![]() |
Эта книга об этике. Второе название книги: "Святые люди, святая жизнь". Книга практическая, предназначенная для того, что помочь принимать нравственные решения, достойные христианского звания. Произведение написано в первую очередь для христиан, однако оно будет интересно и тем, кто просто желает больше узнать о библейском учении и этике. В своем предисловии к книге автор пишет: "Эта книга о биоэтике. Если этику можно определить как науку о нравственности, то есть о том, как мы должны друг с другом жить, то биоэтика имеет дело с этикой принятия решений, которые встают перед нами в результате грандиозных достижений в области медицинских технологий: генной инженерии (изменение генов), искусственного оплодотворения (создание человеческого эмбриона в лабораторных условиях), искусственного осеменения (как с использованием донорских сперматозоида или яйцеклетки, так и без), суррогатного материнства (вынашивание женщиной чужого ребёнка в течение девяти месяцев), клонирования (воспроизведение без полового акта), аборта (умерщвление плода), детоубийства (умерщвление новорожденных), прекращения или не предоставления лечения при болезни, самоубийства при посредстве врачебной помощи и эвтаназии. Необходимость принятия решений во всех этих областях стала реальностью, однако мы зачастую не осознаём всех подоплёк и последствий, которые влекут за собой эти решения как для жизни общества в целом, так и для наших личных взаимоотношений с Богом. Христиане неизменно обращаются к Библии как к источнику мудрости, на основании которого они оценивают свои взаимоотношения с Богом и узнают, как им следует жить в этом мире. Некоторые указывают на то, что Библия, дескать, умалчивает о вопросах, связанных с развитием новых технологий. Тем не менее, в Писании немало говорится о смысле нашей жизни пред Богом как общества. Действительно, Слово Божие открывает нам смысл того, что значит быть носителем образа Божия и в то же время иметь порочную, греховную человеческую природу. Человеческой природе в условиях падшего мира характерно своекорыстие. От природы искать Бога нам не свойственно. Когда приходит беда, мы стремимся взять свою жизнь под контроль вместо того, чтобы ввиду человеческой немощи и беспомощности предать её Богу. Мы пытаемся осуществлять контроль над своей судьбой вместо того, чтобы терпеливо ожидать воли Божией. Таким путем мы отвергаем Бога, по образу Которого были сотворены, и устанавливаем свою собственную автономию. В Библии сказано, что победа крестной смерти Христовой преодолевает всё это противление и дарует новую жизнь тем, кто научился бояться, любить Бога и уповать на него. С позиции новой жизни во Христе мы учимся видеть вещи в новом свете в отличие от того периода нашей жизни, когда наше «я» было мерилом всех вещей. Этот новый взгляд отражается на всех сферах жизни, включая биоэтику". На этой странице нашего портала мы представляем несколько небольших фрагментов этой книги для ознакомления с содержанием, ракурсом и стилем повествования. Однако полная версия произведения также доступна на нашем сайте в виде рукописи в формате PDF. Подробнее об этом - внизу страницы. |
Из ПЕРВОЙ ГЛАВЫ:
В современном подходе к этике разрешению эмоций придаётся колоссальное значение. Столь важная роль чувств в процессе принятия решений, пожалуй, стала одним из самых значимых факторов для нынешнего поколения. Действительно, нам сложно понять разницу между взвешенной мыслью и инстинктивным побуждением. Мы настолько поглощены собой, будучи пассивными реципиентами эмоциональных приманок со стороны телевидения и кино, что нам сложно представить, как можно пойти против своих чувств там, где нравственный стандарт указывает нам определённое направление.
Если предшествующие поколения старались быть объективными, то последние поколения полностью отвергли объективность вместе с нравственным абсолютом, отделяющим добро от зла. Для большинства людей именно чувства являются тем средством, с помощью которого они разрешают свои повседневные проблемы. Эта трясина чувств была увековечена киноэпопеей «Звёздные войны», где главный герой, Люк Скайуокер, попадая в одну беду за другой, слышит свой внутренний голос, нашептывающий: «Доверься Силе, Люк, пусть тебя ведут чувства». И мы также слышим голос своих желаний, нашептывающий: «Я чувствую, что это правильно; значит, это должно быть правильно».
В результате утраты объективного нравственного стандарта во второй половине двадцатого века привлекательность эмоционального удовлетворения стала непреодолимой. Объективные внешние стандарты, налагаемые на личные решения человека, сегодня считаются тиранией и насилием. Вышеупомянутая семья будет чувствовать себя оправданной в своём решении не только на основании практической выгоды, но и на основании того, что им, как семье, кажется правильным. Если на них не будет влиять внешний, объективный голос нравственного стандарта, их решение будет соответствующим. Это может быть решением подключить их мать к «системе жизнеобеспечения» или решением «позволить ей умереть». В любом случае решение будет принято, исходя из эмоциональных и практических потребностей, а не на основании взвешенной мудрости зрелой христианской веры. Важно понять, что даже христиане, вера которых вера подлинна и по-настоящему для них важна, вполне могут обнаружить, что принимают решения, руководствуясь более соображениями практичности и эмоционального удовлетворения, чем нравственным абсолютом. Мы, христиане, дышим тем же воздухом, который отравляет мышление наших современников; вместе с тем мы недостаточно глубоко вдыхаем дыхание Божие, очищающее нас как снаружи, так и изнутри.
Мы, как христиане, должны избегать подхода к этике, преобладающего в нашей культуре, и спросить себя, нет ли у Бога лучшего слова о том, как разрешать дилеммы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Даже имея крепкую христианскую веру, мы не всегда будем принимать правильные решения; но мы живём под благодатью Божией, имеем обещание прощения грехов и присутствие Святого Духа, Который действует в чадах Божиих, производя в них святость.
Из ВТОРОЙ ГЛАВЫ:
После краткого описания того, как многие люди в наше время, включая христиан, обращаются с этикой, важно отметить, что такой подход к этике существовал не всегда. В данной главе мы рассмотрим то, как мы пришли к подобному отношению к этике, проследив её развитие на протяжении истории. Основание, на котором люди строили свои этические системы, менялось со сменой веков, однако каждое изменение может рассматриваться отчасти как реакция на предшествующую ступень развития. Иногда реакцию на предшествующую ступень развития этики можно трактовать как более зрелое понимание этики и возвращение к истине. А иногда реакцию на предшествующую ступень развития следует понимать как «подростковый» бунт незрелого общества против власти – бунт общества, нуждающегося во взрослении. Быть может, мы с вами сегодня живём именно в такую «подростковую» эпоху.
Для начала мы вкратце рассмотрим философское, не теологическое становление этики, а теологическое развитие мы оставим для второй части книги. Мы узнаем от наших далёких предков то, как они подходили к этическим вопросам в прошлом. Сразу нужно сказать, что хотя современные вопросы предстают перед нами в новом технологическом формате, сами нравственные вопросы стары как мир. Нравственные вопросы, с которыми мы сталкиваемся, принимая решения о жизни и смерти, касаются того, как мы должны обращаться с людьми вообще. Эти вопросы остаются неизменными с начала мира, со времени грехопадения и того момента, когда Каин убил Авеля.
Мы начнём обзор этики с так называемого классического или золотого века этики, начавшегося в древней Греции за пять столетий до Рождества Христова. Мы рассмотрим классические воззрения на этику Платона и Аристотеля. Принимается ли их влияние или отвергается, их идеи продолжают оказывать воздействие на этику по сей день. Далее мы перейдём к тому, что историки называют эпохой модерна, так называемой эпохе Просвещения семнадцатого и восемнадцатого веков. Этот период будет представлен в лице Эммануила Канта и Дэвида Юма, поскольку их влияние ощутимо по сей день; вместе с тем их надежда на разум и науку весьма сомнительна в наш век постмодерна.
Постмодернистский подход к этике будет представлен двумя философами девятнадцатого века, Сереном Кьеркегором и Фридрихом Ницше. Хотя эти люди далеко не наши современники, их идеи владеют умами современного мира. Интересно то, что Кьеркегор был христианином, тогда как Ницше – атеистом; однако оба выражали реакцию на этику эпохи модерна. Сегодня их влияние громадно и выражается в релятивизме и отрицании абсолютного стандарта, что является характерной чертой дискуссий об этике в последние десятилетия.
