Объяснение истории страданий Иисуса Христа. (Иоганн Герхард)

Оригинал книги Полное название данного произведения звучит так: "Объяснение истории страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, согласно четырем евангелистам, представленное таким образом, чтобы можно было побудить нас познать любовь Христову и счастливо возрастать сообразно внутреннему человеку, составленное Иоганном Герхардом, Доктором священных Писаний и профессором Йенского университета".
Перевод на русский язык выполнен фондом "Лютеранское наследие" в 2001 году (переводчик: Елена Секунова), со второй версии английского перевода, выполненного Элмером М. Голе (под редакцией Давида О. Бергера). Литературное и теологическое редактирование русского текста не завершено, но текст вполне может быть использован людьми, разбирающимися в тематике.
Здесь мы представляем небольшой фрагмент произведения для ознакомления с содержанием и стилем повествования. Полная версия в формате PDF также доступна на нашем портале.

Вступительное слово


Иоганн Герхард рассматривает Страсти Христовы, опираясь на ветхозаветные представления. В поисках ясного толкования древнегерманского составного существительного Heilgeschichte [История искупительного подвига Христа] каждый оценит по достоинству представленное здесь полное поясняющее определение. События, люди и пророчества из Ветхого Завета неразрывно связаны с их кульминацией в страдании, смерти, погребении и воскресении Христа. Метод Герхарда служит воплощением типологического подхода (не следует считать, что он исключает правдивое пророчество). Он не пропускает ни единой детали. Несомненно, Герхард, погруженный в изучение писаний отцов Церкви, а также Священных Писаний (ср. Эпилог переводчика с немецкого языка), выявляет более широкое и глубокое значение почти каждого события и аспекта повествования о Страстях. Он не только просматривает тесную связь между Божьими деяниями и обетованиями в Ветхом Завете и их исполнением в жизни, смерти и воскресении Христа, но в истории Страстей видит также прообраз жизни Церкви и христиан после воскресения. Таким образом, в «Истории искупительного подвига Христа» Герхарду блистательно удалось объять события от грехопадения до современности вплоть до Последнего дня.

И чтобы читатель не считал этот том «всего лишь еще одной книгой проповедей», следует предупредить: Герхард не беседует (пишет), обращаясь к аудитории; он отнюдь не популяризатор. Эти проповеди подготовлены для церковной общины, которой так посчастливилось, и для чтения первых лютеран незадолго до 1622 г. и представляют собой полное комментированное и религиозное повествование о Страстях Христовых. По существу, труд лучше охарактеризовать, как «религиозный комментарий».

Скорее по практическим, чем научным соображениям, настоящий перевод основан на издании 19-го века (см. факсимиле титульного листа в начале книги). Основные различия между первым изданием 17-го века и тем, которое вышло в свет в 1868 г., состоят в замене орфографии, некоторых архаичных слов и грамматических форм. Также в этом труде о Страстях, опубликованном в 19-м веке, отсутствует ряд цитат на латыни из книг отцов ранней Церкви. Однако, в целом, в тексте на немецком языке суть этих цитат сохранена, и пропуски в изложении незначительны.

— Давид О. Бергер,

октябрь 1998 г.



Предисловие для христианского читателя.

В Песне Песней Соломона [глава] 7 духовная Невеста Христа (т.е. истинная христианская Церковь и каждый ее истинный член — отдельная душа верующего человека) описана так: волосы на ее голове уложены складками, подобно порфире Царя. Лютер приводит следующее объяснение: для истинного христианина это служит как бы источником постоянных размышлений о спасительном страдании ее Царя и Жениха, Христа, одетого в пурпурную мантию, запятнанную Его темно-красной кровью. Такие размышления не только заслуженно возникают в связи с чувством благодарности и любви ко Христу, но и вследствие великого блага, обретаемого и сохраняемого при надлежащем раздумье о страданиях Христа. Существует даже распространенное выражение, приписываемое Альберту, о том, что безыскусное, простое размышление о страданиях и страстях Христовых приносит людям больше пользы, чем пост на хлебе и воде весь год, или ежедневное самоистязание до крови, или прочтение всей Псалтири. В «Книге церковных проповедей» доктор Лютер также напоминает об этом высказывании в проповеди о созерцании страстей Христовых — вот почему во все времена историю страданий Христа считали бесценной и почитали, подобно Иринею, одному из самых первых учителей Церкви, свидетельствующему, что в его время действительно было принято посвящать несколько недель исчерпывающему толкованию и разбору всей Истории Страстей. В этом отношении особенно примечателен пример Апостола, св. Павла, который в 1 Кор. 2 пишет о себе: Ибо я рассудил быть у вас, не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И в Послании к Галатам [гл.] 3 он свидетельствует, что содействовал распространению этой истории с таким горячим желанием, что Христос запечатлен, так сказать, перед Его глазами, как если бы Он был распят непосредственно перед его взором, а он [Павел] занял место под крестом Христа. Потому что здесь, на своем языке [по-гречески] он употребляет блестящее сравнение, взятое у тех, кто мастерски, с живостью передает сходство человека.

Следует рассмотреть страдания Христа в двух аспектах: 1. с исторической, [и] 2. с практической точки зрения. Благодаря первому, историческому разбору страданий Христовых, читателям следует правильно и должным образом понять и рассуждать обо всех событиях, связанных со страданием, крестом и смертью Христа, подробнейшим образом описанных святыми евангелистами.

Но в то же время этот исторический разбор, неполный без второго, духовного созерцания (которое мы опишем) принес бы мало пользы, и, тем не менее, начинать нужно с первого. К тому же другие формы духовного созерцания (которому значительно способствовали святые пророки и Апостолы в своих посланиях), основаны на [исторических событиях].

Можно представить и составить данный исторический обзор, используя три различных стиля и метода. Во-первых, разделить всю историю на пять различных актов или главных частей: то, что сначала испытал Христос в саду на горе Елеонской; во-вторых, во дворце первосвященников; в-третьих, происшедшее с ним в зале правосудия Пилата; затем, в-четвертых, историю распятия на кресте; и в-пятых, последовавшее за тем погребение. Эти пять событий упоминаются в старом стихе:


Hortus, Pontifices, Praese, Crux atque Sepulchrum

[Сад, священники, правитель, крест и также погребение].


То, что история страданий Христа, представленная таким образом, рассматривается подобно комедии[1], обоснованно, поскольку, по нашему мнению, она сначала кажется чудесной и странной.


Но вслед за этим наступают славные окончательные перемены, благословенный и радостный исход: а именно, Его воскресение, вознесение, после которого Он воссел одесную Бога. Однако, для диавола и его посредников (а именно, Иуды, первосвященников, книжников, Пилата, солдат и т.д.) это ужасная трагедия, потому в начале все происходит счастливо и благополучно для них, но, в конечном счете, свершается самое худшее. Вот почему выдающийся учитель Церкви Григорий Назианзин [2] описал страдания Христа в трагедии под названием «Страдающий Христос». В нашем объяснении [толковании] мы также применили этот вид систематизации, и каждый отдельный акт разделен и расположен в своей определенной части, что далее станет понятным прилежному читателю.

Во-вторых, историю страстей удобно рассмотреть в хронологическом порядке наступления каждого события, используя замечательное руководство, составленное великолепным учителем, доктором Хемницем, которое можно кратко обобщить [следующим образом]:

У евреев день начинался вечером и заканчивался с заходом солнца или вечером следующего дня. Таким образом, они считают сутками остаток ночи и следующий день до захода солнца. Вся история страданий Христа охватывает такой еврейский день. Он начался в Великий [Страстной] четверг, длился всю эту ночь и в последующую Страстную пятницу, и закончился вскоре перед заходом солнца.

Кроме того, иудеи делили ночь на четыре части или ночные стражи, как и день [также разделенный] на четыре равные части. Первая часть ночи или первая ночная стража начиналась после захода солнца и продолжалась до 9 ч. пополудни по нашему времени, следующая — до 12 ч. полуночи, третья — до 3 ч. утра, четвертая — до утра по мере восхода солнца и с появлением дневного света.

Первая часть дня начиналась утром с восходом солнца до времени, когда оставалась почти половина периода до полудня, или 9 ч. утра по нашему времени. Следующая часть продолжалась до 12 ч. пополудни, третья — до 3 ч. пополудни, четвертая — до захода солнца. Поскольку действительно страсти Господни имели место в соответствии с такой последовательностью [системой отсчета времени], можно справедливо разделить историю [страстей Христовых] таким же образом, чтобы изучить происшедшее со Христом на протяжении четырех таких ночных стражей и четырех частей Страстной пятницы.

В Страстной четверг вечером Христос отправился со Своими учениками в Иерусалим. Вместе с ними он отведал пасхального агнца, соблюдая заповедь Божью. Этим Он завершил выполнение Ветхого Завета и сразу установил Свою Святую Вечерю, достойное Таинство Нового Завета. Он омыл ноги ученикам, по-дружески говорил с ними, утешил в отношении грядущих несчастий, предупредил Иуду и вознес Свою пылкую молитву Богу как единственному Первосвященнику Нового Завета. После этого Он вместе с учениками ушел из города, минуя поток Кедрон, долину Иосафата, на гору Елеонскую. По пути Он рассказал им о Своих страданиях и их бегстве, [хотя] Петр с большим упорством упускает главное. После этого Он пришел с ними в сад и оставил восемь из Своих учеников сидеть у входа [в сад], но троих из них привел с Собой ближе к месту, где затем в молитве начал Свои сокровенные муки. Тем временем, пришел Иуда, предатель, и поцелуем выдал [Иисуса] Его врагам. И поскольку ученик хотел защитить Его с мечом, Христос удержал его и с готовностью разрешил связать Себя. Все это произошло в первую ночную стражу с вечера до 9 часов. Во время второй стражи, с 9 часов до полуночи, со Христом произошло следующее: Его связанного провели через Овечьи ворота к Ананию, затем к первосвященнику Каиафе, где собрались другие первосвященники, старейшины и книжники, прежде чем Его ложно обвинили в ереси и подстрекательстве толпы. Здесь Его ударил по лицу раб первосвященника, а Петр, Его ученик, отрекся. Вслед за этим вновь против Него выступил лжесвидетель. И поскольку после предшествующей присяги перед первосвященником Он признал Себя Сыном Божиим, Его порочили и осуждали. На протяжении третьей и четвертой стражи — то есть с полуночи до утра — произошло следующее: после того, как был объявлен перерыв в заседании всего совета, отправившегося отдыхать, оставшуюся часть ночи рабы, охранявшие Христа, издевались над Ним, относились с презрением и крайне унижали Его. В первой части Страстной пятницы, от восхода солнца до 9 ч. утра, со Христом случилось следующее: рано собрался весь совет, и вновь Его спросили, хотел ли Он все еще твердо придерживаться Своих предыдущих утверждений, после чего Его осудили и отвели к римскому правителю Пилату. При виде происходящего Иуда, предатель, впал в отчаяние.

Первосвященники стали вести себя перед Пилатом следующим образом. Сначала требовали приговорить Христа к смерти без разбора обвинений. Поскольку не могли привести доказательств по своему делу, то обвинили Его в измене и подстрекательстве. После этого Пилат спросил Христа о Его Царстве и удостоверился в Его невиновности. Во время второй дневной стражи, от девяти часов до полудня, случилось следующее: Христа направили к Ироду, который надсмеялся над Ним, велел надеть на Него белую одежду и отослал назад Пилату, а тот поставил Его рядом с убийцей Вараввой, надеясь, что народ попросит об освобождении Христа. Но предложение Пилата не встретило поддержки, и даже вопреки предостережениям жены, он разрешил безвинно избить Христа, вызывавшего жалость. Перед избиением на Христа возложили терновый венец, одели в багряницу, и в осмеяние вместо скипетра вложили трость в Его руку. Несмотря на намерения Пилата вызвать таким образом у иудеев сострадание ко Христу и способствовать Его освобождению, он не достиг ни одной цели. Как следствие, поскольку они угрожали Пилату немилостью кесаря, то он осудил Христа на смерть, даже после того, как сначала умыл руки, подтверждая невиновность Христа. Вслед за этим Христа, оплакиваемого многими женщинами, повели из города к месту распятия на кресте, и крест позади Него нес Симон. Христа распяли вместе с двумя убийцами по обе стороны от Него на холме Голгофа. Однако, надпись на кресте стала славным свидетельством Его невиновности. Солдаты разделили Его одежду, и толпы издевались над Ним. Всё это произошло с 9 часов до полудня. После этого Христос продолжал молиться за людей, которые распяли Его, обещал рай убийце и обратился к Иоанну с просьбой позаботиться о Его матери. Увидев неестественное затмение солнца, Он стенал, что оставлен Богом. Затем, утолив жажду уксусом, Христос подтвердил, что теперь всё совершилось. И, предавая в руки Отца Своего дух Свой, Он спокойно и с готовностью испустил дух. В четвертой и последней дневной страже, от 3 до 6 ч. пополудни, удивительные события произошли после смерти Христа: завеса в храме разодралась, случилось землетрясение, треснули скалы и открылись могилы. И сотник признал, что Он был Сын Божиим. Вслед за этим проистекает история погребения.

В-третьих, историю страстей можно правильно и понятно разделить в соответствии с людьми, запомнившимися в ней. Таким образом, можно размышлять: 1. о Господе Иисусе Христе, главной Личности здесь, особенно отметив, как выступил Его кровавый пот, как Его связали, ложно обвинили и осудили, невинно избили, над Ним издевались, крайне унижали, Его бичевали, возложили терновый венец, распяли и убили 2. как ученики покинули Христа, [в частности] Петр, который отрекся от Него, и Иуда, предавший Его и поэтому впавший в отчаяние; 3. о том, как первосвященники, сведущие в Священном Писании [книжники] и старейшины призвали лжесвидетелей для выступления против Христа на их совете, как они осудили Его, несмотря на невиновность, и как их рабы бьют и презирают Его; 4. как Пилат неохотно пришел к мнению о том, что под сильным влиянием иудеев он, в конечном счете, осудил Христа на смерть вопреки собственной совести; 5. как Ирод подвергал издевательствам Христа и надсмехался над Ним; 6. как воины бичевали Христа, увенчали венцом с шипами, надели на Него багряницу, смеялись над Ним, наконец, с жестокостью вели Его из города, предлагали Ему напиток из уксуса и мирры и делили Его одежды; 7. как добросердечные женщины плакали по Нему, стояли с Ним под крестом, и как Симон нес крест позади Него; [и] 8. как Никодим и Иосиф, наконец, похоронили Его со всеми почестями.

Итак, это три особенных пути и способа, с помощью которых можно полно и должным образом составить, подготовить и рассмотреть историю страстей «так, чтобы можно было плотно свернуть Царскую багряницу» — поскольку в уместном высказывании, упомянутом выше, подобным образом описано последовательное, прилежное созерцание страстей Христовых.

Также историческому рассмотрению страданий Христовых соответствует кропотливое изучение пророчеств и предвестников из Ветхого Завета, которые, в целом, указывают на историю страданий, или, в частности, на их определенную часть, и затем сопоставляются с историей [страстей]. Поскольку св. Павел свидетельствует в 1 Кор. 15, что Христос умер «по Писанию», из этого, бесспорно, следует, что в Писаниях Ветхого Завета было должно предвозвещено о страданиях и смерти Христа. Св. Петр даже более ясно подтверждает это в первой главе своего первого послания: сущий в пророках Дух Христов предвозвещал Христовы страдания. Таким образом, в обетовании первого благовествования о Семени жены в Быт. 3, сказано, что адский змей будет жалить Его в пяту. Этот укол в пяту — ничто иное, как страдания Христа. В псалме 15 сказано о Мессии: Я должен пострадать вместо тебя. Этот псалом относится ко Христу. В Деянии 2 и 13 [и] в Пс. 21 встречаются оскорбительные слова, которыми иудеи осыпали Христа. Предательство Иуды упоминается в пророчествах в Пс. 40 и 54, и в Пс. 68 сказано, что при сильной жажде Христу давали напиток из желчи и уксуса. В Ис. 50 приводится пророчество об избиении Христа и оскорблениях, нанесенных Ему. В пятьдесят третьей главе Книги пророка Исаии рассмотрены все страсти Христовы. В Зах. 11 упомянуты 30 сребренников, за которые был продан Христос; в Зах. 12 — то, что вскрыли [пронзили] Его бок. В Ветхом Завете встречаются подобные удивительные предвестники страданий Христа, как, например, Иосиф, проданный собственными братьями (Быт. 37); оковы Самсона (Суд. 16); жертва Исаака, который сам нес дрова (Быт. 22); предшествующее нападение змея (Чис. 21); жертвы левитов; Ион, пробывший во чреве кита три дня и три ночи (Ион. 2); вскрытие бока спящего Адама (Быт. 2); Пасхальный Агнец (Исх. 12) — даже в Писаниях Нового Завета ясно упоминаются эти определенные пророчества и предвестники, [ср.] Матф. 12, Иоан. 3 и 19, Евр. 9. По мере возможности, пророчества и предвестники будут приведены при последующем объяснении. Однако, всестороннее рассмотрение и толкование всех пророчеств и предвестников Ветхого Завета, указывающих на Христа, должно быть представлено в другом месте, а именно, при всестороннем библейском объяснении статей о Христе, если Бог дарует жизнь и благодать для этой цели, чтобы можно было пояснить эти и другие статьи, даже хотя две статьи о Святом Крещении и Святой Вечери закончены и уже опубликованы.

Что касается второго метода, — а именно, духовного созерцания страданий Христа — оно крайне важно, так как предшествующее историческое рассмотрение неполно и принесло бы небольшую пользу без духовного. Однако, мы хотели бы постичь духовное созерцание в следующих шести частях:

Во-первых, св. Павел пишет в Рим. 5 о том, как из-за неповиновения одного многие стали грешниками; так же, как благодаря повиновению Одного многие станут праведными. Здесь у нас есть надлежащий ключ для понимания божественного. С помощью этого ключа мы можем понять много тайн в истории страстей; а именно, если мы рассматриваем полное повиновение Христа, второго Небесного Адама, — в Его страдании Он стал послушен Своему Отцу Небесному до смерти (Филип. 2) — как плату за неповиновение и во искупление греха первого Адама. С помощью этого ключа совершим путешествие по всей истории [страстей]. Адам согрешил в саду. Во искупление этого Христос начал Свои страдания в саду. Адам хотел быть подобным Богу. Чтобы искупить такое надменное высокомерие, Христос унизил Себя до самой глубины души. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; уничижил Себя Самого, приняв образ раба, Филип. 2. Адам был богохульником, потому что хотел стать подобным Богу, пытался захватить венец Своего Создателя. Во искупление [грехопадения Адама] Христос позволил осудить Себя как богохульника за признание, что Он есть Сын Божий, — Кем Он является на самом деле. Адама склонили выступить против Бога, своего Создателя, и стать неповинующимся лжесвидетелем. Во искупление этого невинный Христос был обвинен и осужден как подстрекатель мятежной толпы. После своего грехопадения Адам всё еще хотел получить прощение за свои преступления. Во искупление такого греха Христос хранил молчание во время ложных обвинений и стал, как агнец перед стригущим его безгласен, Ис. 53. Адам был подлинным убийцей и «Вараввой»; он навлек смерть на себя и всех своих потомков — никогда не существовало убийцы большего числа людей. Во искупление этого Христос был поставлен рядом с отъявленным убийцей. Да, действительно, Варавву отпустили; однако, Христа приговорили к смерти. Бог надел на Адама красивую одежду невинности и праведности; но адский грабитель, диавол, обнажил его вследствие грехопадения, и по этой причине диавол всё еще ранит все естественные силы тела и души, Лук. 10 [Прим. для ред. Я не поняла, почему приведена ссылка на Лук. 10]. Чтобы искупить и отвести это, Христос позволил обнажить Себя и нанести раны во всех Его членах. Адам протянул руку к запретному дереву и позволил себе насладиться запретным плодом, таким образом, принес грех и смерть в мир, Рим. 5. Чтобы искупить и отвести их, Христос протянул Свои руки на древе креста, и ему давали пить уксус со смирной, чтобы обрести праведность и жизнь для нас, людей. Вследствие грехопадения Адам закрыл для себя и для нас врата рая, Быт. 3. Христос обещает, что новообращенный преступник войдет в небесный рай, Лук. 23, чтобы таким образом указать, что через крест и смерть Он еще раз открыл нам путь к вечной жизни, Пс. 15.

Во-вторых, пророк Исаия [в главе] 53 свидетельствует, что Христа ранили из-за наших проступков и избивали вследствие нашего грехопадения. Здесь мы получаем другой ключ к тайне страданий Христовых, а именно, если мы рассматриваем их как плату и жертву за наши многочисленные грехи, поскольку Христос взял на Себя такие грехи и понес заслуженное наказание за них. Еще раз, с помощью этого ключа совершим путешествие через всю историю [страстей]. Христос пересекает поток Кедрон, в который стекала вся грязь из города Иерусалима, ибо Бог переложил все наши грехи на Него — и эти грехи текли и лились на Него, накапливаясь, как сам пророк говорит на святом языке [Писания]. Христос скорбел и мучился до смерти, покрывался кровавым потом, поскольку мы заслужили вечный, адский страх и печаль. Христа связали так, чтобы Он мог освободить нас от нашего греха, оков диавола и смерти. Лжесвидетели объединились против Христа. Он страдал для нашего блага так, чтобы мы могли выстоять перед судом Божиим, когда наш грех, божественный Закон, наша совесть и все творение будут справедливо и правильно обвинять нас. Невинного Христа осудили, чтобы нас можно было объявить оправданными. Христос хранил молчание так, чтобы мы, как ничтожные рабы, не онемели перед Божьим судом, Матф. 22. Христа подвергали телесному наказанию и бичевали, чтобы сатана вечно не избивал нас кулаками, 2 Кор. 12. На Христа надели багряницу так, чтобы Он мог бы завоевать для нас красивый белый плащ праведности, Отк. 19 [:8]. На Христа возложили терновый венец, чтобы можно было увенчать нас благодатью и милосердием, Пс. 102. Христа с презрением унижали, подвергая позору, били по лицу, чтобы мы не опозорились пред Богом. Христос стал проклятием на древе креста, чтобы мы могли получать божественные благословения, Гал. 3. Христа порочили и оклеветали, чтобы мы вечно не слушали клевету диавола. Христос жаловался, что он покинут Богом, чтобы Бог никогда не покинул нас. Христос умер, чтобы мы могли жить вечно. Наконец, наши греховные помыслы — это терновый венец, колющий и впивающийся в Христа; наши греховные слова — это слюна, брызнувшая в лицо Христа; наши греховные дела — это кнуты, которыми бичевали Христа.

В-третьих, в книге Деяния, в главе 4 Апостолы в своей молитве Богу-Отцу Небесному говорят о следующем: Ирод и Понтий Пилат исполняли всё, предопределенное рукой Божьей и по Его замыслу. Здесь мы вновь получаем другой ключ к познанию, открывающий тайну истории страстей; а именно, мы должны так рассмотреть все случившееся со Христом при Его страданиях, как если бы Сам Бог сделал это, так же, как Он говорит в Зах. 13: «О, меч! поднимись… на ближнего Моего… порази пастыря». Соответственно, когда бы мы ни рассматривали то, как Христа связали, бичевали и распяли, нам следует воспринимать происшедшее, как совершенное десницей Божьей. Но почему так? Неужели Небесный Отец Христа в Своей Личности враждебный и злой? Это не так, ибо Христос — единородный, самый любимый Сын Божий в Его Личности. Почему тогда Отец Небесный обращается с Ним таким образом? Вот почему: Он взял на Себя наши грехи и вместо нас предстал перед судом Божиим. Именно поэтому суд и гнев Божий пал на Него, как если бы Он был величайшим грешником. Он считает Его настолько плохим, что Христос поэтому кричит: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты меня оставил?» В итоге, страдания Христовы наиболее явно отражают божественный гнев, вызванный грехом. Христос содрогался и трепетал в саду, испытывая муки до такой степени, что выступал кровавый пот — всё это под гнетом божественного гнева, давившего на Него вследствие нашей греховности. В ответ на просьбу Христа, просившего об удалении чаши, ничего не произошло, потому что Бог поставил перед Христом для питья чашу, наполненную до краев Его гневом. Это свершилось, потому что Христос хотел искупить наши грехи. Солнце на небесах померкло, потому что Отец Небесный гневно считал Христа черным от всех наших грехов, павших на Него в то время. Мы должны воспринять это и прочувствовать в глубине сердца, чтобы полностью признать чудовищность нашего грехопадения и ужасный гнев Божий, направленный против него.

В-четвертых, св. Павел говорит в Гал. 2: «Христос возлюбил меня и предал Себя за меня». Здесь у нас есть другой ключ для познания, которым мы открываем тайны истории страстей; а именно, рассмотрев страдания Христа как явное отражение Его нежной, пылкой любви к нам. Иоан. 15: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Поэтому восславим Бога за Его любовь к нам, с которой Христос умер для нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами, Рим. 5. С помощью этого ключа еще раз совершим путешествие через всю историю. Христос с готовностью идет к месту страданий, потому что Он был движим нежной любовью, чтобы пострадать за нас. Поскольку в саду Он осознал, что человечеству нельзя помочь иначе, как испить чашу [буквально «чашу креста»), Он не колебался ни секунды. Нежная любовь сделала всё милым для Него. Поскольку все ученики до единого человека покинули Его, Он нисколько не колебался, что вполне мог сделать. Ибо Его любовь, если можно так выразиться пленила Его, спустила с небес, [и] пригвоздила к колу и кресту мученика. Он склоняет голову на древо креста, чтобы поцеловать нас с любовью. Он протягивает Его руки, чтобы обнять нас, любя. Он молится за своих мучителей, потому что пострадал из-за любви к ним. Его бок вскрыли копьем, чтобы вырвалось пламя нежной любви «так, чтобы мы через открытую рану мы могли созерцать тайну сердца». С любовью Он тоскует по нам и говорит: я жажду [а именно] вашего спасения. На древе креста [как на алтаре] Он готовился с горячей любовью, как невинный Агнец Бога. Да, действительно, будь Его внешние проявления любви настолько велики, Его внутренняя любовь все же даже сильнее. Если бы (Его страдания] не были достаточными, без любви Он должен был даже больше страдать ради нас. Такое яркое пламя любви Христовой должно теперь естественным образом воспламенить наши сердца.

В-пятых, св. Павел говорит в Кол. 1 [ст. 24]: восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь. Здесь сам Апостол объясняет, что он говорит о духовном Теле Христовом, то есть об истинной Церкви. При этом нам дают другой ключ к познанию, чтобы открыть тайну истории страстей; а именно, что мы должны помнить то, что случалось с Христом, Главой Церкви, [ибо] к этому также должны быть подготовлены члены этого Тела. Гал. 6: Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Еще раз совершим путешествие через историю страстей с помощью этого ключа: Христа предал Его собственный ученик; таким образом, враги человеку — домашние Его, Матф. 10. Христа отвергли и осудили первосвященники, книжники и старейшины, считавшие себя столпами Церкви. Таким образом, небольшую паству Христову наиболее часто предавали те, кто хотел занимать высшие посты в Церкви. Первосвященники подстрекают мирские власти (настраивают) против Христа; это же происходит с членами Христовыми. Учение Христа объявили еретическим и вводящим в заблуждение; это же относилось к исповедовавшим божественную истину. Пилату было очень хорошо известно о невиновности Христа, хотя в это же время он осудил Его на смерть, чтобы он [Пилат] не попал в опалу к кесарю. Как часто это же [придирки] были направлены против членов Христовых? Пилат и Ирод стали друзьями в связи со Христом. Даже при том, что Церковь страдает, наиболее активные враги примиряются. С Христа сорвали одежды, таким образом, Церковь лишилась благ [благословения], так что Христос должен пострадать в испытаниях через Своих членов. И, несомненно, еще многое есть в истории страстей, что исполнится в духовном Теле Христовом перед концом света.

Шестой и последний аспект. Св. Петр говорит в своем Первом послании [гл. 2:21]: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Здесь мы еще раз получаем ключевые сведения, а именно, что мы должны рассматривать историю страстей как отражение замечательных добродетелей Христа, мы рассматриваем эти добродетели, как предписанный образец и формулу, мы также направляем нашу жизнь, следуем примеру и пребываем в таком состоянии. Здесь мы узнаем о послушании Христа, Филип. 2; Его нежной любви, Гал. 2; Его чрезвычайном смирении, терпении, Ис. 53; Его кротости, 1 Пет. 2. Он дружелюбно говорит с предавшим Его, подчиняется Божьей воле, удерживается от возмездия путем добровольно установленного ограничения, безмолвен во время ложных, пустых обвинений, делает честное признание перед Пилатом, молится о Своих мучителях, проявляет заботу [и] предает дух Свой в руки Отца Небесного — все это служит примером, которому нам надо следовать. Хотя мы в действительности никогда не будем способны достигнуть такого совершенства в любви, смирении, терпении, кротости и т.п. в этой жизни, мы, однако, должны все еще учиться у Него, Матф. 11, и тосковать по совершенствеу и следовать за Христом, как Его ученики – так же, как Петр в стихе, рассматриваемом [выше], употребляет красивое слово в оригинале на греческом [3] языке, которое на самом деле означает образец [ранее сделанная запись, указание, наставление, руководство или правило): так же, как юноши должны всегда обращать внимание на образец их учителя [то есть написанное на черной доске] и копировать его, даже при условии, что он известен, чтобы писать после этого почти так же точно и красиво, как учитель, так и пример Христа должен быть всегда перед очами нашего сердца так, чтобы мы следовали ему, даже если не способны достичь такой степени совершенства.

Это шесть аспектов духовного созерцания страданий Христовых. Благословен и праведен тот, кто твердо выполняет его. Он больше узнает из Книги Жизни и страданий Христа, чем из всех томов мирской мудрости. Господь Бог дает нам возможность узнать это через Своего Духа, во имя Своего единородного Сына, Иисуса Христа. Аминь.


Вместо раба умирает Господь [Владыка],
Тот, Кто верен, — вместо должников,
Врач умирает для спасения погибающего больного,
Пастырь защищает Свою овцу,
Царь умирает за грехи Своих подданных,
Миротворец — за воинов,
Создатель умирает за Свое творение,
Спасение для человека обретается Самим Богом,
Что должны делать теперь раб, должник,
Немощный, овца, народ, мириады?
Что делать тварям, человечеству?
С любовью превозносить Своего Избавителя!


— Доктор И. Герхард


[1] т.е. в классическом смысле, со счастливым концом. Ред.

[2] Епископ Константинопольский в четвертом веке и поборник традиционного христианства, принимающего Никейский символ веры. Очевидно, Герхард ссылается на ст. 21, в который св. Петр употребляет слово ***, переведенное как «пример» в Библии на английском языке, хотя в моем греческом словаре слово обозначает прописи для чистописания, копию (которой должны следовать дети); следовательно, образец или формулу для подражания. Прим. переводчика с нем. яз.

[3] Очевидно, Герхард ссылается на ст. 21, в который св. Петр употребляет слово ***, переведенное как «пример» в Библии на английском языке, хотя в моем греческом словаре слово обозначает прописи для чистописания, копию (которой должны следовать дети); следовательно, образец или формулу для подражания. Прим. переводчика с нем. яз.




Полный текст на русском языке в формате PDF Полный текст этой книги доступен для чтения на нашем сайте в формате PDF. Для чтения или скачивания данного текста кликните по изображению книги слева, или по этой ссылке.


Вернуться в каталог неизданных произведений

Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Объяснение истории страданий Иисуса Христа. Иоганн Герхард. На русском языке