Проповедь в третье воскресенье Великого Поста, Мартин Лютер (Евангелие от Луки 11:14-23).

Мартин Лютер Проповедь, прочитанная в третье воскресение Великого поста (Евангелие от Луки 11:14-23). Ответ Христа тем, кто клеветал на Него.
Перевод на русский язык: Евгений Терехин. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие".
Исходный текст взят из открытых источников.

Эта проповедь доступна в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие"

I. Ответ Христа Его хулителям

1. Это воистину прекрасный евангельский отрывок, из которого мы узнаём очень многое, и в котором разъясняется практически всё, чем являются Христос, Его Царствие и Евангелие: что они совершают, и какова их судьба в этом мире. Во-первых, как и все другие евангельские повествования, сей отрывок учит нас вере и любви, ибо в нём Христос предстаёт перед нами горячо любящим Спасителем и Помощником во всякой нужде, а также в нём возвещается, что всякий верующий спасён. Ибо здесь мы видим, что Христос пришёл не к благополучным людям, а к бедному человеку, который страдал от множества недугов. Согласно Матфею, он был слеп; кроме того, он был нем и одержим бесом, как сказано у Луки. Всякий немой также глух, и потому в греческом языке глухой и немой обозначаются одним словом.

Сим деянием Христос привлекает нас к Себе, призывает приходить к Нему за всяким благословением и обращаться к Нему в час нужды. Он сделал это для того, чтобы и мы, побуждаемые самой сущностью любви, поступали с другими так, как Он поступает с нами. Таково всеобщее и драгоценнейшее учение сего евангельского отрывка, как и всех других евангельских отрывков, читаемых в течение церковного года. Сей бедный человек, впрочем, не пришёл ко Христу без Слова; ибо приведшие его ко Христу, должно быть, слышали, как другие проповедовали о Его любви, и посему возложили на Него упование. Отсюда мы узнаём, что вера приходит от Слова; впрочем, подробнее мы поговорим об этом после.

2. Во-вторых, отсюда явствует то, как Христос и Евангелие воспринимаются миром, а именно, что существует три разновидности слушателей. Некоторые изумлялись Его чудесам. Это благочестивые и истинные христиане, которые почитали сие деяние столь великим, что изумлялись ему. Иные хулили Евангелие; это фарисеи книжники, которые были вне себя оттого, что не могли поступить так же, и боялись, что народ станет почитать Христа больше, нежели их. Иные искушали Его, подобно Ироду, искавшему знамения ради удовлетворения своего праздного любопытства, дабы посмеяться над сим знамением. Христос же ответил и первым, и вторым. Сначала Он дал отпор хулителям Евангелия, а затем – искусителям, сказав, что не дастся им знамения, кроме знамения пророка Ионы, о чём мы прочитаем в следующих стихах. Он ответил хулителям весьма дружелюбно и выдвинул против них пять доводов.

3. Прежде всего, с помощью честных и разумных доводов он вывел на основании двух сопоставлений, что бесы не могут изгонять друг друга; ведь если бы это было так, то они разделились бы между собой, и царство сатаны не устояло бы. Ибо сама природа вещей учит, что если царство разделяется в себе и его жители изгоняют друг друга, то нет необходимости идти на это царство войной, так как оно весьма скоро падёт само по себе. Подобно и дом, разделённый в самом себе, не нуждается в том, чтобы его разрушали дополнительно. Даже языческий писатель Саллюстий, исходя из самой природы вещей и жизненного опыта, учит: «Разладом расточается великое богатство, а согласие умножает малые средства». Если бы бесы дошли до того, что стали бы изгонять друг друга, владычеству сатаны пришёл бы конец, и мы вздохнули бы спокойно.

4. Что же смогли ответить эти хулители на столь ясные доводы? Они умолкли, но сердца их были ожесточены, и они не вняли словам Христовым. Ожесточённое сердце не желает внимать наставлению, как бы ясно и прямо ни была изложена истина; вера же праведных укрепляется, когда они видят, что основание их веры правильно и прочно. Ради таковых нам надлежит отвечать тем, чьи сердца ожесточены, и заграждать им уста. Но даже если они не обратятся и не умолкнут, всё равно это послужит разоблачению их ожесточённых сердец, ибо, чем больше они говорят, тем глупее становятся, и уловляются в своей глупости; впрочем, дело их уже не кажется правильным и достойным, как сказано у Соломона (Притч. 26:5): «Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». То есть отвечай ему по глупости его, дабы глупость его была постыжена в глазах других, и дабы они не последовали за ним и не впали в заблуждение, считая, что он прав. Если же подобных условий не существует, что лучше промолчать, как сказал Соломон в той же главе, в стихе 4: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему».

5. Они также не могли сказать, что бесы лишь притворялись, будто разделяются между собой и уступают друг другу, ибо всем было очевидно, что они отчаянно сопротивлялись и боролись, вопили и неистовствовали, рвали и метали, видя, что Христос собирался изгнать их. Посему было очевидно, что бесы противились Христу и Духу и не были заодно с Тем, Кому оказались вынуждены подчиниться столь неохотно. Посему это откровенная богохульная ложь, в которой они были уличены и постыжены, и возводя которую, они, по своей ядовитой злобе, тщились приписать деяние Божие дьяволу. На примере этого мы учимся не удивляться, когда наши учение и жизнь подвергают хуле, а ожесточённые сердца не желают внимать обличению и обращаться к Богу, хотя им и противостоит вполне осязаемая истина, которая заставляет их навсегда умолкнуть. Довольно и того, что наши доводы разоблачают их упрямую глупость, делают её очевидной и обезвреживают в глазах благочестивых людей, дабы тех не ввели в заблуждение столь изощрённые притязания. Теперь глупцы могут идти, куда угодно; они осуждены сами в себе, как сказано у святого Павла (Тит. 3:11).

6. Во-вторых, Он указал им на наглядный пример, на подобное деяние: «Сыновья ваши чьею силою изгоняют их?» Он как бы сказал: «Разве это не полнейшее безумие? Вы осуждаете Меня за то же, за что своих сыновей хвалите. Если ваши сыновья изгоняют бесов, то это от Бога; если же это делаю Я, то это от дьявола». То же самое происходит и в мире. Если что-то совершается Христом, то это от дьявола; если же это совершается кем-то другим, то это правильно. Так тираны и враги Евангелия поступают и сегодня, когда осуждают нас за то, что сами делают, исповедуют и преподают. Впрочем, сему надлежит быть, дабы их осуждение было утверждено единодушно, когда они предстанут пред справедливым судом. Сыновья, о которых здесь упомянул Христос, были, я полагаю, какие-то заклинатели бесов из народа, ибо Бог изначально дал человеку многоразличные духовные дары, и назвал их «сыновьями», как бы говоря: «Я – Сын Божий, но Меня называют порождением дьявола, тогда как ваши сыновья, рождённые вами, делают то же самое, но не почитаются порождениями дьявола».

7. «Посему они будут вам судьями», то есть Я взываю к ним. Им придётся вынести приговор о том, что вы ложно обвиняете Меня, и тем самым осуждаете себя. Ибо если бесы не изгоняют друг друга, то сие совершается какой-то другой силой, которая не является ни сатанинской, ни человеческой; то есть силой Божией. Отсюда слова: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие». Перст Божий назван в Евангелии от Матфея 12:28 Святым Духом, ибо фраза звучит так: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов…». Иными словами, Христос сказал: «Прежде чем Царствие Божие достигнет вас, дьявол должен быть изгнан, ибо его царство противостоит Царствию Божию, как вы и сами должны засвидетельствовать. Однако бес не изгоняется бесом, не говоря уж о том, что его может изгнать человек; он изгоняется только Духом и силой Божией».

8. Из этого следует, что там, где перст Божий не изгнал дьявола, его царство всё ещё существует; а там, где существует царство сатаны, там не может быть Царствия Божия. Неизбежен вывод о том, что покуда Святой Дух не вселился в наши сердца, мы не только неспособны творить добро, но неизбежно находимся во власти сатаны. Если же мы в его власти, то ничего не можем сделать, кроме как угождать ему; иначе мы не могли бы называться его царством. Как сказал Святой Павел Тимофею: «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:26). Как может сатана смириться с тем, что кто-то из его подчинённых решает делать что-то против его царства, а не за него? О, какое это поразительное, страшное и могущественное слово, ведь Христос здесь свидетельствует о царстве, которого мы не в силах избежать иначе, как силою Божией; и что Царствие Божие не придёт к нам до тех пор, пока это первое царство не будет изгнано Божественной, небесной властью.

9. Сия истина доказывается на примере того бедного человека, который был телесно одержим злым духом. Скажите мне, что мог он и все люди на земле сделать, чтобы освободить его от дьявола? Вне всякого сомнения, ничего. Он вынужден был делать всё, что угодно дьяволу, и страдать по его воле вплоть до того дня, когда Христос пришёл с силой Божией. Если же он не мог освободиться из-под власти дьявола телесно, то как мог он своими собственными силами освободить душу свою от духовного владычества сатаны? Именно это является решающим доводом, ведь душа, будучи порабощена грехом, является причиной всякой телесной одержимости, посылаемой в качестве наказания, и от греха гораздо труднее избавиться, чем от наказания за него; и душа всегда более одержима, чем тело. Сие доказывается тем, что дьявол позволяет телу сохранять свои естественные способности и функции, но лишает душу рассудка, суждения, разума, понимания и всех её способностей, как явствует из эпизода с этим одержимым.

10. В-третьих, Господь дал им отпор посредством сравнения, взятого из обыденной жизни, а именно, привел в пример сильного человека, которого сильнейший одолевает и забирает всё его оружие и имущество. Тем самым Он свидетельствует, что никто, кроме Бога, не может одолеть дьявола, и ни один человек не может похвалиться тем, что способен изгнать грех или дьявола своими силами. Обратите внимание, как Господь изображает дьявола! Он называет его могучим великаном, защищающим свой двор и жилище, так что дьявол не просто обладает миром как своим владением, но вооружил и укрепил его, так что никто не может завладеть его имуществом. Кроме того, он правит с безраздельной властью, так что мир неизменно подчиняется его воле. Как дом или двор не в силах противиться или устоять против тирана, имеющего над ним власть, так же и свободная воля человека и его естественные способности не могут противостоять греху и сатане, ибо они подчинены ему. Подобно тому, как тот дом должен быть захвачен кем-то сильнейшим, который изгнал бы тирана, так же и человек должен быть искуплен Христом и вырван из сатанинских лап. Итак, мы снова видим, что наши дела и праведность никак не способствуют нашему спасению; оно совершается только благодатью Божией.

11. В-четвёртых, Он ответил им отточенными изречениями и учениями, такими, как: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». «Дьявол не со Мной, ибо я изгоняю Его, а посему он с необходимостью против Меня». Впрочем, это слово относится не только к дьяволу, но и к хулителям, которых Господь здесь обличает и осуждает как Своих противников, поскольку они не за Него. Быть со Христом – значит иметь те же помышления и намерения, что и Христос, то есть веровать во Христа, веровать, что мы спасены не нашими, а Его делами, ибо сему учил Христос. Собирать со Христом – значит творить добро из любви к Нему и быть щедрым на добрые дела. Тот, кто не верует в это, по своей собственной свободной воле противостоит Христу, ибо уповает на свои дела. Посему, кто не любит Христа, тот не собирает с ним, но своими бесплодными делами становится ещё более грешным и отходит всё дальше и дальше от веры.

12. В-пятых, в своем ответе Он дал им предостережение, а именно, что «бывает для человека того последнее хуже первого». Посему нам надлежит не только радеть о том, чтобы не хулить Евангелие и Христа, Который творит для нас столь великие дела и изгоняет из нас дьявола, но также с ревностью и страхом держаться за сии дела, дабы в нас не вселились семь злейших духов, в то время как прежде в нас был лишь один. Ибо так произошло с иудеями, в которых никогда не было столько злобы, как тогда, когда им проповедовалось Евангелие. Также и мы при папстве, прикрываясь именем Христовым, стали всемеро (то есть во много раз) более нечестивыми язычниками, чем раньше. Как сказано у святого Петра: «То последнее бывает для таковых хуже первого» (1 Петр. 2:20). И если мы отвернёмся от того великого света, который теперь имеем, сие произойдёт и с нами, и мы станем хуже, чем были прежде, ибо дьявол не дремлет.

13. И, наконец, когда женщина возвысила голос и восхвалила Христа, говоря: «Блаженно чрево, носившее Тебя…», Он обличил её плотское поклонение и воспользовался возможностью наставить нас в самой сути сего евангельского отрывка, а именно, в том, что мы не должны с изумлением взирать на дела и заслуги святых, но, напротив, печься о том, чтобы слушать и хранить Слово Божие. Ибо нас совершенно не должно интересовать, насколько свята или достойна была мать Сего Чада, ибо нет нам оттого никакой пользы; нам также не нужно знать, насколько великодушен был её Сын. Напротив, нас должно интересовать лишь то, что Сей Сын сотворил для нас, а именно, то, что Он по благодати Своей, безо всяких заслуг или добродетелей с нашей стороны, избавил нас от дьявола. Этот факт возвещён нам через Слово Божие, и мы должны слушать сие и держаться твёрдой веры. И тогда мы будем блаженны так же, как сия мать и Чадо её.

Хотя это Слово и деяние непременно будут хулимы, мы, тем не менее, должны терпеливо сносить сие и ради наставления других давать ответ в кротости, как учил Святой Пётр.

II. Аллегорический или духовный смысл сего евангельского отрывка

14. Сей немой, глухой и слепой одержимый является прообразом всех потомков Адама, которые по плоти одержимы сатаной из-за первородного греха, так что они порабощены им и вынуждены исполнять его волю. Следовательно, они также и слепы, то есть не видят Бога. Они глухи, ибо не слышат Слова Божия, не повинуются и не покоряются ему. Кроме того, они немы, ибо не воздают ему ни единого слова хвалы и благодарения, не проповедуют и не возвещают Христа и Его благодать. Напротив, они излишне много толкуют об учениях дьявола и человеческих мнениях. В этих вещах они воистину знатоки и мудрее сынов света в отношении дел, мнений и желаний. Что касается этих вещей, здесь они слушают во все уши и с готовностью принимают все советы от плоти и крови. Так что всё, совершаемое нами, словом или делом, как для тела, так и для души, – от дьявола, вне зависимости от того, является ли сие внешне хорошим или дурным. Всё это должно быть искуплено деянием Божиим. Мы в Его Царствии, и посему признаём Его, взираем на Него, слушаем Его, следуем за Ним, хвалим Его и возвещаем Его имя. Всё сие совершается действующим через Слово Божие Духом Святым, Который изгоняет дьявола и его царство.

15. Иудеи прозвали князя бесовского «веельзевулом». Еврейское слово «sebub» означает муху; «baal» или «beel» – человека или правителя, подобного домоправителю. Если эти два слова поставить вместе, они будут означать предводителя мух или главную муху или на простом немецком: «Fliegenkoenig oder grosse Hummel», то есть муху-короля или большого трутня. Они дали сатане столь презрительное прозвище, как бы похваляясь, что они независимы от него, что они в полной безопасности и господствуют над ним. Так поступают все тщеславные и развращённые лицемеры; они воображают себя столь непорочными и святыми, что по сравнению с ними дьявол – слабосильная и беспомощная муха; они не нуждаются в благодати Христовой и Слове Божием. Впрочем, они считают, что он достаточно властен над другими, однако то, чему учат и что делают всякие богобоязненные люди, суть именно дьявольские дела, но они почитают сие таким же пустяком, как дохлую муху. Дьявол же вполне может снести столь презрительное отношение, ибо именно так он превозносится в их сердцах над истинным Богом.

16. Как я уже сказал, тиран, повелевающий двором или замком, это дьявол. Он пребывает в спокойствии до тех пор, пока Слово Божие и перст Божий не обратятся против него; и, подобно сему глухонемому, подчинённые дьявола исполняют его волю, ибо не знают ничего другого. Его оружие и броня – плотское тщеславие и человеческие учения и традиции, с помощью которых он устрашает совесть и, соответственно, защищает себя.

17. Но вот приходит сильнейший, Евангелие, и покой покидает его, и он беснуется, как умалишённый, ибо не хочет быть осуждённым, разоблачённым, наказанным и публично заклеймённым. И тогда он собирает все свои доспехи, всех сильных, мудрых, богатых и святых мира сего, и ополчает их против Слова Божия, что мы и видим на примере гонений, обрушившихся на учителей Евангелия. Эта ярость и гонения означают, что дьявол отступает весьма неохотно и беснуется всем своим телом; ибо как он сотрясается телом и его членами всякий раз, когда вынужден отступить, так же он ведёт себя и в этом мире, сопротивляясь изо всех сил всякий раз, когда он вынужден уступить Евангелию место. Впрочем, это напрасный труд, ибо он всё равно будет изгнан.

18. Ибо приходит сильнейший, то есть Христос, побеждает его и отнимает у него все доспехи, то есть обращает к Себе некоторых из тех самых гонителей Евангелия, и в этой мере делает дьявола слабее, а Своё Царствие – сильнее. Кроме того, Он «делит добычу», то есть использует этих обращённых в разнообразных христианских служениях, делах милосердия и благотворении, о которых Павел писал в Послании к Римлянам 12:6. Кроме того, Он является как бы внутренним двором или приёмной в замке, ибо царство дьявола состоит в создании внешней видимости и притязаниях на мудрость, святость и силу. Однако когда Евангелие побеждает это царство, оно на поверку оказывается чистым безумием, грехом и немощью.

19. Далее текст гласит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя…». Это то же самое, о чём сказано в поговорках: «Дьявол не берёт выходных» и «Дьявол не дремлет», ибо он ищёт, кого бы поглотить. «Безводные места» – это не сердца безбожников, ибо в их сердцах дьявол пребывает в полном покое и господствует подобно великому тирану, как сказано в сем евангельском отрывке. Между тем на земле существуют бесплодные и пустынные места, где никто не живёт, такие, как леса и пустыни. Туда-то бес и бежит, снедаемый яростью, ибо его изгнали из собственного жилища. Как вы помните, дьявол встретил Христа именно в пустыне. В Иудее очень мало воды, из чего следует, что в сей земле много пустынь. В других же странах, таких, как наша, где достаточно водоёмов, бесы живут в реках и озёрах, и там они время от времени топят купающихся или проплывающих над ними. Кроме того, в иных местах живут и водяные, которые зазывают детей с берега и топят их. Всё это дела бесовские.

20. То, что бес возвращается снова и находит дом выметенным и убранным (Матфей добавляет: «незанятым»), означает то, что человек был освящён и украшен прекрасными духовными дарами, и что нечистый дух ясно видит: здесь он ничего не сможет сделать с помощью своих обычных уловок, ибо его слишком хорошо знают. Посему, когда идолопоклонство было изгнано из среды язычников, сатана уже не нападал на мир с помощью этого зла. Но что же он сделал? Он предпринял нечто новое, взял с собой семь злейших духов, вселился в человека и стал в нём жить, и последнее состояние этого человека было хуже первого. Так же он поступил и с нами. После того, как мир узнал Христа и прежнее царство сатаны с его идолопоклонством было уничтожено, дьявол измыслил нечто новое и навёл на нас ересь – основал и учредил папство, в котором Христос был полностью забыт, и, прикрываясь Его именем, люди стали злейшими язычниками, нежели до возвещения Евангелия, чему мы сегодня являемся свидетелями. То же самое постигло иудеев после разрушения Иерусалима и греков после вторжения турков. Так же будет и со всяким, кто, услышав Слово Божие, со временем становится слишком самонадеянным и отпадает от него. Святой Матфей сказал в своём Евангелии (Мф. 12:14), что сатана находит дом незанятым. Кроме того, как сказано в Евангелии от Матфея 13:25, враг под покровом ночи, когда все спали, посеял плевелы между пшеницей. Посему нам надлежит, по настоятельному увещеванию Апостолов, трезвиться и быть бдительными. Сие сказано особенно выразительно у святого Петра (1 Петр. 5:8): «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Там, где дьявол уничтожает веру, он с легкостью восстанавливает все прежние пороки.


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Проповедь в третье воскресенье Великого Поста