Презентацию взглядов каждого из этих философов мы предварим современной историей, иллюстрирующей то, как эти взгляды продолжают оказывать на нас влияние сегодня. Читатель должен знать, что на сегодняшний день философов, придерживающихся классического или модернистского подхода к этике чрезвычайно мало. По большей части философы исповедуют постмодернистские подходы к этике, предпочитая разрешать свои этические дилеммы на основании того, что им лично подходит, и что их лично удовлетворяет.
Из ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ:
Слово этика, скорее всего, происходит от древних греков и описывает не только поведение человека, но и его характер. Характер человека, среди всего прочего, является отличительным признаком человека, отделяющим его от животного мира; кроме того, характер заставляет нас действовать так, чтобы проявлять такие добродетели, как справедливость, сострадание, мужество и честность.
Людей греческого и библейского мировоззрения равным образом интересовал вопрос: «Что такое человек?» Древнегреческие философы искали ответ в окружающем нас мире, тогда как библейские авторы находили его в откровении Слова Божия, дошедшего до нас от патриархов, пророков и, наконец, от Слова, Иисуса Христа, которое воплотилось и обитало с нами. Автор одного из псалмов в Ветхом Завете был изумлён величием человека как творения Божия. Он воскликнул: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5).
То, как вы мыслите об этике, будет в большей степени зависеть от ответа на вопрос: «Что такое человек?» Если человек – это всего лишь часть природы, то есть не более, чем сумма телесной, ментальной и эмоциональной составляющих, то поведение человека или этика будет определяться, соответственно, практическими, рациональными и эмоциональными соображениями. Однако если человек – нечто большее, чем сумма этих составляющих, и если мужчины и женщины «не много умалёны пред ангелами» (Пс. 8:6), и зависят своей жизнью от святого Бога и подотчётны Ему, то человеческая жизнь и этика будут определяться более глубоким духовным смыслом, проистекающим из взаимоотношений с Богом.
С течением времени и с появлением новых контекстов значение слов меняется. Сегодня слово этика употребляется не столько в связи с характером человека, сколько как описание его действий. Постмодернистская иррациональность совершила воистину причудливый поворот, и теперь можно сказать, что действия человека не имеют никакого отношения к тому, какой он человек. Недавний пример этому – интервью с молодой женщиной, арестованной за покушение на убийство: она выбросила своего новорожденного младенца в мусорный контейнер при минусовой температуре воздуха, обрекши его тем самым на верную смерть. Адвокаты и присяжные, испытывая симпатию к молодой женщине, захотели ясно дать понять всему миру, что, хотя они и признали её виновной, «это не означает, что она – плохой человек». Может ли человек быть хорошим и при этом убить своего новорожденного младенца только потому, что сейчас неподходящее время для его воспитания? Быть может, в столь жестоком человеческом поведении всё же есть что-то в корне неправильное? Ещё немного, и наше общество вообще оправдает подобные безответственные действия, поскольку мы уже совершили переход от восприятия этики, как составляющей человеческого характера, к этике, сводящейся к выбору и действиям человека в отрыве от качества его личности.
Во второй половине двадцатого века этика стала рассматриваться больше как свобода выбирать то, что мне хочется. Ударение ставится на выборе, а не на том, кто его делает. Важно не то, что избирается, а само право выбирать. Публичное обсуждение абортов и эвтаназии – прекрасная иллюстрация данного подхода к этике. Во времена постмодерна этика понимается как право свободного выбора, а не как мудрость о принятии правильного решения.
Полное содержание книги:
Вступление
1. Принятие решений, связанных с этикой
2. Как мы оказались в таком положении
3. История, лежащая в основании этики
4. Святые люди, святая жизнь – кто мы, и что мы делаем?
5. Закон и Евангелие как основание для этики
6. Смысл страдания
7. Принятие решений, связанных с уходом из жизни
8. Брак и зачатие
9. Воспроизводство
10. Генная инженерия
Приложение: исторический путь медицинской этики
Библиография
![]() |
Полный текст этой книги доступен для чтения на нашем сайте в виде рукописи в формате PDF. Для чтения кликните мышком по миниатюре книги слева или перейдите по этой ссылке. |
Вернуться в каталог неизданных произведений
Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF