжество! Оно вполне могло бы преисполнить Иоанна гордости, будь его сердце более суетным и мирским!
4. В-третьих, они не предложили ему даров или земного почитания, но воздали ему наивысшую славу, приписав ему Царство и всю власть, будучи готовыми принять его как Христа. Воистину могучее и сладчайшее искушение! Ибо если бы он не понял, что они хотели почитать его Христом, он не ответил бы: «Я не Христос». В Евангелии от Луки 3:15-16 также сказано, что когда народ помышлял о том, что Иоанн - Христос, тот сказал: «Я не тот, кто вы думаете, но я был послан приготовить Ему путь».
5. В-четвёртых, когда он не принял этой чести, они подвергли его другому испытанию и захотели почитать его Илией. Ибо у иудеев было пророчество в последней главе Книги пророка Малахии, где Бог сказал: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».
6. В-пятых, видя, что он отказался от того, чтобы назваться Илией, они подошли к нему с другим соблазном, предложив ему честь простого пророка, ибо после Малахии у них не было пророков. Иоанн, однако, остался твёрд и непоколебим, несмотря на то, что был искушаем такой славой.
7. И, наконец, последнее, шестое наблюдение. Не зная, какие ещё почести ему воздать, они предложили ему самому назвать себя, ибо они страстно желали воздать ему честь. Иоанн же отверг эту славу и сказал в ответ лишь то, что он глас, взывающий к ним и ко всем остальным. Этого они не приняли. Смысл этого мы увидим позже. А сейчас давайте обратимся к тексту.
«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?»
8. Они послали к нему других; почему же они не пришли сами? Ведь Иоанн пришёл проповедовать покаяние всему народу иудейскому. Однако эту проповедь Иоанна они не приняли, из чего следует, что они выслали к нему посольство и предложили ему такие почести совсем не из добрых и чистых побуждений. Кроме того, они не верили в то, что он Христос, Илия или пророк – иначе они сами пришли бы креститься у него, подобно остальным. Что же они хотели от него получить? Христос объяснил это в Евангелии от Иоанна 5:33-35: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине… Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его». Из этих слов явствует то, что они искали в Иоанне своей собственной славы, желая воспользоваться этим светом в своих целях и приобщиться к его популярному и известному имени, дабы тем самым возвысить себя в глазах народа. Ибо если бы Иоанн стал с ними заодно и принял все эти почести, они также стали бы великими и выдающимися вождями в глазах всего народа, удостоенными дружбы и почитания столь святого и великого человека. Но разве тогда всю их жадность, тиранию и низость не объявили бы святостью и благочестием? И тогда Иоанн со всей его святостью стал бы пособником зла, и к пришествию Христову, вероятно, стали бы относиться с подозрительностью, ибо Христос обличал дела священников и тиранов, с которыми Иоанн, этот великий и святой человек, водил бы дружбу.
«Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос».
10. Свидетельство Иоанново включает в себя две вещи: во-первых, его исповедание, а, во-вторых, то, что он не отрёкся. Свидетельство – это его заявление о Христе, когда он сказал: «Я не Христос». К свидетельству также относится то, что он не признал себя ни Илией, ни пророком. То, что он не отрёкся, было провозглашением того, кем он в действительности был, а именно, гласом вопиющего в пустыне, приготавливающего путь Господу. Посему его исповедание добровольно и искренне; он объявил не только то, кем он был, но и то, кем он не был. Ибо если человек объявляет лишь то, кем он не является, такое признание туманно и неполно, поскольку никто не знает, что о нём в действительности думать. Здесь же Иоанн открыто сказал, за кого его следует почитать, и кем его почитать нельзя, тем самым дав народу исчерпывающее удостоверение, объявив, что он не Христос, и не отрекшись от того, что он глас, приготавливающий Его пришествие.
11. Кто-то, возможно, скажет: евангелист противоречит самому себе, называя свидетельством то, что Иоанн не признал себя Христом, тогда как это, скорее, отречение, ибо он отрекся от того, что он – Христос. Сказать «нет» – значит отречься, а иудеи хотели, чтобы он признал себя Христом, от чего он и отрёкся. Тем не менее, евангелист называет это свидетельством. Кроме того, слова Иоанна: «Я глас вопиющего в пустыне», – это скорее свидетельство. Однако евангелист, поразмыслив над этим, излагает сие пред Богом как есть, а не так, как сии слова звучат или воспринимаются людьми. Ибо иудеи хотели, чтобы он отрёкся от Христа, а не засвидетельствовал о себе. Но поскольку он засвидетельствовал о себе и твёрдо настаивал на том, кем он не является, его деяние в глазах Божиих – драгоценное свидетельство, а не отречение.
