Фрагменты еще одной полемической работы, написанной литературным редактором фонда "Лютеранское наследие" Алексеем Комаровым. Посвящена рассуждениям о национальном вопросе в Библии. Находится в процессе написания. Здесь представлены несколько первых глав для ознакомления и критических замечаний. Оставить свои комментарии можно на информационном портале фонда в соответствующем разделе или на форуме. |
Очень часто приходится слышать от людей, принадлежащих к Церкви Христовой, такое обоснование их националистических пристрастий: «Но ведь это Господь создал мой народ! И я верю, что Творец любит мой народ, что язык и всё остальное, чем мой народ отличается от других народов – это благословение и дар Божий». Да, но Бог сотворил всех людей, и Псалмопевец восклицает: «Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85:8-9). Бог любит все народы и желает даровать им Свои благословения: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Прем. 11:24-25). В Евангелии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Инн. 3:16). Кроме того, всякая речь человеческая – великий дар Божий, ведь только обладая речью[1], человек познаёт Слово Божие и исповедует свою веру во Спасителя: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9-10).
Но вот что библейская история повествует о событиях, последовавших за сотворением, грехопадением, первым братоубийством, проклятием Каина, великим развращением людей и великим потопом: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9:1). Однако потомки Ноя, размножась, вновь явили свою гордыню – болезнь первородного греха: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1-9).
И именно с этих событий начинается история существования на земле разных языков. История, полная взаимного непонимания, отчуждения, ненависти, коварства и кровопролитных войн между народами – братьями, рожденными от Адама, от Ноя.
Было ли Вавилонское смешение языков наказанием Божиим? Несомненно, ведь Господь таким образом покарал упорствовавших грешников. Вот что Отец наш Небесный сказал о Себе: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9). Последствия этого наказания ненавидящее Бога человечество несет на себе по сей день. И сколько бы попыток соединиться и найти взаимопонимание ни предпринимали народы, не желающие покориться воле Божией, все эти усилия рано или поздно заканчивались и будут заканчиваться крахом.
Но Господь также сказал о Себе: «И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5:10). Может ли это наказание быть благом для людей? Несомненно, ведь смешав языки, Господь не позволил возгордившимся грешникам действовать заодно и совершить еще большие мерзости. Он не покарал грешников смертью, чего они несомненно заслуживали, но наказал, таким образом защитив их от еще большей беды и предоставив возможность одуматься и покаяться. Это было не возмездие во всей его убийственной полноте, а наказание, избранное любящим Отцом и приносящее благословение кающимся детям. И царь Давид засвидетельствовал: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Пс. 102:8-18).
Итак, смешение языков это наказание для людей, не покоряющихся Богу, но одновременно – благословение для кающихся и верующих. Однако примечательно, что именно люди безбожные наиболее склонны либо выпячивать свою национальную уникальность, провозглашая свой народ единственным хозяином земли, на которой он обитает, а то и властелином всего мира – либо, провозглашая самые благие земные цели, призывать народы к единению, но без Бога. Они не хотят знать, что «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). Усилия и тех и других неизменно ведут к ужасным последствиям – два самых наглядных примера – судьбы Третьего Рейха и Советского Союза. Весьма примечательны также процессы, развивающиеся в современной Европе.
Устами царя Давида Господь сказал: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. `Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их'. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: `Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2).
Существуют еще такие националисты, которые говорят, что их народ избран Богом, а потому имеет право властвовать над другими народами и отбирать у них земли.
И в Библии мы действительно читаем о народе, Божием избраннике. Еврейский народ действительно был избран Богом, получил множество привилегий и даже повеление пойти и отнять земли Палестины у живших на них народов, а сами эти народы полностью истребить. Так неужели Бог оправдывает национализм, грабительство и убийство?
Псалмопевец восклицает: «Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс. 5:4-6).
Как же согласуется все это? Исследование библейской истории народа Божия, а также цели и результатов избрания народа Израиля поможет ответить на этот вопрос.
