ВНИМАНИЕ! Эта книга издана в печатном формате в 2018 г., совместно с издательством VERBUM. Приобрести книгу можно в интернет-каталоге, либо в миссионерском отделе церкви Ингрии.
![]() |
"Это еще одно произведение известнейшего ученого и протестантского богослова Германна Зассе, переведенное фондом "Лютеранское наследие" (переводчик Валерий Володин) на русский язык, но пока не изданное в печатном виде. Данная книга по праву считается одним из наиболее серьезных и глубоких исследований, посвященных лютеранскому пониманию Святого Причастия. В своем предисловии к данному произведению автор пишет: "...Целью этой книги не является пусть даже краткое изложение всей истории ... противоречий или обсуждение всех вероучительных проблем, возникших в связи с ... Таинством. Наша цель скорее состоит в том, чтобы описать и довести до понимания борьбу Лютера за Реальное Присутствие на фоне предшествующей истории и истории всей Реформации. Понять эту борьбу – значит понять происхождение и значение лютеранского учения о Таинстве Алтаря." Далее приводится небольшой отрывок первой главы для ознакомления с содержанием и стилем изложения книги. Полный текст этого произведения доступен в формате PDF в нижней части этой страницы. |
2. Евхаристическое жертвоприношение
Мы начнем с доктрины жертвоприношения мессы, которая стала столь важной проблемой в отношениях между Римом и всеми церквями Реформации. Следует отметить, что в Средние Века только секты, которые отвергали всю сакраментальную систему церкви (потому что они считали церковь полностью отступнической), отвергали римскую мессу, а вместе с ней и жертвоприношение. Но, насколько мы можем подтвердить, идеи священства и жертвоприношения как таковые никогда не подвергались нападкам со стороны христиан, желавших быть верными членами католической церкви. Таким образом, единственные утверждения о мессе как о жертвоприношении встречаются в «исповедании веры», которого требовали от вальденсов в 1208-м году, и в исповедании веры 1215-го года, направленном против альбигойцев и других еретиков. Здесь мы читаем:
«Есть одна вселенская церковь верных, вне которой никто не будет спасен. В этой церкви Сам Иисус Христос есть священник (sace
Конечно же, это не разработанная доктрина жертвоприношения мессы, но достаточное утверждение о том, что Евхаристия есть «sac
Понимание Таинства Алтаря является, возможно, величайшим примером того, что означает предание как источник вероучения для католической и православной церквей. Это понимание восходит к ранней церкви. Его следы можно обнаружить уже в первом веке, когда в 1 Клим. 40 и далее христианская литургия сравнивается с жертвенным культом Ветхого Завета, а служители церкви, вместе с народом совершающие эту литургию, уподобляются первосвященнику, священникам и левитам. Легко понять, что ранние христиане, пришедшие из иудаизма или из языческих религий древнего мира, не могли представить себе богослужения без жертвоприношения. Точно так же, как иудеи после разрушения Храма искали замены жертвоприношений, которые стали более невозможны, и нашли ее в изучении Закона и других духовных упражнениях, так и у христиан были свои духовные жертвоприношения. Ветхий Завет также указывает на такие духовные жертвоприношения, как молитвы верных или покаяние сокрушенного сердца (см. Пс. 49:14; 50:19). В Новом Завете церковь как священнический народ Божий (1 Пет. 2:5-9; Откр. 1:6; 5:10) приносит свои духовные жертвы. Такими жертвоприношениями являются тела христиан, то есть, вся их жизнь (Рим. 12:1); молитвы и исповедание (Евр. 13:15; Откр. 5:8; 8:3); и дары братской любви (Евр. 13:16), которые всегда были связаны со Святым Причастием (koinonia). Такие дары возлагались на Стол Господень и преподавались диаконами меньшим из братьев Христовых (представлявшим Самого Христа, Мф. 25:40). Если бы церковь удовлетворилась таким метафорическим использованием слова «жертвоприношение» для обозначения Евхаристии как самой торжественной и священной молитвы и самого прекрасного акта поклонения, нельзя было бы выдвинуть никаких возражений, как правильно указывает Мартин Хемниц в своем «Examen Concilii T
К сожалению, ранняя церковь на этом не остановилась. Хотя для отцов второго века жертвой являются молитва или весь обряд, или дары хлеба и вина, возложенные на алтарь, в третьем веке появляется идея, что жертвой являются тело и кровь Господа. В ранней церкви жертвоприношение совершает народ Божий, как единое целое, епископ действует от имени народа, произнося слова Евхаристии; но в середине третьего века Киприан представляет идею особого священства, подлинный sace
Если спросить, как стало возможным, что «предание» о жертвоприношении мессы могло возникнуть и обрести такой авторитет, что вплоть до Реформации практически ни один богослов и ни один христианин, кроме немногих вальденсов, не имел в нем никаких сомнений, наш ответ может быть только таков: вся эта идея есть еще одно выражение того синергизма, который так рано проник в церковь и стал наиболее характерной чертой католицизма и православия. Точно так же, как sola g
[1] «Nos se
[2] Этот синергетический характер культа Марии стал все более и более очевиден, особенно с тех пор, как ей были даны титулы соискупительницы и посредницы всей благодати. Со времен Бенедикта XV во многих епархиях совершается месса и отмечается праздник «Ma
ВНИМАНИЕ! Эта книга издана в печатном формате в 2018 г., совместно с издательством VERBUM. Приобрести книгу можно в интернет-каталоге, либо в миссионерском отделе церкви Ингрии.