«И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет».
12. Как уже было сказано выше, у иудеев было пророчество об Илии, приход которого предварит великий и страшный день Господень (Мал. 4:5). Посему и среди современных христиан существует верование, что Илия придёт перед наступлением Судного Дня. Некоторые также включают сюда Еноха, другие – святого Иоанна Евангелиста. Об этом нам следует поговорить особо.
13. Во-первых, всё зависит от того, говорит ли пророк Малахия о втором пришествии Господа в Последний День или о Его первом пришествии во плоти и через Евангелие. Если он говорит о Последнем Дне, то мы воистину должны ожидать пришествия Илии в будущем, ибо Бог не лжёт. Пришествие же Еноха и святого Иоанна не имеет совершенно никаких оснований в Писании, а посему сие следует отнести к разряду басен. Если же пророк, напротив, говорит о пришествии Христа во плоти и через Слово, то воистину Илия уже пришёл, и Иоанн является тем самым Илией, о котором пророчествовал Малахия.
14. Я придерживаюсь мнения, что Малахия в пророчестве об Илии говорит исключительно об Иоанне, и посему Илия Фесвитянин, взятый на небо на огненной колеснице, больше не придёт на землю. В этом меня более всего убеждают слова архангела Гавриила из Евангелия от Луки 1:17, который сказал Захарии, отцу Иоанна: «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников». В этих словах архангел однозначно ссылается на пророчество Малахии, цитируя почти слово в слово пророка, который также сказал, что Илия возвратит сердца отцов детям, как уже упоминалось выше. Если бы Малахия имел в виду другого Илию, то архангел, без сомнения, не применил бы сии слова к Иоанну.
15. Во-вторых, иудеи сами трактовали пророчества Малахии как относящиеся к пришествию Христа во плоти. Посему они и спросили Иоанна, он ли Илия, которому надлежало придти перед Христом. Однако они ошиблись, помышляя о самом Илии, о его телесном явлении. Ибо цель данного текста действительно в том, что Илия должен предварить Господа, однако речь не шла о том же самом пророке Илии. Ведь там не сказано, что придет Илия Фесвитянин, как он назван в Библии в 3-й Книге Царств 17:1 и 4-й Книге Царств 1:3,8; сказано лишь, что придёт Илия, пророк. Гавриил в Евангелии от Луки 1:17 объясняет это так: «В духе и силе Илии», как бы говоря, что он будет истинным Илией. Также и мы называем того, кто походит на кого-то другого манерами и видом, что он настоящий господин такой-то, как, к примеру, я могу сказать, что папа – сущий Каиафа, или что Иоанн был настоящим святым Павлом. Подобным же образом, Бог устами Малахии обещает приход истинного Илии, то есть Иоанна Крестителя.
16. Тем не менее, я не доверял бы только истолкованию иудеев, если бы сие не подтвердил Сам Христос в Евангелии от Матфея 17:10. Когда ученики увидели Илию и Моисея на горе Преображения, они сказали Господу: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Они хотели сказать: «Ты уже здесь, а Илия не пришёл до Тебя, как должен был, а только теперь, после Тебя. Но разве не было сказано, что ему надлежало придти до Тебя?» Сие истолкование не было отвергнуто Христом, а напротив, было подтверждено. Он сказал: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». И тогда ученики поняли, как сказано у святого Матфея, что Он говорил об Иоанне Крестителе. Святой Марк также говорит (9:13): «Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем».
17. О приходе Илии не существует иного пророчества, кроме пророчества Малахии, и Сам Христос относит его к Иоанну. Посему было бы напрасно с этим спорить; Христос Сам сказал, что Илии надлежало придти прежде, и устроить всё, и Сам Христос истолковал Свои собственные слова, сказав: «Но говорю вам, что и Илия пришел». Он хотел этим сказать: истинная правда то, что вы слышали об Илии, что он должен придти прежде и всё устроить; так гласит Писание, и сие непременно сбудется. Но они не знали, о каком Илии шла речь, ибо он уже пришёл. Сими словами, следовательно, Христос подтвердил Писания и истолкование относительно пришествия Илии, но отверг ложное истолкование о том, что Илия это не Иоанн, а кто-то другой.
18. Христос чрезвычайно убедительно говорил о том, что другого Илии не будет (Мф. 11:13-15). Он сказал: «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Здесь чётко сказано, что должно придти только одному Илии. Если бы был другой, Христос не сказал бы: «Он есть Илия, которому должно придти». Ему пришлось бы сказать: «Иоанн – один из Илий» или просто: «Он – Илия». Но, назвав Иоанна тем Илией, которого все ожидали, и который, без сомнения, был предвозвещен, Он достаточно ясно указал, что пророчество Малахии исполнилось в Иоанне, и что после него не будет другого Илии.
19. Посему мы настаиваем, что Евангелие, через которое Христос пришёл ко всему миру, это последняя весть Божия перед Судным Днём; прежде этой вести и воплощения Христова пришёл Иоанн и приготовил путь. И хотя все пророки и закон были провозглашены до Иоанна, недопустимо, пренебрегая Иоанном, относить пророчества к другому Илии, которому еще надлежит придти. Посему и пророчество Малахии должно относиться ко времени Иоанна. Он доводит череду пророков до Иоанна и не позволяет никому обойти его. Итак, мы с уверенностью заключаем, что другого Илии не будет и что Евангелие пребудет до конца мира.
«Пророк? Он отвечал: нет».
20. Некоторые считают, что иудеи спрашивали его о том пророке, о котором Моисей говорил во Второзаконии 18:15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте». Однако сей отрывок святой Пётр (Деян. 7:37) и святой Стефан (Деян 7:37) относят к Самому Христу, что и является правильным истолкованием. Иудеи также чтили сего пророка весьма высоко, наравне с Моисеем, и гораздо выше Илии, и посему считали его Христом. Они спросили Иоанна, был ли он простым пророком, подобным всем прочим, поскольку он не был ни Христом, ни Илией. Ибо у них не было пророков с дней Малахии, который считался бы последним пророком, закрывшим Ветхий Завет вышеупомянутым пророчеством о пришествии Илии. Посему Иоанн – ближайший и первый после Малахии, который, в завершение своих речений, предсказал его приход. Итак, иудеи спросили, был ли он одним из пророков. Христос также говорил о нём (Мф. 11:9): «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». Также Матфей говорит в главе 21, стихе 26: «Ибо все почитают Иоанна за пророка».
21. Возникает вопрос: не лжесвидетельствовал ли Иоанн, когда отрёкся, что он Илия и пророк, тогда как Сам Христос назвал его Илией и больше, чем пророком? Он сам знал, что пришёл в духе и силе Илии, и что Писания называют его Илией. Посему сказать, что он не почитает себя за пророка, потому что он больше пророка, было бы постыдно, и это сделало бы его пустым хвастуном. Истина, однако, заключается в том, что он просто и прямо исповедал истину, а именно, что он не был тем Илией, о котором они спрашивали, как и не был пророком. Ибо пророки, как правило, вели и наставляли людей, искавших совета и помощи. Иоанн не был одним из них и не мог быть им, ибо среди них уже был Господь, и им надлежало следовать за Ним и прилепляться к Нему. Иоанн хотел не привлекать людей к себе, но вести их ко Христу, что было необходимо до пришествия Христова. Пророк предвозвещает пришествие Христово. Иоанн же указывает на уже пришедшего Христа, что не является задачей пророка. Так же и священник в присутствии епископа отвращает людей от себя к епископу, говоря: «Я не священник, вот ваш священник»; но в отсутствие епископа он ведёт паству вместо него.
22. Иоанн также отвращает народ от себя и обращает его ко Христу. И хотя это более почётное и высокое служение, чем служение пророка, оно почётно не ввиду особых заслуг, а ввиду присутствия Господина. Восхваляя Иоанна за то, что он больше пророка, Христос превозносил не его достоинство, а достоинство его присутствующего Господина. Ибо для служителя привычнее получать больший почёт и уважение в отсутствие господина, чем в его присутствии.
23. Но вместе с тем положение пророка выше положения Иоанна, хотя его служение, несомненно, более значительно и насущно. Ибо пророк правит народом и ведёт его, и люди идут за ним. Иоанн же не делает ничего, кроме как обращает людей от себя ко Христу, присутствующему Господу. Посему он просто и весьма прямо отрёкся от того, что он - пророк, хотя и имел все качества пророка. Он сделал сие ради людей, дабы они не приняли его свидетельство за речение пророка и не ожидали Христа в будущем, но признали бы его предтечей и проводником и по слову его обратились бы к присутствующему Господу. Обратите внимание на следующие слова:
«Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
24. Это вторая часть свидетельства Иоаннова, в которой он объявил, кто он такой, после того, как отрёкся от того, что он - Христос, Илия и пророк. Он как бы сказал: спасение ваше слишком близко, чтобы вам нужен был пророк. Не заглядывайте слишком далеко в будущее, ибо Господь всех пророков Сам здесь, и пророк уже не надобен. Грядёт Господь, Чьим предтечей я являюсь; Он идёт за мной по пятам. Я не предрекаю Его как провидец, но вопию о нём как гонец, дабы вы дали Ему место, когда Он придёт. Я не говорю, как пророки: «Се, грядёт», но «Се, пришёл, вот Он. Я не несу слово о Нём, но указываю на Него перстом. Не предсказывал ли давным-давно Исаия, что подобный глас, приготовляющий место Господу, предварит Его пришествие? Я - сей глас, а не пророк. Посему отступите в сторону, позвольте Господу Самому предстать перед вами в телесном виде и не ищите более пророчеств о Нём».
25. Это ответ, который не могут принять учёные, мудрецы и святые; а потому Иоанн, несомненно, еретик и одержимый. Только грешники и глупцы почитают его за святого, набожного человека, слушают его вопли и приготовляют путь Господу, убирая с пути все препятствия. Другие же, напротив, швыряют на дорогу брёвна, камни и грязь и, более того, даже убивают Господа и Его предтечу за то, что те осмелились сказать им такие вещи. Но почему? Иоанн велел им приготовить путь Господу. Иными словами, они не имели ни Господа, ни пути Его в сердцах своих. Что же тогда они имели? Там, где нет Господа и Его пути, там пути человеческие, там дьявол и всякое зло. Рассудите же сами, справедливо ли сии святые люди гневались на Иоанна, справедливо ли они осудили его слово и, в конце концов, убили его самого и его Господа! Как посмел он считать сих святых людей подвластными дьяволу, разоблачать все их дела как бесплодные, злые и проклятые, заявлять, что их пути – не Господни пути, и что они первыми должны приготовить путь Господу, и что вся их святая жизнь – суета?
26. Впрочем, если бы он тихо записал сие на табличке, они, быть может, и восприняли бы его с терпением. Но он произнёс это вслух, более того, прокричал во весь голос, и не за углом, а открыто, в пустыне и перед всем миром, навлекши публичный позор на этих святых и их деяния и обесчестив их перед всем народом. Таким образом, они лишились всякой чести и пользы, которые прежде приносила им благочестивая жизнь. Этого сии святые люди уж никак не могли стерпеть, ибо ради Бога и справедливости они не могли проклясть сие лжеучение, дабы не ввести простой народ в заблуждение и не исказить служение Богу. Но, в конце концов, им придётся убить Иоанна и его Господа во имя служения и послушания Богу-Отцу.
27. В этом и состоит приготовление пути Господу и истинное служение Иоанна. Он должен был привести весь мир к смирению и провозгласить, что все люди – грешники, погибшие, проклятые, нищие, ничтожные и жалкие создания; что вся жизнь, дела или звания, какими бы святыми, прекрасными и благими они ни были, бесполезны и подлежат проклятию, если в них не пребывает Христос, Бог наш, а также, если человек не трудится, не ходит, не живёт, не существует и не делает все через веру в Него. Одним словом, Иоанн провозглашал, что все они нуждаются во Христе и должны всем сердцем жаждать приобщения к Его благодати.
Итак, там, где сие практикуется, а именно, где все человеческие дела и жизнь почитаются тщетой, там звучат истинный глас Иоанна, вопиющий в пустыне, и чистая, ясная христианская истина, как свидетельствовал святой Павел в Послании к Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Всё сие ради смирения человека, ради того, чтобы искоренить и уничтожить его самонадеянность. Воистину это и значит приготовить путь Господу, дать Ему место и расчистить перед ним путь.
28. Здесь мы видим два рода людей: некоторые поверили гласу Иоанна и исповедали его истиной. Это те, к кому приходит Господь; в них Его путь приготовлен и сделан прямым, как говорил святой Пётр в своём 1-м Послании 5:5: «Смиренным дает благодать». Также Сам Господь говорит в Евангелии от Луки 18:14: «Унижающий себя возвысится». Вы должны со всяким прилежанием научиться и духовно уразуметь, что такое путь Господень, как он приготовляется, и что мешает Господу поселиться в нас. Путь Господень, как вы слышали, это то, когда Господь совершает в вас всякое действие, так что все наши дела не наши, а Его, совершённые по вере.
29. Впрочем, этого не будет, если вы желаете достойно подготовить себя посредством молитв, поста, умерщвления плоти и собственных добрых дел, подобно тому, как это сегодня повсеместно преподаётся во время Рождественского поста самым безумным образом. Здесь имеется в виду духовная подготовка, состоящая в глубоком осознании и исповедании того, что мы ни к чему не пригодные, грешные, нищие, проклятые и жалкие люди, какие бы дела мы ни совершали. Чем больше сердце человека настроено на такой лад, тем лучше оно подготавливает путь Господу, даже если всё это время человек пьёт изысканные вина, вдыхает аромат роз и не молится ни единым словом.
