Проповедь Мартина Лютера в Светлый понедельник

Мартин Лютер Проповедь Мартина Лютера в Светлый понедельник; (Евангелие от Луки 24:13-35). Данная проповедь опубликована на страницах 283 – 300 второго тома Проповедей Мартина Лютера, изданных Baker Book House (Град Рапидз, штат Миссури). Первоначально она была опубликована в 1906 году на английском языке лютеранами из All Lands Press (Миннеаполис, штат Миннесота) в качестве драгоценных и священных писаний Мартина Лютера, том 11. Данный текст был сканирован и редактирован Ричардом Бучером, он доступен в электронном виде для копирования и распространения без ограничений. Данная проповедь переведена на русский язык фондом "Лютеранское наследие" в 2003 году.

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

Проповедь Мартина Лютера в Светлый понедельник. Евангелие от Луки 24:13-35

I. ТРИ МЫСЛИ, НАВЕЯННЫЕ ЭТИМ ЕВАНГЕЛИЕМ

1. Это Евангелие провозглашает и подчеркивает три основные мысли из Символа веры касательно воскрешения Христа. Во-первых, эта евангельская история была записана вместе с другими в качестве достоверного свидетельства и доказательства нашей веры. Мы узнаем из этой истории о двух учениках, покинувших остальных в состоянии полного неверия в воскрешение Христа. Они шли по дороге и делились друг с другом мыслями о произошедшем, скорбя о Христе, умершем и навсегда похороненном в их сердцах. О Христе, который уже неспособен больше ничего сделать. Они с горечью сказали внезапно присоединившемуся к ним и неузнанному Спасителю: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Хотя они и слышали от женщин, что те якобы видели явление ангелов и уверяли, что Христос воскрес и жив, они все еще были убеждены в том, что Его никто не видел. Кроме того – и это чрезвычайно важно – мы узнаем из этой истории, что Христос не только явил Себя живым тем неверующим ученикам для того, чтобы они смогли уверовать в Его воскрешение и, вернувшись, объявить об этом другим и услышать от них ту же радостную новость (свидетельства обеих сторон совпадали и поэтому были достоверными), но также, что Христос, перед тем, как они признали Его, полностью доказал текстом Священного Писания, что Ему надлежало умереть, чтобы затем воскреснуть из мертвых. Господь упрекнул их за неверие, ведь они-то были обязаны знать, что говорит Священное Писание относительно Него, да и Он Сам учил их, что Его крестные муки были предсказаны в Священном Писании.

2. Вторая мысль, вытекающая из данного Евангелия, заключается в том, что эта история служит примером силы и плода воскрешения, явленных в тех учениках, когда они говорили с Господом и слушали Его проповедь. Эта история – одно из доказательств Его воскрешения, поскольку в ней Христос убеждает словами и делом, что Он не мертв, как они прежде думали, но действует в них, проявляя Свою силу посредством Слова, даже до того, как они признали Его, и делает верующих из тех, у кого иные разум, здравомыслие, сердце и воля. Ученики в конце концов осознают это и каются, говоря: «… не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лук. 24:32). После того Он по-прежнему действует в Церкви, хотя и невидим, Он продолжает Свою деятельность и являет Свое господство во всем в качестве живого Бога. Он просвещает посредством Слова Своего, утешает и укрепляет, защищает Своею мощью от ярости сатаны и мира.

3. Третья мысль указывает нам, каким образом Христос являет Свое воскрешение ученикам. Из Евангелия следует, что Его воскрешение может быть возвещено и признано только через Слово и веру, а не через чувственное восприятие. Они не узнали Его вначале, когда Он «приблизившись, пошел с ними», хотя Он был тем же Христом, Которого они так часто видели и слышали и близко знали. Но они не признали Его, поскольку были уверены в том, что уже пошел третий день, как Он умер и был похоронен. Они думали о Нем только как об умершем. Они не признавали Его до тех пор, пока Он не возвестил о Своем воскрешении и не проповедовал об этом, ссылаясь на текст Священного Писания. Евангелие гласит: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лук. 24:16). Причина была не в том, что Он изменился, или что Он желал оставаться неузнанным, а в их сердцах и мыслях, которые полностью отстранились от Него. Подобно этому, ни Мария Магдалина, ни другие ученики не распознали Его до тех пор, пока не услышали Слова о Его воскрешении.

