![]() |
Второе название книги: "Новый взгляд на путь Лютера из средневекового католицизма в евангелическую веру". Здесь мы представляем для ознакомления предисловие и одну главу из данного произведения. Полный текст книги также доступен на нашем портале. Данный текст представляет собой отредактированный перевод, практически готовый для макетирования и издания в печатном виде. Перевод на русский язык: Александр Шмидт. Все права на перевод принадлежат фонду "Лютеранское наследие". |
Предисловие
В то же время, когда в 1883 году протестантский мир праздновал четырехсотлетнюю годовщину рождения Мартина Лютера, великого Реформатора, возникла новая волна интереса к его жизни и учению. Этот интерес получил новый импульс от сокрушительного поражения, нанесенного Первой Мировой войной оптимистическим мечтам «либеральной» теологии и культуре. Люди почувствовали, что нуждаются в более жизнеспособном христианстве и глубоком богословии, чем та малокровная пародия, которая преобладала до великой войны. Казалось, что именно это и предлагает великий Реформатор, который смог обнаружить источники божественной благодати и жизни и вновь открыл Евангелие, которое помогает людям примириться с Богом и войти в живой опыт общения с Ним.
Обновленное исследование Лютера, которое ныне выросло в «ренессанс Лютера», не удовлетворялось изучением лишь того, о чем говорил Реформатор. В первую очередь был поставлен вопрос о том, каким же образом самому Лютеру удалось найти путь к общению с Богом и евангелической вере? С самого начала существовало убеждение в том, что его учение о пути спасения можно понять правильно только в свете его собственного опыта и борьбы. Поэтому основное исследование было направлено на ранние годы жизни Лютера и его пути к евангелической вере. Самые выдающиеся ученые приступили к рассмотрению этого вопроса, и на эту тему было написано работ более, чем на какую-либо другую в области исследования жизни и наследия Лютера.
Однако, к сожалению, многие из исследователей, которые пытались проследить путь Реформатора от римского католицизма к евангелической вере, получили свое образование в школах «либеральной» традиции теологии до Первой мировой войны. Результат оказался поистине странным: те, кто стал изучать Лютера, пришли к заключению, что раннее учение Лютера об оправдании, которое имело нечто общее с идеями преобладавшего либерального богословия, и являлось его настоящим учением, и что он сам не помнил точно ни собственной борьбы, ни своего пути к свету Евангелия. Эти теологи говорят, что он совершил огромные промахи в отношении описания своего собственного пути и его поворотного момента. И лишь теперь его путь к евангелической вере и учению, которое он преподавал, был осознан правильно.
Некоторые из богословов отнеслись к таким выводам скептически, и немудрено. С великим трудом можно поверить в то, что такой человек, как Лютер, мог оставить после себя настолько неверную картину о поворотных моментах своего духовного паломничества.
Автор этой книги смог выявить ненадежность подавляющего количества «результатов» современных исследований о Лютере в то время, когда сам проводил изыскания по этому вопросу во время подготовки диссертации. Она была частью тех требований, которые предъявляются к желающим получить степень доктора философии в «Divine School» Чикагского университета. Настоящая книга стала результатом этих изысканий. Она явилась попыткой показать, какова же была стезя Лютера к общению с Богом и участию в благодати, через которую он обрел радостную уверенность в том, что он принят Богом. Автор вполне уверен, что его трактовка отличается от большинства других своей надежностью, поскольку уважительно относится к мнению самого Лютера по этому вопросу. Она также принимает во внимание все другие документы и факты, которые проливают свет на изучаемый предмет.
Автор чувствует себя обязанным выразить признательность профессору Вильгельму Пауку (Wilhelm Pauck), своему консультанту, за ценное наставничество и конструктивную критику во время проведения работы. С рукописью также ознакомились профессор Уильям Арндт (William Arndt) и Теодор Грэбнер (Theodore Graebner) из Теологической семинарии Конкордия в Сент-Луисе, штат Миссури. Автор хотел бы высказать им благодарность за их сотрудничество и благожелательную оценку, данную этой работе. Он также хотел бы выразить глубокую признательность профессору Джозефу Ситтлеру (Joseph Sittler) из Чикагской теологической семинарии и преподобному Валтеру Дж. Кукконену (Walter J. Kukkonen) из города Супириор, штат Висконсин, за их помощь в подготовке англоязычного текста этой книги.
Настоящее исследование было опубликовано в 1947 году на финском языке в Хельсинки, Финляндия.
Уурас Саарниваара
Из первой части:
Августин об оправдании грешника
В основном Августин разбирает вопрос об оправдании грешника в тех своих трудах, которые посвящены спорам с пелагианской и полупелагианской ересями. Именно эти труды епископа Гиппонского оказали на Лютера свое влияние во время его поисков истины.
Какой же была та концепция спасения, которую Лютер обнаружил в этих работах?
Согласно Августину, истинные отношения между человеком и Богом заключаются в смиренном подчинении и доверии. Однако во время грехопадения человек противопоставил себя Богу, дерзко вознамерившись стать своим собственным господином и владыкой. Это восстание настолько исказило его природу, что человек отныне перестал искать своего «блага» – его радости и счастья – в Боге. Скорее он прибегал для этого к вещам сотворенным. Следовательно, он не обладает свободой воли для решения духовных вопросов, а его дух находится в пленении у его плоти. Невежество окутало тьмой его душу, и смерть охотится на него. Причиной всего этого является грех.
Закон Божий требует старательного и добровольного подчинения. Однако человек развращен именно в этом отношении: он и не хочет, и неспособен удовлетворить этому требованию. Закон открывает ему его слабость, его греховность и болезнь его воли. Когда такой человек слышит благую весть благодати Божьей, то в нем просыпаются голод и жажда спасения. Он начинает молиться о прощении и обновляющей благодати, которая даст ему способность любить Бога и своего ближнего.
Бог дарует эту благодать в крещении. Те, кто отпали от благодати крещения, могут быть восстановлены через покаяние (обращение). Этим способом исцеляются больная человеческая природа и воля, и теперь человек способен искать «благое» в Боге и исполнять Его Заповеди. И здесь нам мало только примера Христа. Божественный Дух «наполняет нас благими желаниями, которые замещают тягу к злу (другими словами, безграничная любовь изливается в наши сердца)».
«Человеческая воля получает божественную помощь в стремлении к праведности, так что … человек получает Святого Духа через дары, которые порождают в его разуме еще в настоящем состоянии восхищение и любовь к верховному и неизменяемому благу, которое есть Бог».
«Это все производит Дух благодати, для того, чтобы восстановить в нас образ Божий, в котором мы сотворены. На самом деле, любой грех противен природе, и именно благодать дает от него исцеление».
Благодаря этому «природа благодатью восстановлена». Возродив в нас добрую волю и действия, которые будут приняты, дарующий жизнь Дух пишет Закон Божий в наших сердцах.
Августин учит тому, что всякая любовь имеет в своей основе стяжание. Греховная любовь, cupiditas (или похотливость), направлена вниз, на тварные вещи этого мира. Но когда она направлена вверх и ищет своего «блага» в Боге, она является христианской любовью, caritas (от него происходит английское слово charity – милость, благотворительность). Человек, сотворенный Богом, обладал милостью, но после грехопадения его желания и стремления, то есть его любовь, были перенаправлены вниз. Он начал искать своих «благ» в сотворенном мире. Только обновляющая благодать Бога может восстановить первоначальное и правильное направление человеческих желаний и устремлений.
Поскольку похоть имеет над человеком власть, он – греховен и неправеден. С другой стороны, когда любовь, или caritas, управляет его сердцем, он – праведен.
Грешный человек еще и виновен в очах Божьих и является объектом Его святого неудовольствия. Однако не столько вина, сколько его греховность и «болезненность» его природы являются решающими в его отношениях с Богом. Поэтому основная работа благодати заключается в исцелении природы. Это исцеление, или обновление, было названо Августином восстановлением, оживлением, возрождением и оправданием. Посему для него оправдание заключалось в том, что человек становился праведным в отношении его воли и поведения. В результате этого он получал правильные представления о Боге и желал добрых дел и был способен к ним, для чего он обретал силу от благодати и Духа. Следовательно, это Бог «исцеляет духовно больных и воскрешает мертвых, то есть оправдывает нечестивых». Вновь и вновь Августин цитирует утверждения Павла по вопросу оправдания и «праведности Божьей». В каждом случае он истолковывает их как «восстанавливающую» праведность, или исцеление человеческой природы.
То, что изложил Августин в своей работе «О Духе и Букве», весьма уместно для нашего изучения. Именно на эту работу ссылается Лютер, когда описывает свое открытие евангелической концепции словосочетания «праведность Бога». В своем толковании Рим. 1:17 «В нем (в Евангелии) открывается праведность Божия», Августин говорит:
«Он не говорит праведность человека или праведность его воли, но праведность Божия – подразумевая тем самым не то, что Он Сам праведен, но то, чем Он наделяет человека, когда оправдывает нечестивых…»
««Получая оправдание даром, по благодати Его», таким образом, они оправданы не по Закону или благодаря своей собственной воле; но они оправданы даром по благодати Бога – не то, чтобы оправдание совершалось без участия нашей воли, но Закон показывает слабость нашей воли, чтобы благодать могла исцелить ее немощь, и уже исцеленная, она могла бы исполнять Закон».
Тот факт, что благодать – это дар, говорит об отсутствии предыдущих заслуг:
«Благодать, которой он оправдан, является даром или безвозмездной [благодатью], то есть, у него не было никаких собственных предыдущих заслуг, которыми он мог бы заслужить расположение, «иначе благодать не была бы уже благодатью». Поскольку она подарена нам не потому, что мы совершили добрые дела, но чтобы мы были способны их совершить, – другими словами, не потому, что мы исполнили, но для того, чтобы были способны исполнить Закон».
В своем обсуждении противопоставления праведности по Закону и праведности по благодати Августин делает следующее утверждение:
«Ибо что еще может значить фраза «будучи оправдан» как, не «будучи сделан праведным» Им, Который оправдывает нечестивого человека, чтобы он, наоборот, стал благочестивым».
«Оправдание – это написание Закона в самое сердце человека Святым Духом».
Слова «божественная помощь делает возможным для нас достижение праведности» подразумевают, что праведность не является чем-то, что мы получаем во всей полноте, но скорее она есть постепенный процесс становления праведным, в котором обновленная воля человека взаимодействует с благодатью Божьей. Человек должен постоянно стремиться молить о праведности или оправдании, чтобы Бог даровал ему большую силу для отвращения от мира и исполнения Закона в любви и послушании. Вот что говорит Августин далее по этому поводу:
«Вера, которая испытывает голод и жажду по праведности, развивается через ежедневное обновление внутреннего человека. Ее надежда в том, что в вечности этот голод и жажда будут удовлетворены».
«[Выражение] Праведность Божия используется в том смысле, что мы были сделаны праведными Его даром, и спасение Господне в смысле, что мы спасены Им, а фраза вера Иисуса Христа значит, что Он делает нас верующими в Него. Вот праведность Божия, которой Он не только научает нас через предписания Закона, но также дарует нам через дар Святого Духа».
Человек никогда не становится абсолютно праведным во время своей жизни, но он всегда стремится к достижению праведности, которая есть совершенное возрождение. В самом деле, весьма опасно для него считать себя полностью оправданным.
«Вне зависимости от той праведности, которая у него есть, [ему не стоит] считать, что он владеет ею сам, но [она] от благодати Бога, который оправдывает его, и [он должен] продолжать жаждать и испытывать голод по праведности от Него, Который есть хлеб жизни… Он создает оправдание в Своих святых так, что Ему всегда есть, что привнести в их жизни по Своей милости, когда они исповедываются».
Поскольку оправдание является постепенным процессом «излечения» человеческой природы, и поскольку верующий имеет больше грехов, чем праведности, то для человека является важным продолжать пребывать в смирении. Посему не должно происходить остановок в его ощущениях и исповедании грехов или в его осуждении и проклятии себя. «Грех не может оставаться ненаказанным… Он должен быть наказан или человеком, или Богом, Который осуждает». «В этом и состоит похвала благодати, что никто из нас не рассчитывает на свою собственную праведность, как на нечто существенное. Ибо это есть праведность Божия, данная нам Богом, чтобы быть нашей».
Когда Августин говорит, что христианин одновременно является и праведником, и грешником (simil iustus et peccator), то под этим он подразумевает, что любовь (caritas) не имеет полной власти в его сердце и жизни. В нем происходит постоянная борьба между любовью и похотью. Его плоть соблазняет его на поиски удовольствий в мире. Его обновленная воля, получившая способности от любви, ищет и желает богатства небес и находит удовольствие в них. И хотя его тяге к злому был нанесен смертельный удар, она все еще не умерла, но продолжает жить и шевелиться в его плоти. Временами из-за нее он даже впадает в грех. Посему во время своего земного странствования верующий никогда не может сказать: «я – праведен» (iustus sum), имея в виду: «я – не грешник» (peccator not sum). Он назван праведным из-за присутствия начала праведности в нем. Однако на самом деле он лишь начал свой путь к праведности. Поскольку пока он еще представляет собой смесь доброго и злого, духовного и чувственного, любви и злой похоти. Его праведность возрастает, или, по крайней мере, должна возрастать, ежедневно до тех пор, пока она не достигнет своего совершенства в жизни будущей, но в этой жизни верующий только «отчасти оправдан». Он «в некоторой степени праведный, в некоторой степени грешный».
Поскольку верующий очищен, то Бог прощает его грехи, которые остаются в нем, и не вменяет их в вину. Посему христианин обладает двоякой благодатью: (1) прощение и (2) оправдание или обновление. Грех «остается, если говорить о его деятельности, но он устранен, если говорить о вине за него. Не то, чтобы он перестал существовать, но он не вменен».
Тот факт, что оправдание продолжается в течение этой жизни в его начальных стадиях, означает, что прощение грехов должно составлять большую часть спасения человека. Вменение милости Бога приводит к решению большей из проблем, которая заключается в похотливости, и, таким образом, восполняет все, где у христианина оказывается недостаток в любви.
«Хотя наша праведность является истинной в том, что относится к подлинному добру, все же природа этой жизни такова, что она скорее состоит из устранения грехов, чем из совершенствования добродетелей».
Августин никогда не ставил акцента на то, что человек спасен только по благодати. «Каждый, кто искуплен, искуплен только по незаслуженной милости; а каждый, кто осужден, осужден по вполне заслуженному суду». До основания мира Бог решил спасти некоторых из «толпы, обреченной на вечные муки», то есть человечества, а других оставить для получения своего проклятия. Таковым было Его предвечное установление предопределения.
«Ибо только благодать отличает искупленных от потерянных; все находятся под общим проклятием, поскольку имеют одинаковое происхождение».
Богословы обычно сходятся в том, что концепция спасения Августина является сочетанием христианских и неоплатонических идей. Как прекрасно показал Андерс Нюгрен , неоплатонизм Августина проступает особенно явно в его концепции любви. Грех человека состоит в его любви и доверии к земным вещам; посему его спасение и праведность состоят в том, чтобы он обратился к поиску счастья в Боге и делах небесных. Таким образом, его обращение, по большому счету, является «изменением вкуса», как это выразил Карл Холл. Его главная забота в обращении состоит не в поиске милостивого Бога через оставление грехов, но в получении от Бога нового «вкуса» и силы для смирения своего греховного влечения и следования по пути небесному.
![]() |
Полный текст этой книги в формате PDF (рукопись) доступен бесплатно на этой странице. Для чтения кликните по миниатюре книги слева, или пройдите по этой ссылке. |
Вернуться в каталог неизданных произведений
Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF