![]() |
Проповедь, прочитанная в третье воскресение Рождественского поста. (Евангелие от Матфея 11:2-10). Ответ Христов на вопрос Иоанна; похвала Иоанна и применение сего евангельского отрывка. Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". Исходный текст взят из открытых источников. Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие" |
История или канва событий
I. ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ ХРИСТУ ИОАННОМ.
1. Самая большая часть комментариев, составленных к данному евангельскому отрывку, посвящена вопросу о том, знал ли Иоанн Креститель, что Иисус воистину был Христом. Однако сей вопрос излишен и маловажен. Св. Амвросий считал, что Иоанн задал этот вопрос не из-за неведения или сомнения, но по христианскому рвению. Иероним и Григорий писали, что вопрос Иоанна касался того, надлежало ли ему также быть Предтечей Господа в аду, – мнение совершенно безосновательное, ибо текст ясно гласит: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Сии поиски или ожидание Христа, согласно тексту, относится к Его пришествию на землю и к иудеям, а иначе Иоанн спросил бы о том, должны ли томящиеся в аду ожидать Христа. И поскольку Христос, указав на Свои дела, засвидетельствовал Иоанну, что Он воистину пришёл, становится совершенно понятно, что Иоанн спрашивал о Его телесном пришествии, ибо и Сам Христос так этот вопрос понял и ответил соответственно, хотя я и не отрицаю, что Христос нисходил в ад, как мы исповедуем в Символе Веры.
2. Отсюда следует, что Иоанн отлично знал, что Иисус был Тем, Кто должен был придти, ибо он сам крестил Его и свидетельствовал, что Христос – Агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Кроме того, он видел Духа Святого, нисшедшего на Него в облике голубином, и слышал глас с неба, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Все сие подробнейшим образом изложено у всех четырёх евангелистов. Зачем же тогда Иоанн задал свой вопрос? Ответ: это было сделано не без оснований. Во-первых, очевидно, что Иоанн задал сей вопрос ради учеников, ибо они до сих пор не почитали Христа за Того, Кем Он в действительности был. Иоанн пришёл не для того, чтобы приобретать учеников для себя или чтобы привлекать людей к себе; он пришёл для того, чтобы подготовить путь Христу, привести людей ко Христу и сделать их покорными Ему.
3. Ученики Иоанна слышали от него много замечательных свидетельств о Христе, а именно, что Он был Агнцем Божиим и Сыном Божиим, и что Иоанну надлежало умаляться, а Христу – расти. Во всё это ученики Иоанновы и народ ещё не веровали, да и не могли уразуметь сие, ибо как ученики, так и весь народ помышляли больше об Иоанне, нежели о Христе. Вот почему они прилеплялись столь крепко к Иоанну, и доходило даже до того, что они ради него возгорались ревностью и негодовали на Христа, узнав о том, что Он также крестил, приобретал учеников и привлекал к Себе народ. Они жаловались на это своему учителю, поскольку боялись, что его будут почитать меньше, как гласит Евангелие от Иоанна 3:26: «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему».
4. Они впали в это заблуждение по двум причинам. Прежде всего, потому, что Христос ещё не был известен народу; Его знал лишь Иоанн. Кроме того, Господь ещё не совершил никаких чудес, да и никто вокруг не был столь уважаем, как Иоанн. Посему ученикам казалось столь странным, что Иоанн отвращал их и всех прочих от себя и обращал к Кому-то Другому, ибо не было среди живущих никого, кроме Иоанна, кто приобрёл бы столь великое имя и славу. Вторая причина в том, что Христос казался слишком кротким и простым, будучи сыном плотника и бедной девы. Он не принадлежал к колену священников и не был человеком учёным; Он был всего лишь простолюдином и подмастерьем. Он никогда не учился и, подобно другим простолюдинам, был воспитан как ученик своего отца. Посему казалось, что славное свидетельство Иоанна о Христе и простолюдин-подмастерье, Иисус из Назарета, никак не сочетаются друг с другом. Посему, хотя они и верили, что Иоанн сказал истину, они всё равно рассуждали: возможно, кто-то другой, а не этот Иисус, будет Христом; и они искали кого-то, кто явился бы во славе, как высокообразованный вождь из среды священников или как великий царь. Иоанн не мог развеять эту иллюзию с помощью слов. Ученики прилепились к нему и почитали Христа кем-то низшим, в то же время ожидая славного явления Того, о Ком возвестил Иоанн. Если бы Иисус воистину был Христом, Он явился бы совершенно иначе; Он оседлал бы резвого скакуна, надел сверкающие шпоры и поскакал бы вперёд, как настоящий вождь и царь Израильский, подобно царям прошлых веков. Но покуда Он не явился во славе, ученики останутся с Иоанном.
5. Однако когда Иисус начал творить чудеса и стал знаменитым, Иоанн решил отвратить учеников от себя и привести их к Христу, дабы они не подумали основать новой секты под названием «иоанниты». Дабы все прилепились ко Христу и стали христианами, Иоанн послал учеников ко Христу, чтобы те узнали о Господе не только по его свидетельству, но и из самих слов и дел Христовых – что Он был Тем, о Ком свидетельствовал Иоанн. Им не следовало ожидать, что деяния и пришествие Христово будут сопровождаться барабанной дробью, звуком труб и прочей мирской помпезностью; Его приход будет сопровождаться силою Духа и благодатью, дабы не было торжественных въездов и парадов по вымощенным улицам или ковровым дорожкам. Под действием этой силы и благодати мёртвые будут воскресать, слепые обретут зрение, глухие – слух, и всякого рода телесные и духовные недуги будут исцелены. В этом – слава и пришествие Сего Царя, самое незначительное деяние Которого превосходит деяния всех царей, всех учёных и всех богатых мира сего. Вот в чём смысл сего текста.
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
6. Иоанн как бы сказал ученикам: «Вы слышите о Его делах, какие ни я, ни кто-либо другой до Него никогда не совершал. Теперь ступайте к Нему и спросите, Он ли Тот, Кто должен был придти. Отриньте грубое мирское заблуждение о том, что Он должен явиться на резвом скакуне, облачённый в броню. Он растёт, мне же должно умаляться; моё дело должно закончиться, а Его – продолжиться; вы должны оставить меня и прилепиться к Нему».