4. Его цель состоит в том, чтобы показать нам и убедить нас в том, что сила Его воскрешения и господство будут проявляться здесь на земле, в этой жизни только через Слово и веру в Него невидимого, и таким образом будут покорены грех и смерть и станут утверждаться праведность и жизнь. Вот краткое обобщение истории, содержащийся в этом Евангелии, относительно воскрешения, о котором мы позднее услышим больше.

5. Но особая цель этого Евангелия состоит в том, чтобы показать, насколько слабой была вера у учеников, и как Христос являет Себя таким людям слабой веры, и каким образом Он поступает с ними. Изо всей истории о воскрешении Христа, записанной в Евангелиях, мы видим, что апостолы, да и все другие ученики имели весьма слабую веру в Его воскрешение вплоть до Его вознесения, так что Он был вынужден упрекнуть их: «…за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16:14). Они проявили эту слабость, хотя Он часто говорил им, что, в соответствии со Священным Писанием, Он должен был быть распят и воскреснуть на третий день.

6. Это позволяет сделать вывод, что даже у ставших истинными христианами людей остаются слабости даже в отношении глубочайших оснований учения и веры, и они не способны понять и осмыслить их так твердо, как должны были бы. Вера не так легка для восприятия, как полагают невежественные люди и как притворяются папские остолопы, утверждающие, что верить – означает ни что иное, как просто слышать библейские истории и знать их. Услышав или прочитав хотя бы раз то, что Евангелие говорит о Христе, эти люди предполагают, что они полностью поняли это и поверили этому и не нуждаются в дальнейшем изучении.

7. То, что это является тщетным и пустым предположением, доказано их же собственным признанием в том, что знания библейских историй покоятся в их сердцах как нечто холодное и безжизненное, простая шелуха, не содержащая жизненной силы, которая могла бы сделать их лучше. На самом деле, великое чудо воскрешения Христа было сотворено и должно быть проповедано, подвергнуто изучению и стать понятым до конца, чтобы оно могло приносить нам плод, зажигать наши сердца и рождать в нас новые мысли, новые знания, новые силу, жизнь, радость и утешение. Если это не имеет места, история услышана напрасно и мертва в вас, имея не больше ценности для вас, чем для турок и язычников, которые или никогда ее не слышали, или не верят в ее истинность. Вы осмеливаетесь похваляться верой, поскольку вздорные слова на кончике вашего языка, или звуки в ваших ушах, или ваши мечтания свидетельствуют, что вы слышали эту историю, которая, тем не менее, не оставила никакого следа в вашем сердце. Паписты явно выказывают своей церковной доктриной, да и самой жизнью, что они не верят искренне и не опираются твердо на этот пункт вероисповедания, поскольку они не стремятся к силе и плоду, которые должны появиться в них благодаря воскрешению Христа, напротив, уча, что они должны появиться только благодаря их собственной работе и заслугам. Они поносят учение о спасении и противоречат ему, которое требует от нас отказаться от этой глупой лжи и обратиться ко Христу и принять силу Его воскрешения.

8. Истинные верующие христиане знают по печальному опыту других, а также и своему собственному, насколько они слабы, и сожалеют о том, что неспособны полностью осмыслить учение или удерживать его в своих сердцах с верою такой силы, с какой были бы обязаны. Вся их жизнь проведена в борьбе со своими слабостями. Даже апостол Павел признавался в своем несовершенстве: «[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3:12).

9. Хотя это учение о воскрешении является восхитительным и утешительным, полным радости и блаженства, и оно должно было бы легко найти свой путь к сердцам, в действительности оно встречается с двумя великими препятствиями, которые затрудняют веру в него. В первую очередь, это чудо Бога само по себе настолько грандиозно, что нам трудно осмыслить его в этой жизни, даже если бы наша вера была очень сильна. Только потом мы увидим и почувствуем его полную силу и власть. Во вторую очередь, наши собственные плоть, и кровь, и сердца по своей природе слишком слабы и боязливы, чтобы верить Божьему Слову, и преисполнены страха, когда сопоставляется величие этого чуда с нашими собственными делами и недостатками.

10. Бог не устраняет это препятствие, поскольку оное чудо должно и будет оставаться столь же великим. Оно должна быть источником силы, которой подчиняются люди, ангелы, дьявол и ад, поскольку это необходимо для нашего спасения. Если же это не так, мы бы продолжали грешить, умирать и испытывать на себе вечный гнев Бога. К сожалению, мы слишком слабы, чтобы осознать это великое чудо и силу через нашу веру, но Бог может быть снисходительным к нам так же, как Христос был снисходительным к Своим ученикам, которые определенно слышали об Его воскрешении, но были полны горьких сомнений: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лук. 24:21).

11. Возлюбленные, как искренне Он заботился о тех двоих, имевших слабую веру, делая все, чтобы избавить их от слабости и укрепить их веру. Поскольку Господь знал, что они покинули других апостолов в отчаянии и печали, не понимая, что думать и на что надеяться, Он решил не оставлять их в таком состоянии. Чтобы помочь им выйти из него, Он стал их спутником, оставив остальных апостолов, хотя те также пребывали в великой печали и слабой вере. Но из-за того, что эти двое пребывали в великой опасности полного безверия, Господь сразу пришел к ним на помощь, как будто у Него не было других дел после воскрешения. Он дружески разговаривает с ними и объясняет им Священное Писание, дает им возможность побыть с Ним до тех пор, пока их вера не укрепится, и их не оставят все сомнения. И их вера действительно становится такой сильной, что они признают в Нем Христа, Которого они знали живым и Которого видели распятым три дня назад, но Которого они были неспособны распознать на своем пути по причине сомнений и слабости своей веры вначале.

12. Итак, цель Христа состоит в том, чтобы учить нас посредством этой библейской истории, данной нам для нашего наставления и утешения, о том, что Он сделает после Своего воскрешения. А именно, что Он не отвергнет тех, кто слабы в своей вере, кто заблуждается, кто слаб, напуган и пребывает в отчаянии. Они – как раз те, в ком Он будет являть силу Своего воскрешения, не только через приглашение их придти к Нему, но через Свой приход к ним и нежное обращение, беседу, наставления и даже совместную трапезу до тех пор, пока они не окрепнут в своей вере, пока их сердца, столь опечаленные вначале, опять не наполнятся радостью. Таким образом, мы можем знать и обладать утешительной уверенностью, что Он – наш Господь, готовый нести наши слабости, что Он не отвергнет и не осудит тех, кто не верит и не может сразу начать жить так, как следует, если только они не презирают и не отрицают Христа и Его Слова, но восхищаются Им и любят Его и искренне желают стать сильнее и совершеннее в вере и жизни.

13. Глядя на этих учеников слабых и неблагоразумных, каждый может видеть, что в их сердцах осталась живой любовь ко Христу. Они были счастливы как поговорить о Нем, так и услышать, что Он им скажет, и не имели большего желания, нежели увериться в том, что услышанное о Его воскресении является чистой правдой. Но это истина вначале была слишком огромной для них, чтобы принять ее, точно так же и для нас она тоже слишком высока и слишком огромна. Наш дорогой Господь отчетливо видит сие, потому-то Он терпелив с нами и удовлетворен и доволен, даже если мы слушаем Его, как Его ученики, и желаем, чтобы Он учил и направлял нас.

14. Более того, этой историей Он учит нас, как вести себя в Его Царстве особенно в отношении тех, кто слаб и нетверд в своей вере. Мы не должны поспешно отвергать и осуждать тех, кто, как мы видим, заблуждается или упрямствует, но быть с ними терпеливыми, как Христос терпелив с нами каждый день. Хотя Христос – Господь небес и земли, обладающий божественной мощью и властью, Он правит Своей Церковью так, чтобы проявлять силу Своего воскрешения в Своем бедном и слабом народе, служа ему Своею силой и мощью для утешения и духовного возрастания.

15. Но даже если мы сильны, нам не следует гордиться собой и похваляться, а позволять нашим дарам и силе служить слабым, поддерживать и изменять их путем убеждения, ободрения, дружеских предостережений и выговоров, подобно тому, как всякий должен по-доброму относиться к немощным, малым детям и инвалидам, заботясь о них, если они не могут жить самостоятельно.

16. Как устроено и управляется Царство Христа – одно из важнейших знаний, которое должно быть почерпнуто из данного Евангелия. Оно – правительство надо всеми христианами, которые начали верить и стали святыми, но, тем не менее, не избавились полностью от греховных немощей. Господь терпелив по отношению к этим недостаткам, но ожидает, что последует их исправление. Поэтому мы не должны мечтать о земной Церкви, в которой отсутствуют заблуждения в отношении веры, как паписты хвастают, будто этого нет в их Церкви и в церковном совете. Поскольку это Евангелие нам ясно говорит, что не только те двое учеников, но и все другие апостолы заблуждались в самом основном пункте веры, пребывая в своем неверии до тех пор, пока Христос Сам не помог им через проповеди и откровения. На протяжении трех дней после распятия Христа вера в Его будущее воскрешение полностью умерла в их сердцах, но не в сердце Марии, Его матери, которая сохранила в своем сердце все, что она слышала от Него и других, и поэтому была утешена и хранила стойкость в своей великой печали из-за страданий и смерти ее Сына.

17. Поскольку вера во Христа обязательно должна сохраняться и поддерживаться где-либо в Церкви, всегда должны быть те, кто знает истину и исповедует ее, даже если их число невелико, а большинство впало в заблуждение. В любом случае останется какая-нибудь Мария, чтобы хранить веру. Господь допускает заблуждения и упрямство многих великих святых, чтобы убедить нас не верить людям, даже если их много и они великие святые. Мы должны доверяться только Слову, которое всегда истинно и не может нас обмануть, как в этой евангельской истории поступили те двое мужчин, а затем все остальные ученики, которым было объяснено Писание.

18. Кроме того, давайте не упускать из вида пример, содержащийся в Евангелии и убеждающий нас говорить о Христе и слушать Христа радостно, а также изучать Священное Писание, хотя оно не всегда может быть понято и воздействовать на нас должным образом. Евангелие являет нам силу, благословение и действенность Слова, только когда оно воспринимается чистым сердцем.

19. Хотя те двое учеников вначале были преисполнены неверия, Он не стал отворачиваться от них. Они шли, печально беседуя об Учителе и задавая себе вопросы, на которые не было ответов. Он присоединился к ним и сразу покорил их умы и сердца. Он начал прекрасную, образцовую проповедь, какую они еще не слышали до этого, относительно того самого пункта веры, который беспокоил их и вызывал сомнение. В результате Его проповеди они немедленно почувствовали прилив силы; их сердца перестали быть тяжелыми, медлительными и холодными для веры, как раньше. Их сердца оказались взволнованы, воспламенились и просветились, так что они начали понимать Священное Писание правильно, а то, что они никогда раньше не были способны понять, стало совершенно очевидным. В конце концов, пелена полностью спала с их глаз и сердец, так что они перестали смотреть на него как на гостя и незнакомца, но узнали Его и осознали, что Он не далек от них, но вместе с ними, и тем безмерно укрепляет их веру. Они не нуждались более в телесных, зримых отношениях с Господом и отправились проповедовать другим воскресение Господа, укреплять их и помогать им победить свои сомнения и неверие.

20. Нам нужно следовать их примеру и радостно и без устали слушать Слово Божье. Это необходимо для сильных и слабых, для мудрых и недалеких. Через это нам дано знание о спасение (изучение Слова никогда это знание не истощит) и через это Бог действует в наших сердцах, чтобы дать крепкую веру и Святого Духа, как утверждает святой Павел: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Когда человек упорно и искренне изучает Слово, даже если поначалу его сердце остается холодным и безучастным, его усилия не пропадают даром и приводят к тому, что неумный и ошибающийся поумнеет; слабый укрепится, и сердце его запылает и просветится, так что текст Священного Писания о Христе будет понят лучше.

21. Даже если бы и не было другой пользы от такого изучения, нам следует так делать, поскольку это приятно Богу и Господу Иисусу Христу. Мы знаем, что Он безусловно не будет далек от нас, когда мы так поступаем, поскольку Он Сам обещал: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Если Он с нами, и ангелы Его также рядом и наслаждаются нашей работой, а дьявол прогнан прочь и должен отступить, так же, как он покинул Христа, который одолел его Словом Бога (от Матфея 4:11).

22. Существует легенда, рассказывающая нам о том, как один старый патриарх, живший в пустыне, получил особое видение от Бога: оказавшись среди молодых людей и слушая их беседы, он заметил, что пока они говорили о Священном Писании и делах Божественных, прекрасные молодые люди присоединялись к ним и радостно улыбались им, а когда же их беседа становилась пустой и глупой, те же молодые люди отворачивались от них безрадостные и печальные, а грязные черные боровы приходили и рыли песок возле их ног и тому подобное.


II. ПРОПОВЕДЬ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА СВОИМ УЧЕНИКАМ

23. Уже было уделено достаточно внимания основным моментам этой евангельской истории. Остается еще один важный момент – разъяснение Христом Священного Писания ученикам, в котором Он коротко растолковал им, что Священное Писание предопределило Ему вначале пострадать, а потом войти в Свою славу. Об этом евангелист Лука говорит так: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:26 – 27).

24. Вне всяких сомнений, это была замечательная, образцовая проповедь. Мы бы с радостью узнали сейчас, какими именно библейскими стихами, процитированные Господом в отношении Себя, Он просвещал, укреплял и убеждал своих учеников, поскольку Пятикнижие Моисеево содержит мало, как это может показаться, однозначных утверждений о том, что Он должен пострадать, а затем и воскреснуть на третий день и что следует проповедовать покаяние и прощение грехов во имя Его. Поэтому иудеи, которые обладают Пятикнижием Моисеевым так давно и читают его столь прилежно, до сих пор не обнаружили там эту истину.

25. Евангелист отвечает на это тем, что Христос открыл их ум и зажег сердца, чтобы они смогли понять Священное Писание. Вот в чем дело: в Пятикнижии Моисеевом определенно написано о Христе, но важно не только читать то, что написано, но также понимать это. По словам апостола Павла: «… умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:14 – 16). Своим апостолам Христос также говорит: «… для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, … потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:11, 13).

26. Поэтому Библия – это книга, которую надобно не только читать и проповедовать, но также правильно истолковывать, что возможно только с помощью Святого Духа. По нашему собственному опыту, нет никакой пользы доказывать текстом Священного Писания истинное вероучение нашим оппонентам и указывать на их заблуждения. Не существует ни единого пункта истинного вероучения, который не был бы хоть однажды атакован и оспорен еретиками, хотя они читают то же Священное Писание, что и мы.

