Проповедь, прочитанная во второе воскресение Рождественского поста (Евангелие от Луки 21:25-36). Мартин Лютер.

Мартин Лютер Проповедь, прочитанная во второе воскресение Рождественского поста (Евангелие от Луки 21:25-36). Второе пришествие Христа: Признаки приближения Судного Дня и утешение, которое в них черпают христиане.
Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников.

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

Второе пришествие Христа: Признаки приближения Судного Дня и утешение, которое в них черпают христиане.

I. ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ.

1. Первое, что мы должны понять, это то, что хотя предзнаменования Судного Дня велики и многочисленны, все они непременно исполнятся, даже вопреки тому, что никто, или очень малое число людей, заметят и узнают их. Ибо, согласно Слову и пророчеству Христа и апостолов, должны произойти две вещи: во-первых, нам будет дано множество великих знамений, а во-вторых, Последний День придёт неприметно и неожиданно для мира, хотя и будет близко, у дверей. Ибо хотя люди и увидят сии знамения, да и Сам Христос сказал, что всё это признаки конца света, они всё равно не уверуют, но в своей самонадеянности будут насмешливо говорить: «Глупцы, разве вы боитесь, что небеса низвергнутся, или что мы доживём до того дня?

2. Некоторым воистину надлежит увидеть сие, но это будут люди, которые меньше всего этого ожидают. То, что в мире будет подобная самонадеянность и безразличие, доказывается словами Христа и Апостолов. В стихах 34-м и 35-м Христос сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному». Из этих слов видно, что люди в большинстве своём предадутся излишествам, пьянству и заботам житейским и посему, погрязнув во всём этом, будут пребывать в плотской безмятежности и жить на земле так, как если бы сей страшный день был ещё далеко. Ибо, не будь у людей такой плотской безмятежности и равнодушия, день тот не застал бы их врасплох. Христос же сказал, что день сей придёт как сеть, подобно тому, как птицы и звери уловляются в тот самый момент, когда они более всего озабочены своей пищей, и не ожидают опасности. В сем образе Господь дал нам понять, что люди и далее будут предаваться кутежам, излишествам и пьянству, будут строить, насаждать все земное и истово искать оного, и будут смотреть на Судный День как на нечто, отстоящее от них на тысячу или более лет, когда, вдруг, в мгновение ока, они окажутся пред страшным судилищем Божиим.

3. Слова Христовы в Евангелии от Луки 17:24 говорят о том же: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». Здесь снова, как видите, день сей настигает мир со всей внезапностью. То же самое сказано в стихах 26-30: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится». Сии слова ясно свидетельствуют о том, что люди будут столь беспечны и погрязнут в заботах житейских настолько, что не уверуют даже тогда, когда тот день будет у самых дверей.

4. Вне всякого сомнения, Христос не предрёк сии знамения в ожидании, что никто не заметит и не узнает их явления, хотя таких людей действительно будет мало, подобно тому, как во дни Ноя и Лота лишь несколько человек знали, какая кара Божия обрушится на мир вскоре. А если бы оказалось не так, то увещевание Христово было бы напрасно: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Это значит, что должно быть, по меньшей мере, малое число тех, кто узнают сии знамения, поднимут головы и будут ожидать избавления, хотя и не знают, в какой день оно придёт. Посему мы должны внимательно наблюдать, исполняются ли сии знамения в настоящем, случались ли они в прошлом или грядут в будущем.

5. Я никого не принуждаю верить так, как верю я; но я также не позволю никому лишать меня права верить, что Последний День не за горами. Сии слова и знамения Христовы убеждают меня в том, что так оно и есть. Ибо на протяжении веков, минувших после рождества Христова, ещё никогда не наблюдалось таких обстоятельств, как в наши дни. Никогда ещё в мире столько не строилось и не насаждалось. Никогда ещё мир не видел столько невоздержанности и разнообразия в еде и напитках, как ныне. Богатство одежды достигло своего наивысшего предела. Появилось множество разнообразной живописи и скульптур, украшений и гравюр, подобных которым не было от начала христианства.

6. Вдобавок человек настолько углубился в изучение тайн, что сегодня юноша двадцати лет знает больше, чем прежде двадцать докторов. Мы знаем столько языков и всякого рода премудростей, что нужно признать: мир достиг небывалых высот в отношении усовершенствования земной жизни, или, как это назвал Христос, в отношении «забот житейских», еды, питья, строительства, насаждений, покупок, продаж, женитьбы и замужества, посему всякий вынужден признать, что нас ждёт либо погибель, либо перемены. Впрочем, непонятно, как могут придти перемены. Дни сменяют друг друга, но всё остаётся, как прежде. У христиан никогда ещё не было столько познаний, понимания и суждений в отношении физического, временного существования, как сегодня; я уже не говорю о новейших изобретениях, книгопечатании, огнестрельном оружии и прочих орудиях войны.

7. Вместе с тем семимильные шаги были сделаны не только в области коммерции, но и в духовной сфере, где мы видим значительные изменения. Заблуждение, грех и ложь ещё никогда не правили миром так, как в эти последние столетия. Евангелие подверглось открытому осуждению в Констанце, а лжеучения папы приняты как закон, хотя он и занимается немыслимым вымогательством. Ежедневная месса совершается много сотен тысяч раз по всему миру, и вместе с ней совершается величайший грех. Посредством исповеди, Таинств, индульгенций, законов и правил вводится в погибель столько душ, что начинает казаться, будто Бог предал весь мир власти дьявола. Словом, едва ли могут существовать больший обман, более гнусные ереси, более страшная слепота и более ожесточённое богохульство, чем те, что ныне правят церковью через епископов, монастыри и университеты. В результате Аристотель, этот слепой язычник, учит христиан и правит ими более, нежели Христос.

8. Более того, папа предпринял попытку изгнать Христа из Церкви и стать его наместником. Он занимает престол Христов на земле; о Боже, пусть бы он лучше восседал на престоле сатаны!