7. Совершенно ясно то, насколько важно было для Иоанна отвратить учеников от себя и обратить ко Христу. Ибо какая им была бы от того польза, если бы они возложили всё своё упование на Иоанново благочестие, но не приняли бы Христа? Без Христа нет ни спасения, ни исцеления, каким бы набожным ни был человек. Так же и в наши дни, какая польза монахам и монахиням от того, что они соблюдают уставы святого Бенедикта, святого Бернара, святого Франциска, святого Доминика и святого Августина, если они не прилепляются ко Христу, и только к Нему, оставив своего Иоанна? Все бенедиктинцы, картезианцы, монахи нищенствующих орденов, экклезиасты, августинцы, кармелиты, все монахи и монахини, несомненно, погибнут, ибо спасение даровано только христианам. Кто не христианин, тому не поможет даже Иоанн Креститель, который, по словам Христа, воистину был величайшим из святых.
8. Однако Иоанн проявил к ученикам снисхождение и терпеливо отнёсся к их немощной вере, покуда они не укрепились. Он не осудил их за то, что они не веровали в его слова твёрдо и непоколебимо. Так же и мы должны поступать с совестью тех, кто был порабощён пагубным примером и уставами лицемерных людей, доколе они не освободятся от рабства.
II. ОТВЕТ ХРИСТОВ, ДАННЫЙ В СЛОВАХ И ДЕЛАХ.
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне».
9. Христос дал Иоанну Свой ответ и ради его учеников. Ответ Его состоял из двух частей: во-первых, из дел, во-вторых – из слов. Он сделал то же самое, когда в храме Его обступили иудеи и спросили: «Если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10:24). Он же указал им на Свои дела, сказав: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10:25). И снова: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10:38). Здесь Христос прежде обратил их внимание на дела, а затем на слова, сказав: «И блажен, кто не соблазнится о Мне». Этими словами Он не только признал, что Он – Христос, но и предупредил их о том, чтобы никто не соблазнялся о Нём. Если бы Он не был Христом, тогда тот, кто не соблазнится о Нём, не был бы блажен. Ибо человек вполне может обойтись без святых; Христос же – единственный, без Кого не может обойтись ни один человек. Ни один святой не в силах помочь нам – никто, кроме Христа.
10. Ответ дел Христовых более убедителен, прежде всего потому, что такие дела никто не совершал до Него, ни Иоанн, ни кто-либо другой, а во-вторых, потому, что эти дела были предсказаны пророками. Посему, увидев, что всё случилось так, как предсказано пророками, ученики могли и должны были увериться. Ибо вот, что сказано об этих делах у Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). Когда Исаия говорит: «Господь помазал Меня», он тем самым отмечает, что Иисус есть Христос, что Христос должен совершить все сии дела, и Тот, Кто совершает их, непременно должен быть Христом. Ибо греческое слово Христос по-еврейски значит Помазанник, Unctus на латыни и Gesalbter по-немецки. Цари и священники обычно помазывались на царство и на священство. Но Сей Царь-Помазанник и Священник будет помазан Самим Богом, но не обыкновенным маслом, а Святым Духом, Который сойдёт на Него, как сказал Исаия: «Дух Господа Бога на Мне». Это Моё помазание, которым помазал Меня Дух. Посему Он воистину благовествовал нищим, отверзал очи слепым, исцелял всякие болезни и возвещал лето Господне благоприятное, пору благодати.
Ещё у Исаии сказано: «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:4-5). Если бы они сопоставили Писание с делами Христовыми, и дела с Писанием, то признали бы свидетельство Иоанна истинным по самим делам Христовым, и признали бы, что Тот – истинный Мессия. У Луки сказано, что в то время, когда ученики Иоанна пришли со своим вопросом, Христос исцелил многих от болезней, и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение (Лк. 7:21).
11. А здесь мы должны воспринять сердцем добрый пример Христов, ибо Он обращает нас к Своим делам, подобно как и всякое древо познаётся по плодам его. Тем самым Он изобличает всех лжеучителей, папу, епископов, священников и монахов, которые придут через много лет и попытаются прикрыться именем Христовым, говоря: «Мы – христиане», подобно как и папа хвалится, что он – наместник Христа. Здесь ясно сказано, что там, где нет дел, нет и Христа. Христос – живая, действенная и плодотворная Личность, Которая никогда не дремлет, но везде и всегда приносит плод. Посему тех епископов и учителей, которые не творят дел Христовых, мы должны избегать и почитать хищными волками.
12. Однако они говорят: «Но ведь не каждый должен творить сии дела Христовы». Как могут благочестивые люди вернуть зрение слепому, исцелить хромого или совершать иные чудеса, подобные Христовым? Ответ: Христос творил и другие дела: Он упражнялся в долготерпении, любви, миролюбии, кротости и тому подобном; сие должны совершать все без исключения. Творите сие, и мы тоже узнаем Христа по делам Его.
13. Они же отвечают: Христос сказал: «И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2-3). Здесь Христос заповедал нам рассуждать об учении, а не о жизни. Что я слышу?! Разве вы стали фарисеями и лицемерами и открыто признаётесь в этом? Если бы мы сказали сие о вас, вы бы вознегодовали. Что ж, коль вы такие лицемеры и относите сии слова Христовы к себе, то вы должны относить к себе и другие слова, которыми Христос попрекает фарисеев. Однако поскольку они желают защитить себя сими словами Христовыми и заставить умолкнуть невежд, мы всё равно будем придерживаться своего мнения, так как и убийцы христиан на Констанцском Соборе предъявили против Яна Гуса сей евангельский отрывок, претендуя на то, что он, якобы, дозволяет им творить тиранию, и что никто не смеет противиться их учению.
14. Следует, однако, отметить, что учение – это тоже дело, более того, главное из дел Христовых, ибо среди Его дел упоминается, что Он будет благовествовать нищим. Посему так же, как тираны познаются по их делам, они познаются и по своему учению. Там, где присутствует Христос, непременно проповедуется Евангелие; а где нет проповеди Евангелия, нет и Христа.
15. Впрочем, допустим, что, как говорят наши фарисеи, нам надлежит рассуждать об учении, а не о жизни, пусть так, пусть они так учат, и мы с радостью сохраним им жизнь; но тогда они во много раз хуже фарисеев, которые преподавали учение Моисеево, хотя и не исполняли его. Наши болваны – идолы; они не позволяют другим исполнять учение и не делают этого сами, они не живут правильно и не преподают правильного учения. Они восседают на седалище Христовом и учат своей собственной лжи, тем самым заглушая голос Евангелия. Посему сей евангельский отрывок не защитит их; они, несомненно, волки и убийцы, как назвал их Христос (Ин. 10:1).
16. Итак, Христос хотел, чтобы народ слушал фарисеев, впрочем, лишь тех из них, кто восседал на седалище Моисеевом, если только они учили Закону Моисееву, Десяти Заповедям.
Христос, воспретив нам поступать по делам фарисеев, упомянул среди таких дел их учение, говоря: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4). Заметьте, что Христос прежде всего воспретил нам следовать среди прочих дел фарисеев, главным образом, их неудобоносимому учению, так что в конечном счете смысл сего отрывка такой: всему, чему они учат в согласии с Моисеем, вы должны следовать, и так поступать; однако всё, чему они учат и делают сверх того, вы делать не должны. Так же и мы должны слушать наших фарисеев на Христовом седалище только тогда, когда они благовествуют нищим, но не тогда, когда они преподают или делают что-то другое.
17. Итак, вы видите, насколько искусно грубые паписты превратили сей отрывок в основание для своего учения, лжи и тирании, хотя никакой другой отрывок не свидетельствует против них с той же силой и не осуждает их учение столь же однозначно, как этот. Слова Христовы незыблемы и ясны: не поступайте по делам их. Их учение – их собственный вымысел, а не дело Божие. Это люди, занявшие высокие посты только для того, чтобы лгать и искажать Писания. Кроме того, если жизнь человека порочна, то едва ли его проповедь будет истинна, ведь тогда ему пришлось бы постоянно проповедовать против себя, что было бы невозможно без добавлений и лжеучений. Короче говоря, тот, кто не проповедует Евангелие, тот, тем самым, доказывает, что он не восседает ни на Моисеевом, ни на Христовом седалище. А потому вы должны не обращать внимания как на их слова, так и на дела, и убегать от них, подобно овцам стада Христова (Ин. 10:4-5): «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Если же вы желаете знать, как называется их седалище, то выслушайте Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1). И ещё: «Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?» (Пс. 93:20).
18. Что же значат слова Христовы: «Нищие благовествуют»? Разве благовестие возвещается только ими? Кроме того, почему Евангелие считается столь могущественным, если оно встречает столько противостояния и небрежения? Здесь мы должны уяснить, что такое Евангелие, иначе мы не сможем уразуметь смысла сего отрывка. Посему нам нужно увидеть и со всяким прилежанием усвоить тот факт, что Бог изначально послал в мир двойственную весть: Закон и Евангелие. Сии две вести следует чётко разграничивать и верно понимать, ибо, кроме Писания, по сей день не составлено ни одной книги – даже среди книг святых – где бы эти две вести, Закон и Евангелие, были бы верно объяснены и разграничены. Однако от правильного объяснения сей вести зависит очень многое.
Различие между Законом и Евангелием
19. Закон – это слово, посредством которого Бог учит нас, как поступать, например, Десять Заповедей. Человеческая природа без помощи благодати Божией не может исполнить Закон по той причине, что человек со времён грехопадения Адама в Райском саду греховен и исполнен порочных желаний, так что он не в состоянии от всего сердца находить удовольствие в Законе, что всем нам известно по личному опыту. Ибо нет никого на земле, кто не предпочёл бы, чтобы Закона не существовало, и каждый в глубине души чувствует и знает, что вести набожную жизнь и творить добро трудно, тогда как вести греховную жизнь и творить зло очень легко. Именно вследствие того, что творить добро трудно, и мы не хотим этого делать, мы и не соблюдаем Закон Божий. Ибо если что-то делается с отвращением и нежеланием, то Богу это дело неугодно, и Он не принимает его. Таким образом, Закон Божий обличает нас, даже через внутреннее свидетельство, в том, что по природе мы злы, непокорны, любим грех и ненавидим законы Божии.
20. Всё это ведёт либо к самонадеянности, либо к отчаянию. Самонадеянность возникает оттого, что человек решает в сердце своём исполнять Закон посредством добрых дел, прилагая все усилия к тому, чтобы соблюдать слова заповеди. Он служит Богу, не клянётся, почитает отца и мать, не убивает, не прелюбодействует и так далее. Вместе с тем он не взирает на своё сердце, не осознаёт того, что побуждает его вести добродетельную жизнь, и скрывает в сердце ветхого Адама. Ибо если бы он воистину испытал сердце своё, то понял бы, что творит добро неохотно и по принуждению, что боится ада или ищёт рая, и поступал бы иначе, если бы его не побуждали вещи менее важные, такие, как слава, богатство, здоровье, страх унижения или наказания, или страх возмездия. Короче говоря, ему пришлось бы признать, что он наверняка жил бы порочной жизнью, если бы не страх последствий, ибо его сдерживает только Закон. Но так как он не осознаёт своих дурных мотивов, то чувствует себя спокойно, взирает только на внешние дела, а не на сердце, гордится совершенным исполнением Закона, и, таким образом, лицо Моисея остаётся для него закрытым; иначе говоря, он не понимает смысла Закона, а именно, того, что его надлежит соблюдать радостно, непринуждённо и по доброй воле.
21. Так и порочный человек, если его спросить, почему он прелюбодействует, ответит лишь то, что делает это ради плотского удовольствия. Ибо он не делает этого ради воздаяния или из страха наказания; он не ожидает от этого никакой выгоды и не надеется избежать сего порока. Такого же желания Закон требует от нас, так, чтобы, если спросить благочестивого человека, почему он ведёт целомудренную жизнь, тот ответил бы: не ради рая или ада, чести или бесчестия, но единственно потому, что Бог почитает сие достойным, и потому что нахожу в этом великое удовольствие, даже если бы это и не было заповедано. Истинно, такое сердце находит удовольствие в Законе Божием и хранит его с радостью. Такие люди любят Бога и праведность и не страшатся ничего, кроме неправедности. Впрочем, никто из нас не является таковым по природе. Неправедные любят награду и выгоду, боятся наказания и боли, ненавидят оные, и посему ненавидят Бога и праведность, но любят себя и неправду. Они – лицемеры, притворщики, обманщики и тщеславные лжецы. Таковы все люди без благодати Божией, но особенно святые, уповающие на собственные добрые дела. По сей причине Писание заключает: «Всякий человек ложь» (Пс. 115:2). «Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий» (Пс. 38:6). «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3).