27. Но для понимания истин также требуются ученики, которые желают учиться и быть наученными, как те набожные и простодушные люди, к которым присоединился Господь на дороге, а не ученые и самодовольные умы, достигшие больших высот в знаниях. Поскольку это учение превращает человеческую мудрость в глупость и ослепляет гордый разум. Оно не рождено человеческой мудростью, как земные науки, которые взяли начало от разума и могут быть осознаны посредством разума. Его невозможно постичь только разумом. Того, кто пытается сделать это, постигнет неудача. Все ереси произошли из-за таких попыток. Евреи, язычники и турки до настоящего времени не воспринимают истинное вероучение, поскольку оно не согласуется с разумом и человеческой мудростью. Только очень набожные и простодушные люди могут понять его. Могут понять его только те, кто заявляет: «Бог сказал это, поэтому я буду верить в это. Сам Христос сказал: «… славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25).

28. Другого пути нет. Ученые люди и гордые умы не могут быть научены этому знанию относительно Христа, тому, что Он, как человек и, одновременно, вечный Сын Божий, умер, но воскрес и в облике человека стал Господом небес и земли; что Он правит всем, хотя никто не видит Его, и что мы спасены только по милости Его, если верим в Него, и так далее. Поэтому-то Бог и должен был установить такой порядок, в соответствии с которым никто не поймет истины о Христе, пока не стремится стать простодушным, как ребенок и веровать в простоте сердца.

29. Вспомните, каких людей привлек Господь в качестве Своих первых посланников, чтобы возвестить и свидетельствовать о самой великом Своем чуде, о воскресении? Это были бедные, необразованные женщины, которые пошли к гробнице после бесполезных трат на дорогое масло, не задумываясь о том, что вход в гробницу был завален тяжелым камнем, опечатан и охраняем. Но именно те бесхитростные женщины стали первыми, кому Христос явил Себя после воскресения и призвал стать Своими посланниками и свидетелями. Также дал Он сомневающимся ученикам знание Священного Писания, которого все ученые богословы не имели, так что те необразованные ученики смогли осмыслить Пятикнижие Моисеево с новой точки зрения и должны были признаться: «Как же часто читали мы и слышали это раньше, но только теперь поняли».

30. Бог как будто говорит этим деянием: «Я ясно вижу, что нет никакой пользы от Моих истин, хотя все написанное и сказанное совершенно очевидно». Поскольку действительно все пункты вероисповедания сформулированы в Священном Писании достаточно ясно и лаконично. Возьмите хотя бы текст об акте творения, который изложен на очень простом языке. Какие только еретики не возникли из этого текста: манихейцы, валентинианцы, маркиониты и прочие. К чему привело то, что Христос Сам ясно и публично подтверждал народу Свою доктрину великими чудесами? Они лишь начали искажать Его слова и деяния и назвали их словами и деяниями дьявола и Вельзевула. Потому-то Бог и говорит: «Поскольку они не воспринимают Слова так, как Я даю его им, оно останется скрытым от них. Я записал его и проповедовал на понятном людям языке, но являю его только немногим простодушным людям, которые действительно стремятся к Моему Слову. Для других оно будет подобным мраку (хотя оно сияет и проповедовано яснейшим образом). Оно будет для них камнем преткновения, о который они споткнутся и упадут, богохульствуя и споря, и разобьются на куски».

31. Таким образом, иудеи имеют и прочли Пятикнижие Моисеево, но они ничего не знают, что оно говорит относительно Христа, как и их предки ничего не знали об этом. Спасены будут лишь немногие, кто верует, как пророки и апостолы, писавшие свои книги, опираясь на один этот библейский стих. Это позволило им проповедовать так вдохновенно, что каждый вынужден был признать это истиной.

32. Как Христос закрыл рот саддукеям, не верившим в воскрешение из мертвых и признавшим только Пятикнижие Моисеево и убедил их в обратном? Он использовал выражение, которое все иудеи знали и цитировали каждый день: «Я Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Из этих слов Он сделал следующее заключение: «Если Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова, как Он сам провозгласил, те люди должны быть живыми, хотя их земная жизнь завершилась, и их тела лежат в гробницах. Поскольку Он не может быть Богом того, что не существует. Следовательно, Авраам, чье тело похоронено, а также все святые должны быть живыми перед Богом, хотя они мертвы для вас. Сейчас и всегда Бог останется Богом Авраама и всех, кто верит в сказанное Им: “Я буду ваш Бог!”».

33. Кто бы мог подумать, что эти короткие простые слова настолько полны смысла и рождают такую превосходную, богатую проповедь, что даже толстая книга могла бы быть написана лишь по ним? Хотя иудеи и знают Пятикнижие Моисеево достаточно хорошо, они утверждают, что там не обнаружено ни слова относительно воскресения Христа из мертвых. Это еще одна причина, по которой они признают только Пятикнижие Моисеево и отвергают пророков, которые основывали все свои пророчества Христа на Пятикнижие Моисеевом.

34. Но давайте взглянем более пристально на проповедь Христа и рассмотрим один стих из Пятикнижия Моисеева, который Он процитировал. Первые слова, обещавшие милость Адаму и Еве, прозвучали в обращении Бога к змию: «… и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Эти слова читают иудеи, турки и язычники, но они считают их мертвыми и бесполезными словами, из которых при всех усилиях невозможно ничего извлечь. Но как только к нам на помощь приходит откровение, мы понимаем их значение. Хотя дьявол в образе змия привел Адама и Еву к грехопадению, что стало причиной вечного проклятия, Бог, желая помочь им оправиться от их страшного падения и горя, причиной которых был сатана, по несказанной Своей милости постановил, что потомок женщины поразит змия в голову, представляющую собой грех, смерть и вечный гнев; у змия будет отнята его власть с тем, чтобы он не был более хозяином смерти и не смог более совращать человека грехом и навлекать на него Божий гнев и осуждение.

35. От этого стиха берет начало весь Новый Завет. Святой Павел и апостолы познали истинный смысл этого стиха с помощью откровения и Святого Духа, Который знает, как размалывать и давить слова так, чтобы они давали сок и силу, которыми обладают. Эти слова показывают, в первую очередь, что семенем должно быть безгрешное дитя, рожденное от женщины, хотя все остальные рождаются в этот мир от мужчины и женщины во грехе и заслуживают гнева Божия, как говорит об этом царь Давид: «… ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5). Поскольку человеческая плоть и кровь полностью пропитана и отравлена греховными вожделениями и непослушанием Богу, и поскольку она испорчена как у отца, так и у матери, она должна быть такой же испорченной и у ребенка. Итак, никто не может быть рожден от мужчины и женщины безгрешным. Бог поэтому и устроил так, что для рождения Христа – обещанного Им семени – была взята женщина, ставшая матерью маленького ребенка через Духа Святого, Который без помощи мужского семени вызвал ее зачатие, чтобы Сын ее имел плоть и кровь человека, но стал безгрешным и неподвластным сатане, чью голову он должен был сокрушить.

36. Далее, если Он должен был подчинить грех, смерть и дьявола и вырвать нас из его руки, он должен иметь божественную, всепобеждающую силу. Только для человека, не имеющего телесных и духовных пороков, которые пришли в мир через Адама, было по силам уничтожить вечное горе и порчу и дать взамен неизменное благословение и вечную жизнь. Из этого следует, что Его сила превышает силу всех созданий и даже всех ангелов. Такой силы нет ни у кого, кроме Самого Бога, Господа над всем творением.

37. Отсюда следует, что если Он был рожден женщиной, Он также смертен и должен был умереть в Свое время, как и все остальные. И поскольку Он стал человеком ради нас и был послан Богом, чтобы спасти нас от греха и смерти, Он должен был занять наше место, чтобы стать жертвой за нас, чтобы искупить гнев и наказание, которые на нас обрушены. Но для Него невозможно было оставаться мертвым долго, поскольку Он – существо вечное, как святой Павел пишет в Деяниях святых Апостолов (2:31); Его тело испытало смерть, но не повредилось, и после воскресения Он правит в славе и спасает Свой народ от греха и смерти, власти сатаны для вечной праведной жизни.

38. Заметьте, что это всего лишь один из многих стихов, который Христос истолковал на основании Своего богатства знаний как главный, из которого вытекают все остальные. Мы видим, что эти слова и деяния разум не в состоянии до конца осознать. Они могут быть только поняты, когда Святой Дух проповедует и истолковывает их тем, кто верит в Слово в простоте сердца и пребывает в нем. Испытав сладость от познания Слова и духовную заботу, они говорят: «Это просвещает сердце и зажигает его».

39. Таким образом, пророки рассмотрели сказанное в Пятикнижии Моисеевом и вывели оттуда свои славные пророчества в отношении Христа. Так, Исаия (7:14) основывает свое пророчество о рождении Христа на следующем стихе, содержащем ясное утверждение: «… Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Кроме этого, вся 53-я глава описывает Его страдания и воскресение, как Он будет предлагать Себя в жертву за наши грехи и так далее. Все эти слова Христос несомненно процитировал в Своей проповеди.

40. Апостолы, будучи необразованными рыбаками, учились понимать Священное Писание не в школах великих богословов, а через откровения, которыми Христос вел их к пониманию истин. Таким образом, они были способны понять и написать по одному только стиху целую книгу или проповедь, которую весь ученый мир не смог бы понять. И если бы я имел тот же Дух, Который Исаия или Павел имели, я смог бы взять этот стих и развить его в Новый Завет, если бы он не был уже написан.

41. Как святой Петр узнал или где он прочитал в Пятикнижие Моисеевом то, что говорится в его Первом послании: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10 – 11)? Кто сказал ему, что Дух Христов существовал и пророчествовал о Христе до пророков и, более того, до земного служения Христа и Святого Духа? Слова ли это рыбака или мудрого богослова? Ни того, ни другого. Сие – откровение Святого Духа, который явил это раньше пророкам. Опять же, где написано в Пятикнижие Моисеевом то, что говорится в Послании к Евреям: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1:3 – 4)? Апостол определенно взял это из Ветхого Завета, но он нашел это благодаря не своим умственным способностям, а откровению. Он говорит, что если Христос – Сын Божий и Господь всех ангелов, Он должен быть выше и лучше по Своей природе, чем все ангелы, а каждый ангел обладает большей мощью, чем все люди. Если дитя девственницы – Господь над злыми духами и святыми ангелами, Он должен иметь ту же силу и сущность, что и Бог. Этого никто не скажет и в это никто не поверит без откровения. Я бы согласился взять Пятикнижие Моисеево, Псалтирь, Книгу пророка Исаии и вместе с Духом, который имели те люди, создать Новый Завет, каждая йота которого будет такой же, как в том, что написали апостолы. Но поскольку мы не имеем всего богатства и силы Духа, мы должны учиться у апостолов и пить из источника, который дали нам они.

42. Этого, пожалуй, достаточно в отношении проповеди Христа, произнесенной Его ученикам, с помощью которой Он заслужил их гостеприимство на постоялом дворе. А разбор всех остальных слов из Пятикнижия Моисеева и пророков, сказанных о Христе, которые Он Сам объяснил, является задачей слишком грандиозной для одной проповеди. Такой анализ составил бы книгу, по объему соответствующую Библии. Но, без сомнения, речь шла бы о тех же самых стихах, которые цитировали апостолы после того, как сами услышали их из уст Господа, и которые стали лучше понимать после Пятидесятницы. Большое число этих стихов было повторено ими в своих проповедях (Деяния святых Апостолов и Послания), и их рекомендуется внимательно изучать каждому христианину при чтении Священного Писания. Святой Дух поможет Своею силою правильно понять их, поскольку мы уже слышали, что Он – истинный Истолкователь, если только мы относимся к ним серьезно и с простосердечием. Результат будет в том, что мы обнаружим в них Христа и научимся понимать Его правильно. Это расшевелит и воспламенит наши сердца и наполнит их покоем и радостью.


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Проповедь в Светлый Понедельник