Я не стану говорить о более вопиющих формах греха: о распутстве, убийствах, неверности, любостяжании и тому подобном, – которые совершаются без тени стыда и страха. Распутство приняло противоестественные формы и повлияло на духовность священников более, чем на какие-либо другие слои общества; впрочем, могу ли я назвать это духовностью, если они столь исполнены плотских помышлений и чужды всякой скромности?

9. Какие бы ещё знамения ни явились до пришествия Христова, я знаю, что, по словам Господа, всё сие будет присутствовать: обжорство и пьянство, строительство и насаждения, покупки и продажи, женитьбы и замужества, так же, как и прочие житейские заботы. Также несомненно для меня и утверждение Христа из Евангелия от Матфея 24:15, где Он говорит о мерзости запустения, об антихристе, при правлении которого будут процветать величайшие заблуждения, слепота и грех, подобно как ныне они процветают при папе, принимая самые деспотические и бесстыдные формы. Это более всего остального заставляет меня верить, что Христос придёт для Суда скоро, ибо такие грехи вопиют к Богу от земли и, тем самым, призывают Судный День и пренебрегают им, так что он не замедлит настичь их.

Если бы это было только распутством допотопного мира или блудом Содома, я не верил бы, что Последний День близок. Но уничтожение, искоренение, осуждение и хуление Божественного служения, Слова Божия и Таинств, детей Божиих и всего, что принадлежит Богу, а также поклонение дьяволу, почитание его и провозглашение его лжи вместо Слова Божия – это грехи, которые, я убеждён, положат конец миру прежде, чем мы успеем опомниться. Аминь.

10. Между тем апостолы также предвозвещали плотскую успокоенность в людях по мере приближения дня оного. Павел писал в 1-м Послании к Фессалоникийцам 5:2-3: «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба». Мы знаем, что вор приходит как раз тогда, когда человек чувствует себя в наибольшей безопасности и не ожидает его прихода. Во 2-м Послании Петра 3: 3-10 мы читаем: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут...». Кто сии поступающие по своим похотям, как не папское духовенство? Они не желают подчиняться ни Богу, ни людям, но ожидают, что мир признает за ними право жить, как им вздумается, и поступать, как им захочется. Таковые говорят: «Где обетование пришествия Его? Уж не думаете ли вы, что Последний День придёт к нам так скоро? Все останется так же, как и всегда».

11. Мы также читаем в истории разрушения Иерусалима, что хотя сбывались многие из предвозвещенных знамений, люди всё равно не верили, что сии суть предзнаменования грядущего разрушения, доколе не настигла их Божья кара. И, наконец, с начала мира всегда было так, что неверующие не могли верить в то, что день бедствия близок, – напасть всегда приходила прежде, чем они начинали веровать. Сие – во исполнение Псалма 54:2: «Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих», ибо они самонадеянно рассчитывают на то, что будут жить в безопасности и не имеют страха, а посему сей час застанет их врасплох. Итак, люди откладывают Суд ещё на тысячу лет, но он ворвётся к ним, как тать в ночи. Это первый род знамений, предвещающих приближение дня Господня. Давайте теперь обратимся ко второму роду.

«И будут знамения в солнце».

12. Знамения в солнце проявятся в том, что солнце померкнет, подобно тому, как это бывает обычно, ибо сказано в Евангелии от Матфея 24:29: «Солнце померкнет». Я не согрешу, если и здесь выражу своё личное мнение. Некоторые считают, что солнце померкнет так, что больше уже никогда не будет светить; однако это не может здесь подразумеваться, поскольку смена дня и ночи должна оставаться неизменной вплоть до конца света, как сказал Бог в Бытии 8:22: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». Сие знамение, следовательно, не должно мешать смене дня и ночи, но вместе с тем должно исполниться до Судного Дня, ибо оно – признак его пришествия. Посему это не может быть иным затмением, чем затмение в обычном смысле слова.

13. Во все времена подобное знамение в солнце считалось предвестником беды или несчастья, как часто и происходило, судя по многочисленным свидетельствам истории. Так и у нас, как мне кажется, за последние несколько лет наблюдалось больше солнечных затмений, чем в какой-либо другой сопоставимый период времени. Бог пощадил нас, и никакой особой беды не случилось. По сей причине сими знаменими пренебрегают. Вдобавок, астрономы сказали нам – и это действительно правда, – что эти затмения являются вполне естественным явлением. В результате сии предзнаменования тем паче не ставят ни во что, и люди пребывают в ещё большей плотской успокоенности. Тем не менее, Бог, совершающий Своё дело тихо и неприметно, вселяет в нас уверенность и движется далее в осуществлении Своих замыслов. Какими бы ни были естественные небесные явления, сии предзнаменования всегда предвещают гнев Божий и неотвратимое несчастье в будущем. Если сии не будут замечены, сотворит ли Бог другие солнца, луны и звёзды, дабы явить в них другие знамения?

14. Закономерности небесных явлений были от начала века задуманы так, чтобы до наступления Судного Дня все сии знамения исполнились. Язычники говорят, что комета – всецело природное явление, Бог же создал все кометы как предзнаменование грядущего бедствия. Так и слепой вождь, Аристотель, написав книгу о небесных явлениях, приписал всё природе и объявил, что сии суть не знамения. Наши учёные мужи последовали за ним, и так один глупец наполнил мир другими глупцами. Будем же знать, что хотя небесные тела и следуют своим курсом согласно естественным законам природы, Бог, тем не менее, сделал их знаками или предзнаменованиями Своего гнева.

«И луне».

15. Это знамение, предсказанное в Евангелии от Матфея 24:29: «И луна не даст света своего», то есть она перестанет светить. Об этом можно сказать то же, что было сказано в отношении знамений в солнце, какими бы естественными они ни были. Разве не правда то, что в последнее время не проходит ни года, чтобы не случилось либо затмения солнца, либо луны, либо и того, и другого, а иногда даже дважды в год? Если всё сие – не знамения, то что вообще можно назвать знамением? Возможно, бывали времена, когда их наблюдалось больше, чем сейчас, но ведь они никогда не сменяли друг друга столь быстро. Перед разрушением Иерусалима явились некоторые знаки, которые появлялись и раньше, однако это всё равно были новые предзнаменования.

«И звёздах».

16. В Евангелии от Матфея 24:29 сказано: «Звезды спадут с неба». Это можно наблюдать почти каждый день. Я не могу сказать, случалось ли это чаще в прежние времена. Аристотель опять же рассуждает о природе сего явления; Евангелие же, которое есть Слово и мудрость Божия, провозглашает все падающие звёзды знамением, и давайте не будем с этим спорить. Если падают звёзды, или солнце и луна не дают света, будьте уверены, что это признаки кончины мира, ибо Евангелие не лжёт. Несмотря на то, что в последние годы можно было наблюдать звёздные дожди довольно часто, все они – предтечи Последнего Дня, как сказал Христос; ибо им надлежит случаться часто, дабы сей великий день был преизобильно засвидетельствован и предвозвещен. Сии знамения появляются и исчезают, но никто не помышляет о них; люди ждут иных знамений, подобно тому, как иудеи ждут другого Христа.

«А на земле уныние народов и недоумение».

17. Это не следует понимать так, будто все народы и все племена земные постигнет такое страдание; следует понять, что всё это – знамения. Звёзды не падают с неба всё время, солнце не меркнет на весь год или месяц, но только на час или два; луна не скрывает свой свет неделю или всю ночь, но, подобно солнцу, час или два, дабы всё сие было знамениями, не изменяющими естественный ход вещей и не вмешивающимися в него. Посему не все будут унывать и испытывать тревогу, а только некоторые; но даже и с ними это будет происходить не всегда, а лишь иногда, дабы всё это было знамениями для тех, кто мыслит иначе и списывает всё на темперамент, или меланхолию, или воздействие планет, или иные естественные причины. Тем временем столь явные предвестники дня оного остаются без внимания, и происходит то, что Христос сказал об иудеях в Евангелии от Матфея 13:14, что они слухом услышат, но не уразумеют, и глазами смотреть будут, но не увидят.

18. «Уныние народов и недоумение» не имеет отношения к телу. Ибо, как мы уже отметили, в то время будет преизбыток мира и благополучия. Люди будут есть, пить, строить и насаждать, покупать и продавать, жениться и выходить замуж, танцевать и развлекаться, и погружаться в эту земную жизнь, как будто бы они намерены пребывать здесь вечно. Я полагаю, что здесь сказано о муках совести. Ибо если Евангелие, которое является единственным средством успокоения встревоженной совести, осуждено, и на его месте воздвигнуты человеческие учения, научающие людей откладывать грех в сторону и заслуживать небеса своими делами, то это неизменно производит обременённую и удручённую совесть, совесть, которая не может обрести покоя, которая желает быть благочестивой, творить добро и обрести спасение, которая терзает себя, но, тем не менее, не находит покоя, сколько бы ни было сделано. Всем этим грешник угнетаем настолько, что не знает, как поступать и куда бежать. По этой причине людьми придумано столько обетов и паломничеств, поклонение святым, разделы мессы и бдения. Одни изнуряют и мучают себя, другие становятся монахами или же, желая сделать ещё больше, становятся монахами-картезианцами.

Всё это дела унывающей и встревоженной совести, которые, в действительности, являются тем самым унынием и недоумением, о которых пишет здесь Лука. Он использует два слова, которые наталкивают именно на этот вывод; человек попадает в замкнутое пространство, как будто оказавшись в западне или тюрьме; он начинает тревожиться и не знает, как выбраться из этого положения; он приходит в замешательство и делает то одно, то другое, но так и не находит выхода. В таких обстоятельствах приходит уныние и недоумение. Вот в каком состоянии их совесть: грех поймал их в ловушку, они в отчаянных обстоятельствах, и к ним приходит уныние. Они не прочь бы убежать, но приходит другая беда; совесть пребывает в недоумении, ибо не знает, с чего начать; они пробуют всё, что угодно, но так и не находят выхода.

19. Это верно, что большинство никогда не испытывает подобных переживаний; это свойственно лишь некоторым людям, как правило, наиболее чувствительным, порядочным и добросовестным, которые не желают никому вреда и ведут достойный образ жизни. Возможно, эти люди совершают какой-то тайный грех, к примеру, блудодеяние. Это терзает их день и ночь так, что они никогда не испытывают настоящего счастья. Но для монахов и священников это игра, ибо здесь они могут заниматься вымогательством, особенно в отношении женщин, ведь люди приходят на исповедь, принимают наставление и отпущение грехов и идут туда, куда их посылает исповедник. Между тем эти люди – Господне предзнаменование Последнего Дня. Для таких, как они, Евангелие является светом и утешением, тогда как для прочих – осуждением.

20. Более того, никто не может отрицать это знамение, ибо в последние несколько веков очень многие именно так лишились рассудка, о чем сообщает нам Жерсон. Хотя во все времена существовали люди отчаявшиеся и сбитые с толку, всё-таки раньше это не было явлением столь масштабным, как сейчас. С начала мира ни одно человеческое учение не имело десятой и даже сотой доли того влияния, которое оказывают ныне учения папы и его последователей, монахов и священников, терзающих и мучающих совесть стольких людей. Смущённые сердца – естественный итог папского учения об исповеди, которое никогда ещё не было насаждаемо столь упорно, как ныне. Посему данное явление стало предзнаменованием Судного Дня только в наши дни. Итак, надлежит придти множеству великих знамений, которые большинством людей будут отвергнуты.

«И море восшумит и возмутится».

21. Сие Бог произведёт с помощью ветров, ибо всякое волнение воды происходит по причине бури. Итак, Господь хотел показать этими словами, что грядут великие бури. Под морем, однако, подразумевается не просто океан, но всё собрание вод, согласно словам Писания (Быт. 1:10): «А собрание вод назвал морями», будь то океаны, моря или озёра. Реки, с другой стороны, это переменчивые текущие воды.

22. Не следует думать, что все воды, потоки, озёра, моря и океаны в одно и то же время и с одинаковой силой забурлят и возмутятся. Это случится лишь с некоторыми морями, и это будет для нас знамением. Ибо как не все звёзды упадут с неба и не все народы впадут в уныние и недоумение, так и не все воды на земле одновременно возмутятся.

23. И тогда языческая мудрость засядет в своих школах и скажет громко, во всеуслышание: «Вы видели бурю, слышали шум моря и рёв волн? Аристотель ясно учил, что всё это не больше, чем естественное явление». Не будем же обращать на сие внимания; мы знаем, что Слово Божие и Его знамения отвергаются мудростью богов. Вы веруете в Евангелие? Оно учит вас веровать, что бури и возмущения на море – это знамения и предвестники Суда. Как бы много ни было подобных знамений в прошлом, они станут всё чаще и всё ужаснее по мере приближения конца света.

24. Мне кажется, что в течение последних десяти или двенадцати лет мы наблюдали такие бури, штормы и возмущения на море, о которых прежде никто слыхом не слыхивал. Следует, однако, учесть, что если в прошлом эти знамения приходили поодиночке и с большими промежутками во времени, то теперь они случаются преизобильно и с большой частотой. Они приходят одно за другим.

25. Кроме того, в последнее время мы наблюдаем великое множество комет и прочих бедствий, низвергающихся с небес. Также появилась доселе неизвестная болезнь, сифилис. А сколько знамений и чудес было явлено в небе, таких, как солнца, луны, звёзды, радуги и другие причудливые видения. Дорогой слушатель, пусть всё это будет знамениями, великими знамениями, предвестниками чего-то важного, так, чтобы ни астрономы, ни языческие астрологи не могли сказать, что все сии явления просто следуют свои естественным путем, ибо они ничего не знали о них прежде и не пророчествовали о них.

26. Ни один астроном не скажет, что естественные небесные явления предсказали появление ужасного чудовища, извергнутого Тибром несколько лет назад. Чудовище было с головой осла, грудью и телом женщины; вместо правой руки у него была нога слона, на ногах – рыбья чешуя, а сзади – голова дракона и тому подобное. Сие чудовище олицетворяет собой папство и великий гнев и возмездие Божие. Такое обилие знамений предвещает больше, нежели человеческий ум способен вместить.

Прежде, чем идти дальше, следует, пожалуй, обратиться к свидетельству о Последнем Дне прославленного учителя Лактанция, которое приведено им около 320 г. н.э. в труде под названием «Divinarum Institutionum», в седьмой книге, пятнадцатой главе. «По мере приближения конца света состояние дел человеческих должно в корне измениться и принять более порочные формы. В те дни злоба и нечестие достигнут таких пределов, что на наш век, в который злоба и нечестие достигли, можно сказать, наивысшего предела, будут смотреть, как на счастливый, бесценный и золотой век по сравнению с теми временами, когда никто не будет в состоянии подать другому помощь или совет. Тогда праведность будет практически забыта, а мир будет охвачен богохульством, любостяжанием, нечистыми помыслами и блудом. Тогда благочестивые станут жертвой отъявленных злодеев, и те будут изводить их и вредить им. В то же время богатыми и благополучными будут только нечестивцы, а благочестивые будет гонимы по земле в постыженьи и нищете. Суда верного не будет, закон потеряет силу, и всё, что человек сможет иметь, он должен будет приобрести своими силами. Дерзость и сила будут править всеми. В людях не останется ни веры, ни уверенности, ни мира, ни красоты, ни стыда, ни истины, и, как следствие, ни безопасности, ни правительства, и никакого покоя от нечестивых. Ибо все земли будут мятежны, повсюду люди будут ненавидеть ближнего и воевать друг с другом, весь мир будет полон оружия и, в конце концов, уничтожит сам себя».

«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную».

27. Впрочем, это также случится не с бесчисленным множеством нечестивцев, которые презирают знамения Божии и списывают всё на естественные причины, а скорее с лучшими и наиболее выдающимися из людей, которые внимают сим знакам и склонны к размышлениям. «Люди будут издыхать от страха» значит, что они будут напуганы до смерти или почти до смерти, значит, что страх одолеет их и лишит всяких сил. Чего же они будут бояться и ожидать? Христос ответил на этот вопрос так: «Бедствий, грядущих на вселенную», то есть Последнего Дня, Страшного Суда, геенны огненной и вечной погибели. Но почему всего этого боятся и ожидают они, когда всё сие обрушится на мир, а не на них? Ибо то – предзнаменования Божии, которым надлежит быть презираемыми и отвергнутыми миром.

28. Пока что я не могу сказать, кто эти люди, единственное, к ним принадлежат те, кто подвержен и восприимчив к искушениям смерти и ада, о которых пишет Таулер. Ибо подобные искушения овладевают человеком всецело, проникают до мозга костей и являются самой смертью. Никто не в силах противостоять им, если только Бог не поддержит человека чудесным образом. Некоторые из патриархов вкусили этих искушений, такие, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и Давид; впрочем, в последние дни они будут приходить чаще. Сие знамение весьма участится, хотя и сегодня оно встречается гораздо чаще, чем мы знаем. Есть люди, которые объяты страхом смерти и борются с ним; они испытывают то, что должно придти на весь мир, и боятся, что это придёт к ним и поглотит их. Будем надеяться, однако, что эти люди осенены благодатью. Ибо Христос говорит здесь так, будто Он отделяет страх от предмета страха; Им так разграничены эти вещи, словно людям присущи страх и тревога, а миру – то, чего они страшатся. Вполне разумно предположить, что эти люди испытывают ад и смерть уже здесь, на земле, тогда как мир, который ничего не боится, вкусит смерть и ад в будущем веке.