22. Отчаяние возникает из-за того, что человек осознаёт свои низкие побуждения и понимает, что не в состоянии любить Закон Божий, не находит в себе ничего доброго, но только ненависть к добру и удовольствие в беззаконии. Он понимает, что Закон невозможно исполнить только делами, и потому отчаивается и уже не надеется на них. Ему заповедано любить, но он в себе этого не находит; он не может произвести любовь своими усилиями или выжать её из своего сердца. Теперь ему остаётся быть лишь жалким и ничтожным призраком, чья совесть обременена непомерным грузом и исполнена терзаний, ибо Закон заповедует искупление за грех и требует оного, в то время как у него нет ни гроша для уплаты. Закон полезен только для таких людей, ибо его назначение как раз в том, чтобы пробуждать в человеке подобное осознание и смирение; в этом и заключается его миссия. Такие люди отлично знают, как судить о делах лицемеров и прикидывающихся святыми, а именно, там нет ничего, кроме лжи и притворства. Давид говорил об этом так: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь» (Пс. 115:2).
23. По сей причине Павел назвал Закон Законом смерти: «И таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:10) и силой смерти (1 Кор. 15:56): «А сила греха – закон». Также во 2-м Послании к Коринфянам 3:6 он сказал: «Буква убивает, а дух животворит». Это означает, что когда Закон и человеческая природа вступают в правильные отношения, грех и обременённая совесть человека впервые выходят на поверхность. И тогда человек понимает, сколь неисцелима порочность его сердца, сколь велики его грехи, даже в отношении того, что он прежде почитал добрыми делами, а не грехом. Теперь он вынужден признать, что по своей природе он – сын погибели, чадо гнева Божия и ада. И тогда остаются лишь страх и трепет; всякое самодовольство исчезает, в то время как страх и отчаяние овладевают сердцем. Таким образом, человек сокрушается, повергается в прах и воистину смиряется.
Поскольку всё это – плод действия Закона, святой Павел верно говорил, что это Закон к смерти и смертоносная буква; что посредством заповеди грех становится крайне грешен (Рим. 7:13) и вызывает гнев Божий. Ибо Закон никак нам не помогает; он лишь требует, понукает и являет нам наше ничтожество и порочность.
О Евангелии
24. Вторая весть Божия – не Закон и не заповедь; она ничего от нас не требует. Но после того, как все требования были предъявлены нам первой вестью, то есть Законом, и он произвёл в наших сердцах глубокое отчаяние и скорбь, приходит Бог и предлагает нам Своё благословенное и животворящее Слово и обетования; Он обещает и связывает Себя клятвой даровать нам благодать и помощь, дабы избавить нас от невзгод; Он обещает не только простить все наши грехи, но и уничтожить их вообще, и вдобавок к этому вложить в наши сердца любовь и удовольствие в Законе Божием.
25. Обратите внимание, сие Божественное обетование благодати и прощения грехов названо Евангелием совершенно правильно. Я снова повторюсь, что под Евангелием вы не должны понимать ничего другого, кроме Божественного обетования благодати и прощения грехов. Ибо так случилось, что Павловы послания не были поняты; да они и не могут быть поняты папистами, потому что те не знают истинного смысла Закона и Евангелия. Они учат, что Христос – это Законодатель, а Евангелие – всего лишь учение нового Закона. Но это всё равно, что запереть Евангелие на ключ и не давать к нему никакого доступа.
26. Слово «Евангелие» греческого происхождения и означает по-немецки Frohliche Botschaft, радостная весть, ибо она провозглашает благословенное учение о вечной жизни посредством Божественного обетования, а также дарует благодать и прощение грехов. А посему дела не имеют никакого отношения к Евангелию, коль скоро оно – не Закон. С Евангелием сочетается только вера, так как это не что иное, как обещание и дар Божественной благодати. Всякий верующий в Евангелие получает благодать и Святого Духа. Это порождает в сердце радость и удовольствие в Боге; это даёт верующему силы исполнять Закон доброохотно, не ожидая воздаяния, не из-за страха наказания, не ища выгоды, ибо сердце полностью удовлетворено благодатью Божией, которой Закон и исполняется.
27. Однако все эти обетования были изначально основаны на Христе, так что никто не получает сии обетования от Бога, кроме как через Христа, Который является Вестником Божественного обетования всему миру. По сей причине Он и пришёл, и посредством Евангелия принёс сии обетования всему миру – обетования, которые прежде сих дней провозглашались пророками. А посему совершенно напрасно, если кто-то, подобно иудеям, ожидает исполнения Божественных обетований без Христа. Ибо всё основано и обещано во Христе. Если кто не желает принять Его, тот не получит и обетований Божиих. Ибо как Бог не признаёт иного Закона, кроме Закона Моисеева и Писаний пророков, так Он и не дарует обетований, кроме как через Христа.
28. Вы же ответите: разве неверно то, что в Евангелии и посланиях Павла проповедуется немало Закона? И наоборот, разве неверно то, что в писаниях Моисея и пророков достаточно обетований? Я отвечу: нет ни одной книги в Библии, где бы обе вести не упоминались вместе. Бог всегда помещает Закон рядом с обетованием. Ибо посредством Закона Он учит нас, как поступать, а посредством обетования – где взять силы на то, чтобы исполнить Закон.
29. Вместе с тем Новый Завет в особенности заслуживает того, чтобы называться Евангелием, более, нежели какие-либо другие книги Библии, потому, что он был написан после пришествия Христова, Который исполнил Божественные обетования, принёс их нам и публично провозгласил их посредством устной проповеди – те обетования, которые прежде были сокрыты в ветхозаветных писаниях. Посему держитесь сего различия, и неважно, какие перед вами книги, будь то книги Ветхого или Нового Заветов; читайте их, проводя сие различие, и обращая внимание на то, что когда в книге приводятся обетования, то это книга Евангелия, а когда заповеди – это книга Закона. Но поскольку в Новом Завете обетования встречаются в таком изобилии, а в Ветхом Завете мы видим множество законов, первый назван Евангелием, а второй - Книгой Закона. Теперь давайте вернёмся к нашему тексту.
«Нищим возвещается благое»
(В русской Синодальной Библии это место переведено в другом залоге: «Нищие благовествуют», – Прим. ред.)
30. Из всего только что сказанного легко понять, что среди всех деяний Христовых нет большего, чем благовествование нищим. Это означает не что иное, как то, что Божественное обетование благодати и утешения во Христе и через Христа воистину проповедуется, даруется и предлагается, и всякий верующий получает прощение грехов, исполнение Закона, успокоение совести и, в конечном итоге, дар вечной жизни. Какую более утешительную весть могут услышать бедное, опечаленное сердце и встревоженная совесть? Как ещё может сердце обрести смелость и мужество, кроме как посредством сего утешительного и благословенного обетования? Грех, смерть, ад, мир и дьявол выставляются на посмешище всякий раз, когда бедное сердце принимает и верует в сие утешение Божественного обетования. Исцеление слепых и воскрешение мёртвых – незначительные деяния по сравнению с возвещением Евангелия нищим. Посему Христос упоминает о нём как о величайшем и наилучшем из Своих деяний.
31. Однако следует отметить, что Христос сказал: Евангелие проповедуется исключительно нищим, тем самым, несомненно, подразумевая, что Благая Весть предназначена только для нищих. Ибо оно всегда возвещалось всему миру по заповеди Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Конечно же, речь не идёт о попрошайках и нищих в материальном смысле, но о нищих духом, а именно, о тех, кто не разжигается завистью и не любит мирские блага. Речь идёт о тех сокрушённых сердцем нищих, которые, терзаемые муками совести, ищут и жаждут помощи и утешения столь страстно, что не желают ни богатства, ни славы. Ничто не поможет им, если они не обретут милостивого Бога. Такова истинная духовная немощь. Им и предназначается сия весть, и в сердцах своих они находят в ней удовольствие. Они чувствуют, что избавлены от ада и смерти.
32. Посему, хотя Евангелие и проповедуется всему миру, оно принимается только нищими. Более того, необходимо возвестить всему миру, что сия весть исключительно для нищих, и что богатые не могут принять её. Всякий, кто хочет принять её, должен сначала сделаться нищим, как сказано Христом в Евангелии от Матфея 9:13, что Он пришёл призвать не праведных, но только грешных, – хотя Он и пришёл призвать весь мир. Вместе с тем Его призыв был таким, что Он желал приятия только со стороны грешников, и всякий, кого Он призвал, должен стать грешником. Впрочем, они отвергли Его призыв. Подобным же образом, все слышавшие Евангелие должны стать нищими, чтобы быть достойными Евангелия, однако и сие было отвергнуто. Посему Евангелие осталось исключительно уделом нищих. Так благодать Божия была проповедана смиренным во всём мире, дабы все стали смиренными. Однако мир не пожелал смириться.
33. Из этого становится понятно, кто злейшие враги Евангелия. Это тщеславные святые, уповающие на праведность дел, как уже упоминалось выше. Ибо Евангелие не имеет с ними ничего общего. Они хотят богатеть добрыми делами, тогда как Евангелие призывает их обнищать. Но они не уступают. Впрочем, Евангелие также уступить не может, ибо оно – незыблемое Слово Божие. Так, они сталкиваются друг с другом и входят в противоречие, как сказал Христос: «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44).
Кроме того, они осуждают Евангелие как заблуждение и ересь. Мы каждый день наблюдаем то, что всегда происходило от начала мира: что между Евангелием и святыми, уповающими на дела, нет никакого мира, никакой доброй воли, никакого примирения. Тем временем Христос должен принять страдание и распяться снова, ибо Он и Его народ должны некоторым образом поместить себя в эти тиски, а именно, встать между Евангелием и святыми, уповающими на дела, и, таким образом, подвергнуть себя перемалыванию и сокрушению подобно зернам пшеницы между верхним и нижним жерновами. Нижний жернов – это тихое, миролюбивое и незыблемое Евангелие, тогда как верхний – это дела и их беснующиеся делатели.
34. Всему этому Иоанн противопоставляет плотское, мирское отношение своих учеников к пришествию Христову. Они полагали, что великий Царь, Которого Иоанн превознёс столь высоко, сказав, что недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1:27), придёт в великолепии и славе, так что всё вокруг будет усеяно золотом и драгоценными камнями, а улицы в тот же миг будут устланы жемчугом и шёлком. И вот, когда они вознесли очи свои к небу, ожидая сего великолепия, Христос заставил их взглянуть на землю и явил их взору слепых, хромых, глухих, немых, нищих и всё противоположное славе и величию. Он явил Себя простым служителем, а не великим Царём, ремень обуви Которого Иоанн был недостоин развязать. Христос как бы говорил им: «Оставьте свои высокие чаяния, взирайте не на Меня и на Моё уничижение, а на дела, которые Я творю. Земные цари, поскольку они правят с помощью силы, вынуждены окружать себя богатыми, знатными, здоровыми, сильными, мудрыми и способными. Они вынуждены сообщаться с ними и нуждаются в них, а иначе их царство не устоит. Посему они не могут заботиться о слепых, хромых, глухих, немых, прокажённых и нищих.
Моё же Царствие, поскольку оно не ищет своего, но, напротив, расточает благодать, самодостаточно и не нуждается ни в чьей помощи. Посему Я не могу смириться с тем, чтобы Меня окружали самодостаточные люди: здоровые, богатые, сильные, непорочные, решительные, набожные и способные во всех отношениях. Таковым Я не нужен, и они от Меня ничего не получат. Более того, это было бы для меня бесславием, ибо выглядело бы так, будто Я нуждаюсь в них и в служении их рук, подобно тому, как земные цари нуждаются в служении рук своих подданных. Посему Мне надлежит поступать иначе и сообщаться с теми, кто имеет удел со Мной; Я должен сообщаться со слепыми, хромыми, немыми и всеми немощными людьми. Сего требует сущность и природа Моего Царствия. По сей причине Я должен явиться так, чтобы народ Мой чувствовал себя как дома в Моём обществе».
35. Следующие слова были сказаны весьма кстати: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Почему? Потому что смиренный вид Христов и славное свидетельство Иоанна о Нём, казалось, не сочетались друг с другом. Разум человеческий не мог их примирить. Однако всё Писание указывает на Христа, и существовала большая опасность неверного истолкования сих слов. Разум рассуждал так: «Разве это Христос, о Котором говорят Писания? Может ли Он быть Тем, ремень Чьей обуви Иоанн почитал себя недостойным развязать, если даже я едва ли могу счесть Его достойным вычистить мою обувь?» Посему это, несомненно, великое благословение – не соблазняться о Христе, но сие может произойти лишь тогда, когда мы взираем на Его дела и сопоставляем их с Писанием. Иначе мы не можем не соблазниться о Нём.
