«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Титу 3:4-8).
«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Петра 3:21-22).
Этот текст доступен бесплатно в форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие".
Долгое время одной из основных точек противостояния в отношениях между многими христианскими конфессиями остается вопрос о Крещении младенцев. Подобное положение дел противоречит тому, что говорит Господь Церкви Христовой через Ап. Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). И далее: «Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13).
Предлагаемая вашему вниманию работа вовсе не претендует на исчерпывающую доктринальную полноту. Это, скорее, конспект живого полемического выступления, адресованного преимущественно представителям баптистского и пятидесятнического движения.
Не углубляясь в исторические аспекты данного вопроса, заметим лишь, что отрицание действенности Крещения младенцев получило наиболее широкое распространение в рамках движения церковной Реформации и стало впоследствии отличительной чертой многих евангелических церквей. Однако, что очень важно, не всех. Лютеранская церковь, например, представляет собой весьма заметное исключение (равно как вообще в понимании действенности церковных Таинств). Случайно ли? Действительно ли сохранение в лютеранстве Крещения младенцев является досадным недоразумением и признаком «неполной реформированности» данной церкви, как это утверждают некоторые оппоненты из числа кальвинистов и цвинглиан? И вообще, в какой степени отказ от учения о Таинствах был обязательным и неизбежным шагом в процессе Реформации? Ответить на этот вопрос может только Сам Господь через Свое Слово, данное нам в откровениях Духа Святого.
С Божией помощью приступим к рассмотрению вопроса о действенности Крещения младенцев, имея руководителем Духа Святого, а путеводителем Слово Божие, в котором, среди прочего, сказано: «Итак не будьте нерассудительны и познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5:17). «И все, что вы делаете словом или делом, делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17).
1. В Слове Божием нет ни одного прямого указания, запрещающего крестить младенцев.
2. Святые Писания в большом количестве содержат фрагменты, трактовка которых вызывает серьезные затруднения у противников Крещения младенцев.
3. Сама сущность Божия пути спасения грешников указывает на возможность и необходимость Крещения младенцев:
А. Желание человека быть спасенным не является достаточным основанием для его спасения. [1]
Б. Исповедание содеянных грехов обязательно лишь для людей, имеющих содеянные грехи.
В. Крещение во Иисуса Христа представляет собой Таинство, в котором призванный Богом человек — скорее предмет, а не источник действия.
Г. Крещение во Иисуса Христа — одно из деяний Духа Святого.
Д. Библия указывает на вариативность последовательности некоторых этапов обращения.
4. В Библии описан данный нам Богом механизм духовного попечительства над крещеными младенцами.
5. Крещение младенцев, практикуемое некоторыми христианскими церквами, искажает данный нам Богом механизм спасения.
6. Подобного рода искажения не являются достаточным основанием для отказа от изложенной в Писаниях воли Божией относительно спасения младенцев.
7. Неспасенные младенцы представляют собой самую желанную добычу для сатаны.
1. В Слове Божием нет ни одного прямого указания, запрещающего крестить младенцев.
Единственно верным отношением Церкви Христовой к Библии является отношение к ней, как к абсолютно верному, абсолютно истинному и совершенному Слову Божию, данному нам через откровения Духа Святого: ”Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.”(2Тим.3:16-17). Так не показательно ли, что всеведущий Господь ни одной фразой в Слове Своем не обмолвился о прямом запрещении крестить младенцев, в то время как нет ни одного аспекта нашего спасения, о котором Он не сказал бы в Библии?
Все противники Крещения младенцев ссылаются обычно на то, что в Писании имеют место косвенные указания на недейственность такого Крещения. Однако возникает вопрос, почему об этом очень важном моменте Бог нам напрямую ничего не говорит? Не заблуждаются ли те, кто пытаются найти косвенные указания Господа относительно некрещения младенцев? Правильно ли они понимают фрагменты Писаний, используемые ими в полемике?
Единственно верным способом ответа на этот вопрос может быть соотнесение выводов, к которым приходят противники Крещения младенцев с самим характером Крещения вообще, как о нем говорит Господь в Своем Слове.
Для этого рассмотрим два следующих тезиса.
2. Святые Писания в большом количестве содержат фрагменты, трактовка которых вызывает серьезные затруднения у противников Крещения младенцев.
Характерной чертой Слова Божия является его ясность[2]: "Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей." (Пс.118:99-105) ”И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.”(1Инн.1:5)[3] Следовательно, когда мы имеем дело с какими-либо затруднениями в понимании Слова Божия, то их причину следует искать не в неясности Слова, а в нашем недопонимании — вполне объяснимом следствии нашего несовершенства, берущем начало в первородном грехе: ”Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.”(Инн.1:9-10)
Рассмотрим лишь некоторые наиболее яркие примеры вышеназванных затруднений.
В 18 главе Евангелия от Луки описан следующий случай, имевший место во время земного служения Спасителя: ”Приводили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, позвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие; Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя[4] тот не войдет в него.”(Лк.18:15-17)[5]
Большинство противников Крещения младенцев склонны либо обходить данный фрагмент стороной, либо трактовать его символически, либо адресовать слова Иисуса исключительно взрослым, в то время как Сам Христос говорит, что Царство Божие принадлежит таким как дети, следовательно и детям тоже. В противном случае нам придется согласиться, что дети — не такие как... дети. Сторонников такого истолкования хочется спросить: "Кому же тогда должны уподобиться дети, чтобы войти в Царствие Божие?" Подобный подход можно сравнить с поведением некоторых псевдохристианских антисемитов, которые заявляют, что христиане есть народ Божий, а евреи не достойны войти в Царство Божие, забывая, что именно еврейскому народу принадлежит первородство, как народу Божию (см. Рим.11), а мы — ветвь привитая к маслине — наследуем Царствие Божие только потому, что уподобились народу Божию, вступив с Господом в Завет[6].
Иногда противники Крещения младенцев пытаются изобразить фрагмент из Лк.(18:15-17) так, будто в нем речь идет о детях уже достаточно взрослых, способных к самостоятельным действиям. Однако синодальный перевод Нового Завета утверждает, что к Иисусу приносили младенцев. То есть, речь идет о совсем маленьких, несамостоятельных детях.[7] Таким образом, и эта попытка противников Крещения младенцев приводит их к явному противоречию со Словом Божиим. Кроме того, подобную же картину мы видим и в Евангелии от Марка (10:13-16).
Другие оппоненты детского Крещения говорят, что Иисусово благословение вовсе не обязательно означает Крещение этих детей.[8] Это, по крайней мере, странно, ведь именно в спасении через Крещение во Иисуса Христа заключается благословение, которое мы имеем от нашего Господа и Спасителя: ”Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.”(1Инн.4:9) ”Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа.”(Деян.2:38) Относительно утверждений о невозможности покаяния для младенцев мы поговорим позже (в пункте Б . третьего тезиса). Пока же отметим для себя, что Иисусово благословение всегда бывает связано со спасением людей, а путь ко спасению лежит через Крещение во Иисуса Христа.
Кроме того, интересны слова Иисуса, произнесенные Им в данном случае: “Пустите детей приходить ко Мне.” Если вспомнить другое утверждение спасителя: “Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня.”(Инн.6:44) — то можно сделать вывод, что, говоря: “Пустите детей приходить ко Мне,”— Он дает понять, что дети тоже могут быть привлечены Отцом ко спасению. Больше того, призыв уподобиться детям и утверждение: “Таковых есть Царствие Божие,”— дают нам пронять, что дети в данном случае обладают какими-то особенностями, создающими наиболее благоприятные условия для их спасения.