«Ибо силы небесные поколеблются».

29. Под силами небесными некоторые понимают ангелов небесных. Но поскольку Христос говорил о знамениях и сказал, что мы увидим их и через них узнаем приближение дня оного, воистину они должны быть видимыми знамениями, которые можно воспринять органами чувств. Ибо те, чья совесть угнетена и чьи сердца изнемогают от страха, несмотря на то, что всё сие – недуг душевный, тем не менее, показывают своё состояние, как словами, так и всем видом. Посему и силы небесные также должны быть таковыми, чтобы их можно было бы воистину поколебать, и сие станет ощутимым.

30. Однако Писания говорят о силах небесных двояко. В некоторых местах о них сказано, как о могущественных небесах или небесах, которые из всего творения обладают наибольшим могуществом, как, например, в Бытии 1:8 сказано: «И назвал Бог твердь небом», то есть назвал свод или твердыню – небесами, ибо всякая тварь поднебесная зависит от небесных тел и питается их светом, теплом и движением. Что было бы с землёй, если бы не было небес? Она была бы тёмной и мёртвой пустыней. Писание называет небеса, подобно князьям и мирской знати, могущественными, ибо они властвуют надо всей тварью поднебесной.

31. В других местах под силами небесными подразумевается воинство небесное, как сказано в Псалме 32:6: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их». Также в Бытии 2:1 сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их». Писания весьма часто говорят о силах небесных именно так. Из этих отрывков явствует, что воинство или силы небесные включают всё, что есть на небесах: солнце, луну, звёзды и прочие небесные тела; на земле же – человека и зверя, птиц и рыб, деревья, травы и всё, что на земле.

32. В рассматриваемом нами отрывке выражение «силы небесные» может употребляться в обоих смыслах, хотя, вероятнее всего, это значит воинство небесное. Христос сказал, что вся тварь поколеблется и будет знамением дня оного; солнце и луна помрачатся, звёзды упадут с неба, народы поднимутся на войну друг с другом, люди будут изнемогать от страха, земля содрогнётся под землетрясениями, воды будут бушевать и восшумят от бурь, воздух наполнится заразой и пагубой, и воинство небесное поколеблется.

33. Я не знаю с точностью, что подразумевается под колебанием воинства небесного, если только это не великий парад планет 1524 года. Ибо планеты воистину являются наиболее значительныеми из сил небесных или воинства небесного, и то, что они так удивительно образовали единое созвездие, несомненно, содержит знамение для мира. Христос не говорил, что все силы небесные поколеблются, но лишь некоторые из них. Ибо не все звёзды упадут с неба, не все люди будут объяты страхом, не все воды одновременно будут шуметь и бушевать, а солнце и луна не будут в затмении каждый день. Ибо всё это – знаки, которые случаются в определённое время и лишь в некоторых местах, дабы они были чем-то необычным, и мы вычленяли бы их как явное предзнаменование из ряда обычных явлений. Посему вполне возможно, что колебание сил небесных – это подобные парады планет. Астрологи истолковывают их как предзнаменование нового потопа; дай же Бог, чтобы они усматривали в этом скорее приближение Судного Дня.

34. Давайте же не будем обманываться и думать, что эти парады – всего лишь естественное природное явление. Христос называет эти явления знамениями и Он желает, чтобы мы обращали на них особое внимание, ибо они появляются не в одиночку, а со множеством других предзнаменований. Пусть неверующий сомневается и отвергает знамения Божии, почитая их исключительно естественными явлениями. Мы же будем твёрдо держаться Евангелия.

35. Существует также множество других знамений, упомянутых в различных местах Писания, такие, как землетрясения, глады, моры и войны, согласно Евангелию от Луки 17:20 и Евангелию от Матфея 24:7. Этого мы повидали немало, ибо такие вещи происходили во все времена. И всё же они являются предзнаменованиями, являющимися вместе с другими знаками. Общеизвестен тот факт, что нынешние войны обладают такой разрушительной силой, которая делает в сравнении с ними войны прошлого всего лишь детской игрой. Но поскольку наш сегодняшний евангельский отрывок не упоминает об этом, мы не будем в это слишком углубляться. Давайте только почитать всё это знамениями, великими знамениями, предвещающими великие вещи. Но, увы, они уже многими отвергнуты и забыты!

«И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою».

36. Здесь сила также может означать воинство ангелов, святых и всех созданий, которое будет сопровождать Христа при Его пришествии на Суд (я считаю это правильным истолкованием). Или же это означает особую силу и могущество, которая будет характеризовать второе пришествие Христово в противоположность первому. Ведь Он не просто сказал, что вернётся, но что Его пришествие будет видимо всеми. Когда Христос родился, это было Его первым пришествием, но тогда люди не узнали Его. Ныне Он приходит через Евангелие в сердца людей духовным образом. Сие также нельзя увидеть. Но второе пришествие будет видимо всеми, как сказано в Откровении 1:7: «И узрит Его всякое око». И они увидят, что это не кто иной, как Человек Иисус Христос в физическом теле, в котором Он был рождён от девы Марии и в котором ходил по земле.

Он мог бы сказать: они увидят Меня, но из этого не было бы понятно, что Он придёт в телесном виде. Но когда Христос сказал: «И тогда увидят Сына Человеческого», Он ясно указал, что это будет телесным пришествием, телесно зримым телесным обликом. Это будет явлением в великой силе и славе в сопровождении воинства небесного. Он будет восседать на облаке, и Ним будут все святые. Писание много говорит о дне оном, и всегда смысл один и тот же. На этом мы закончим разговор о знамениях. Спаситель присовокупил слова утешения для христиан перед лицом сих знамений.

II. УТЕШЕНИЕ ХРИСТИАН ПЕРЕД ЛИЦОМ СИХ ЗНАМЕНИЙ.

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».

37. Вы, возможно, скажете: кто способен поднять голову при виде столь ужасного гнева и суда? Если весь мир трепещет от страха перед днём оным, опускает голову и изменяется в лице от страха и волнения, то как можем мы поднять головы и посмотреть вверх? Это с очевидностью означает: как мы можем иметь хоть какую-то радость в ожидании сих знамений и перед их лицом? В ответ я скажу, что все сие сказано только тем, кто воистину являются христианами; сие не сказано язычникам или иудеям. Истинные христиане переносят столько скорбей от всякого рода искушений и гонений, что в этой жизни они поистине несчастнее всех человеков. Посему они ждут, томятся и молятся об искуплении от греха и всякого зла, как гласит Господня Молитва: «Да приидет Царствие Твое», и «Избавь нас от лукового». Если мы истинные христиане, то с усердием и радостью присоединимся к этой молитве. Если же мы не молимся так, то мы ещё не истинные христиане.

38. Если мы молимся правильно, то наше состояние воистину должно подталкивать нас к тому, чтобы – какими бы ужасными ни были сии знамения – поднять взор к небесам с радостью и искренним упованием, как увещевал нас Христос: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши». Он не сказал: «Ужасайтесь и опустите головы», ибо грядёт то, за что мы так усердно молились. Если мы воистину жаждем освободиться от греха, смерти и ада, то должны с нетерпением ожидать второго пришествия Господня, испытывая радость и удовольствие.

Кроме того, святой Павел писал во 2-м Послании к Тимофею 4:8: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Если Господь даст венец всем, возлюбившим явлением Его, то что же Он даст тем, кто возненавидел Его явление и страшится его? Без сомнения, Своим врагам Он уготовал вечное проклятие. Послание к Титу 2:13 гласит: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Также Евангелие от Луки 12:36 гласит: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему».

39. Но что же делают те, кто исполнен страха и не желает явления Господа, когда они молятся: «Да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя», а также: «Избавь нас от лукавого»? Разве они не предстоят пред лицем Господа и не лгут к своей собственной погибели? Разве они не подвизаются против воли Божией, Который задумал сей день ради искупления святых? Посему необходимо быть чрезвычайно бдительными, дабы нам не возненавидеть день оный и не убояться в пришествие его. Такой страх – дурное предзнаменование, свойственное тем, кто проклят, чьи холодные умы и ожесточённые сердца должны быть устрашены и сокрушены с тем, чтобы они, если могут, исправились.

40. Для верующих же этот день будет утешительным и вожделенным. День сей подарит величайшую радость и неуязвимость верующему, и величайший страх и мучение неверующему, так же как и в этой жизни истины Евангелия чрезвычайно сладостны для благочестивых и чрезвычайно ненавистны для злонамеренных. Зачем же верующему бояться сего дня, а не, напротив, радоваться, ведь Он уповает на Христа, Судию, грядущего ради его искупления и ради того, чтобы быть его частью вовек!

41. Но вы говорите: я воистину ожидал бы Его пришествия с радостью, если бы был свят и безгрешен. Я же отвечу так: какое облегчение вы найдёте в страхе и бегстве? Это не искупит вашего грехе, даже если бы вы были преисполнены ужаса тысячу лет. Проклятые вечно пребывают в страхе пред сим днём, однако это не смывает их греха, более того, этот страх скорее умножает грех, так что человек уже не может оказаться в тот день безгрешным. Страх должен оставить душу, и в неё должно вселиться желание праведности и радостное ожидание дня оного. Если же вы воистину желаете освободиться от греха и быть святым, то благодарите Бога и ещё больше желайте освобождения от греха. Дай же Бог, чтобы это желание было достаточно искренним и сильным в вас, чтобы не покидать вас до самой смерти.

42. Нет никого, кто был бы столь же хорошо подготовлен к Судному Дню, как тот, кто желает избавления от греха. Если же у вас есть это желание, то чего вы боитесь? В этом случае ваше желание полностью совпадает с предназначением сего дня. Он придёт для того, чтобы избавить от греха всех, кто желает этого, и вы принадлежите к их числу. Воздайте Богу хвалу и пребывайте в этом желании. Христос сказал, что вернётся ради искупления нашего. Впрочем, не обманывайте себя и не удовлетворяйтесь, скажем, простым желанием освободиться от греха и ожидать пришествие дня оного без страха. Возможно, сердце ваше лукаво, и вы преисполнены страха не потому, что желаете избавления от греха, а потому, что в предстоянии Судного Дня вы не можете грешить свободно и беспрепятственно. Итак, смотрите: свет, который в вас, не есть ли тьма? Ибо сердце, искренне жаждущее избавления от греха, несомненно будет радоваться дню, в который это произойдёт. Если же сердце не радуется подобным образом, значит, в нём нет искреннего желания избавиться от греха.

43. Посему нам надлежит, прежде всего, отложить всякую ненависть и отвращение к сему дню и усердно стремиться к тому, чтобы действительно желать избавления от грехов. После этого мы сможем не только спокойно ожидать дня оного, но и с искренним желанием и радостью молиться за него, говоря: «Да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя». При этом вы должны отбросить всякие чувства и тщеславие, крепко держаться утешительных слов Христовых и находить успокоение только в них.

44. Разве мог бы Господь утешить, наставить и укрепить вас с большей чуткостью и любовью? Во-первых, Он сказал: вы услышите о войнах, но не ужасайтесь. Повелев вам не ужасаться, что ещё Он имел в виду, как не то, что вам нужно мужаться и распознавать знамения с радостью? Во-вторых, Он повелел вам взглянуть на небо, в-третьих, поднять головы и, в-четвёртых, Он сказал об избавлении. Что ещё может укрепить и утешить вас, если сие слово вас не утешает? Не думаете ли вы, что Он может обмануть вас и ввести в заблуждение? Мой дорогой слушатель, пусть же сие слово не будет сказано напрасно: возблагодарите Бога и уповайте на Него, ибо нет иного утешения или совета, если вы пропустите это слово мимо ушей. Христос говорил не о вашем осуждении, а о вашем избавлении. Перевернёте ли вы сии слова с ног на голову, сказав, что грядёт наше осуждение, а не избавление? Убежите ли вы от своего собственного спасения? Не выйдете ли вы к Нему навстречу и не возблагодарите ли Бога, грядущего к вам на облаке и приветствующего вас?

45. Без сомнения, Господь сказал сие слово также для малодушных, которые, будучи вполне преданными и подготовленными к Последнему Дню, тем не менее, преисполнены великого трепета и не могут участвовать в Его пришествии, ибо не имеют того стремления, которое должно быть в последние дни. Посему Он обратил их внимание на искупление. Ибо когда в конце мира грех будет весьма могущественен, а бок о бок с ним будет наказание за грех в виде мора, войн и гладов, верующим необходимы будут подкрепление и утешение, дабы защитить их от обоих зол – греха и наказания за грех. Посему Господь сказал сие утешительное и сладостное слово «избавление», которое столь вожделенно для сердца человека. Что такое избавление? Кто не хочет быть избавленным? Кто захочет обитать в пустыне греха и возмездия? Кто не желает положить конец этому жалкому существованию, горестям, опасностям для души и погибели для человека? Мы должны особенно желать этого потому, что Спаситель манит, призывает и утешает нас столь нежно и ласково.

46. Безбожные фанатические проповедники должны подвергнуться осуждению, ибо в своих проповедях они лишают людей сих слов Христовых и веры в них, желают сделать их праведными с помощью устрашения и учат их готовиться к Последнему Дню, уповая на свои добрые дела как на умилостивление за грех. Это неизбежно приводит к отчаянию, страху и ужасу, которые со временем растут, а вместе с ними растет и ненависть, отвращение и враждебность по отношению к пришествию Господню, и в сердце поселяется неприязнь к Богу, ибо они изображают Христа исключительно как сурового Судию, гнев Которого может быть отвращён только добрыми делами, но никогда не представляют Его Искупителем, как Он Сам назвал Себя. На Него мы и должны возложить упование в том, что Он по чистой благодати избавит нас от греха и всякого зла.

47. Таков неизбежный результат того, что Евангелие проповедуется в искажённом виде. Когда сердце человека побуждается к действию лишь заповедями и угрозами, оно неизбежно охладевает к Богу и начинает ненавидеть Его. Нам воистину надлежит устрашать, но только упорствующих и ожесточённых; впрочем, как только они устрашились и пришли в отчаяние, мы должны ободрять и утешать их.

48. Из всего этого мы видим, как мало тех, кто молится Молитвой Господней достойно, хотя она и произносится во всём мире непрестанно. Мало тех, кто не желал бы, чтобы день сей не наступил вообще. Но это всё равно, что желать, чтобы Царствие Божие не пришло. Посему сердца их молятся вопреки их устам; в то время, как Бог судит помышления сердечные, они судят по устам. По сей причине они и составили столько молитв, наполнили церкви своими воплями и полагают, что молятся правильно, когда в действительности их молитва такова: «Да не приидет Царствие Твое, или, по крайней мере, не сейчас». Скажите, разве такая молитва – не богохульство? Разве не о такой молитве говорил псалмопевец в Псалме 108:7: «Молитва его да будет в грех». Вот как люди употребляют всё богатство мира на то, чтобы заполнить каждый его уголок подобным богохульством, а затем назвать это Божественным служением!

49. Однако тот, кто испытывает страх, не должен отчаиваться, но, напротив, использовать его мудро. Использовать страх мудро – значит позволить ему пробудить в сердце желание молиться о благодати, дабы Бог забрал сей страх и дал в тот же день радость и утешение. Ведь Христос обещал в Евангелии от Матфея 7:8: «Ибо всякий просящий получает». А посему боящиеся ближе к спасению, чем ожесточённые и нечестивые, которые не испытывают ни страха, ни утешения перед лицом Судного Дня. Ибо хотя они и не испытывают желания, но имеют в сердце нечто, что побуждает их молиться о нём.

50. С другой стороны, неразумно обращается со страхом тот, кто позволяет ему усиливаться и пребывает в нём, как если бы таким образом можно было очиститься от греха. Это не ведёт ни к чему доброму. В тот день должна пребывать любовь, как сказал святой Павел в 1-м Послании Коринфянам 13:8, а не страх, который, по свидетельству Иоанна (1 Ин. 4:18), должен быть изгнан. Страх должен быть той силой, которая побуждает нас искать сию любовь и молиться о ней. Там, где страх не изгнан, человек противится воле Божией и противодействует своему собственному спасению; таким образом, страх становится грехом против Святого Духа. Мы, впрочем, не говорим, что человек ни в коем случае не должен испытывать страха, ибо мы всё ещё живём во плоти. Плоть же немощна и не может не испытывать страха смерти и суда. Вместе с тем необходимо, чтобы человеком правил дух, как сказал Христос в Евангелии от Матфея 26: 41: «Дух бодр, плоть же немощна».

«И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие».

51. Это чистейшие слова утешения. Он не предложил им притчу про осень или зиму, когда все деревья стоят голые и начинается унылая пора; Он рассказал им притчу о весенней и летней поре, когда всё вокруг ликует от радости, когда всё творение расцветает и торжествует. Тем самым Он ясно показал, что мы должны ожидать Последнего Дня с такой же радостью и восторгом, какие видим в творении с приходом весны и лета. В чём смысл сей притчи, если не в этом? Господь вполне мог бы найти и другие притчи, не столь радостные.

52. Поясняя сию притчу, Господь не сказал, что приблизилось ваше осуждение, но что приблизилось Царствие Божие. Какое ещё значение может иметь то, что приблизилось Царствие Божие, как не приближение нашего избавления? Царствие Божие – не что иное, как мы сами, как сказал Христос в Евангелии от Луки 17: 21: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Посему оно приближается тогда, когда мы приближаемся к нашему избавлению от греха и зла. В этой жизни оно начинается с духа, но поскольку мы всё ещё подвизаемся против греха и переносим множество скорбей, и поскольку смерть пока ещё здесь, Царствие Божие в нас ещё не достигло совершенства. Но когда будут уничтожены грех, смерть и всё зло, оно достигнет совершенства. Впрочем, это случится не в этой жизни, а в Последний День.

53. Посему, дорогой слушатель, испытывай себя и сердце своё, как оно относится ко дню оному. Не возлагай упования на добрые дела, ибо они вскоре будут постыжены, но помышляй о вере и укрепляй её, дабы сей день не навёл на тебя ужас, подобно тому, как он пугает осуждённых, но стал бы твоей радостью, днём спасения и днём Царствия Божия в тебе. И тогда, лишь заслышав о нём, сердце твоё возликует и возвеселится и будет с нетерпением ожидать явления его. Если только вы не хотите навлечь на себя осуждения, не помышляйте, что сможете устоять в тот день даже со всеми добрыми делами всех святых вместе взятых.

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

54. Зачем Господу так подтверждать Слово Своё и удостоверять его таким количеством притч и клятв, а также знамениями рода сего, который не прейдёт, даже если прейдут небо и земля? Это было сделано оттого, что, как уже было сказано, мир сей пребывает в плотской безмятежности и открыто презирает знамения Божии до такой степени, что, пожалуй, ни одно слово Божие не было презираемо так, как сие – предвозвещающее и описывающее Судный День. Миру будет казаться, что никаких знамений нет, и хотя люди увидят их воочию, они всё равно не уверуют. Даже избранные Божии могут сомневаться в этих словах и знамениях, дабы день оный пришёл в тот самый миг, когда мир ощущает себя в полнейшей безопасности, и потому он застигнет их врасплох, как писал святой Павел.

55. Посему Христос даёт нам обетование и побуждает нас к бдительности в ожидании того дня, когда появятся знамения. Мы должны понять, что хотя знамения могут быть не вполне определёнными, вовсе не опасно рассматривать них как символы, тогда как отвергать их – чрезвычайно опасно. Посему давайте предпочтём уверенность и будем почитать вышеупомянутые знамения истинными, дабы не оказаться заодно с безбожниками. Если мы ошибёмся, то мы всё равно в конце концов попадем в цель, если же ошибутся они, их ошибка останется с ними всю вечность.

56. Иисус называет иудеев «родом сим». Следовательно, данный отрывок ясно свидетельствует о том, что распространённое мнение, будто все иудеи станут христианами, неправильно, и что отрывок из Евангелия от Иоанна 10:16: «И будет одно стадо и один Пастырь» исполнится не тогда, когда иудеи примкнут к язычникам, а уже исполнился, когда язычники примкнули к иудеям и стали христианами во времена апостолов, о чём святой Августин упоминал не раз. Слова Христовы в Евангелии от Иоанна 10:16 говорят о том же: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Заметьте, что Он определённо говорит о язычниках, которые примкнули к иудейскому стаду, а посему сии слова уже давно исполнились. Здесь же Он сказал: «Не прейдет род сей» прежде, чем наступит конец света, то есть иудеи, распявшие Христа, останутся вплоть до кончины мира, как знамение. И хотя многие из них обратятся, род сей и нрав его не прейдут.

57. Также некоторых заботило то, каким образом прейдут небо и земля, и они снова прибегли к помощи Аристотеля. Он должен был истолковать для них слова Христовы и сказал, что небо и земля прейдут не по своей сущности, а только по форме. Понимают ли они то, что говорят?! Если бы они поняли это так, что небо и земля останутся чем-то, то воистину были бы правы. Однако прогоним слепцов прочь, ибо как наши тела будут изменены по своей сущности и, тем не менее, будут преображены по своей сущности, так же и небо, и земля, и все стихии в последний день сгорят дотла в огне неугасимом, вместе с телами человеческими, так что повсюду не останется ничего, кроме огня. И тогда всё станет новым, сотворённым в превосходящей славе; наши тела будут сиять в великолепии, и солнце будет более славным, чем сейчас. Пётр говорил о сём дне так: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».

Павел также свидетельствовал об этом в 1-м Послании к Коринфянам 3:13: «Ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть». Также у Исаии (30:26) сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Подобно и в Исаии 65:17-18 сказано: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю». Посему небо и земля прейдёт не только по форме, но и по сущности, если только вы не отказываетесь называть сие уничтожением, когда стихии превращаются в прах и от них не остаётся ни следа, подобно тому, как сгоревшее тело превращается в прах и развеивается по ветру.

58. Но где же будут обитать наши души, когда пристанище всякой твари будет предано огню и на земле не останется никакого приюта? Отвечу так: мой дорогой слушатель, а где твоя душа сейчас? Или где находится она, когда мы спим или не осознаём, что происходит в наших телах и в мире вокруг нас? Не думаешь ли ты, что Бог не может держать души человеческие в Своей руке так, что они никогда не узнают, как сгорели небо и земля? Не думаешь ли ты, что Он обязательно должен дать телу земную хижину, так же, как пастырь держит своих овец в загоне? Разве тебе недостаточно знать, что душа человеческая – в руке Божией и не отдана на попечение твари. Хотя ты и не понимаешь, как это происходит, не заблуждайся. Если ты до сих пор не знаешь, что происходит с тобой, когда ты засыпаешь или просыпаешься, и не знаешь, когда ты заснёшь или проснёшься, хотя и то, и другое происходит с тобой ежедневно, как же ты думаешь понять сей вопрос? Писание гласит: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Этого довольно. Между тем, появятся новое небо и новая земля, и наши тела оживут к вечному спасению. Аминь. Если бы мы точно знали, как Бог сохранит нашу душу, то вере пришёл бы конец. А так мы продолжаем свой путь, не зная, куда мы идём. Тем не менее, мы возлагаем упование на Бога, предаём себя в Его руки, и вера наша пребывает во всём своём достоинстве.


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Проповедь во второе воскресенье Рождественского поста