![]() |
Лютеранское учение об оправдании Курс лекций д-ра Франца Пипера. Перевод с немецкого О. Марка Тангнера Книга известного лютеранского богослова Франца Августа Отто Пипера представляет собой курс из 20 лекций, посвященных учению об оправдании верою. Перевод на русский язык выполнен фондом «Лютеранское наследие», все права сохранены. Переводчик: Ольга Розенберг. Аннотации глав:Лекция первая Поиски истинной церкви и истинного богословия Лютеранское учение об оправдании, синодальный документ Учение об оправдании и «Апология Аугсбургского Исповедания» Христианство и другие религии Рим и учение об оправдании Синергисты и учение об оправдании Синайская молния и благодать Божия Лекция вторая Военная служба или служение? Шмалькальденские артикулы и учение об оправдании Личная свобода или артикул об оправдании? Нет истинной церкви без артикула об оправдании Папство, дела и оправдание Мирское благочестие Вера в Бога, взгляды мира против взглядов христианина Рост церкви Лекция третья Все церкви претендуют на славу Божию Содержание чистой проповеди Как мир почитает Бога Почитание миром монашества Папство идентично язычеству Учение об оправдании – мерило церкви Лютеран обвиняют в склонности к католицизму Войны, болезни и катастрофы как результат отречения от Евангелия Авель и пророки, погибшие за Евангелие Труд Святого Духа Паписты убивают Христовых свидетелей Лекция четвертая Что делает человека христианином? Язычники могут вести достойную жизнь Реформаты о соблюдении Заповедей G Сожаления Лютера по поводу своего ухода в монастырь Естественный человек стремится к спасению по делам Папистские индульгенции - прямая противоположность оправданию Подложные реликвии, коллекция кардинала Альбрехта в Шаффхаузене Танцевальное шествие в Эхтернаке Лекция пятая Многие дороги ведут в Рим Герцог Александр, Винкельманн, Штольберг, Вернер, Хан-Хан Католическое искушение благотворительностью Учение об оправдании – противоядие от заблуждения Христиане и неортодоксальные церкви Застольные беседы Лютера и учение об оправдании Разум, знание, просвещение Цель изучения богословия Лютеране-синергисты Пророки, принесенные в жертву за учение об оправдании Свидетельства о пророках Оправдание - главное по отношению ко всем учениям Рим заявляет, что лютеране отрицают дела Лекция шестая Духи-искусители и лжеучителя Ложные запреты Всякое заблуждение угрожает спасению Оправдание и Комментарий Лютера к Посланию Галатам Две, а не четыре основные религии Платон, Аристотель, Кант и другие без Евангелия Церковь призвана распространять Евангелие Все другие евангелия прокляты Папство, внешне величественное и властное Лекция седьмая Вычерпать океан, слетать на Луну Безумие спасения делами Без чистого учения об оправдании невозможна защита от ереси Опасность удовольствоваться «основами» Лютер в поисках спасения Артикул, которым стоит или рушится церковь Американские синергисты и самоопределение Без артикула об оправдании невозможна защита от мусульман и иудеев Лекция восьмая Величайшее изо всех сокровищ В отличие от папства, роль Марии в непорочном зачатии не подчеркивается особенно Христос повсюду, прежде всего, в Писании Песнь Захарии Папство и поклонение делам Лютеране превратились в кальвинистов? Следствия пренебрежения артикулом об оправдании Лакированная религия Лютеранский спор о божественном избрании Заблуждения в отношении артикула об оправдании ведут к заблуждениям в отношении всех других артикулов Единственный главный Реформатор Ковчег Завета и идол Дагона Хемниц об оправдании Герхард об оправдании Мейснер об оправдании Лекция девятая Праведность по делам в природе человека Стремление к Евангелию исходит от Святого Духа Человек не может в совершенстве овладеть учением об оправдании Период сомнений в жизни Лютера Фанатики проповедуют праведность, как внутреннее переживание Учение об оправдании трудно преподавать Разделение Закона и Евангелия Лекция десятая Значение Реформации Ужасная власть папства Серьезность закона Божия Как Лютер пришел к учению об оправдании Формальное, реальное и пассивное оправдание Лютер помещает abst Праведный верою жив будет Мытари и блудницы против фарисеев Берегитесь