***
В качестве другого примера подобного рода затруднений можно указать на стих из Псалма царя Давида: ”Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу[9], ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”.(Пс.8:3) Если бы даже весь 8-й Псалом не относился к так называемым мессианским псалмам, если бы даже Сам Христос не процитировал указанный стих (Мф.21:16), то все равно эти слова имели бы колоссальное значение для понимания истинного Божия взгляда на проблему спасения младенцев. Ведь если младенец не может быть крещен во Иисуса Христа, то, следовательно, он не может быть и спасен[10]. А если он не спасен, то он — грешник: ”Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3:23). Может ли неспасенный грешник возносить хвалу Богу? И даже если он станет это делать, угодно ли это Богу?
В некоторых протестантских церквах существует мнение, будто малые дети не являются грешниками до тех пор, пока они не начинают грешить сознательно. Однако в связи с этим хочется задать несколько вопросов. Например: "Где об этом сказано в Библии?" Или: "Как тогда понимать всеобщность греха, утверждаемую в Рим.(3:23):'Все согрешили'?" Или: " Как тогда понимать слова из Еф.(2:8-9):'Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился'? Ведь если наша греховность полностью зависит от сознательно производимых нами греховных дел, то и избавиться от нее мы можем тоже делами, только добрыми. А, следовательно, мы можем спастись делами. Но тогда получается, что Слово Божие не говорит правды. Может ли с этим согласиться истинный христианин?" И еще: "Как же тогда понимать слова из Пс.(18:13-14):'Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего...'? Ведь, если мы становимся грешниками только тогда, когда начинаем сознательно грешить, то ни о каких неосмысленных грехах не может быть и речи. Что же, получается, что вновь Библия говорит неправду?! А не заблуждаются ли заявляющие, будто младенцы родятся безгрешными?"
Писание говорит: ”Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога”. (1Инн.3:8-9) Эти слова содержат очень много информации, касающейся нашего вопроса. Конечно, даже не будучи спасенными, младенцы могут не совершать никаких дел — просто в силу своей пассивности. Однако, 9 стих из приведенного отрывка дает понять, что имеет возможность не производить греха только тот, кто рожден от Бога. Следовательно, как только неспасенный младенец начнет что-либо делать или думать, он начнет грешить. В Послании к Римлянам это показано еще решительней: ”А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе...”(Рим.7:17-18) То есть, как только грешный человек начинает что-либо производить, то производится грех.[11] Но, если спасение младенцев невозможно, может ли святой и всеблагой Бог побуждать их, грешных по природе своей, что-либо делать (даже если это деяние связано с хвалой Ему)? Никогда! Прежде чем сотворить Себе хвалу ”из уст младенцев и грудных детей”, Господь должен их спасти. И именно о спасенных младенцах и грудных детях здесь идет речь, причем, вторая часть рассматриваемого стиха прямо указывает на это: ”Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Но кто же делает безмолвным врага и мстителя, как не Христос через Свою великую искупительную жертву? ”Итак нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти”.(Рим.8:1-2) Поэтому, если бы грудные дети могли говорить, то в ответ противникам своего спасения они воскликнули бы: ”Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31 б).
***
Очень часто для обоснования своей точки зрения противники Крещения детей указывают на то, что в описанных в Библии случаях Крещения семей [Деян.16:14-15 (семья Лидии); Деян.16:32-33 (семья темничного сторожа); 1Кор.1:16 (семья Стефана)] ни слова не говорится о детях. Но ведь там также отдельно ни слова не говорится и о подростках, юношах и стариках: ”И немедленно крестилась она [Лидия] и домашние ее...” ;”... И немедленно крестился сам [темничный сторож] и все домашние его” ; ”Крестил я [Ап. Павел] также Стефанов дом”. Но это вовсе не значит, что данные сообщения не содержат никакой информации по нашему вопросу. Особенно показателен случай с темничным сторожем. (Деян.16:32-33) Про имевшее место Крещение сказано, что крестились также ”все домашние его”. Библия не дает никаких веских оснований в данном случае ”дискриминировать” детей из дома темничного сторожа, отделяя их от ”всех домашних”. Кроме того, в данном контексте небезынтересно другое место из Деяний святых Апостолов (2:39) : ”Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш”. Эти слова Ап. Петра содержат открытое указание на то, что обетование о спасении принадлежит не только слушающим его взрослым, но также и их детям, входящим в число тех, кого призовет Господь. Причем для детей слушающих — ни в данном стихе, ни в стихах, к нему примыкающих — не устанавливаются никакие возрастные ограничения.
***
Писание содержит гораздо больше примеров, подобных приведенным здесь (Мф.18:24; Лк.9:47; Лк.18:16-17; Пс.113:20-22; Мф.11:25; Лк.10:21 и т.д.). Однако, думается, рассмотренных нами случаев вполне достаточно, чтобы понять, что спасение нашим Господом обещано всем — и младенцам и старикам — и Господь говорит об этом в Слове Своем громко и отчетливо.
***
Следующим вполне последовательным этапом поисков истины относительно Крещения детей может быть только один шаг — изучение указанного Богом пути спасения, с целью выяснить, предусмотрен ли этот путь для младенцев, и каковы особенности пути спасения, данного детям. Этому вопросу посвящен следующий тезис.
3. Сама сущность Божия пути спасения грешников указывает на возможность и необходимость Крещения младенцев.
В Деяниях Святых Апостолов, при описании событий дня Пятидесятницы, сказано: ”Слыша же это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещавал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного”.(Деян.2:37-40)
Многие противники Крещения младенцев утверждают , будто достаточным основанием для объявления недейственным такого Крещения является то, что младенцы, дескать, не могут ”услышать” и ”умилиться сердцем”, поэтому они не могут покаяться. Но, в таком случае, уместно задать вопрос: ”Кого должны они услышать?” Если речь идет о том, что они должны услышать и понять человеческую речь, то, конечно же, ситуация выглядит проблематично. Однако, утверждающие это забывают, что для обращения человеку необходимо услышать Божий призыв (”...всем... , кого ни призовет Господь Бог наш.”), потому что: ”Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь.” (Пс.24:8) В таком случае уместно спросить этих оппонентов: ”Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?” (Ис.40:13-14) И Сам Господь отвечает на этот вопрос: ”Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его”. (Ис.55:8-11) К этому можно еще добавить вопрос: "Каким образом следует услышать Божий призыв?" Конечно же, если предположить, что человек должен услышать этот призыв своим разумом, то получится, что у младенцев не остается никаких шансов. Однако из рассмотренного отрывка видно, что иудеи, слушавшие проповедь Петра, умилились вовсе не разумом, а сердцем. Следовательно, Божий призыв должен быть услышан не разумом, а сердцем человеческим. Как в Ветхом, так и в Новом Завете словом "сердце" чаще всего обозначают дух человеческий. Кроме того, следует задуматься, о каком призыве здесь идет речь? Если бы речь шла о призыве Закона, то, несомненно, он был бы обращен к человеческому разуму. Однако, речь ведь идет о призыве Духа Святого, Который через дарованную нам по благодати Божией веру производит в нас Свой тайный (сокрытый от нашего разума) труд. И, конечно же, такой призыв должен быть обращен к духу человеческому. Чуть позже будет показано, что младенцы духом своим вполне способны услышать призыв Божий. Пока же нелишне вспомнить еще одно место из Писания: “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.”(Рим. 10:17) Но тем же Словом Божиим заповедано и Крещение: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф.28:19-20), то есть Крещение во Иисуса Христа, будучи установлением Божиим, заключает в себе два важнейших элемента — материальный (воду), соединенный со Словом Божиим, о котором мы только что читали, что именно оно порождает веру в человеке. Следовательно утверждение, будто младенцы не могут уверовать, противоречит Писанию. Если же кто-то попытается дальше изображать непонятливого и спросит, каким же образом, то ответ весьма прост — через воду, соединенную со Словом Божиим, то есть через Крещение во Иисуса Христа.
