![]() |
Данный текст представляет собой перевод шестого тома полного собрания сочинений Мартина Лютера на русский язык. Перевод выполнен фондом "Лютеранское наследие" (переводчик: Валерий Володин). Тект прошел литературное и богословское редактирование и несомненно представляет интерес для всех, кто не может читать Лютера в оригинале. На этой страничке мы представляем предисловие к этому тому. Полная версия отредактированной рукописи русского перевода этого тома в формате PDF также доступна на нашем портале. Ее можно скачать в нижней части страницы. |
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТОМУ 6
Лютеровские Лекции о Книге Бытие, главы 31-37 (Weimar, XLIV, 1-304; St. Louis, II, 608-1159) продолжают повествование о Патриархах, описывая смерть Иакова, а также историю Иосифа и его братьев.
Как и в других томах, нам приходится реконструировать хронологическое развитие Лютеровского толкования на основании весьма скудных данных, некоторые из них содержатся в obiter dicta, встречающихся в печатном тексте, а некоторые доступны из других источников. Следуя принципу, принятому в томе 5, мы расположим эти данные сообразно последовательности глав Книги Бытие, на которых основаны лекции.
31:22-24. Лютер упоминает о девяти имперских рейхстагах, имевших место с момента возрождения Евангелия. Первый из них, несомненно, состоялся в Вормсе в 1521 году. За ним следуют: Нюрнберг, 1522; Нюрнберг, 1524; Аугсбург, 1525; Шпейер 1526; Шпейер, 1529; Аугсбург, 1530; Регенсбург, 1532, переместился в Нюрнберг из-за турецкой угрозы; Регенсбург, 1541; Шпейер, 1542; Нюрнберг, 1542-1543; Шпейер, 1544. Таким образом, «девятый» рейхстаг, о котором упоминает Лютер – это (третий) рейхстаг в Шпейере, открывшийся 9 февраля 1542 года и завершивший работу 11 апреля 1542 года. Десятым будет (третий) рейхстаг в Нюрнберге, заседания которого проходили с 13 июля по 26 августа 1542 года, и с 31 января по 23 августа 1543 года. Итак, представляется, что Лютер читал лекции по Быт. 31:22-24 после 11 апреля 1542 года и до 13 июля 1542 года.
34:1. Рассматривая хронологию истории Иакова, Лютер упоминает о своих прежних взглядах относительно возвращения Иакова к Исааку, поскольку эти взгляды нашли отражение в первом издании его хронологического труда, «Исчисление лет мира» (1541). Он указывает, что изменил их во втором издании (1545). Если эта цитата верна, она относится к 1545 году. Как мы указали в «Предисловии к тому 8», последняя лекция Лютера о Книге Бытие состоялась 17 ноября 1545 года.
35:2. Как он неоднократно делал прежде, Лютер говорит о возможности созыва вселенского церковного собора и критикует его предполагаемую повестку дня, которая сосредоточилась бы на реформе церковной структуры, обрядов и нравственности, а не на «Слове и учении». Тридентский собор, объявленный папой Павлом III (понтификат которого продолжался с 1534 по 1549 годы) в булле, датированной 22 мая 1542 года, не состоялся из-за военно-политической ситуации. 19 ноября 1544 года папа издал новую буллу, созывавшую собор 15 марта 1545 года. В действительности он начался лишь 15 декабря 1545 года. Неопределенность Лютеровских выражений предполагает, что собор, который часто объявляли, и который столь же часто откладывали, в то время не казался делом ближайшего будущего. Это вполне могло относиться к зиме 1542/1543 годов или к следующей весне.
35:5. Рассматривая современные события, Лютер размышляет о битвах турок и императора Священной Римской империи Карла V, находящегося ныне в «Бельгии», то есть в Нидерландах. Карл покинул Испанию, отправившись в поход на Гельдерланд 12 мая 1543 года, документ, предоставляющий Гельдерланду свободу, датирован сентябрем 1543 года. Представляется возможным, что данные комментарии на Быт. 35:5 относятся к периоду между этими событиями.
36-20-30. В рукописи из Грейфсвальда сохранился фрагмент «Лекций о Книге Бытие», относящийся к данному фрагменту. Заголовок содержит дату «16 октября 1543 года». Как указывает Мейнгольд, это был вторник, один из дней, когда Лютер обычно читал лекции в аудитории.
37. 17 декабря 1543 года Лютер прервал истолкование Книги Бытие, чтобы прочесть отдельный цикл лекций по теме «Рождественское Евангелие из Книги Пророка Исаии», то есть на Ис. 9. В своем вступлении к этим лекциям он объявил: «Посему, если мне позволит здоровье, я отложу лекции об Иосифе и в эти дни буду говорить о воплощении Сына Божия». Как сказано в «Предисловии к тому 7», существует также внешнее свидетельство о том, что Лютер собирался начать истолкование истории Иосифа в сентябре 1543 года.
37:12-17. Лютер также упоминает о проходящем в настоящее время имперском рейхстаге. В свете только что приведенных хронологических сведений, это может указывать лишь на (четвертый) рейхстаг в Шпейере, открытый Карлом V 20 февраля 1544 года и завершивший работу 10 июня 1544 года.
Как мы указали в соответствующем месте, слова, приписанные Лютеру в толковании Быт. 34:1, нельзя согласовать с другими сведениями, потому их следует признать редакторскими. Это дает нам скудную, но достаточно последовательную хронологию – Лютер начал читать представленные здесь лекции весной 1542 года и продолжал до начала 1544 года. (В свете данного анализа, наше предположение в «Предисловии к тому 7» о том, что некоторые содержащиеся там материалы могут относиться к ноябрю 1543 года, представляется ошибочным).
В основу нашего перевода, как обычно, положено Веймарское издание трудов Лютера. Мы также вносили исправления при очевидной их необходимости, отмечая лишь те из них, где опечатки Веймарского текста ведут также к изменению латинских слов. Мы также внесли исправления там, где они подтверждаются другими изданиями или смыслом сказанного, каждое исправление снабжено примечанием. Мы также стремились определить источники цитат и аллюзий из Библии, классических, патристических и современных произведений, дополняя или исправляя ссылки в примечаниях Веймарского издания, которые явно нуждались в исправлении, но при том особо не привлекали внимания к этим исправлениям. Для цитирования из Лиры, Glossa ordinaria и Павла Бургенсия мы пользовались Biblie iam pridem renouate pars prima (Базель, 1502), указывая страницы и номера примечаний, благодаря чему большую часть ссылок можно проверить по другим изданиям.
J. P.