30. Препятствия на пути Господа – это не столько грубые и явные грехи блудодеяния, гнева, гордыни, любостяжания и тому подобное, сколько духовное тщеславие и фарисейская спесь, которая превозносит свою собственную жизнь и добрые дела, чувствует себя в безопасности, не осуждает себя и не воспринимает осуждения от других.
Таков второй род людей, а именно, те, кто не верят гласу Иоанна, а, напротив, называют это гласом дьявола, потому что, по их словам, он воспрещает творить добрые дела и осуждает служение Богу. Это те люди, к которым прежде всего и наиболее настоятельным образом обращён призыв: «Приготовьте путь Господу». Однако они меньше всех внимают ему.
31. Посему Иоанн направил против них язвительные слова Евангелия от Луки 3:7-8: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния». Но, как я уже говорил выше, чем больше праведных людей убеждают в том, что необходимо приготовить путь Господу, тем больше они воздвигают препятствий и становятся ещё более неразумными. Они не слушают того, что их дела – не Господни, и, в конечном итоге, во имя славы и величия Божия уничтожают истину и слово самого Иоанна и Его Господа вместе с ним.
32. Посудите же сами, разве не было свидетельство Иоанна поистине величественным, ведь он осмелился отворить уста и отречься от того, что он Христос, исповедав, что он – глас, который не хотели слушать, глас, укорявший великих учителей и вождей народа за то, что те не поступали по правде и не угождали Богу. Всё, что было с Иоанном, происходит и поныне, от начала мира и до его кончины. Ибо сии тщеславные праведники не желают слышать того, что они, прежде всего, должны приготовить путь Господу; они воображают, что сидят у ног Господних, и хотят, чтобы все вокруг им льстили за то, что они, якобы, уже совершили своё поприще, даже прежде чем Бог решил предложить им путь спасения. О, эти бесценные святые! Папа и его приспешники также осудили глас Иоанна, призывавший приготовить путь Господу. Воистину, это невыносимый глас; его могут принять только нищие, покаявшиеся грешники с обременённой совестью, для которых сей глас – наилучший целительный эликсир.
33. Однако не является ли странным или искажённым сие слово: «Я глас вопиющего». Как может человек быть гласом? Он должен был сказать: я вопию гласом! Впрочем, это сказано языком, свойственным Писанию. В Книге Исход 4:16 Бог рек Моисею: «Он [Аарон] будет твоими устами». В Книге Иова 29:15 мы читаем: «Я был глазами слепому и ногами хромому». Подобным же образом мы говорим о человеке, что у него вместо сердца золото, или что жизнь человека - деньги.
Так и здесь: «Я глас вопиющего» значит «Я тот, кто вопиёт, и я получил своё звание от своего служения; подобно тому, как Аарон назван устами, потому что он говорил, я назван гласом, потому что я вопию». То, что по-еврейски звучит как vox clamantis, глас вопиющего, могло бы быть переведено на латынь как vox clamans, вопиющий глас. Так и святой Павел в Послании к Римлянам 15:26 сказал pauperes sanctorum, «бедных между святыми», вместо pauperes sancti, бедные святые. Так же в 1-м Послании к Тимофею 3:16 сказано mysterium pietatis («благочестия тайна») вместо mysterium pium (благочестивая тайна). Вместо того, чтобы сказать «язык немцев», лучше сказать «немецкий язык». Подобным же образом, «глас вопиющего» означает «вопиющий глас». В еврейском языке существует множество подобных выражений.
«А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
34. Кажется, будто евангелист что-то здесь опустил, и полный ответ Иоанна должен был быть таким: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Кто будет крестить огнём». Так, Евангелие от Луки (3:16) гласит: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою… Он будет крестить вас… огнем». В Деяниях 1:5 сказано: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». И хотя Иоанн здесь не упоминает об этом другом Крещении, он недвусмысленно указывает на то, что сие Крещение будет, ибо он говорит о Ком-то Другом, идущим за ним, Который, без сомнения, не будет крестить в воде.
35. Далее начинается второй натиск, в ходе которого Иоанн был искушаем с другой стороны. Ибо, не сумев поколебать его с помощью лести, они обрушились на него с угрозами. Это разоблачило их притворное смирение и обнаружило их гордыню и надменность. То же самое они сделали бы, если бы Иоанн последовал за ними, после того, как они получили бы от него всё, что хотели. Научитесь же, что необходимо остерегаться людей, особенно когда они притворяются добрыми и мягкими, как сказал Христос в Евангелии от Матфея 10:16-17: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей». Это значит: не доверяйте тем, кто мягко стелет, и не воздавайте злом врагам своим.