Рассматривая вышеуказанный вопрос, мы напрямую подошли к заявленному нами ранее подтезису:
А. Желание человека быть спасенным не является достаточным основанием для его спасения.
По существу, Библия говорит нам, что никто из людей не может пробудиться к покаянию своими усилиями: ”Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ”(Инн.6:44); ”Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне”.(Ис.65:1) Больше того, наши самостоятельные старания что-либо сделать ”на пути к Богу ” не только бесполезны, но и вредны [см. комментарии к тезису 2 (Пс.8:3)]
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что способные к самостоятельным действиям взрослые необращенные люди имеют столько же шансов услышать призыв Божий, как и младенцы, к самостоятельным осмысленным действиям неспособные. Кроме того, возникает вполне закономерный вопрос:"Для чего младенцы должны 'услышать' и 'умилиться сердцем'?" Судя по тому, что нам говорится в Деяниях Святых Апостолов, они должны это сделать для того, чтобы пробудиться к покаянию.
Давайте рассмотрим, что в Писаниях называется покаянием. Для того, чтобы это сделать, ознакомимся с Иоанновым крещением, т.к. именно он призывал: ”Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”.(Мф.3:2) И Писания говорят, что :”Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои”.(Мф.3:5-6) Следовательно, покаяние предполагает не только водное крещение [омовение], но и обязательное исповедание грехов. В некоторых кругах утвердилось мнение, что покаяние заключается лишь в исповедании грехов, а водное крещение (Иоанново) — полностью утратило смысл. Поэтому противники Крещения младенцев чаще всего утверждают, будто младенцы не могут покаяться из-за неспособности исповедать свои грехи. Таким образом, мы переходим к следующему подтезису:
Б. Исповедание соделанных грехов обязательно лишь для людей, имеющих соделанные грехи.
Ко всему, сказанному в тезисе 2 (Пс.8:3) относительно соделанных грехов, добавим лишь, что вся Библия указывает нам на то, что соделанные грехи совершаются только в процессе личных действий: ”И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет”.(Иез.18:24) Однако, следует задаться вопросом, могут ли младенцы, неспособные к самостоятельным действиям, иметь соделанные грехи? Едва ли.[12] В таком случае весьма проблематичным становится само требование к младенцам, чтобы они исповедали свои грехи.
Вполне возможно возникновение вопроса относительно детей, уже отчасти способных к совершению тех или иных поступков. Однако следует задаться вопросом, насколько осознанны их поступки, и насколько в их сознании развиты морально-этические представления? Вопрос этот не празден, потому что Писание говорит нам:”... Я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: ‘не пожелай’. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание, ибо без закона грех мертв”. (Рим. 7:7-8) Но, может быть , Писание утверждает, что младенческие поступки уже достаточно осмысленны? Едва ли: ”Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое”. (1Кор.13:11) Заметьте, здесь речь идет о "младенце", уже способном даже говорить. Думается, это достаточный аргумент, чтобы сказать, что пока ребенок еще не способен к исповеданию соделанных грехов — в силу своего непонимания, что такое грехи — исповедание соделанных грехов для него излишне, так как к такому ребенку неприменимы моральные требования Закона Божия. А с того момента, когда ребенок начинает реагировать на моральные требования Закона, нет никаких веских причин, препятствующих исповеданию соделанных им грехов.”Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить”. (Филип.3:15-16)
Однако невозможность и ненужность исповедания соделанных грехов для младенцев вовсе не говорит о том, что младенцы, таким образом, освобождаются от покаяния. Ведь остается еще их грешная природа, доставшаяся им по наследству, и, кроме того, значение водного крещения, которым крестил Иоанн, полностью не отменено[13]:”Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов”. (Мр.1:4) И больше того, Писание говорит, что Сам Христос крестился Иоанновым крещением, хотя Он не имел ни личных грехов, ни даже греховной природы (Мф.3:13-15). Ответ на вопрос, зачем Он это сделал, Иисус дал Сам: ”Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. (Мф.3:15) А через Пророка Исаию Господь говорит нам: ”Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”. (Ис.40:3) И, крестя народ, Иоанн говорит: ”Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия ...” (Мф.3:2-3а) Никто не станет спорить с тем, что "исполнением всякой правды" может быть названо только исполнение Закона Божия. Но ведь именно для того и пришел на землю Христос, чтобы исполнить этот Закон вместо падших людей, неспособных к его исполнению: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."(Мф.5:17). И именно при крещении Иисуса произошло соединение Закона Божия с Божией благодатью, именно в этом деянии Духа Святого приблизилось к нам Царство Небесное. И сам Иоанн Креститель свидетельствовал об этом, говоря: “Ему должно расти, а мне умаляться. "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех." (Инн. 3:30-31)
Но из Писания мы узнаем, что покаяние не является единственным и последним результатом пробуждающего нас призыва Божия: ”Сказал им [Павел]: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый.” (Деян.19:2-6) ”Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа.” (Деян.2:38) То есть, для того, чтобы получить обетованные нам Богом духовные благословения, нам необходимо креститься во имя Иисуса Христа.[14]
Как это сделать, нам указал Сам Христос, соединив (Иоанново) водное крещение покаяния, с действием Духа Святого. И не даром в Писании сказано: ”Полагать основание обращению от мертвых дел к вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном” (Евр.6:1б-2). Заметьте, здесь сказано: ”Учению о крещениях”, а не: "О крещении". Следовательно, Христово учение предполагает не один аспект , а два аспекта Крещения в одном: крещение (омовение) покаяния (водное, вещественное) — это то, что внешним образом проявляет побуждаемый (Духом Святым) по благодати Божией к покаянию человек, и Крещение (омовение) Духом Святым (духовное) — это то, что производит Господь по отношению к спасаемому им человеку. И именно эти два действия, слитые воедино ( так же, как безраздельно Бог слился с человеком во Иисусе Христе) могут быть названы КРЕЩЕНИЕМ ВО ИИСУСА ХРИСТА[15], ибо Он Сам, приняв, дает теперь его нам. Ведь Христос прошел за нас и через искупление наших грехов, и через освобождение от власти Закона, и через воскресение для жизни вечной.[16]
В. Крещение во Иисуса Христа представляет собой Таинство, в котором призванный Богом человек — скорее предмет, а не источник действия.
Что же производит в нас Крещение во Иисуса Христа? Библия говорит нам следующее: ”Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.” (Рим.6:2-7) И еще: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня."(Гал.2:20) Но: "Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу."(Рим.7:18) То есть, Библия говорит нам, что, даже получив прощение содеянных грехов, мы еще по-прежнему сохраняем греховную природу — ”тело греховное” — и являемся грешниками. Больше того, в Писании сказано, что мы получаем эту греховную натуру по наследству, то есть — от рождения: ”Посему, как одним человеком [Адамом] грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеком, потому что в нем все согрешили.” (Рим.5:12) Следовательно, и ребенок, даже еще не успевший ”обзавестись” содеянными грехами, уже от рождения получает эту греховную натуру и нуждается в ее изменении, а точнее сказать — в ее замене. (См. об этом также: Рим.7)
Чтобы понять, возможно ли для ребенка Крещение во Иисуса Христа, нам следует выяснить, мешает ли ему то, что отличает ребенка от взрослого, получить духовные благословения, обещанные нам Богом через Иисусово Крещение? Так вот, Слово Божие утверждает обратное, обращаясь ко взрослым, Христос говорит: ”Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.” (Мр.10:15) ; ”Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; Итак, кто умалится, как это дитя тот и больше в Царстве Небесном.” (Мф.18:2-4) То есть, не детям что-то мешает войти в Царство Небесное, а наоборот, взрослым. Причем, чтобы устранить помеху, им необходимо приобрести нечто детское. Что же? Кто-то скажет, что им необходима детская доверчивость — и будет неправ! Ведь Библия прямо дает понять, что человек сам, собственными усилиями, не способен придти к Богу (см. подтезис А тезиса 3 ). Значит речь идет о чем-то другом. О чем же?