История народа Божия началась задолго до призвания Авраама. В первой главе Библии мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). Кого же Господь сотворил по образу Своему, кому он повелел наполнять землю, обладать ею и владычествовать над всем, что ее наполняет? Как еще можно назвать такой народ, если не народом Божиим? Первые люди были воистину народом Божиим, исполнявшим волю Отца.
Для чего же этот народ был создан, какова была воля Творца? «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым»[2] (Быт. 2:19-20). То есть народ Божий был сотворен для того чтобы возделывать благое творение Божие, как сотрудник и соучастник Его вседержительства. Не как единовластный и жестокий повелитель, но как добрый садовник, возделывающий Божий сад, как добрый пастух, заботящийся о стадах Господних. До чего же это противоречит амбициям некоторых «богоизбранных» народов и властителей! Истинное назначение народа Божия – исполнять волю любящего Отца своего.
И это назначение было утрачено, когда первые люди нарушили волю Божию. «Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Многие говорят: «Какой странный запрет! Что же это, первые люди ничего не знали? Ну, тогда им надо было обязательно просветиться!» О безумцы, разум которых ослеплен безбожием! Первые люди знали Бога, Который Сам есть высший разум, высшее добро, высшее знание!!! И, будучи Его народом, они были причастны этому совершенству. Ничего, кроме утраты познания истинного высшего блага, а также ничего, кроме познания зла и смерти, нарушение этого Божия запрета человеку не несло. Мы не станем подробно рассматривать всю историю искушения и грехопадения первых людей, она весьма драматично показана в гл. 3 книги Бытие. Обратим внимание лишь на некоторые ее аспекты, связанные с нашей темой. Искушая первых людей, лукавый сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Каким это «богам» предложил уподобиться диавол? Ведь мы уже читали (Быт. 1:27-28), что люди были сотворены по образу и подобию Божию! Именно в СВОЕМ образе и подобии сотворил Господь народ СВОЙ. И приобретя иное «подобие», люди перестали быть народом Божиим. А кому они уподобились и каким «богам» стали служить после своего падения – догадаться не так уж трудно. «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал. 4:8). «Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:18-21). «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3-4).
И Господь изгнал из сада Своего первых людей. Они более не соответствовали тому предназначению, для которого был сотворен народ Божий. Но изгоняя их, милостивый и любящий Отец изрек первое обетование о спасении людей, о возрождении народа Своего. Мы читаем в Писании: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14-15). Здесь, говоря о дальнейшей участи змея, утратившего конечности [3] , Господь дал также первое обетование о Спасителе, рожденном от семени жены, о Том, Кто пострадает[4], но поразит древнего искусителя в голову[5]. И именно откровение и осуществление этого обетования является главной темой всей Библии, богодухновенной Книги, Слова Божия, обращенного к падшему и спасаемому Его народу. Причем в таком значении народом этим является все человечество, все потомки Адама, все дети Ноя. «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев[6], и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» (Рим. 15:8-12). Заметьте, здесь сказано, что владеть всеми народами будет вовсе не какой-то один богоизбранный народ, а Христос, истинный Царь на небе и на земле.
Итак, в своем изначальном качестве народ Божий прекратил существование после грехопадения. Но исчез ли народ Божий как таковой после этого ужасного события? Обетованием о грядущем Спасителе Господь продолжил существование Своего народа. «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3). Отныне всякий уверовавший в грядущего Спасителя присоединялся к обетованию Божию о спасении, то есть о восстановлении народа Божия в его первоначальном совершенном состоянии. Таким образом, народ Божий далее существовал верою в обетование Божие о спасении. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11:1-4). Давайте рассмотрим повнимательнее в связи с нашей темой историю Авеля и Каина.
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:1-12).
О чем эта история? Почему вдруг жертва Каина оказалась неугодна Господу, а жертву Авеля Он принял? Что значит быть изгнанником и скитальцем на земле? Не все ли потомки изгнанных из Едемского сада Адама и Евы являются изгнанниками и скитальцами на земле?
Несмотря на то что с объяснением данной истории связано огромное количество ошибок и откровенного вранья, на все эти «неоднозначные» вопросы Слово Божие дает совершенно однозначные ответы. И только греховностью да неверием объясняется упорное нежелание некоторых людей принимать их во всей простоте, без человеческих измышлений и премудрых благоглупостей.