36. И вот сии фарисеи, заявлявшие о своей готовности принять Иоанна как Христа, едва заполучив то, что им было нужно, поворачивают вспять и осуждают крещение Иоанново. Они как бы говорят: «Если ты не Христос, не Илия и не пророк, то знай, что, согласно Закону Моисееву, мы - твои начальники, и посему ты должен вести себя как подчинённый. Ты не должен действовать независимо, без соответствующих повелений, без нашего ведома и одобрения. Кто дал тебе власть возвещать народу что-то новое посредством своего крещения? Ты навлекаешь на себя неприятности своим преступным неповиновением».
37. Впрочем, поскольку Иоанн презирал их за лицемерие, он, в свою очередь, отверг их угрозы, пребыл твёрд и свидетельствовал о Христе, как и прежде. Более того, он смело осудил их и обличил их невежество, как бы говоря: «Моя власть крестить в воде – не от вас. Но что с того? Есть Некто, кто дал мне сию власть; Его-то вы и не знаете. Мне же, кроме Него, никто не нужен. Если бы вы знали Его, или хотели знать, то не спрашивали бы, откуда моя власть крестить, но сами пришли бы креститься. Ибо Сей больше меня, и я недостоин развязать ремень у обуви Его».
38. Слова Иоанна: «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня», трижды сказанные в этой главе евангелистом, были неверно истолкованы и искажены теми, кто отнёс их к Божественному и предвечному рождению Христа, как если бы Иоанн хотел сказать, что Христос был рождён прежде него в вечности. Но что удивительного в том, что Христос был рождён в вечности прежде Иоанна, ибо Он был рождён прежде сотворения мира и всякой твари? Так, Ему надлежало придти не только после Иоанна, но и после того, как свершится всё, ибо Он Первый и Последний (Откр. 1:10). Посему Его прошлое и будущее пребывают в согласии. Слова Иоанна ясны и просты и относятся ко Христу, когда Он был уже Человеком. Слова «Идущий за мной» нельзя трактовать таким образом, словно Христос будет рождён после Иоанна. Иоанну, как и Христу, в то время было около тридцати лет.
39. Сии слова, судя по всему, относятся к его проповеди. Он хотел сказать: «Я пришёл, то есть я начал проповедовать, но скоро я умолкну, и придёт Некто, и будет проповедовать после меня». Так, святой Лука говорит в Деяниях 1:22, что Христос пребывал с ними, начиная от крещения Иоаннова, а Евангелие от Луки 3:23 гласит, что Христос был лет тридцати, начиная Своё служение. В Евангелии от Матфея 11:3 сказано: «Ты ли Тот, Который должен придти?» То есть Ты ли Тот, Кто должен проповедовать, ибо служение Христово не началось до Его Крещения, в момент которого Отец Его признал и прославил Его. Затем пришел Новый Завет и время благодати, однако не после Рождества Христова, как Он Сам засвидетельствовал в Евангелии от Марка 1:15: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие». Не начни Он проповедовать, в Рождестве Его не было бы никакого смысла. Но когда Он начал действовать и учить, тогда исполнились все пророчества, все Писания, и пришёл новый свет и новый мир.
40. Итак, мы видим, что именно Он имел в виду словами «Идущий за мной». Но смысл слов: «Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» всё ещё не ясен, и некоторые опять же относят их к предвечному рождению Христову. Мы, однако, во всей простоте утверждаем, что сии слова были также сказаны об их проповеди. Таким образом, вот в чём смысл сих слов: «Хотя Христос ещё не проповедует, но идёт за мной, а я проповедую прежде Него, тем не менее, Он близок, так близок, что, прежде чем я начал проповедовать, Он уже был, и был назначен Богом к проповеди. Слова «прежде меня», таким образом, относятся к служению Иоанна, а не к Его личности. Посему, «Он был прежде моей проповеди и крещения в течение около тридцати лет, но Он ещё не пришёл, и ещё не начал служения». Тем самым Иоанн указал на своё служение, то есть на то, что он не пророк, предрекающий пришествие Христово, а предшествующий Тому, Кто уже здесь, Кто настолько близок, что прожил среди народа уже много лет, прежде чем явился Иоанн и начал проповедовать.
41. Посему он также добавил: «Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Этим он хотел сказать: «Не позволяйте своему взору устремляться в будущие века. Тот, Кого предрекали пророки, прожил среди вас, иудеев, уже почти тридцать лет. Смотрите же, не пропустите Его пришествия. Вы не знаете Его, и потому я пришёл указать на Него. Слова: «Но стоит среди вас» сказаны языком Писания, которое гласит: восстанет пророк. Так, в Евангелии от Матфея 24:24: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки». В Второзаконии 18:15 Бог сказал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой». Иоанн хотел показать, что сие «воздвижение и стояние» и тому подобное было исполнено во Христе, Который уже стоит среди них, как Бог и предвозвещал. Народ, впрочем, не знал Его.
42. В этом состоит другое служение Иоанна и всякого евангельского проповедника - не только в том, чтобы объявить весь мир грешным, как мы уже слышали (параграф 24), но также предложить утешение и показать путь избавления от грехов. Сие Иоанн сделал, указав на Грядущего. Тем самым он направил нас ко Христу, Который избавит нас от наших грехов, если мы примем Его по истинной вере. Первое служение говорит: «Все вы – грешники и не знаете пути Господня». Когда мы уверовали в это, наступает черёд второго служения, которое говорит: «Внимайте Христу и примите Его, веруйте в Него, и Он освободит вас от грехов ваших». Если мы веруем в сие, то имеем это избавление. Об этом мы вскоре поговорим подробнее.
«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн».
43. Евангелист записал свидетельство Иоанна столь прилежно, что даже указал место, где это происходило. Исповедание Христа в значительной степени зависит от свидетельства, но на его пути множество препятствий. Без сомнения, евангелист указывал на какой-то тайный духовный смысл, о котором мы сейчас и поговорим.
II. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ СЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ.
44. Вот смысл и суть сей истории: в данном евангельском отрывке изображено служение проповеди в Новом Завете – чем оно является, что оно совершает, и какая его ждёт судьба.
45. Прежде всего, это глас вопиющего, а не писание. Закон и Ветхий Завет – это мёртвые Писания, существующие в виде книг, тогда как Евангелие должно быть живым возвещением. Посему Иоанн – прообраз, прототип, а также первопроходец, первый изо всех проповедников Евангелия. Он ничего не писал, но возвещал своё слово устно.
46. Во-вторых, Ветхий Завет или Закон проповедовался среди шатров у горы Синай, и только народу иудейскому. Глас же Иоанна разносился по всей пустыне, свободно и открыто, пред всем миром.
47. В-третьих, это возвещение, ясный и громкий глас, то есть глас, говорящий смело и без колебаний, не боясь никого и ничего, ни смерти, ни ада, ни жизни, ни мира, ни дьявола, ни человека, ни славы, ни бесславия, и никакой другой твари. Так, у Исаии в главе 40, стихе 6 сказано: «Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно». И далее: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся». Мир не выносит Евангелия, и посему должна придти какая-то сила, которая, презревши мир сей, сможет бесстрашно возвысить свой голос.
48. В-четвёртых, одежды Иоанна были из верблюжьего волоса, и он носил кожаный пояс на чреслах своих (Мф. 3:4). Это символизирует строгую и целомудренную жизнь проповедников и, главным образом, указывает на характер проповедников Евангелия. Сей глас не знает мягких речей; он не ведает лицемерия и лести. Это проповедь креста, жёсткая, суровая, неделикатная речь для обуздания плотской природы; она препоясывает чресла для духовной и телесной чистоты. Сие восходит к жизни и словам древних патриархов, которые, подобно верблюдам, носили бремя Закона и креста. «А пищею его были акриды и дикий мед». Это – образ тех, кто принимает Евангелие, а именно, смиренных грешников, которые принимают Евангелие внутрь себя.
49. В-пятых, Иоанн находился на другой стороне Иордана. «Иордан» обозначает Святые Писания, которые имеют две стороны. Левая сторона – это внешний, очевидный смысл, который иудеи искали в Святом Писании. Но Иоанна здесь нет. Ибо сие истолкование производит не грешников, а святых, превозносящихся своими делами. Правая сторона – это истинное духовное истолкование, которое отвергает и упраздняет все дела, дабы осталась только вера со всяким смирением. Сей смысл возвещен в Евангелиях, как сказал святой Павел в Послании к Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили».
50. В-шестых, здесь начинается спор между истинными и ложными проповедниками. Фарисеи не выносят гласа Иоаннова, ибо презирают его учение и крещение и упорствуют в своих деяниях и учениях. Впрочем, ради присутствующего народа они делали вид, что высоко чтят Иоанна. Однако, поскольку он противится их воле, он непременно одержим дьяволом, говорили они, и, в конце концов, он будет обезглавлен Иродом. Так происходит по сей день, и так было всегда. Ни один лжепроповедник не хочет, чтобы о нём говорили, будто он проповедует без или против Евангелия, но, напротив, что он высоко чтит Евангелие и верует в него. Тем не менее, он искажает его, подгоняя под своё истолкование. Этого Евангелие допустить не может, ибо оно стоит твёрдо, незыблемо и никогда не лжёт. И тогда оно поносится как ересь и заблуждение, и даже как дьявольское учение. Наконец, оно подвергается насилию, его запрещают и обезглавливают, дабы оно нигде не проповедовалось и никем не слушалось. Так папа поступил с Яном Гусом.
51. Посему тот является истинным христианским проповедником, кто не проповедует ничего, кроме того, что проповедовал Иоанн, и стоит на этом твёрдо.
Прежде всего, он должен проповедовать Закон, дабы люди могли узнать, какова мера Божиих требований к нам. Из этих требований мы не можем исполнить ни одно ввиду немощи нашей природы, порочной вследствие грехопадения Адама. И тогда приходит крещение Иоанново. Холодная вода символизирует учение Закона, которое не возбуждает любви, а напротив, угашает её. Ибо Законом человек научается тому, как трудно и невозможно исполнить Закон. Тогда он начинает ненавидеть его, и его любовь к Закону остывает. Он всем сердцем чувствует, что ненавидит его. Это, разумеется, тяжёлый грех – ненавидеть заповеди Божии. Посему человек должен смириться и исповедать, что он погиб, что все его дела – грех, и, более того, вся его жизнь греховна. Посредством этого и свершается крещение Иоанново, и человек не только окропляется, но происходит полное погружение. И тогда он видит, почему Иоанн сказал: «Покайтесь». Он понимает, что Иоанн прав, и что каждый должен испытывать потребность в том, чтобы стать лучше, и покаяться. Но фарисеи и все, делающие себя святыми через дела, не достигают сего знания, и не приходят на крещение. Они воображают, что им не нужно покаяния, и посему слова Иоанна и его крещение – безумие в их глазах.
52. Более того, когда первое учение, Закон и крещение, оканчивают своё действие, и человек, сокрушённый осознанием своей порочности, отчаивается в себе и своих силах, приходит черёд второй части Иоаннова учения, в которой он отвращает людей от себя к Христу, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Он как бы говорит: «Сначала я своим учением сделал всех вас грешниками, осудил ваши дела и повелел вам разувериться в собственных силах. Но дабы вы не разуверились в Боге, вот, я показываю вам, как избавиться от грехов и обрести спасение. Вы не можете собственными делами избавиться от грехов и сделать себя праведными. Для этого нужен Другой. Я также не в силах совершить сие, впрочем, я могу указать на Него. Это Иисус Христос, Агнец Божий. Никто другой на небе и на земле, кроме Него одного, не может взять на себя грехи мира. Вы сами не можете искупить ни одного, даже малейшего, греха. Только Он может взять на Себя ваши грехи, впрочем, не только ваши, но и грехи всего мира, будь они великими или незначительными, многочисленными или немногими». Такова его проповедь, слышание чистого Евангелия и признание перста Иоаннова, который указывает на Христа, Агнца Божия.
53. И если вы можете верить, что глас Иоанна возвещает истину, и если вы можете пойти туда, куда указывает его перст, и узнать Агнца Божия, понесшего ваш грех, то вы воистину обрели победу и являетесь христианином, господином над грехом, смертью, адом и всякой вещью. Тогда совесть ваша возрадуется и всей крепостью своей возлюбит Сего кроткого Агнца Божия. Тогда вы возлюбите, восхвалите и возблагодарите Отца нашего Небесного за неиссякаемое богатство милости, проповеданное Иоанном и дарованное во Христе. И наконец, вы исполнитесь радостью и станете от всего сердца следовать Его Божественной воле, прилагая к тому всякое старание и все усилия. Ибо можно ли услышать более утешительное слово, чем то, что наши грехи уже не наши, что они отныне лежат не на нас, а на Агнце Божием. Как может грех осудить этого невинного Агнца? Возложенный на Него грех должен быть побеждён и уничтожен, так же, как смерть и ад, будучи возмездием за грех, обречены на уничтожение. Смотрите, что Бог-Отец даровал нам во Христе!
54. Берегитесь же, берегитесь, говорю вам, дабы по самонадеянности своей не решить, что вы можете избавиться хотя бы от малейшего из своих грехов, совершая добрые дела пред Богом, дабы не лишить Христа, Агнца Божия Его славы. Иоанн действительно требует, чтобы мы стали лучше и покаялись, но этим он не подразумевает, что мы должны делаться лучше своими силами и избавляться от грехов добрыми делами. Сие он утверждает весьма убедительно: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Как мы уже отмечали выше (параграф 29), Иоанн указывал, что каждый человек должен знать себя и свою потребность в том, чтобы стать лучше, но вместе с тем он не должен полагаться в этом на себя, а лишь на одного Христа Иисуса. Пусть же Бог и Отец наш по Своей бесконечной милости изольёт на нас такое знание Христа, и пусть Он пошлёт в мир глас Иоанна вместе с великим числом проповедников! Аминь.