Два вида соблазнов
36. Здесь вы видите, что существует два вида соблазнов, один – соблазн учения, а другой – соблазн жизни. Эти два соблазна надлежит подробно рассмотреть. Соблазн учения – это когда человек верует, учит или помышляет о Христе иначе, чем должно, подобно как иудеи неверно помышляли и учили о Христе, ожидая, что Он будет земным царём. Об этом соблазне Писание говорит особенно много. Христос и Павел останавливаются на этом постоянно, практически не упоминая о других соблазнах. Обратите особое внимание, что Христос и Павел говорили именно об этом соблазне.
37. То, что вы слышите настоятельные увещевания помнить об этом, - неслучайно. Ибо при папе о сем соблазне не говорилось вообще, так что ни монах, ни священник не знали иного соблазна, кроме соблазна открытого греха и порочной жизни, что в Писании, впрочем, не именуется соблазном. Тем не менее, они так истолковали и исказили сие слово.
Напротив, все дела и учения, которыми они желают спасти мир, они почитают не соблазном, а великой помощью; и всё же это опасные соблазны, подобных которым никогда не существовало. Ибо они учат людей верить, что месса – это жертвоприношение и доброе дело, что человек становится набожным посредством дел, и что он посредством дел может искупить свой грех и спастись. Но это всё равно, что отречься от Христа и уничтожить веру.
38. Вот, сегодняшний мир преисполнен соблазнами до самых небес, так что об этом страшно и думать. Ибо в наши дни никто не ищет Христа среди нищих, слепых, мёртвых и тому подобных, но все ожидают взойти на небеса как-то иначе. Но сие ожидание обречено на провал.
39. Соблазн жизни – это когда вы видите, как кто-то открыто совершает злодеяние и учит этому других. Сего соблазна избежать невозможно, поскольку нам приходится жить среди нечестивцев; кроме того, он не столь опасен, поскольку все знают, что сей соблазн – грех, и никто этим не обманывается, но если и следует путём греха, то делает это намеренно. Здесь нет ни притворства, ни обмана. Соблазн же учения в том, что мы видим прекраснейшие религиозные обряды, выдающиеся деяния, благочестивую и пренепорочную жизнь, так что плотский разум не в силах ни осудить, ни понять того, что происходит. И только вера, судящая духовно, может понять, что всё это – грех. Христос предостерегал нас против сего соблазна, говоря: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).
40. А если кто не проповедует Христа или говорит о Нём иначе, как о Том, Кто печётся о слепых, хромых, мёртвых и нищих, согласно Евангелию, от того следует бежать как от самого дьявола, ибо он учит нас тому, как стать несчастными и соблазниться о Христе, подобно как ныне поступают папа, монахи и школьные учители. Все их деяния – откровенный, полнейший соблазн, подобно тому, как снег на самом деле есть не что иное, как вода. Не может существовать все это, не принося с собой великого соблазна, поскольку соблазн – это природа и сущность их деяний. Посему реформировать папство, монастыри и средние школы, при этом сохранив их сущность и характер, означает то же самое, что пытаться растопить снег так, чтобы он не превратился в воду. А что значит проповедовать Христа среди нищих, мы увидим в конце нашего текста.
III. КАК И ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПРЕВОЗНЁС ИОАННА
«Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка».
41. Христос, вознося Иоанна Крестителя за то, что тот был не тростью, не тем, кто носит мягкие одежды, а пророком, дал нам понять посредством сих образных выражений, что люди, как правило, почитали его либо тростью, либо Тем, Кто носит мягкие одежды, либо пророком. Посему мы должны разобраться с тем, что Он имел в виду, и почему Он опроверг и осудил такие мнения об Иоанне. Мы уже достаточно говорили о том, что Иоанн свидетельствовал о Христе для того, чтобы люди не обманулись Его смиренным видом и кротостью.
42. Поскольку было столь важно, чтобы люди уверовали в свидетельство Иоанново и признали Христа, Господь превознёс Иоанна за его верность, тем самым обличив людские сомнения, которые мешали им поверить в его свидетельство. Христос как бы сказал им: «Вы слышали свидетельство Иоанна обо Мне, но ныне вы не веруете ему. Вы соблазняетесь обо Мне, и сердца ваши колеблются. Вы ищете кого-то другого, сами не зная, кого; вы не знаете, когда сей придёт и откуда, и посему сердца ваши подобны тростнику, раскачиваемому ветром. Вы ни в чём не уверены и скорее приняли бы что угодно, нежели истину обо Мне. Не думаете ли вы, что и Иоанн отвратит своё свидетельство от Меня и, подобно вашим помышлениям, пустит его на ветер и будет свидетельствовать об ином, о том, кто вам будет вам по душе? Никак. Иоанн не соблазнится, его свидетельство непоколебимо, а посему прилепитесь ко Мне и не ожидайте другого».
43. Кроме того, Христос превознёс Иоанна за его простую одежду, как бы говоря: «Возможно, вы верите его свидетельству, что Я – Тот, Кто должен придти, но ожидаете, что он будет говорить обо Мне иначе, как-то более мягко и привлекательно, угождая вашему слуху. В самом деле, трудно принять то, что Я пришёл нищим и отверженным. А Вы желаете, чтобы Я явился во славе и при звуке труб. Если бы Иоанн так свидетельствовал обо Мне, он не показался бы таким грубым и непривлекательным. Но оставьте подобные мысли. Кто желает проповедовать обо Мне, не должен проповедовать иначе, чем Иоанн. Это было бы напрасным делом. Я не приду во славе и не стану вести Себя иначе. Те, кто проповедует иначе, чем Иоанн, живут не в пустыне, а чертогах царских. Они богаты и почитаемы народом. Они – проповедники человеческих учений, возвещающие себя самих, а не Меня».
44. В-третьих, Христос превознёс Иоанна ради величия его служения, а именно, того, что он был не просто пророком, но больше пророка. Господь как бы сказал: «В своих высоких и мятущихся мыслях вы принимаете Иоанна за пророка, предрекающего приход Христов, подобно всем другим пророкам. Мысли ваши отвращаются от Меня и обращаются к иному времени, в которое вы ожидаете пришествия Христова, согласно свидетельству Иоанна, и вы совершенно отказываетесь принять Меня. Я же говорю вам, что мысли ваши ложны. Ибо как Иоанн увещевает вас не быть колеблющимся тростником, не искать кого-то другого, кроме Меня, и не ожидать, что Я явлюсь в ином обличии, чем теперь, так же он запрещает вам ожидать иного времени, ибо его свидетельство указывает именно на Меня, на Моё уничижение и кротость и на сие время, и полностью ниспровергает ваши переменчивые мысли, приковывая вас к Моей Личности.
45. Если же вы хотите должным образом воспринять свидетельство Иоанна, то просто примите его слова и веруйте, что именно эту Личность, это уничижение и кротость и это время вам надлежит принять, и оставьте свое высокомерие и ожидание кого-то другого, кто пришёл бы в ином обличии и в иное время. Ибо, согласно определению, Иоанн не должен быть ни колеблющейся тростью, ни тем, кто носит мягкие одежды, и, главное, не пророком, предвозвещающим будущее. Он должен быть глашатаем событий сего времени. Он не будет писать, как другие пророки, но укажет и устами своими объявит нам Того, Кто был обещан пророками:
«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
46. Что же ещё это может значить, как не то, что нам ни в коем случае нельзя ожидать другого, ожидать более славного пришествия или иного времени. Вот Я пришёл, Тот, о Ком свидетельствовал Иоанн. Ибо Иоанн не пророк, а посланник (Слово «ангел» также может переводиться как «посланник», — Прим. перев.). Впрочем, он не такой посланник, которого господин послал, сам оставшись дома, но такой, который послан перед лицем господина своего, и который приводит господина за собой, так что есть только одно время для посланника и его господина. Если же вы не принимаете Иоанна за такого посланника, а почитаете его пророком, который только предвозвещает пришествие Господне, подобно прочим пророкам, то вы не поймёте ни Меня, ни Писания, ни всего прочего».
47. Итак, мы видим, что Христос, главным образом, настоятельно увещевает их принять Иоанна как посланника, а не как пророка. Для этой цели Христос процитировал отрывок из пророка Малахии 3:1: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною», но Он не сделал этого в отношении других пунктов, а именно, в отношении Своих Личности и поведения. Ибо по сей день сие заблуждение сохраняется среди иудеев, и они ждут иного времени пришествия; но если бы они поверили, что время близко, и приняли Иоанна за посланника, а не за пророка, то всё устроилось бы и в отношении Личности и поведения Христова, поскольку им, в конце концов, пришлось бы принять Его Личность и поведение, по крайней мере, когда истекут сроки. Ибо не будет иного времени, кроме дней Иоанна, посланника и подготовителя пути Господня. Но поскольку они пренебрегают сим временем и ищут иного срока, едва ли можно убедить их Личностью и поведением Христовым. Они останутся колеблющимся тростником и почитателями мягких одежд, покуда не примут Иоанна за пророка, а не за посланника.
48. Мы должны привыкнуть к тому, что в Писаниях слово «ангел» (angelus) в действительности означает «посланник»; однако это не такой посланник, который доставляет послания или разносит письма, а такой, который послан для того, чтобы своими устами возвещать то или иное послание. Посему сие наименование распространяется в Писаниях на всех посланников Божиих на небе и на земле, будь то святые ангелы на небесах или пророки и апостолы на земле. Так и Малахия говорит о служении священника. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Также: «Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь» (Агг. 1:13). И ещё: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим» (Лк. 9:51).
Посему они названы ангелами Божиими, посланниками или вестниками, провозглашающими Слово Его. От этого также происходит слово Евангелие, что значит «Благая Весть». Небесные же духи названы ангелами главным образом оттого, что они являются самыми превознесёнными и великими посланниками Божиими.
49. Таким образом, Иоанн также является ангелом или вестником Слова, впрочем, не только вестником, но и тем, кто подготавливает перед лицем Господа путь, так что Сам Господь немедленно следует за ним – нечто такое, чего не совершал ни один из пророков. По сей причине, Иоанн – больше, чем пророк, а именно, ангел или посланник, и Предтеча, так что в его дни Сам Господь всех пророков приходит вместе с посланником.
50. Подготовка сия значила приготовить путь, убрать с пути Господня всё препятствия, подобно как раб расчищает путь перед лицем господина своего, сгребая с дороги ветки и камни, отстраняя людей и всё, что стоит у господина на пути. Что же было на пути Христа преградой, которую надлежало убрать Иоанну? Грех, вне всякого сомнения, в особенности – добрые дела надменных святых; иначе говоря, он должен был возвестить всему народу, что дела и поступки всех людей – грех и беззаконие, и что все равным образом нуждаются в благодати Христовой. Всякий, кто знает это и принимает всем сердцем, тот человек смиренный, который хорошо подготовил путь Господу. Об этом мы поговорим, разбирая следующий евангельский отрывок. Теперь настало время получить благословение от сего евангельского урока.
IV. ПРИМЕНЕНИЕ СЕГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО ОТРЫВКА
Учение о вере и добрых делах
51. Как при разборе других евангельских отрывков мы говорили о том, что нужно извлекать из них два учения: о вере и о любви, или о принятии и даровании добрых дел, так же и здесь нам надлежит превознести веру и проявить любовь. Вера принимает добрые дела Христовы, любовь же раздаёт их ближним.
52. Прежде всего, наша вера укрепляется и приумножается, когда Христос провозглашается нам через присущие Ему деяния, а именно те, что Он сообщался только со слепыми, глухими, хромыми, прокажёнными, мёртвыми и нищими, то есть оказывая чистейшую любовь и благость тем, кто пребывал в нужде и несчастии, так что Христос, в конечном счете, это Источник утешения и Прибежище для всех скорбящих и терзающихся угрызениями совести. Но это требует веры, уповающей на Евангелие и полагающейся на него, веры ничуть не сомневающейся, что Христос таков, каким Он изображён в сем евангельском отрывке, и никогда не помышляющей о Нём иначе. Более того, не позволяйте никому разуверить вас. И тогда мы воистину узнаем Христа таким, каков Он по вере нашей, и как сей евангельский отрывок свидетельствует о Нём. Ибо по вере вашей и будет вам. Блажен, кто не найдёт сие поводом к соблазну.
53. Здесь вы должны со всяким усердием стараться не впасть в соблазн. Кто соблазняется о Христе? Все, кто учат вас творить добрые дела, вместо того, чтобы учить вас вере. Те, кто возвещают вам Христа как Законодателя и Судию, и отказываются признавать во Христе Помощника и Утешителя, мучают вас тем, что возвышают дела над Богом и возлагают их у Него на пути, дабы таким образом искупить ваш грех и стяжать благодать. Таково учение папы, священников, монахов и их университетов, которые своими мессами и религиозными церемониями заставляют вас раскрыть рот от изумления и уводят вас от истинного Христа к другому Христу. Если же вы желаете правильно веровать и воистину иметь Христа в сердце, то должны отринуть все дела, которыми вы преграждаете путь Богу. Эти дела – камни преткновения, уводящие вас от Христа и от Бога. Бог не принимает никаких дел, кроме дел Христовых. Пусть сии ходатайствуют за вас пред Богом, и не делайте пред лицем Его никакого иного дела, кроме упования на то, что Христос совершает Свои дела для вас и являет их Богу ради вас.
Чтобы хранить веру в чистоте, всё, что нужно, это остановиться, насытиться её благословениями, принять дела Христовы и позволить Ему излить на вас Свою любовь. Вы должны быть слепыми, хромыми, глухими, мёртвыми, прокажёнными и нищими, иначе вы преткнётесь о Христа. То Евангелие, которое позволяет Христу явиться и творить добро только среди нищих, не солжёт вам.54. Это значит признать Христа должным образом и принять Его. Это истинная христианская вера. Те, кто желают своими силами искупить свой грех и стать праведными за счёт своих дел, лишатся Сего Христа и будут ожидать другого или, по меньшей мере, будут верить, что Он должен вести себя иначе, и что, прежде всего, Он должен придти, признать их дела и назвать их праведными. Эти люди, подобно иудеям, безвозвратно погибли. Нет им спасения.
55. Кроме того, Христос учит нас творить должным образом добрые дела и показывает нам, чем они являются. Все другие дела, кроме веры, мы должны направить на своего ближнего. Ибо Бог требует, чтобы мы не делали никакого иного дела по отношению к Нему, кроме веры во Христа. В этом Его благоволение, и этим мы воздаём Ему славу, как милостивому, долготерпеливому, мудрому, всеблагому, истинному и тому подобное. После сего не помышляйте ни о чём ином, кроме как о совершении благих дел ради ближнего, подобно тому, как Христос облагодетельствовал нас, и пусть все ваши дела и вся ваша любовь изольются на ближнего. Ищите бедных, больных, всех нуждающихся, помогайте им, и приложите все ваши силы, дабы они насытились вашей благостью. Помогайте всем, кто в вас нуждается, как только можете, всей своею жизнью, имением и положением. А того, кто укажет вам на другие добрые дела, избегайте как волка хищного или сатану, потому что он желает вашего преткновения, как сказал Давид: «На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня» (Пс. 141:3).
56. Сие совершается извращёнными, заблудшими папистами, которые своими религиозными церемониями заслоняют подобные христианские благодеяния, и учат людей служить только Богу, но не всему человечеству. Они открывают монастыри, выдумывают мессы и бдения, совершают религиозные дела. Эти жалкие слепые люди называют всё сие служением Богу – то служение, которое они самовольно избрали для себя. Но знайте, что служить Богу – это не что иное, как служить своему ближнему и благотворить ему в любви, будь это дитя, жена, слуга, враг или друг, служить, не делая различий, всякому, кто нуждается в вашей помощи, телесной или духовной, относится ли это к земным или духовным вопросам. Вот что значит служить Богу и совершать добрые дела. О Господи Боже, как же мы, глупцы, живём в этом мире, пренебрегая этими делами, хотя повсюду видим нуждающихся, на которых могли бы излить свои благодеяния! Но никто не заботится о них и не печётся. Взгляните на свою собственную жизнь. Если вы не находите себя среди нуждающихся и бедных, там, где Евангелие являет нам Христа, то знайте, что вера ваша неправильна, и что вы ещё не вкусили благоволения Христова и Его деяний, совершённых ради вас.
57. Посему смотрите, как важно сие слово: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Мы соблазняемся о Нём в двух отношениях. В вере – ибо мы думаем, что станем праведными христианами иначе, чем через Христа, и слепо продолжаем свой путь, не признавая Христа. В любви мы соблазняемся потому, что не помышляем о нищих и страждущих и не заботимся о них, но полагаем, что удовлетворим требованиям веры другими делами. Так мы подпадаем под осуждение Христово, гласящее: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25:42). И ещё: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45).
Почему же ещё сей суд праведен, если не по той причине, что мы не поступаем с ближним так же, как Христос с нами? Он излил на нас, нищих, Свои великие, преизобильные и вечные благословения, мы же не хотим подать свою скудную помощь ближнему, тем самым показывая, что в действительности мы не веруем и что на самом деле мы не приняли и не вкусили Его благословений. Многие скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Господь в ответ скажет: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23). Но почему? Потому, что они не сохранили истинной христианской веры и любви.
58. Так на примере сего евангельского отрывка мы видим то, насколько трудно признать Христа. На нашем пути лежит камень преткновения, и один претыкается об одно, другой – о другое. Идти вперёд невозможно, даже ученикам Иоанна, хотя они ясно видели дела Христовы и слышали Его слова.
59. Так происходит и с нами. Хотя мы видим, слышим, разумеем и должны признать, что христианская жизнь – это вера в Бога и любовь к ближнему, мы не движемся вперёд. Один хватается за свои религиозные церемонии и добрые дела, другой гребет все под себя и никому не помогает. Даже те, кто с радостью слышат и понимают учение о чистой вере, не начинают служить ближним, как будто ожидая обрести спасение по вере без дел. Таковые не видят, что их вера – не вера, а лишь тень веры, подобно тому, как то, что мы видим в зеркале, – не само лицо, а лишь его отражение. Как прекрасно заметил святой Иаков: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:22-25). Так же многие из нас видят в себе отражение истинной веры, когда слышат и говорят Слово, но как только слышанию и говорению приходит конец, они пекутся о другом и не поступают по Слову, и неизменно забывают о плодах веры, а именно, о христианской любви, о которой Павел говорил: «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20).