путешествия «на север» Все должны быть как Лютер Науки не принесут спасения Священный пыл в борьбе с еретиками Лекция одиннадцатая Кто такой миссуриец? Простота Евангелия против хитрости интеллекта Во времена Лютера немногие понимали оправдание, даже среди «лютеран» Пасторы преследуются собратьями-лютеранами Лекция двенадцатая Мерзость убийства Папское учение – величайшая мерзость Тридентский собор об оправдании Лекция тринадцатая Туринская плащаница Идолы просвещенного XIX века Тридентский собор об уверенности в благодати Лекция четырнадцатая Плотское ощущение безопасности и духовная небрежность Благодать не зависит от освящения Грех убивает веру и оскорбляет Святого Духа Тридентский собор: для оправдания соблюдайте заповеди Лекция пятнадцатая Большинство крестившихся отступаются от веры Искупление против папской епитимьи Вторая опора после кораблекрушения утраченной благодати у папистов Лекция шестнадцатая Добрые дела драгоценны для Бога Тридентский собор: вера сохраняется даже при потере благодати Лекция семнадцатая Лютер на встрече в Шмалькальдене Гнев и «ненависть» Лютера по отношению к папе Легковозбудимый темперамент Меланхтона Сложная ситуация с Карлштадтом Лютер в Готе Тридентский собор: анафема спасению по благодати Лекция восемнадцатая Цвингли и реформаты отрицают чистое учение об оправдании Подобно папистам, реформаты учат вселяемой благодати Среди реформатов есть христиане, несмотря на лжеучения Лекция девятнадцатая Объективное обещание Слова Божия Некоторые лютеране испытывают неуверенность в благодати Лютеране по знанию, паписты на практике Лютер о Второзаконии, Бог использует внешние средства Лекция двадцатая Лютеранское отпущение грехов обвиняется в папистском уклоне Отпущение грехов и исключительное право Бога Евангелие, совершенное примирение Бога с человеком Лютер о ключах (Отпущении грехов) |
Для ознакомления со стилем повествования, здесь, на этой страничке предлагается небольшой фрагмент данного произведения. Полная версия книги в формате PDF также доступна на нашем сайте. Подробности - в разделе «Электронные книги», а также внизу этой страницы.
В современном христианском мире широко распространено мнение о том, что разобраться в богословии весьма сложно. Оно стало настолько всеобщим, что большинство считает для христиан совершенно приемлемым расходиться в своих убеждениях. Когда мы, так называемые «миссурийцы», настойчиво утверждаем, что все христиане должны находиться в единстве веры, наши идеи часто называют странными.
Однако так ли уж трудно разобраться в богословии? Действительно ли совершенно невозможно среди множества церквей, претендующих на звание «христианских», узнать церковь, пребывающую в истине во всех отношениях? Может ли человек с уверенностью сказать: «Эта церковь всецело придерживается Слова Божия. А та, другая, в какой-то степени отклонилась от истины откровения»? Действительно ли положение дел таково, что нам приходится повторить вслед за Цицероном в его «Тускуланских беседах»: «Ha
Если бы дело обстояло так, дорогие мои друзья, пожелавшие изучать богословие, я испытывал бы к вам сильную жалость. Более того, я посоветовал бы вам упаковать свои только что разложенные вещи уже сегодня вечером, чтобы покинуть наше заведение завтра рано утром. Ибо как может человек желать заняться богословием, тем, от чего зависит вечное счастье и горе человечества, если с самого начала он должен сказать себе: «Нельзя точно знать, что такое духовная истина. Возможно, мне всю жизнь придется плыть по волнам сомнения»?
Но, благодарение Богу, все обстоит не так. По Своей великой милости Бог лучше позаботился о нас, бедных людях. Он устроил все таким образом, что, по благодати Его, делая определенные шаги в верном направлении, мы сможем разобраться в богословии с успехом и даже с большой легкостью. Как? Кроме того, что все учения христианской церкви ясно открыты для нас в Слове Божием, есть учение, лежащее в основе всех остальных. Если человек до конца разобрался в нем, он не сможет уже заблуждаться в других. И даже если слабость в редких случаях заставит его ошибиться, то, получив соответствующее наставление, он быстро вернется к ясности понимания.
Что же это за учение? Это учение об оправдании, учение о том, что никто не может быть оправдан и спасен своими собственными делами, но исключительно благодатью ради Христа. Само Святое Писание говорит, что все христианское учение сосредоточено в одном этом учении. В своем первом письме коринфянам [1:23], желая кратко обобщить все проповедуемые им учения, Павел пишет: «А мы проповедуем Христа распятого», и во второй главе продолжает: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» [2:2]. Тем самым апостол заявляет, что Христос Распятый есть наша праведность и наше спасение. В этом, если можно так выразиться, содержится все, от малого до великого, вся суть христианского вероучения. Все остальные учения либо ведут к этому учению, либо непосредственно вытекают из него. Например, веруя в то, что мы обретаем спасение и праведность не собственными усилиями, но исключительно по благодати ради Христа, человек будет правильно учить всему, что касается личности и дел Христа. В частности, он верит, что Христос, истинный Бог, рожденный от Отца в вечности, и истинный человек, рожденный от девы Марии, приобрел для нас праведность и спасение Своей жизнью, страданиями и смертью во искупление наших грехов. Тот, кто верит, что мы спасаемся исключительно верой по благодати ради Христа, будет правильно учить тому, что касается средств благодати. Он верит, в частности, что благодать, обретенная Христом, предлагается и навеки даруется человеку только через таинства и проповедь Евангелия, чтобы они могли быть восприняты верой.
Всякий верующий в оправдание по вере ради Христа будет правильно учить тому, что связано с обращением. Он, в частности, верит, что обращение, в буквальном и исключительном смысле, зависит от благодати Божией во Христе, и никоим образом – от его собственного поведения, то есть добрых дел отдельного человека. Всякий же, твердо придерживающийся артикула об обращении, имеет также верные убеждения в отношении церкви. Он верит, в частности, что церковь – это сообщество верующих, которые знают, благодаря Христу, что имеют милостивого Бога на небесах. Посему, желая по благодати Божией с легкостью разбираться в богословии и оставаться в свете истины, столкнувшись с неопределенностью, вы должны всем сердцем стремиться к постижению артикула об оправдании. Придя к его правильному пониманию, вы сможете стать достойными служителями лютеранской церкви.
Чтобы дать вам соответствующее понятие об этом важнейшем христианском учении, мы будем держать его в центре внимания наших вечерних встреч в этом учебном году. Отправной точкой для нас будут служить цитаты из произведений Лютера и других ортодоксальных учителей. Собрание этих цитат вы найдете в опубликованном труде, озаглавленном «Лютеранское учение об оправдании. Труд, подготовленный для заседаний Евангелического лютеранского синода Миссури, Огайо и других штатов Западного округа на 1859-й год; Эдисон, графство Дю Паж, штат Иллинойс; сопровождается соответствующим протоколом обычной процедуры происходившего»[2]. Учение об оправдании рассматривается по следующим трем пунктам:
1. Каким образом произошло так, что истинное учение об оправдании было вверено только Евангелической лютеранской церкви;
2. Как осознание этого [учения] зачастую было утрачено даже в Евангелической лютеранской церкви; и
3. Как и какими средствами можно пробудить это утраченное осознание.
I. Как случилось, что истинное учение об оправдании было вверено только Евангелической лютеранской церкви.
В начале пункта I учение об оправдании рассматривается отдельно, как наиболее важное учение Божественного Откровения, находящееся в центре христианского вероучения.[3] Артикул IV «Апологии Аугсбургского Исповедания», наряду с другими вещами, говорит об оправдании следующее:
«Но, поскольку в этом противоречии затрагивается основная тема христианского учения, которая, если ее правильно понимать, освещает и усиливает славу Христову [которая особым образом служит ясному и правильному пониманию всех Священных Писаний, лишь одна показывает путь к неописуемому сокровищу и правильному пониманию Христа, одна открывает дверь во всю Библию] и приносит столь необходимое и обильнейшее утешение богобоязненным сердцам, мы просим Его Императорское Величество выслушать с терпением наше мнение по вопросам такой важности».
Первое, что подчеркивает Апология, – это тот факт, что учение об оправдании является основной темой христианского учения. Именно данный артикул отличает христианскую религию от всех других так называемых религий. «Противоречие», здесь упомянутое, существовало, разумеется, между Лютером и католической церковью того времени.
Чему же учит католическая церковь в отношении оправдания? В сущности, она учит, что нам необходимо пытаться собственными делами привести в движение благодать Божию. Если человеку не удается это сделать, а удается это немногим, необходимо обратиться за помощью к делам других, а именно, так называемых Святых. Итак, до Реформации католическая церковь учила, что грешники должны оправдываться и получать спасение посредством человеческих усилий. Именно в этом католическая церковь отпала от христианства.
Сколько же религий в мире? Если вам когда-нибудь зададут вопрос: «Сколько в мире существенно отличающихся друг от друга религий?», единственно правильным ответом будет: «Две, всего две и не больше». Одна учит, что человеку необходимо обрести спасение и заслужить лучшую жизнь после смерти собственными стремлениями и усилиями, короче говоря, посредством своих собственных усилий. Другая учит, что человеческие дела не являются составным элементом в вопросе спасения. Человек оправдывается и спасается исключительно делами другого, то есть делами Христа. Эта последняя и есть истинная христианская религия. Первая же включает в себя все языческие религии, вне зависимости от многообразия их имен. Именно по этой причине «Апология Аугсбургского Исповедания» называет артикул об оправдании основной темой христианского учения. Посему отвергающий этот артикул отвергает все христианство, и предающий этот артикул предает христианство.
Второй пункт, затронутый в «Апологии», состоит в том, что именно учение об оправдании обеспечивает ясное и правильное понимание всего Священного Писания. Священное Писание говорит, что главное в его содержании – учение об оправдании. Вспомним отрывок из Деяний 10:43: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Выражаясь иначе, все пророки учат, что мы должны быть оправданы верой во Христа, а не собственными делами. Побуждая иудеев изучать Священное Писание, Господь Христос сам говорил: «они свидетельствуют обо мне» [Ин. 5:39], – а именно, как о единственном Спасителе человечества, который один может спасти нас через веру в Него. Поэтому, пока человек не вникнет в учение об оправдании, Писание останется для него книгой за семью печатями. Он не сумеет понять его, даже если выучит наизусть. Такие люди читали, конечно, что необходимо верить в Христа. Читали они и о том, что дети Божии должны жить благочестиво, однако потом подумали про себя: «Это христианство очень похоже на языческие религии и мирские философии». Последователи Конфуция заявляют, что необходимо верить в Конфуция и соблюдать особые предписанные им ритуалы, чтобы попасть в рай. Мусульмане утверждают, что для спасения необходимо верить в Магомета, почитая его как последнего из пророков, и следуя правилам, изложенным в Коране.
Но ведь в христианской религии все обстоит так же. Из Библии мы знаем, что человек должен верить в Христа и вести себя определенным образом. Некоторые согласны даже признать за Библией превосходство ее нравственной системы по сравнению с другими религиями. Разумеется, Библия отличается от писаний всех других религий более высокой нравственностью. Библия не только учит, что неправедные слова, мысли и чувства являются грехом перед Богом, но и объясняет, что для Бога даже состояние, в котором мы рождаемся, греховно и достойно осуждения. Однако, даже с учетом этого, главное отличие Библии состоит в другом. P
Далее в «Апологии» говорится о том, что именно через учение об оправдании мы приходим к должному познанию Христа. Всякий, кто не понимает учение об оправдании, не может правильно постичь Христа. В связи с этим пунктом нам противоречат рационалисты: «Именно мы понимаем Христа правильно. Ведь мы извлекли из христианской религии самую Его сущность». Однако, когда мы спрашиваем их: «Что же вы в действительности знаете о Христе?», – они отвечают: «Конечно, мы знаем о Христе все, – что он был чрезвычайно добродетельным человеком, самым мудрым и добродетельным изо всех, кто когда-либо жил. Всякий, кто следует добродетельному примеру этого мудреца из Назарета, обязательно попадет на небеса». Все это, однако, нельзя назвать познанием Христа. Никогда не существовало такого Христа, который, будучи всего лишь, – хотя и высшим, – человеческим существом, своим образом жизни указал нам путь на небеса. Рационалисты не исповедуют Христа, но отрекаются от Него.