Обращаясь к верующим Ефесской церкви, Ап. Павел говорит им: ”И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,— благодатию вы спасены,— и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” (Ефес.2:5-10) Следовательно, именно наши дела являются тем препятствием, которое мы воздвигаем перед Божиими благословениями, излитыми на нас по благодати Божией.
Но ведь это-то и является основным отличием взрослого человека от ребенка. Ведь именно этим мы, ”большие”, гордимся, свысока взирая на беспомощных детей! И именно поэтому Господь говорит нам: ”Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.” Следовательно — и Крещение во Иисуса Христа представляет собой такой процесс, в котором человек выступает в качестве объекта приложения усилий. Причем, чем более пассивным является этот объект, тем беспрепятственней совершается работа, преобразующая его.
И далее мы подходим к очень важному вопросу: Кто же производит эту работу?
Г. Крещение во Иисуса Христа — одно из деяний Духа Святого.
В Слове Божием сказано: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие." (1Фес.5:23-24) То есть, из Писания мы знаем, что Отец Небесный призвал нас ко cпасению, и Сам же совершил все необходимое для нашего cпасения: "Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. Послушанием истине через Духа очистивши души ваши..." (1Петр.1:18-22). Здесь Слово Божие говорит нам, что наше искупление и спасение совершено через Жертву Сына Божия, а непосредственное принятие нами совершенного ради нас Христом происходит через Духа Святого верою.
Но ведь для принятия спасения нам указан единственно верный путь: "...Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)" (Деян.22:16б). Отсюда можно сделать вывод, что Крещение во Иисуса Христа является одним из аспектов действия Духа Святого в Божием замысле нашего спасения. И подтверждение тому мы находим в Библии: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом" (1Кор.12:13).
Еще одним подтверждением сказанного является то, что мы можем узнать из Евангелий и из Деяний Святых Апостолов о крещении Самого Иисуса и Его учеников.
Во всех четырех Евангелиях, когда речь идет о служении Иоанна Крестителя, приводятся следующие его слова: "Я крестил вас водою, а Он [Христос] будет крестить вас Духом Святым" (Мр.1:8) То есть, Иоанн Креститель еще до начала земного служения Христа знал о существенном отличии своего крещения от Крещения Христова. И далее это отличие стало проявляться все отчетливей в реальных событиях: "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа , как голубя, сходящего на Него" (Мр.1:9-10). Здесь мы видим, что то как крестился Иисус, заметно отличалось от крещения, которым крестились от Иоанна другие иудеи, ведь нигде в Писаниях не говорится, что на кого-то из крестившихся до этого сходил Дух Святой.
Но события, последовавшие за этим, выявили еще большие отличия Иисусова Крещения: "И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мр.1:11).
По тому пути, который указал нам Иисус, пошли сначала Его Апостолы и ближайшие ученики, а потом и все, принимающие Иисуса Христа Господом и Спасителем своим. В случае с Апостолами интересующий нас аспект Крещения проявляется наиболее четко — за счет того, что между Иоанновым крещением, которым, вероятно, были крещены все Апостолы, и сошествием на них Духа Святого в день Пятидесятницы прошло достаточно много времени.[17]
Существенное отличие в состоянии и поведении учеников Христа до и после Дня Пятидесятницы показывает, насколько важны для спасения человека труды Духа Святого. Ведь до сошествия Духа Святого Апостолы не только не могли начать служение строительства Церкви Христовой на земле, но даже не могли сохранить свою личную верность Учителю. [Отречение Петра (Лк.22:55-62); неверие учеников в Воскресение Христа (Лк.24)]. Все это дает возможность с полным основанием заключить, что во всей полноте Крещение во Иисуса Христа Апостолы получили лишь в День Пятидесятницы. Причем, именно на это указывают слова Самого Христа: "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян.1:4-5). [Сравните: "Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым." (Мр.1:8)] На то же указывает ситуация, описанная в Деяниях Святых Апостолов (19:1-7). Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что Крещение во Иисуса Христа является одним из аспектов работы Святого Духа. Отсюда можно заключить, что весь "механизм" Крещения человеку познать не дано, а те человеческие действия, которые сопутствуют Иисусову Крещению, представляют собой внешнюю форму, недейственную без истинной духовной сути этого Таинства. Что же касается истинной духовной сути Крещения во Иисуса Христа, можно с полной уверенностью сказать, что ее присутствие в Крещении от человека не зависит, но целиком основано на Божией заповеди и обетовании о спасении.
И, как следствие этого:
Д . Библия указывает на вариативность последовательности некоторых этапов обращения.
Эта вариативность имеет место в случае с Апостолами Христовыми (см. выше). В случае с учениками, которых обнаружил Ап. Павел в Коринфе [кстати, заметьте, для них не был повторен День Пятидесятницы (интересный факт для некоторых толкователей Крещения Духом Святым), а они приняли Духа Святого, приняв Крещение во Иисуса Христа]: "Сказал им [Павел]: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение" (Деян.19:2-3) [Заметьте, непринятие Духа Святого Апостол здесь напрямую связывает с вопросом: "Во что же вы крестились?"— а желая спросить, крестились ли они во Иисуса Христа, он спрашивает: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?"— это еще один интересный факт для людей, интересующихся вопросом Крещения Духом Святым]. В данном случае после Иоаннова крещения, чтобы получить спасение, ученики Иоанна должны были принять другое Крещение — Крещение во Иисуса Христа. Причем, заметьте, они его приняли в полном виде. Сказано, что: "Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый."(Деян.19:5-6) То есть, повторное водное крещение [омовение] имело место. Все это еще раз подтверждает, что Крещение во Иисуса Христа содержит в себе два обязательных и неразделимых элемента — воду и действие Духа Святого.
Другой случай описан в 10 главе Деяний святых Апостолов (10:44-48), когда сошествие Духа Святого предшествовало водному крещению. Но даже и в этом необычном случае Ап. Петр восклицает: "Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?" (10:47) Аналогичная ситуация имела место при обращении Савла (Деян.9:17-18)
Еще один случай произошел при обращении Филиппом евнуха: "Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха..." (Деян.8:39). В данном случае Дух Святой сошел на крестившегося сразу же после водного крещения.
При обращении самарян имел место еще один случай, когда, после водного крещения, на них долго не сходил Дух Святой, и они приняли Духа Святого только после того, как Петр и Иоанн, помолясь, возложили на них руки. (Деян.8:14-17) [Заметьте, факту задержки сошествия Духа Святого на принявших водное крещение было уделено столь серьезное внимание, что даже двое ближайших учеников Христа специально прибыли на место происшествия, чтобы попытаться как-то помочь самарянам. Вероятно, речь шла не о какой-то маловажной задержке, а о вопросе жизненно важном. Может быть, о спасении?]
Как видим, в каждом из указанных случаев Дух Святой избирал особенный, только Ему понятный путь. Иисус сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух",— и далее: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". (Инн.3:5-6,8) Сколь многие дела человеческие в свете этих слов Спасителя превращаются в шелуху. Сколь глупыми и неуместными становятся попытки многих церковных учителей и их учений выявить какой-то один способ действия Духа Святого и объявить его единственно верным! "Дух дышит, где хочет",— но Господь указал нам в Слове Своем, где хочет дышать Дух Его, указав путь спасения через Крещение во Иисуса Христа, и кто может взять на себя смелость указывать Ему иные пути в Его великих созидательных трудах по спасению людей?! Есть единственно верное учение о спасении, данное нам Господом в Его откровениях. Есть единственный источник, из которого мы можем почерпнуть это учение в неискаженном виде — Библия, которая говорит нам: "Дух дышит, где хочет".
Спасение — это живой нерасчленимый процесс творчества Духа Святого. И, сохраняя непреложность Своих замыслов: "Ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим.11:29), каждый раз Господь действием Духа Своего достигает сердец человеческих через Крещение во Иисуса Христа, а мы лишь можем это благоговейно принимать, повторяя: "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих". (Пс.144:17)
Итак, нам, людям, Господь указывает только один путь ко спасению, и никто не может указывать Господу Его пути в деле нашего спасения: "Кто уразумел дух Господа, и был советчиком у Него и учил Его?" (Ис.40:13) И это справедливо: "Скажет ли глина горшечнику: 'что ты делаешь'? и твое дело скажет ли о тебе: 'у него нет рук'?" (Ис.45:9 б). "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): 'зачем ты меня так сделал?' " (Рим.9:20) И потому мы можем повторить вслед за царем Давидом: "Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень". (Пс.36:5-6)
Еще одним проявлением Божией любви к нам и подтверждением действенности спасения младенцев является то, что
4. В Библии описан данный нам Богом механизм духовного попечительства над крещеными младенцами.[18]
Вообще-то, в Писании сказано, что все спасенные люди получают это попечительство, независимо от своего человеческого возраста: "Не все ли они [Ангелы] суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр.1:14). Но о детях Христос сказал особо: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного". (Мф.18:10) И далее Он добавляет: "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих".(Мф.18:14) Более того, Писание указывает на особое положение христианских детей в глазах Божиих: "Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы". (1Кор.7:14)
Механизм, описанный в этом фрагменте, очень важен для нас. По большому счету, Господь здесь говорит нам, что через верующих супругов освящаются не только их неверующие супруги, но также и их дети. Это, однако, не дает нам повода заявлять, что дети христиан (как и их неверующие супруги) не нуждаются в спасении, ибо: "Все совратились с пути, до одного негодны..." (Рим.3:12 а).
Освящение христианских детей возможно лишь через их спасение и дальнейшую жизнь с Богом. И именно на этот путь верующие родители должны наставить свое дитя. И только так через христиан-родителей Бог освящает их детей.
Вопрос о необходимости и действенности спасения детей через Крещение во Иисуса Христа мы уже рассмотрели. Нам остается выяснить, что говорит Писание по поводу путей осуществления духовного попечительства над спасенными детьми, чтобы им ходить путем добрых и держаться стезей праведников (Притч.2:20).
По этому поводу в Писании сказано: "Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец" (Евр.5:13). Следовательно, такому младенцу необходим попечитель: "Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного" (Гал.4:1-2). Первыми в ряду попечителей спасенного младенца, назначенных ему Отцом Небесным, Писание называет родителей: "Начало мудрости — страх Господень ... Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей; Потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей" (Притч.1:7-9) "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. 'Почитай отца твоего и мать', это — первая заповедь с обетованием: 'Да будет тебе благо и будешь долголетен на земле'. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6:1-4). А беззаконник "умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется" (Притч.5:23). Следовательно, крестя своего ребенка, родители берут на себя ответственность перед Богом за его дальнейшую судьбу — до тех пор, пока он не станет взрослым и сам не заявит о том, желает ли он воспользоваться своими наследными правами: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1Кор.13:11). "Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:13-14).
Такая ответственность требует, чтобы родители спасенного ребенка сами обладали достаточной духовной зрелостью и были способны стать истинными Божиими учителями для своего чада: "Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?" (Рим.4:20-21). Необходимо, чтобы они в воспитании ребенка больше полагались на водительство Духа Святого, чем на запретительный императив Закона (хотя и Закон не должен быть забыт). Иначе оживотворенный дух спасенного ребенка будет угнетаем: "Духа не угашайте" (1Фес.5:19),— и может быть вовсе умерщвлен.
И здесь мы приближаемся к следующему тезису:
5. Крещение младенцев, практикуемое некоторыми христианскими церквами, искажает данный нам Богом механизм спасения.
И эти искажения, прежде всего, связаны с пренебрежением к механизму духовного попечительства над спасенными детьми. Укажем лишь несколько случаев подобного рода:
а) Крещение детей без ведома и согласия их неверующих родителей.
Такое особенно часто встречается в странах, где воинствующее безбожие долгое время было основой государственной идеологии. Родители-нехристиане никогда не смогут дать спасенному ребенку той духовной пищи, которая ему необходима. Кроме того, крестя ребенка без ведома и согласия его родителей, мы толкаем этих родителей на совершение страшного греха: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18:6-7).
б) Крещение детей с ведома, но при полном равнодушии их родителей.
Как правило, такие родители воспринимают Крещение лишь как красивый обряд, дань традиции, ничего не желая знать об истинной духовной сути Крещения и о тех обязательствах, которые возлагаются на родителей спасенного ребенка.
в) Крещение детей с ведома родителей-христиан, но при полном незнании
родителями своих обязанностей после крещения.
Такое незнание, как правило, бывает связано с плохим или недостаточным проповеданием Слова Божия в церкви. Это — ответственность пастора и учителей той церкви, к которой принадлежат верующие родители.
Другой причиной подобного рода искажений являются попытки многих церквей "лимитировать" работу Духа Святого, связанную со спасением. Эта проблема касается не только детей. Во многих церквах, при соблюдении всех установленных Богом внешних форм — покаяние, водное крещение — пытаются запретить обращаемым принимать и проявлять ту благодать и те дары Духа Святого, которые им предлагает Господь.[19]
Именно в силу того, что сама суть учения о Крещении была искажена человеческой мудростью (1Кор.2:4-5), и стал возможен отказ от Крещения младенцев в ряде церквей протестантской ориентации.
Однако:
6. Подобного рода искажения не являются достаточным основанием для отказа от изложенной в Писаниях воли Божией относительно спасения младенцев.
"Итак идите, научите все народы; крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28:19-20). Христос повелел Своим ученикам научить все народы, и у нас нет никаких веских оснований как-либо ущемлять малых сих, которым тоже уготовано сонаследие во Христе, как части народа Божия. Если народ не имеет детей, он умирает! Ведь это одно из древнейших проклятий, которому всегда подвергались народы, противостоявшие Божией воле (Иер.2:30; 6:11; 9:21 и т.д.). Единственно правильной в данном случае будет позиция, указанная нам в Слове Божием: "Духа не угашайте. Пророчества не унижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фес.5:19-21).[20]
Еще одним, но далеко не последним аргументом в пользу спасения младенцев является то, что:
7. Неспасенные младенцы представляют собой самую желанную добычу для сатаны.
Дети это будущее любого народа, в том числе и народа Божия. Много раз сатана покушался на это будущее (Исх.1:15-22; 1Цар.22:19; Мф.2:1-16; Откр.12:3-5 и др.) Неспасенные дети представляют собой особенно легкую добычу для сатаны, ведь они, не будучи возрожденными, уже имеют греховную натуру, т.е. являются пленниками греха. Сатана воздействует на них не только снаружи, но и изнутри. Причем, снаружи он еще может столкнуться с противодействием, а внутри, в душе ребенка, если этот ребенок не обновляется трудами Духа Святого, враг не встречает преград.
Именно с этим связаны многие молодежные проблемы современного мира. Многие дети, даже имея родителями истинных христиан, оказываются в лапах сатаны только потому, что, родясь в этот мир физически, они не были рождены свыше через Святое Крещение. При этом любые попытки христианского воспитания невозрожденных детей всегда заканчиваются плачевно. Их невозрожденный дух не принимает истин Божиих. Некоторые дети, даже будучи крещены, не получают пищи духовной и, погрязая во грехах, духовно умирают.
Пора противостать этому. Этого требует Бог. И требование Его сегодня, когда духовная война разгорается особенно жарко, звучит все настойчивей: "Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь" (Лев.18:21). "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мф.3:3).
Возблагодарим же Господа за то, что Он, по милости Своей, указал нам, заблудшим детям Своим, путь спасения в Слове Своем, ставшем плотию и принявшем на Себя все грехи мира и наказание его. Во имя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Аминь.
[1] Кроме того, Писание однозначно показывает нам, что человек сам, без помощи Духа Святого, и не может желать себе спасения. (Инн.6:44; Ефес.2:1-9)
[2] Мы не рассматриваем здесь богодухновенность Писания. Если читателю эта тема не вполне ясна, ему лучше отложить в сторону данные тезисы и углубиться в решение более фундаментального вопроса.
[3] Заметьте, что в данном фрагменте речь идет о Слове услышанном.
[4] В греческом тексте здесь употреблено слово, означающее самых маленьких детей.
[5]В другой версии современного перевода сказано: "Пусть дети малые приходят ко Мне, не останавливайте их, ибо таким, как они, принадлежит Царство Божие. Истинно говорю: кто не принимает Царства Божия, словно малое дитя, не войдет в него." (Библия. Современный перевод. М.1993)
[6] Конечно, в Новом Завете говорится о новом народе Божием:"Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; (Рим.9:25-27) "И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?"(Марка 11:17) "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом." (Иер. 31:31-33) (См. также Евр.8:8-10) "Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.(Деяния 15:14-17) Однако все, сказанное в Новом Завете о новом Божием народе, вовсе не исключает еврейский народ из его числа, напротив, имеют место обетования о восстановлении Божиих отношений с частью еврейства. Более того, новый Израиль во многом уподобляется старому, но о нем говорится, что он будет более совершенным, чем старый.
[7] Современный перевод говорит:" Пусть дети малые приходят ко Мне".
[8] Так, например, во многих пятидесятнических церквах практикуют представление младенцев общине, общую молитву и возложение рук на них.
[9] Обратите особое внимание на то, что здесь говорится исключительно о деянии Божием, и ни слова не сказано о доброй воле или добрых делах этих самых грудных детей и младенцев.
[10] Конечно же, наш Господь силен спасать и без омовения, о чем свидетельствуют слова Иисуса, обращенные к распятому рядом с ним разбойнику (Лк. 23:39-43). Однако этот же фрагмент показывает нам, что обязательным условием нашего спасения является исповедание нашей греховности и, по мере обретенной благодати, смирение перед Господом. Но можно ли говорить о смирении без исполнения установлений Божиих (о попечительском праве родителей смотри ниже).
[11] К сказанному можно добавить еще и то, что грехом является не только то или иное неугодное Богу деяние, но и даже пожелание такового (похоть). Иисус в Нагорной (Мф.5:20-48) проповеди показал это очень ясно. (См. также Тит.3:3-7) Следовательно, ребенок начинает совершать греховные дела уже тогда, когда в нем появляются первые (пусть даже еще неосознанные) желания. А они в нем появляются с рождения. Иначе бы все дети, родясь, рисковали умереть от истощения, не испытывая чувства голода.
[12] Под термином соделанные грехи здесь понимается не греховность вообще, а те личные неправедные деяния, желания и помыслы, которые грешный, обладающий падшей природой человек совершает в процессе своей земной жизни.
[13] Конечно же, не может быть и речи о том, что Иоанново крещение в наше время имеет то же значение, какое оно имело при жизни Иоанна Крестителя. Сам Иоанн свидетельствовал об этом (Мф.3:11): "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем." И Апостол Павел засвидетельствовал это (Деяния 19:4-5): "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса". Однако, будучи фактом, относящимся, несомненно, к Ветхому Завету, Иоанново крещение сохраняет в Новом Завете то же значение, какое сохранили и другие ветхозаветние прообразы, "имея тень будущих благ, а не самый образ вещей"( Евр.10:1). Но общеизвестно одно очень важное свойство новозаветних установлений — как правило, наполняясь истинным духовным смыслом, эти установления сохраняют старые, уже известные в Ветхом Завете внешние формы."Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа."(1 Петр.3:20-21) Именно в этом смысле здесь говорится о значении Иоаннова крещения для Нового Завета и о водном крещении, как аспекте Крещения во Иисуса Христа
[14] Примечательно, что и о прощении грехов здесь сказано лишь после Крещения, то есть не наше покаяние дает нам прощение, а лишь благодать Божия, дарованная нам в Крещении во Иисуса Христа.
[15] Если верно данное утверждение, то, вероятно, аналогичным образом можно рассматривать соотношение материальных и духовных аспектов Причастия.
[16] В пятидесятнических церквах существует учение, разъединяющее Водное Крещение и "Крещение Духом Святым". Однако подобный подход полностью искажает суть спасительного деяния Крещения во Иисуса Христа. Ведь спасение без действия Духа Святого попросту невозможно. В противном случае мы вновь приходим к мысли, будто бы без действия Духа Святого, своими собственными усилиями мы можем обрести спасение. В данном случае речь идет не о двух отдельных крещениях, а о двух аспектах одного Таинства, дарующего человеку спасение и жизнь вечную – о Крещении во Иисуса Христа. Кто-то здесь может возразить, что учение об омовениях существовало у древних иудеев издавна, и сфера его применения была весьма обширной ( см., например: Лев. 14:8-9; 17:16; Пс.57:11; Ис. 4:4; Исх. 29:4; Лев. 6:27; 2Цар. 11:8; Пс. 50:4,9 и др.), следовательно, возможно, множественное число слова "омовения" указывает именно на это учение. Однако учение Христово предполагает иной подход к данному вопросу (см., например: Мр.7:1-9; Евр. 9:1-14; Деян. 22:16 и др.) . Ветхозаветное учение об омовениях было лишь прообразом, предощущением того Крещения, которое, совершив за нас, заповедал нам Сын Божий (Евр. 7:1-9). Кроме того, как уже было сказано, Новый Завет имеет одну существенную особенность. Если Господь производит в Новом Завете какие-то установления, используя уже известные из Ветхого Завета ритуальные формы, то эти формы всегда бывают оживляемы действующим через них Духом Святым. (Евр.8:1-13;10:1) Отрицающий это, остается под Ветхим Заветом, под Законом, под обвинением.
