Что значит быть христианином (Генри Хаманн)

Быть христианином

Данный труд является попыткой описать христианскую веру с точки зрения того, кто, будучи убеждённым лютеранином, уверен, что понятия лютеранин и христианин никак не противоречат друг другу. Эта книга представляет взгляд того, кто является лютеранином, потому что является христианином — того, кто если бы не был лютеранином, — не был бы верующим вовсе, того, для кого единственной естественной альтернативой приверженности христианской лютеранской вере было бы эпикурейство в его наиболее распространенной форме: «Давайте есть, пить и веселиться, ибо завтра мы умрём».

Об авторе

Генри Хаманн был членом лютеранской церкви Австралии. После непродолжительного пасторского служения он занялся преподавательской работой. Он занимал различные должности в колледже «Конкордия» и в семинарии в Аделаиде, а также в семинарии Лютера в Северной Аделаиде (штат Южная Австралия). Хаманн был тесно связан с семинариями «Конкордия» в Сент-Луисе и Форт-Уэйне (США), где получил несколько учёных степеней и работал в качестве приглашённого лектора. Он является автором ряда комментариев и книг по различным вопросам.

Генри Хаманн был истинным христианином и исповедником веры на протяжении всей своей жизни и всего своего служения. После оставления активного служения он планировал подготовить ряд рукописей. Несколько комментариев были уже на разных стадиях готовности, но первой завершённой работой стала эта рукопись, излагающая его личное исповедание веры.

Его вера, однако, подверглась суровому и неожиданному испытанию в последние несколько месяцев 1988 года. Вскоре после завершения работы над рукописью, в июле 1988 года, он отправился в США в качестве приглашённого лектора, — как предполагалось, сроком на год. Но несколько недель спустя ему сообщили, что смертельная болезнь начала своё разрушительное действие в его теле. Завершив цикл лекций к концу ноября он получил возможность к Рождеству вернуться в Австралию, но несколько дней спустя, 30 декабря 1988 года, скончался.

На этой странице мы предлагаем несколько небольших фрагментов из этой книги для ознакомления с ее стилем и содержанием. Полная версия этой книги доступна в электронных форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие".

Прежде всего — христианин


Я вовсе не хочу сказать, что гораздо важнее быть лютеранином, чем христианином. Если христианином следует называть того, кто един со Христом через истинную веру в Него, то факт принадлежности к той или иной церкви едва ли имеет такое же значение, и разумеется, не является более важным. Быть христианином в смысле принятия христианской веры означает находиться в том единственном состоянии, в котором возможно спасение.

К несчастью, слово «христианин» отнюдь не всегда употребляется в том смысле, в котором я только что его использовал, — это связано со скрытыми значениями, которые проявляются при другом употреблении данного слова — вот на чем основано мое утверждение, что я лютеранин, потому что являюсь христианином. Два таких скрытых значения я хочу вкратце критически рассмотреть. Часто приходится слышать выражаемое различными способами мнение, что гораздо важнее быть христианином, чем лютеранином. К подобному утверждению прибегают в двух случаях, каждый из которых мне хотелось бы кратко рассмотреть.

Уверен, что многие из высказывающих такое мнение делают это, стремясь оправдать отсутствие у себя приверженности к христианской вере. Я хорошо помню одного такого человека, с которым мне довелось познакомиться ещё в начале своего служения. Религиозное обучение в государственных школах Южной Австралии только что было введено, и всех родителей попросили отметить в формулярах, к какой церкви они принадлежат и в какой конфессиональный класс желают зачислить своих детей. Один весьма известный в обществе человек сказал, что не принадлежит к какой-либо конфессии, и что он не желает религиозного обучения для своих детей. Но при этом он хотел, чтобы его самого считали христианином! При подобном отношении смысл слова «христианин» настолько размывается, что оно теряет всякий смысл — практически любой человек или любое мнение могут называться христианскими. В таком контексте высказывание: «Гораздо важнее быть христианином, чем быть лютеранином» является полной бессмыслицей.

У приведённого высказывания может быть ещё одно значение. Это может быть хвастовством, проявлением внутреннего духовного самообольщения. «Вы всего лишь лютеране, а я — христианин, духовное состояние которого намного выше вашего». В таком случае подобное заявление должно напомнить нам о тех жителях Коринфа, которые утверждая, что являются Христовыми, желали показать своё превосходство над членами других групп, считавших себя сторонниками Павла, Петра или Аполлоса (см. 1 Кор. 1:11-13).

Христиане, имеющие свои основанные на христианской вере личные убеждения, , не поймут меня превратно, если я скажу: «Я лютеранин, потому что христианин». Им будет ясно, что сильная приверженность христианской вере приводит меня к лютеранскому её исповеданию, поскольку я вижу в нём истинное и приемлемое выражение этой веры.

Утверждение: «Я лютеранин, потому что христианин» — предполагает, (1) что христианская вера ясно выражена, (2) что она может быть постигнута и понята, (3) что она может быть точно изложена, преподана и исповедана, и (4) что всё это смеет место в рамках традиционного лютеранства. Также результатом этого убеждения является осознание того, что убеждённые члены других конфессий могут думать точно так же о своём взгляде на смысл христианства и, думая так, могут отрицать мои специфические лютеранские взгляды. Только для таких людей — тех, кто серьёзно относится к своему взгляду на христианство, и тех христиан, которые не согласны с ними — я представляю определённый реальный интерес. Величайшим врагом истинной христианской веры является компромисс, терпимость, предположение, что мы все правы — будто можно быть не лютеранином, а просто христианином без принадлежности к какой-либо конфессии вообще.


Христианин и лютеранин


Я бы хотел вернуться к утверждению, которым завершил самый первый абзац этой книги, ибо оно требует некоторого прояснения. Я сказал, что являюсь убеждённым лютеранином, придерживающимся мнения, что понятия «быть лютеранином» и «быть христианином» никак не противоречат друг другу.

Слово «лютеранин» часто понимается неправильно. Здесь и по всей книге оно употребляется к тем, кто строго придерживается исповеданий лютеранской церкви, кто серьёзно воспринимает одобрения и осуждения, высказанные в этих исповеданиях. В мире существует множество лютеран и лютеранских церквей, к которым подобное определение уже неприменимо, и читателю следует осознать этот печальный факт. Это определение подразумевает человека, точно знающего и принимающего то, чему учат лютеранские исповедания, а также исповедующего и проводящего жизнь, согласующуюся с этим учением. Другими словами, понятие «лютеранин» в некотором смысле относится к идеальному лютеранину. Иногда может возникнуть необходимость употребить это слово и в более общем, расширенном смысле. Когда я употребляю фразы типа «некоторые лютеране утверждают…» или «есть такие лютеране, которые…», то подразумеваю отклонения от истинной исторической лютеранской позиции.


Отсутствие приемлемой альтернативы


В первом абзаце я также сказал об эпикурействе, как на единственной логической альтернативе моей христианской лютеранской вере. Вы можете спросить — почему? Ответ, пожалуй, будет весьма неожиданным, что частенько со мной случается: именно так я смотрю на вещи и говорю о них. Но в то же время, это не отговорка — смысл сказанного вполне серьёзен. Он касается двух противопоставлений: первое из них относится к отличию лютеранской церкви от всех прочих, а второе — к отличию христианской веры от других религий.

Согласно первому противопоставлению, если я верую, что действительно имеет место в моём случае, в то, что лютеранские исповедания содержат чистое и истинное свидетельство Евангелия, или Слова Божьего, то и речи не может вестись о том, чтобы бросить лютеранскую церковь и искать прибежища где-то ещё. С одной стороны, то истинное и доброе, что имеет место в других церквях, всегда может быть признано таковым и использовано (например, прекрасные англиканские молитвы и иной литургический материал этой церкви). С другой стороны, то что отличает любые иные церкви друг от друга и что является характерной особенностью каждой из них (например, власть папы в католической церкви) попросту должно быть отвергнуто лютеранином, а вместе со всем этим должно быть отвергнуто и само членство в этих церквях. Для меня, убеждённого лютеранина, не существует приемлемой альтернативы лютеранству в иных конфессиях. Поэтому единственной логической альтернативой представляется отказ от веры в пользу эпикурейства.

Второе противопоставление подразумевает, что у христианской веры не может быть никаких конкурентов. Бог стал человеком в Иисусе Христе один раз и навсегда. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Христианство уникально в своём роде среди «религий». Оно претендует на то, чтобы быть для нас Божьим откровением, и эта претензия признаётся христианами как истина. И это ведет в итоге к тому, что прочие религии «остаются за бортом» как попытки человека придти к Богу или к поклонению Ему. А ведь все подобные человеческие попытки тщетны, ибо Бог живёт в свете, который человеку не дано постичь. Поэтому подобные религии могут разниться по степени человеческого совершенства, но ни одна из них не может считаться истинным путём, ведущим к Богу или к поклонению Ему. Для этого они все должны быть полностью отвергнуты.

Поэтому если оказывается, что не существует пути от нас к Богу, и что претензия христианства быть откровением Божьим отвергается, — что же остаётся? Лишь радости этой жизни в течение краткого времени, пока мы здесь, пока не умерли, — другими словами, эпикурейство. К подобному же заключению можно придти, если отрицать жизнь после смерти, — вне зависимости от того, кто это делает, какая-либо религиозная группа или отдельный человек.



Полная версия этой книги доступна в электронных форматах PDF и ePUB в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие".


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Быть христианином