Рассмотрим эту историю по порядку: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля». Для нас здесь важны слова, произнесенные Евой: «Приобрела я человека от Господа». Зачастую люди либо вовсе проходят мимо этих слов, либо относят сказанное только на счет Каина и начинают их толковать вкривь и вкось. Дескать Каин уже изначально, от рождения чем-то принципиально отличался от Авеля, поскольку про Авеля такого не сказано. Однако про Авеля из следующего далее повествования мы и так узнаём, что он был человеком Божиим, деяниями которого Господь был доволен. А вот про Каина надо отдельно сказать, что он тоже изначально был Божиим, чтобы не возникло повода усомниться в справедливости Творца – дескать, Он Сам же его таким порочным создал, а потом за это наказал. Нет, Каин, как и Авель, был приобретен Евой от Бога или точнее – с Богом. В переводе Торы с иврита на современный русский язык мы читаем: «Приобрела я человека с Господом» (Бырэйшит 4:2). То есть оба брата принадлежали к народу обетования Божия. О чем говорит также и то, что оба они принесли жертвы Богу. Но почему же Господь не принял жертву Каина, такого же участника народа Божия, каким был и Авель?
Здесь тоже выдумывается много всякого. И будто бы это отражение исторического конфликта между племенами скотоводов и земледельцев, и дескать не надо было приносить в жертву плоды растений – якобы только кровавые жертвы угодны Богу (интересно, почему же Он тогда установил хлебные жертвы в иудейском Храме, см. Левит 2?), и вообще, Каин изначально был «приговорен», потому что родился нечистым. Насчет врожденной порочности Каина мы уже сказали – он был не более порочен, чем все остальные люди. А насчет его «приговоренности» следует отметить, что едва ли тогда Господь стал бы его так увещевать еще до убийства: «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Такой выбор стоит перед каждым чадом Божиим – из-за первородного греха человек греховен от рождения, но каждому верующему в обетования Божии о спасении Господь дает силу и власть наступать на змея, побеждать грех. То есть здесь Отец Небесный обратился к Каину как к оступившемуся чаду Своему, предлагая ему то, что принадлежит только людям народа Божия – победу над грехом. Но почему же Бог не принял жертву Каина? В библейском повествовании сказано: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». То есть в первую очередь Господь воззрел на Авеля и Каина, а потом уже на их жертвы. «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:17-19). И вот что об этом сказал Апостол Павел: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его». То есть Господа в первую очередь интересует вера, обитающая в сердце приносящего жертву человека. И то что жертва Каина не была принята Богом – скорее можно объяснить как предостережение, а не наказание. Ведь Господь видит все мысли и дела человеческие: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13-15). Но сердце Каина ожесточилось настолько, что ни это, ни последующее предостережение не было принято им. Он скорее смотрел на явленную ему милость Божию как на оскорбление и угрозу. Он завидовал брату своему и желал отнять у него силой то, что на самом деле принадлежит только Богу и даруется Им безвозмездно каждому человеку – благословение веры: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9). Так же поступают и многие народы, они завидуют тем благословениям, которые имеют их соседи – плодородным землям, богатым недрам, здоровью и силе, трудолюбию, талантам, культурному наследию и т.п. Они не хотят понять, что это всё дары Божии, которые принадлежат только Ему, и только Он решает, кому их даровать: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:1-2). Они хотят незаконными способами овладеть тем, что даруется в награду за соблюдение законов, которые Господь утвердил в своем творении: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею» (Втор. 30:15-16). И даже если какие-то благоденствующие народы на самом деле нечестивы – только Господь решает, кому даровать Свои богатства: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). И Он же решает, когда и у кого их отнять, потому всякий человек и всякий народ в лишениях должен повторять за праведным Иовом: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21) Как же поступают безбожники? Они алчно озираются вокруг и повторяют: «Сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею» (Притч. 1:11-13). Но забывают при том предостережение Господне: «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:19). Так же поступил и Каин: «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Вот она, первая человеческая дипломатия! Заметьте, не спонтанно, не сгоряча убил Каин своего брата, но замыслив преступление, предательски выманил его в поле. И так же по сей день поступают друг с другом политики и дипломаты всех народов. Заключают договоры и нарушают их, прикидываются дружелюбными и, улучив момент, неожиданно нападают друг на друга, стремятся всё узнать об оружии соседа, свое при этом припрятав понадежнее до поры. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» (Притч. 26:24). Лживость Каина так сильно обольстила его и до такой степени лишила его рассудка, что он попытался даже обмануть всеведущего Бога: «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9) Впрочем, ничего нового. Именно так, обольщенный первым лжецом, сатаною, повел себя Адам, когда был изобличаем Господом: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:9-12). Вот так, во всем виновата «жена, которую Ты мне дал». «Зачем Ты мне дал такую жену?..» «Разве я сторож брату моему?» Вот так, всякий раз, когда звучит вопрос: «Зачем ты это сделал?» – грешный человек начинает врать и искать виноватых на стороне. Так же во все времена ведут себя и вожди народные – когда Господь изобличает их и спрашивает: «Зачем вы это делаете? Зачем вы грабите, убиваете и развращаете народ, который поставлены пасти и оберегать?! Зачем вы отравляете разум людей безбожными идеями? Зачем вы ведете свой народ на погибель?» – отвечают: «Это не мы, во всем виноваты чужестранцы, поселившиеся в нашей стране, это они обирают и развращают наш святой и чистый народ... Злые соседи заселили лучшие земли, потому наш несчастный народ прозябает... Пойдем, истребим пришельцев, прогоним соседей с лучших земель, и тогда наш самый лучший на свете народ получит то, что ему принадлежит по праву!» Христос сказал и о них тоже: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:13-14). История показывает, что всякий раз, когда таким вождям удавалось толкнуть свой народ на подобные действия, это заканчивалось еще большим его падением и разорением.
С Каином произошло то, что только и могло произойти. «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:10-12). И так будет со всяким беззаконником, посягнувшим на то, что принадлежит Богу. Что всякий раз происходило с величайшими мировыми цивилизациями? Чем заканчивали народы, возомнившие себя господами этого мира? Господь сокрушал их и прогонял от лица Своего, призывая таким образом к покаянию, как это произошло с Вавилонской, Персидской и Римской империями, с Третьим Рейхом и Советским Союзом (нарождающийся Европейский Союз, вероятно, ожидает та же участь). А если эти народы не каялись, Он уничтожал их, стирал с лица земли, как это в конце концов произошло с потомками Каина и с детьми Ханаана.
«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:13-15). Даже проклятого и изгнанного Каина Господь защитил от произвола других людей. И всякому народу, самовольно поднимающему руку на проклятый и изгнанный Богом народ, следует помнить – ему отмстится всемеро. Так уже было не раз – и в библейской истории, и в более поздние времена. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4: 16-26).
Итак, Господь позволил до некоторых пор размножаться нечестивому роду каинитов. Более того, Писание свидетельствует, что первыми представителями технократической цивилизации стали именно они. Но при этом они также отличались половой распущенностью, жестокостью и безбожием. Стоит призадуматься современным технократам, оценивающим всякий народ только по степени его «цивилизованности».
Восстановил Господь и другое семя, «вместо убитого Авеля». То есть Он позаботился и о том, чтобы продолжить существование на земле народа Своего. О том что это было именно так, свидетельствует и упоминание «призывания имени Господа». Очевидно, речь идет о молитве, как мы ее понимаем теперь. Вероятно, прежде форма общения между Богом и людьми несколько отличалась. И первые главы книги Бытие позволяют предположить, что это было более прямое, непосредственное общение, такой «диалог», в который позднее с Богом вступали избранные Им пророки, да и то не всегда, но только когда Он Сам начинал «разговор». «И было слово Господне ко мне» (Иер. 1:11) – так начинаются почти все пророчества больших и малых пророков Ветхого Завета. Существует также предположение, что речь идет о начале публичных богослужений в среде сифитов.
Ну что же, форма общения людей с Господом изменилась, однако народ Божий продолжил свое существование на земле. И именно в допотопный период один из предков Ноя, Мафусал оказался столь угоден Богу, Что был живьем взят на небеса (Быт. 3:22-23, Евр. 11:5).
«Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета» (Быт.5:32). «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]» (Быт. 6:1-8).
Существует несколько предположений относительно того, кто такие были сыны Божии и дочери человеческие. Мы не станем подробно рассматривать все их, только назовем четыре версии и поближе рассмотрим две наиболее правдоподобные и согласующиеся с тем, что мы знаем из Библии об истории народа Божия. 1. Версия, которую высказывали преимущественно иудейские раввины древности – под сынами Божиими следует понимать сыновей знати, которые якобы вступали в браки с девицами из низших сословий. Такое предположение полностью лишено смысла и не выдерживает даже самой слабой критики. 2. Версия, высказанная другими древними раввинами, развитая в ветхозаветных апокрифических книгах (Еноха и Юбилеев) и поддержанная многими древними христианскими богословами (Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Амвросий и др.) – под сынами Божиими понимались Ангелы Господни, которые якобы стали вступать в брачные и половые отношения с дочерьми людей. И от этих браков будто бы родились исполины. Несмотря на свою распространенность, весьма сомнительная точка зрения, ибо про Ангелов Господних в Писании сказано несколько иначе (Матф.22:30; Марк. 12:25). 3. Точка зрения, высказанная, в частности о. Александром Менем[7]: « а) ‘Сынами Божиими’ в Библии обычно именуются духовные существа /см. Иов. 2:1; Пс. 28/. В свете этого толковали Быт.6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви /Иустин, Ириней, Климент, Амвросий и др./; б) брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный /см. Ос. 2:16; Ефес. 5:25-33/. Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами /т.е. возникновения язычества/. В Книге Еноха, апокрифическом писании II-I в. До Р. Х., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви /ср. Иуд. 1:6-14/, ‘сыны Божии’ – это падшие духи, научившие людей магии и волхованиям. /.../; в) исполины – по-видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари». Такое понимание в целом не противоречит Писанию, хотя оно и небесспорно. Впрочем, это «символическое» объяснение причин и результатов развращения, будучи обращено более на духовные процессы нежели на практические пути развития этих процессов, не опровергает четвертого истолкования. 4. Точка зрения, которой придерживались многие древние богословы (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, бл. Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, бл. Августин и др.) – сынами Божиими в Библии нередко называются благочестивые верующие люди (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем.16:26; Лук. 3:38; Рим.8:19; Гал. 3:26 и др.). То есть сыны Божии – это благочестивые сифиты. И в данном случае произошло то, что затем нередко случалось с иудеями, когда они брали себе в жены девиц из соседних языческих народов, особенно наглядно это показано в истории жизни царя Соломона. К этим сюжетам мы еще вернемся. Жены-язычницы сами были воспитаны в безбожии, жестокости и разврате, таким же образом воспитывали они своих детей. Потомство благочестивых сифитов не знало истинного Бога. Происходило падение народа Божия, его уничтожение. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.» Взирая на всё это с негодованием, Господь милостиво даровал еще 120 лет, необходимых, чтобы благочестивый Ной мог пророчествовать о возмездии и проповедовать покаяние среди отпавших сифитов, а также чтобы он успел произвести все приготовления к предстоявшему потопу.
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.» Исполины – nephilim в древнееврейском тексте. Основное значение корня этого слова – «разрушать, ниспровергать», а в форме niph – «заставить падать, соблазнять, развращать». В некоторых текстах Писания (Числ. 13:33) словом nephilim обозначены гиганты. Однако из этого вовсе не обязательно следует, что допотопные «исполины» отличались физиологически от прочих людей. Скорее можно говорить о том, что допотопных nephilim связывали с послепотопными гигантами общие душевные качества – безбожие, непомерная жестокость, стремление к разрушению, моральная извращенность. Именно такие качества воспитывали нечестивые каинитские жены в детях, рожденных ими от благочестивых сифитов. И именно эти качества были присущи почти всем воителям, почитаемым в безбожном мире. Эти качества всегда рассматривались язычниками как доблести, присущие героям. Именно таким людям всегда в мире доставалась наивысшая слава. Вспомните песнь Ламеха (Быт. 4:23-24). Разве Ламех – не был nephilim?! Такими же nephilim были изгнанные Господом из Палестины нечестивые народы, потомки Ханаана. В таких же nephilim превратились иудеи, не принявшие Христа, убившие Сына Божия, жестоко истреблявшие Церковь Христову и изгнанные Богом с некогда Им же обетованной и дарованной земли. Всякий, становящийся nephilim, перестает быть частью народа Божия.
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.» Господь скорбит всякий раз, когда сыны Его отпадают от веры и становятся nephilim. Наказание и боль за всех nepilim на земле принял на себя Сын Божий, наш Спаситель Иисус Христос. Это такая скорбь, для описания которой слабы всякие человеческие слова. Священнописатель, чтобы сделать понятным сказанное о Боге, воспользовался здесь антропоморфизмом : «И раскаялся Господь». Хотя мы знаем, что Господь никогда не раскаивается, потому что никогда не грешит и не ошибается (1Цар.15:29).
Сколь глубока была степень падения! Господь решил истребить всех nephilim, «от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных». Ведь вместе с человеком развратился весь мир (см. Быт.6:12), как подавляющая часть человечества перестала быть народом Божиим, так и подавляющая часть мира перестала быть Божией. А все что не Божие – должно быть уничтожено: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:26-30); «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:13-14); «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей]» (Пс. 32:8-10).
«Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].» То есть Ной сохранил веру в истинного Бога. Ведь только верою человек обретает благодать Божию: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6); «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9). Более того, Господь особо позаботился о том, чтобы потомство Ноя как можно меньше жило среди развратившихся людей (nephilim). Именно этим объясняется столь позднее рождение Ноевых детей: «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Большую часть своей жизни Ной провел в допотопном мире – к началу потопа Ною исполнилось 600 лет (Быт.7:6), детям же его к тому времени было около 100 лет. Конечно, по современным меркам, 100 лет – возраст глубочайшей старости, до которой мало кто доживает. Однако в древние времена люди жили значительно дольше. Адам прожил 930 лет, его потомки также умирали в возрасте 800-900 лет (Быт.5). Так что к своим 100 годам сыновья Ноя были молоды и сильны, а сам Ной к 600 годам вошел во вторую половину жизни (он умер в 950 лет – см. Быт. 9:29), был еще достаточно крепок и уже умудрен опытом. Это был человек, закаленный 600-летним противостоянием безбожному миру, подвижник, герой веры: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9); «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7).
Мир развратился до такой степени, что только Ной и его семья были признаны народом Божиим: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:12-22). Вероятно, последние сто лет жизни Ноя до потопа были для него особенно трудны. И это было связано не только со строительством и подготовкой ковчега, но и с отношением соплеменников. Ведь Ной в их глазах выглядел полнейшим безумцем. Мало того что он продолжал поклоняться Богу, от Которого отвернулся весь остальной мир, и не жил так, как жили его соплеменники – на протяжении ста лет этот странный человек говорил о каком-то потопе, когда и дождей-то никаких не было, а земля орошалась паром (Быт.2:5-6). Что уж говорить о строительстве ковчега – это в глазах неверующего мира выглядело как полнейшее сумасшествие. Однако мы читаем, что «сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал». Так и в современном мире народ Божий подвергается осмеянию и обвиняется в безумии (1 Кор.1:21-25; 2:14). Так было и будет, пока существует мир. Избранный народ Божий – это объект презрения и ненависти безбожного мира, ибо мир не принимает того, что от Бога (Инн. 14:17). Признаком и условием принадлежности к народу Божию в мире сем является то, что люди по вере делают все, как повелел Господь, не обращая внимания на ненависть, насмешки и вражду безбожного мира, но веруя, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3:19). Сколь же сильно отличается это от поведения некоторых «богоизбранных» народов! Кичась своей «избранностью», они претендуют на особое место под солнцем, на особое к себе отношение в мире, на господство над остальными, «низшими» народами, они унижают и подавляют иноземцев в своей стране. Они жаждут получить все блага этого падшего мира, вовсе не желая знать ничего об истинном Боге с его заповедями и обетованиями. Ради этих благ они готовы на любые обманы, жестокости и мерзости. Эти народы на самом деле – nephilim.
Народу же Своему Бог устами Апостола Павла сказал: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -- так как истина во Иисусе, -- отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:17-24).
«И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему» (Быт. 7:1-5). Между историей всемирного потопа и событиями, связанными с первым и вторым пришествиями Христа существует много параллелей. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лук. 17:26-27). Это сказано о грядущем втором пришествии Христа. И при этом следует отметить, что тогда спасутся лишь те, кто пребудут во Христе Иисусе через спасительные деяния Его первого пришествия. То есть Ноев ковчег является прообразом Христа, «тенью будущих благ» (Евр.10:1). А вошедшее в этот ковчег семейство Ноя – такой же избраный ко спасению народ Божий, как и избранная ко спасению Церковь Христова.
Мы не станем здесь рассматривать историю плавания Ноя и его семейства в ковчеге по водам потопа, этому посящено множество книг и проповедей, закончим эту главу лишь Псалмом царя Давида:
1 Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в
благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами
многими.
4 Глас Господа силен, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно
молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме
Его все возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем
вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой
миром. (Пс. 28)
«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились» (Быт. 8:1). Это не значит, что Господь сначала забыл о Ное, а потом вдруг вспомнил. Прсалмопевец свидетельствует: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13-15). На библейском языке «воспоминание» Богом Своих рабов означает исполнение обетований (см. Быт.19:29; Исх.2:24, 32:13; Пс. 131:1). Господь обещал спасти от вод потопа народ Свой – Ноя и его семью – и Он исполнил это обетование. И так Он поступает всегда, в любых испытаниях и невзгодах – если народ Божий остается верен своему Господу, Он спасает детей своих.
«И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:15-22).
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю
вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою
человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю
между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт. 9:1-19).
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший
сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:20-27).
«Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они» (Лев. 20:19).
О законе и завете (передача закона Божия первоначально осуществлялась устно, а потом он был записан Моисеем, но это был один и тот же закон Божий.
«В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству
твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки
Евфрата» (Бытие 15:18).
«Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст
моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу
Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который
заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое
время возвещали своим детям, -
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить
заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному,
неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились
назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на
поле Цоан:
13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в
пустыне:
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: `может ли Бог приготовить трапезу
в пустыне?'
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. `Может ли
Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?'
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на
Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их, -
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых
низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра
прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель
их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету
Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно
отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не
возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в
стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их - льдом;
48 скот их предал граду и стада их - молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и
бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их
предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;
53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала
десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и
колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не
сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный
лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали
ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на
Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между
человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный
вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое,
Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их. (Псалтирь 77)
Далее:
· Народ Божий – ВЗ, НЗ и последние дни;
· Истинный Царь;
· Апокалипсис.
[1] Не обязательно внешней, вербально проявляемой речью. Глухонемые тоже обладают речью, хоть и не говорят устами.
[2] В понимании древнего человека, и это нашло отражение не только в текстах Библии, но во всей древней литературе, имя означало гораздо больше, чем в современном понимании. «Знать имя» – означало иметь довольно высокую степень близости, а «давать [нарекать] имя» – означало иметь власть над тем, кому это имя дано – АК.
[3] Вполне подтвержденный биологический факт, служащий лишь прообразом, иллюстрацией факта духовного – АК.
[4] «Жалить в пяту» это идиоматическое выражение в древневосточной литературе – АК.
[5] В литературе древнего Востока выражение «поразить в голову» имеет идиоматическое значение и указывает на полное сокрушение врага – АК.
[6] Иисус Христос, по человеческой плоти потомок Давида, Сына Иессеева – АК.
[7] Александр Мень. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого Завета. Брюссель. Изд-во: «Жизнь с Богом». 1981. С. 41-42.