[17] Что Апостолы были крещены Иоанновым крещением, можно предположить из того, что они сами во время земного служения Христа крестили людей водным крещением покаяния: "Сам Иисус не крестил,- а ученики Его" (Инн.4:2). Кроме того, известно, что многие из Апостолов некоторое время были учениками Иоанна Крестителя.(Инн.1:35-51)
[18] Вообще-то, данный механизм распространяет свое действие не только на уже крещеных детей (и взрослых людей). Многие фрагменты как Ветхого, так и Нового Завета показывают нам, что Господь, по благодати Своей, очень часто принимает ходатайственные просьбы тех людей, которых Он утвердил в качестве начальствующих и старших над другими. То есть, фактически, таким людям часто дается право просить и говорить перед Богом от имени данных и подчиненных им Господом людей. Приведем самые наглядные примеры, подтверждающие сказанное: Мф.15:21-28 — исцеление дочери Хананеянки; Мф.8:5-13, Лк.7:1-10 — исцеление слуги капернаумского сотника; Лк.8:49-56 — воскрешение дочери Иаира. [Здесь следует отметить, что дочь его была мертва, следовательно, ни просить за себя, ни веровать она сама не могла. Но ведь и мы, не будучи спасены, тоже мертвы в глазах Божиих и тоже не можем ни веровать, ни просить о своем воскрешении к жизни вечной (Еф.2:1-13) ]; Лк.7:11-15 — воскрешение сына вдовы; Лк.5:17-26 — исцеление расслабленного [Здесь говорится, что Иисус исцелил расслабленного, "видя веру их" (тех, кто принес больного и спустил его через разобранную крышу). Сам же расслабленный ни высказать, ни как-то иначе проявить свою веру не мог. Это, конечно же, не означает, что он ее не мог иметь по благодати от Господа] . Из всего сказанного видно, что, вероятно, и родители имеют право говорить от имени своих детей, прося, чтобы Господь по благодати Своей спас их. Следовательно, утверждение, будто младенцы не могут быть спасены, так как они не способны сами исповедовать свои грехи, ложно вдвойне: 1) Им вовсе не следует исповедовать содеянные ими грехи; 2) Если же необходимо исповедание общей (врожденной) греховности, то греховность младенцев вполне могут исповедовать за них их родители, будучи именно теми людьми, которым Господь поручил попечение о малых сих (что будет особенно хорошо видно из дальнейшего содержания данного тезиса). Что касается факта наличия веры у крещаемых младенцев, Писание однозначно говорит нам, что вера обретается человеком по благодати от Духа Святого, сам же человек не способен уверовать во Христа и принять спасение.(Еф.2:8-9,Инн.6:44) Так чем же здесь взрослые могут отличаться от младенцев, ведь вера относится не к интеллектуальному знанию человека, а к состоянию его духа.(Рим.10:9)
Рига,
О Крещении младенцев
Здесь возникает вопрос, которым сатана, действуя через свои секты, приводит мир в смущение и замешательство, а именно — это вопрос о Крещении младенцев, о том, могут ли младенцы также веровать и быть по праву [по справедливости] крещены. Об этом мы скажем кратко — пусть простые, малообразованные люди выбросят этот вопрос из своей головы и оставят его на обсуждение ученым и просвещенным людям. Но если вам приходится отвечать на этот вопрос, то ответ таков:
То, что Крещение младенцев угодно Христу, в достаточной мере подтверждается Его собственными деяниями, а именно — что Бог освящает многих из тех, кто был крещен в младенчестве, и дарует им Святого Духа. И даже в наше время существует много людей, жизнь и учение которых таковы, что мы признаем в них присутствие Духа Святого. И нам также по милости Божией дано истолковывать Писания и приходить к познанию Христа, что невозможно без Святого Духа. Но если бы Бог не принимал Крещения младенцев, то Он не давал бы и Святого Духа, равно как и никаких других даров никому из них. Короче говоря, на протяжении всего этого длительного периода{1}, по сей день, ни один человек на земле не мог бы быть христианином. Итак, поскольку Бог подтверждает Крещение дарами Духа Своего Святого, что очевидно на примере некоторых отцов Церкви — таких, как Бернар, Жерсон, Ян Гус и других, крещеных во младенчестве, и поскольку святая Христианская Церковь не может исчезнуть до конца мира, они [наши противники] должны признать, что Крещение младенцев угодно Богу. Ибо Он никогда не может противоречить Себе, так же, как поддерживать ложь и беззаконие, или же для их утверждения наделять [кого-то] Своей благодатью и Духом. Это действительно является наилучшим и сильнейшим доказательством [необходимости и действенности Крещения младенцев] для простых и малообразованных людей. Ибо никто не может отнять у нас или опровергнуть данный артикул: “[Верую]... в единую святую христианскую Церковь, в общение святых...”
Далее, мы утверждаем, что нас не так уж заботит вопрос — верует крещенный человек или нет. Ибо по этой причине [если он даже и не верует] его Крещение не становится недействительным. Но все зависит от Слова Божия и Его заповеди. Возможно, данный вопрос является несколько утонченным [специфическим и трудным для понимания], но это утверждение целиком и полностью основывается на том, что я сказал, то есть, что Крещение — это не что иное, как вода и Слово Божие, объединенные друг с другом и находящиеся друг в друге, то есть когда Слово присовокупляется к воде — Крещение действенно, даже если [у человека, принимающего Крещение] отсутствует вера. Ибо моя вера не созидает Крещения, но принимает его. Итак, Крещение не становится недействительным даже если оно неправильно принимается или применяется, поскольку оно зависит (как уже говорилось) не от нашей веры, но от Слова Божия.
Ибо если сегодня даже какой-нибудь иудей придет к нам с нечестными и злонамеренными помыслами, и мы должны будем крестить его в доброй вере, то мы должны сказать, что, несмотря ни на что, его Крещение является истинным и настоящим. Ибо при отправлении этого крещения присутствует вода, соединенная со Словом Божиим — даже если он не принимает этого, как следовало бы; точно так же, как недостойно приходящие к Причастию принимают истинное Причастие, даже если они не веруют.
Итак, вы видите, что возражение сектантов тщетно. Ибо (как мы уже говорили), даже если бы младенцы не веровали, что, однако, также не соответствует истине, все же их Крещение, как только что показано, является действительным, и нет никакой необходимости крестить их снова. Точно так же, как достоинство и действенность Причастия ничуть не умаляется, даже если кто-то принимает его злонамеренно и недостойно, и ему не следует позволять из-за этого злоупотребления тотчас же принимать его повторно — так, будто он не принял истинного Причастия в первый раз. Ибо это было бы богохульством и самым наихудшим осквернением Таинства. Смеем ли мы полагать, что Слово Божие и Его установление могут быть ошибочными и недейственными от того, что мы недостойно или ошибочно используем их?
Поэтому я утверждаю, что если вы не веровали, то уверуйте сейчас и скажите так: "Крещение воистину было правильным и действенным, но я, увы, не принял его правильно. Ибо я и все крещаемые должны говорить пред Богом так: 'Я прихожу сюда со своей верой, и также в вере других, но все же я не могу основываться на том, что я верую, как и на том, что многие люди молятся обо мне. Но я основываюсь на Твоем Слове и Твоей заповеди'. — точно так же, как я прихожу на Причастие, полагаясь не на свою веру, но на Слово Христово. Независимо от того, силен я или немощен, я посвящаю это Богу. Но я знаю лишь то, что Он обязывает меня идти, вкушать и пить [Тело и Кровь Христовы] и т.д., и дает мне Свое Тело и Свою Кровь. И Он не обманет меня и не сделает со мной ничего неправедного."
То же мы делаем при Крещении младенцев. Мы приносим ребенка с уверенностью и надеждой, что он верует, и мы молимся о том, чтобы Бог даровал ему веру. Но Крещение его основывается не на этом, а всецело на заповеди Божией. Почему? Потому что мы знаем, что Бог не лжет. Я и мой ближний, или, проще говоря, все люди могут ошибаться и обманывать, но Слово Божие ошибочным быть не может.
Итак, люди, приходящие к выводам вроде того, что: “Где нет истинной веры, там, дескать, не может быть и истинного Крещения”, размышляют весьма самонадеянно и неуклюже. Это похоже на то, как если бы я пришел к выводу, что если я не верую, то и Христа, мол, не существует. Или —что если я непокорен, то не существует ни отца, ни матери, ни правительства. Если кто-то не исполняет того, что он должен исполнять, то разве можно на основании этого делать вывод, будто этого явления не существует, или будто оно недейственно? Мой друг, переверни свой аргумент и лучше сделай такой вывод: "Именно потому, что Крещение в отдельных случаях принимается неправильно [недостойно], оно является чем-то таким, что [объективно, само по себе] существует, имеет цену и действенно". Ибо, если бы оно было неправильным и неистинным само по себе, то оно не могло бы приниматься недостойно, и против него невозможно было бы согрешить. Есть поговорка: Abusus non tollit, sed confi
Поэтому давайте считать, что Крещение всегда остается истинным и сохраняет свою сущность, даже в том случае, когда крещен только один человек, и, вдобавок к тому, он еще и не верует воистину. Ибо Божие установление и Его Слово не могут быть сделаны чем-то непостоянным и не могут быть изменены людьми. Но эти люди, эти фанатики столь слепы, что не видят Слова Божия и Его заповеди, относясь к Крещению, просто как воде в ручье или в горшках, а к судьям [членам городского правления] — как к просто людям. И на том основании, что они не видят [не понимают] ни веры, ни послушания, они делают вывод, что эти явления должны считаться недействительными. Здесь скрыта хорошо замаскированная ловушка сатаны, который хотел бы сорвать корону с головы правителей, втоптать ее ногами в грязь и, вдобавок, извратить и уничтожить все деяния и установления Божии. Поэтому мы должны быть бдительны и хорошо вооружены, и нам не следует позволять направлять себя в сторону и отвращать от Слова Божия, чтобы нам не начать, подражая фанатикам, относиться ко Крещению, как к просто пустому символу.
Наконец, мы должны также знать — что Крещение означает, и почему Бог заповедал именно это внешнее символическое деяние и этот обряд для Таинства, которым мы впервые вводимся [принимаемся] в христианскую церковь. Ибо деяние, или обряд заключается в том, что мы погружаемся под воду, которая покрывает нас [протекает по нам], а затем — опять извлекаемся оттуда. Две эти составные части обряда — погружение в воду и извлечение из воды — символизируют силу и действенность Крещения, которое является не чем иным, чем умерщвлением ветхого Адама и воскресением нового человека. Оба этих процесса должны происходить в нас всю нашу жизнь, так, что жизнь истинного христианина — это не что иное, как повседневное крещение, которое однажды началось и должно продолжаться постоянно. Ибо все, что принадлежит ветхому Адаму, мы должны непрестанно очищать и отбрасывать, заменяя это тем, что принадлежит новому человеку. Но что такое “ветхий человек”? Это все то, что рождено в нас от Адама: злоба, ненависть, зависть, нецеломудренность, скупость, лень, надменность, да и само неверие, зараженное всеми пороками и не содержащее в природе своей ничего хорошего. Итак, когда мы входим в Царство Христово, эти черты должны исчезать ежедневно — так, что чем дольше мы живем, тем более кроткими, мягкими и смиренными мы становимся, и тем дальше мы уходим от неверия, алчности, ненависти, зависти и надменности.
Таково истинное и надлежащее использование Крещения среди христиан, Крещения, которое символизируется водным омовением. Соответственно, там, где это не практикуется, где ветхий человек остается в своем разнузданном состоянии, постоянно укрепляясь и становясь все сильнее, там имеет место не использование Крещения, но борьба против Крещения. Ибо те, кто без Христа, могут лишь становиться хуже изо дня в день, как в той поговорке, отражающей истинное положение дел: “Хуже и хуже — чем дальше, тем хуже”{3}. Если год назад кто-то был надменным и скупым, то в этом году он намного надменнее и скупее, так что порок возрастает и усиливается вместе с ним, начиная с юности его. Малый ребенок не имеет каких-то особенных пороков, однако, по мере своего взросления, он становится нецеломудренным и нечистым, а когда достигает зрелости, настоящие пороки преобладают в нем, и чем дальше — тем больше.
Итак, ветхий человек по природе своей необуздан и следует своим путем, если он не сдерживается и не подавляется силой Крещения. С другой стороны, когда люди становятся христианами, ветхий человек повседневно уменьшается — до тех пор, пока окончательно не погибает. Вот что значит воистину быть погребенным в Крещении и повседневно восставать вновь. Таким образом, внешний обряд предназначен не только для того, чтобы осуществлять это могущественное деяние, но также и для того, чтобы что-то означать [символизировать]. Итак, где вера процветает и приносит плоды, там Крещение не является пустым символом, но деяние [умерщвления плоти] сопровождает ее. Там же, где веры нет, этот обряд остается просто бесплодным символом.
И здесь вы видите, что Крещение — как по своей силе, так и по своей значимости [как по тому, что его сила может совершить, так и по тому, что оно означает] — включает также и третье Таинство, которое называется Покаянием, и которое в действительности [по своей сути] является не чем иным, как Крещением. Ибо чем же еще является Покаяние, если не серьезнейшей атакой на ветхого человека [сдерживанием его похотей] и вхождением в новую жизнь? Поэтому, если вы живете в покаянии — вы ходите в Крещении, которое не только означает эту новую жизнь, но также производит, начинает и осуществляет ее. Ибо таким образом дается благодать, Святой Дух и сила для подавления ветхого человека — так чтобы новый человек мог подниматься и укрепляться.
Итак, наше Крещение пребывает вовеки. И хотя кто-то может отпасть от него и впасть во грех, тем не менее, мы всегда имеем к нему доступ, чтобы вновь подавлять ветхого человека. Но при этом мы не нуждаемся в новом окроплении водой{4}. Ибо, даже если бы нас погрузили под воду сто раз, это все равно было бы только одним Крещением, хотя его действие и значение продолжается и пребывает. Таким образом, Покаяние — это возвращение и приближение к Крещению, (существующее) для того, чтобы мы повторяли и применяли в жизни то, что начали раньше, но оставили.
Это я говорю для того, чтобы мы не впали в заблуждение, в котором пребывали долгое время, полагая, будто наше Крещение — это что-то, относящееся к прошлому, что-то такое, что мы не можем более использовать после того, как опять впали во грех. Причина данного заблуждения заключается в том, что Крещение рассматривается только как внешнее деяние, однажды совершенное [и законченное]. И это берет начало из того, что писал Иероним: “ Покаяние является второй доской [обломком корабля] на которой мы должны плыть вперед, и пересекая [море] после того, как корабль потерпел крушение, доской на которую мы ступаем и плывем, когда приходим в христианскую Церковь”. По этой причине использование Крещения было отменено так, словно оно не может приносить нам более пользы. Но данное утверждение неверно (является заблуждением), или, в любом случае, неправильно понято. Ибо корабль [Крещения] никогда не терпит крушения, потому что (как мы уже сказали) является установлением Божиим, а не нашим деянием. Но действительно бывает, что мы соскальзываем и падаем с этого корабля. И все же, если кто-то упал [с корабля], пусть он ищет его и плывет к нему, до тех пор, пока опять не взберется на него и не станет жить на нем, как он когда-то начинал.
Итак, мы видим, какой великой и превосходной вещью является Крещение, которое избавляет нас от челюстей сатаны и делает нас Божиими чадами, которое подавляет и уничтожает грех, после этого ежедневно укрепляя нового человека, которое является и всегда остается действенным — до тех пор, пока мы не перейдем от своего жалкого и ничтожного состояния к вечной славе.
По этой причине пусть каждый человек считает принятое им Крещение своего рода “повседневным платьем”, в котором он должен ходить постоянно, чтобы всегда пребывать в вере и иметь ее плоды, чтобы подавлять ветхого человека и возрастать в новом [человеке]. Ибо если мы хотим быть христианами, нам надлежит совершать те дела, посредством которых мы являемся христианами. Если же кто-то отпадает от этого, то пусть он опять возвращается. Ибо как Христос, Престол божественной благодати, не отказывается от нас и не покидает нас для того, чтобы нам вновь приходить к Нему, даже если мы впадаем во грех, так и все Его сокровища и дары также пребывают (неизменно). Поэтому если однажды в Крещении [будучи крещены] мы получили прощение грехов, оно будет оставаться с нами каждый день, пока мы живем, то есть пока мы носим на своей шее ветхого человека. (Из «Большого катехизиса» доктора Мартина Лютера в переводе Константина Комарова. Издательский фонд «Лютеранское наследие»).