Кроме того, нам противостоят римские католики, утверждающие, что именно они по-настоящему знают Христа. Человеку неопытному все у католиков может показаться вполне христианским. Ни у какого другого религиозного сообщества нет такого количества крестов на церквях. Если это возможно, они готовы водрузить полдюжины крестов на каждую церковь. Кроме того, у католиков множество картин с изображением сердца Христа. Однако, даже имея многочисленные кресты на своих церквях, католики не знают распятого Христа. И сколько бы они ни разглядывали такие картины, они не знают сердца Христа. Они воображают, что сердце Христа необходимо сначала расположить к грешникам через заступничество девы Марии и святых. Однако такого Христа нет.
А еще есть синергисты. Они заявляют: «Мы действительно спасены благодатью ради Христа». Тем не менее, для них окончательный фактор, решающий элемент обращения и спасения заключается в каждом отдельном человеке. Благодать Божия доводит их только до определенной точки. Попадая в эту точку и принимая правильное решение, они достигают спасения. Следовательно, в соответствии с учением синергистов, обращение и спасение, в конце концов, находятся в руках самого человека. Это, однако, не является верным пониманием Христа. Нет такого Христа, который заслужил бы для нас только половину или три четверти спасения. Нет, Христос спасает нас полностью, а не только по большей части. Только те, кто твердо придерживаются этого, правильно понимают Христа. Наше обращение и спасение происходят исключительно по благодати Божией ради Христа. Мы можем, тем не менее, помешать своему обращению и отринуть от себя спасение; однако мы не можем сами принять решение о своем спасении. Нужное решение всегда определяет благодать. Есть только два основания нашего спасения, а именно, благодать Божия и заслуги Христа. Нет третьего основания, такого, как хорошее поведение или добрые дела, которое можно было бы добавить к этим двум.
И в заключение: согласно «Апологии», только благодаря правильному учению об оправдании наша совесть может иметь постоянное и надежное утешение. Никто не имеет уверенности в прощении грехов без веры в то, что его грехи прощены по благодати ради Христа. Кто-то может, конечно, возразить, что большинство людей не верит в это учение, однако не выказывает признаков отчаяния. На это мы отвечаем: «Действительно, но только потому, что для таких людей пробуждение совести еще не наступило. Они все еще блуждают, полагаясь на плоть. Они еще не слышали грома, раздавшегося с Синая».
Всякий человек, перед которым сверкнула молния с Синая, должен осознать, как он выглядит в глазах Бога, то есть – как грешник, судимый и осужденный Богом. Его совесть никогда не найдет покоя, пока он не постигнет учение об оправдании, учение о том, что грешник, вне какой-либо зависимости от своих дел, оправдывается и спасается благодатью ради Христа. Именно к пониманию этого пришел Лютер. Несмотря на то, что в глазах мира он был достойным человеком, тем не менее, его охватило отчаяние. Пораженный в самое сердце законом Божиим, он поддался бы этому отчаянию, если бы старший монах не счел нужным напомнить ему: «Есть и прощение грехов». Иными словами, Бог прощает грехи свободно, по благодати Своей ради Христа. По мере того, как эти слова эхом отдавались в ушах Лютера, а действие Духа Святого укоренялось в его сердце, он обрел покой через познание истинного учения об оправдании.
[1] Перевод с латинского: «Какое из этих мнений истинно, может определить лишь какой-нибудь бог; большой вопрос в том, какое из них наиболее вероятно». Примечание: эта и все последующие сноски сделаны переводчиком с немецкого.
[2] В немецком первоисточнике заголовок звучит следующим образом: «Die luthe
[3] Следует отметить, что вышесказанное является единственным местом в лекциях об оправдании, где Пипер использует заголовки или ссылается на текст документа, составленного Вальтером.
[4] лат. Черта, особенность.
Рукопись перевода книги Пипера можно читать на нашем сайте в формате PDF.
Вернуться в каталог неизданных произведений
Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF