Слово Господне пребудет вовек. Евангелическое лютеранское вероисповедание.

Слово Господне пребудет вовек

Слово Господне пребудет вовек. Евангелическое лютеранское вероисповедание.

Название книги в оригинале: The Word Shall Stand. Our Evangelical Lutheran Confession (Melvin J. Grieger, Vernon S. Grieger, Clarence R. Priebbenow, Luther Rose Publications, Timely Essays - No.2.

Господне Слово пребудет вовек. Книга о вероисповедании современной Евангелической лютеранской церкви. Переведена на русский язык фондом "Лютеранское наследие" в 2004 г. Пока не издана в печатном виде из-за технических и финансовых ограничений.

Представляет интерес для богословов любой деноминации, христианских учителей, студентов богословских семинарий и колледжей, исследователей истории церкви и широкому кругу читателей.

Предисловие

Наше евангелическое лютеранское Вероисповедание прежде всего обращено к Богу. Исповедуемое и провозглашаемое в этом документе мы исповедуем в присутствии Всемогущего Бога и как пред судным престолом Самого нашего Господа Иисуса Христа. Мы исповедуем это, твердо веруя, что провозглашаемое нами здесь не содержит ничего нового, но является ясным учением Слова Божия, открытым нам в Святых Писаниях. И Сам Бог требует, чтобы мы признавали и исповедовали эту истину пред людьми (Мф.10:3233).

Это вероисповедание также обращено к нашим собратьям по вере, к тем, кто поддерживает нас и, пребывая в единении истины Божией, исповедует то же. Когда смиренное чадо Божие искренне верует, что все исповедуемое в этом документе является исключительно тем, чему прямо, либо посредством Писаний учит Сам Бог, так, чтобы Он мог требовать от нас исповедания этого пред людьми, тогда это чадо Божие радостно приемлет и одобряет это вероисповедание, подтверждая его как свое собственное.

Одобряющие и принимающие данное вероисповедание делают это пред Господом Церкви и перед всем миром. Все имеют право знать — кто они такие, а также имеют право знать позиции других. Это вероисповедание предназначено для того, чтобы помочь верным христианам в прояснении своей позиции пред Богом и Церковью. И пусть Христос дарует нам убежденность и смелость в исповедании Его перед людьми, и тогда Он также исповедует нас перед Своим Отцом Небесным .

В том смятении и беспорядке, в котором Церковь, расколотая нерешенными противоречиями и спорами, вероятно, будет пребывать еще много лет, не всякий в состоянии быстро понять — кто есть кто. Без особых исследований, которые отнюдь не всегда столь оперативны и скоры, как того требуют обстоятельства, не всякий может определить, во что прихожанину или пастору нашей церкви следует веровать по тому или иному спорному вопросу. Фактически, часто конкретные вопросы о том, во что же верует человек относительно того или иного вопроса, рассматривались как нежелательное вторжение в его личные дела. Официальное отношение к таким вопросам также было неодобрительным, потому что они предполагали открытое разделение в нашей церкви, которое может породить сомнение в старательно поддерживаемой видимости «полного доктринального единства».

Но мы полагаем, что народ Божий должен быть совершенно открытым в своей вере (1 Петр. 3:15). Всякое нежелание или всякий отказ человека открыто провозглашать тот или иной вопрос веры, или христианское вероисповедание, может вызывать обоснованные подоз-рения, что ему есть что скрывать или чего стыдиться, ибо это может не сообразовываться с открытым Словом Божиим. Особенно в случае призвания нового пастора община имеет полное право, а точнее — даже обязана знать, какова сердечная вера призываемого кандидата в духовных и доктринальных вопросах, по которым имели место расхо-ждения во мнениях и споры. Пред Господом, нашим Судией, знаю-щим истинное положение дел, нам не следует оказывать ни малейшей поддержки никакому лицемерному изображению доктринального единства в нашей церкви, если мы имеем различные мнения.

Это вероисповедание, таким образом, также обращено ко всем, кто противится исповеданию нами истины или кто все еще про-тивостоит позициям, провозглашенным в нем. Нередко случалось, что в дискуссиях и спорах, разделявших нашу церковь в прошлом, многие из нас не получили возможности выразить обстоятельно, ясно и под-робно полное содержание наших вероубеждений. И потому нас критиковали — либо по неведению, либо в силу необъективности — за приверженность всякого рода узким и безрассудным позициям, которые сами мы решительно отвергаем. Часто у нас не было возможности адекватно отвечать на все эти обвинения и порочащие нас измышления. Посему необходимо ясное вероисповедание, чтобы определенно и прямо выразить нашу позицию, и чтобы всякий мог видеть и понимать точно — во что мы веруем, а также чтобы показать необоснованность всех этих лживых и несправедливых обвинений и измышлений, которым необходимо преградить путь.

В искренней любви мы убедительно просим всех, кто противостоял нашей позиции в предыдущих дискуссиях, очень тщательно исследовать библейские истины, которые мы здесь исповедуем с открытым сердцем, и признать вместе с нами, что это — именно то, чему учит Сам Бог в Своем открытом нам Слове — Святых Писаниях. Мы искренне молим о том, чтобы таким путем в Его Церкви было достигнуто единство.

Поскольку нашим искренним желанием также является, чтобы мужчины и женщины, где бы и в каких бы обстоятельствах они ни находились, услышали и пришли к пониманию и принятию святых истин Слова Божия, это вероисповедание обращено также и ко всему миру, окружающему нас.

Хотя мы вполне осознаем, что многое из исповедуемого здесь нами чуждо и неприемлемо для окружающего нас мира, все же мы не стыдимся этого своего учения и вероисповедания, ибо твердо веруем, что во всех своих частях оно стремится провозглашать лишь то, что Сам Бог говорит нам, полностью сообразуясь с Его Словом. Весь этот мир обязан своим существованием Господу Богу. Бог открыл, что все люди, рано или поздно, на Небесах или в преисподней, вынуждены будут признать своего Создателя и истину Его Слова. Единый Господь, Бог вселенной, призывает всех людей придти к Нему через Его Слово. В этом Слове Божием нет тайн исключительно для избранной элиты. Оно полностью открыто обозрению всего мира. Веруя, что это вероисповедание находится в полном согласии со Словом Божиим, мы приглашаем всех исследовать и изучить Писания, дабы проверить те позиции, которые мы здесь исповедуем.

И наконец, это вероисповедание обращено к потомкам, — к тем, кто придет после нас, к представителям последующих поколений. Мы хотим, чтобы они знали ясно и точно, какова была наша позиция в тех вопросах, которые вызывали разногласия и споры в нашей церкви. Если мы воистину веруем, что все исповедуемое нами здесь является именно тем, чему учит Слово Божие, тогда в случаях, когда эти вопросы подвергаются сомнению, а истинное исповедание — опасности компромисса и затмения, мы не только имеем право, но обязаны выражать свою веру ясно в письменной форме, чтобы она могла быть передана далее, грядущим поколениям, без какихлибо фальсификаций или компромиссов.

ОБОСНОВАНИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Если ктото спросит, почему мы обратились к публикации изложения вероисповедания, то мы хотим сообщить, что, в конечном счете, мы были вынуждены сделать это, поскольку никакое менее значительное действие не казалось нам достаточным и надежным или же сообразующимся с нашей искренней верой в то, что позиция, которую мы отстаивали на протяжении многих лет, является не только нашей собственной позицией, но и воистину является откровением Самого Бога, которое мы должны отстаивать и провозглашать самой своей жизнью.

Когда Церковь, через своих богословов, не будет более открыто и честно оценивать точность аргументации, когда она не будет более рассматривать ее в свете Слова Божия, признавая Его действенность (и также уступая этой действенности), или же когда она не будет эффективно опровергать и отвергать антибиблейские проявления в этой аргументации, тогда спор или доказательство (в смысле приведения неоспоримых фактов и знаний из Писания, с тем чтобы они были критериями оценки и обсуждения), не принесут более никакой пользы. Тогда это становится подобно бросанию жемчуга перед свиньями . Когда дело доходит до этого, дискуссия должна уступать место исповеданию веры, если мы хотим сохранить верность Слову Божию. Когда аргументы становятся безуспешными, тогда, при отсутствии ясного и четкого вероисповедания, может иметь место лишь компромисс или же полное принятие заблуждений. Ни одно, ни другое неприемлемо, если мы хотим верно наследовать истину Божию.

Еще одним доказательством того, что продолжение дискуссий и дебатов в том же духе не принесло бы Церкви никакой пользы, является то, что те же самые уродливые и ужасные лжеучения — и особенно касающиеся Писания — возникали вновь и вновь даже после того, как они, казалось бы, подавлялись и усмирялись какими-то официальными «заявлениями» или «соглашениями». Должно быть очевидно, что причина этого состоит в том, что истинная сущность основных заблуждений никогда открыто не идентифицировалась, конкретно не отвергалась и не осуждалась как противоречащая Слову Божию и, соответственно, — не изгонялась из Церкви с применением евангелических дисциплинарных методов. Напротив, от приверженцев заблуждений, за редким исключением, никогда не требовалось признания, отречения и открытого отвержения их заблуждений перед всей церковью. Напротив, их заблуждениям позволяли сохраняться в более скрытой форме и под прикрытием более тонких и изощренных «истолкований».

Хотя мы, разумеется, не надеемся иметь на земле такую Церковь, в которой нет ни проблем ни противоречий, все же мы желаем при этом, чтобы Церковь обсуждала заблуждения и ответственно к ним подходила, ясно и открыто представляя их как нападки на Слово Божие и однозначно не оставляя им права на существование внутри себя.

Мы полагаем, что наша церковь очень мало преуспела в этом отношении, и потому здравые аргументы не принесли тех плодов, которые ожидались. И это делает ясное и определенное вероисповедание просто необходимым.

Более того, мы обнаружили, что сами выдвигаемые аргументы непонятны многим нашим оппонентам, которые, похоже, основывают свои представления на совершенно иных мировоззренческих и философских предпосылках. Допущения экзистенциальной философии или «диалектический взгляд на истину», похоже, преимущественно составляют основу их мышления и представлений. С этой диалектической точки зрения, Писания, библейские утверждения и учения кажутся полными «натяжек», условностей и противоречий, делающими все относительным и преходящим («динамичным»), так что не остается более ничего постоянного и устойчивого («статического»), а в результате противоположности могут быть «истинами» одновременно и в одном и том же отношении. В такой запутанной и абсурдной ситуации дальнейшие дискуссии кажутся по большей части бессмысленными. И необходимо ясное и точное исповедание веры.

Из-за этой запутанной ситуации некоторые люди оставили церковь и стали искать религиозного общения в других местах. Некоторые настойчиво побуждали многих из нас покинуть церковь, в которой допускается и терпится такая ситуация, подчеркивая, что Слово Божие требует отделения от еретиков (Тит. 3:10). Мы глубоко уважаем и ценим искренность этих людей и их стремление быть верными воле Божией, и, фактически, ту жертву, которую они заплатили, чтобы жить сообразно своей вере. Но мы полагаем, что отделение от церкви в столь сложной ситуации, когда в ней присутствуют не только отъявленные еретики, но также и очень многие из стремящихся сохранять верность истине Божией, — это не совсем то же, что отделение себя от лжеучителей. Мы должны испытывать братскую ответственность по отношению к верно борющимся за истину, а также по отношению ко многим людям, которые поступают «по простоте своей, не зная, в чем дело» (2 Цар. 15:11). Мы намерены исполнять свои братские обязанности, не оставляя тех, кто воистину являются нашими братьями по вере, и искренне борются за полноту истины Слова Божия внутри Церкви. Мы решительно намерены делать это, несмотря на осознание собственной немощности, с молитвой о том, чтобы по благодати Божией мы не были отягощены противоречиями и в конце концов — не умолкли. Это постоянно существующая опасность, которой все мы подвергаемся, и мы искренне молим о силе Божией, чтобы нам не поддаться этому искушению к великому удовлетворению сатаны и всех, кто противостоит Слову Божию.

И в то же время, нам пред лицом ясных заповедей Божиих надлежит заявить открыто и категорично, что мы искренне веруем в то, что мы не имеем права оставаться под несправедливым бременем вместе с неверующими [2 Кор. 6:14]. Мы не должны, и не будем стесняться разрывать духовное общение с такой церковью, которая сознательно, определенно и постоянно позволяет своим учителям преподавать ложь, прикрываясь именем церкви и не навлекая на себя ее упреков. Конечно, не всегда можно сразу же и точно установить — в какой именно момент лжеучения еретиков, которых терпят в церкви, действительно становятся лжеучениями самой церкви, но несомненно и очевидно, что церковная деноминация становится ответственной за те заблуждения, которым она сознательно и добровольно позволяет существовать в своей среде, не обличая и не исправляя их. И тогда разделение и отделение требуется Богом и угодно Ему (Рим.16:17-18).

НАЗВАНИЕ ЭТОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Противоречия, имеющие место в церкви вот уже много лет, показали, что в ней существуют, как минимум, две позиции по многим вопросам. Мы искренне веруем, что всё, утверждаемое нами в этом исповедании веры, является именно верою наших отцов, о которой ясно учат Писания. Это истинная и вселенская христианская вера. Но поскольку появились лжеучителя, которые также утверждают, будто их ошибочные позиции представляют собой вселенскую веру, мы вынуждены отделить то, во что мы веруем, от их заблуждений. И это является нашим Вероисповеданием, в том смысле, что оно идентифицирует и объединяет нас со всеми, имеющими истинное библейское понимание вселенской веры во Христа.

Наше евангелическое лютеранское Вероисповедание подтверждает и включает в себя учения, содержащиеся в «Книге согласия» 1580 года. Оно является евангелическим, потому что не содержит ничего, кроме того, чему учат или что подразумевают лютеранские вероисповедания, включенные в «Книгу согласия». Как часто случалось в истории, течение времени и обострение дискутируемых вопросов требует утверждения в более точном и подробном виде некоторых вещей, которые ранее воспринимались или понимались в церкви как нечто само собой разумеющееся. Наше вероисповедание не представляет собой ничего большего, и посему мы искренне веруем, что не учреждаем здесь ничего нового, но лишь отстаиваем старую евангелическую, основанную на Благовестии, христианскую веру, учрежденную в лютеранских Вероисповеданиях, провозглашая ее таким образом, что это наиболее соответствует современному отрицанию и неприятию этой веры.

Необходимо сказать в этой связи, что если мы желаем исповедовать истинного Господа Иисуса Христа верно, то нам надлежит исповедовать Его особо в тех вопросах, в которых Его истина сегодня подорвана. Вероятно, наиболее значительным направлением стратегии и тактики сатаны в последние годы было стремление к тому, чтобы истинное Евангелие было подорвано, высмеяно и отвергнуто, — и не столько посредством крикливых и вульгарных лжеучений, но скорее — путем представления истины таким образом, чтобы преуменьшить ее и дискредитировать. Чистое Евангелие может быть представлено в такой «обстановке», или в такой «атмосфере» (например — с презрительной ухмылкой, или пожатием плечами), которая порождает непочтительность с лицемерием или презрением. Это очень тонкие и изощренные методы отрицания Христа, не касающиеся доктринальных сфер.

Если мы хотим сохранять верность нашему Господу сегодня, то наше исповедание веры должно также рассматриваться и рядом с некоторыми отрицаниями подобного рода. И если некоторые положения нашего Вероисповедания не кажутся строго доктринальными (в смысле традиционных исповеданий веры), это происходит потому, что нам приходится иметь дело с такими современными возражениями в менее ясных областях.

Что же касается отношения наших Вероисповеданий к Согласительным тезисам (основополагающему доктринальному утверждению Лютеранской церкви Австралии), мы утверждаем: ничто в нашем евангелическом лютеранском Вероисповедании не противоречит Согласительным тезисам в том виде, как мы понимаем их, и как они были нам представлены.

Нам известны утверждения о том, что Согласительные тезисы были задуманы как компромиссный и двусмысленный документ. Какая бы доля истины в этом ни присутствовала, мы признаем, что Согласительным тезисам были даны различные истолкования, которые нам следует отвергнуть как нечто противоречащее Святому Писанию и, таким образом, — противоречащее нашему лютеранскому Вероисповеданию и отрицаемое в нем. Слабость Согласительных тезисов в отношении эффективного поддержания единства церкви, по нашему мнению, заключается в том, что они ясно и определенно не отвергают и не осуждают многие заблуждения, противостоящие истине. Их позитивные утверждения могут быть легче искажены и извращены, нежели утверждения, поддерживаемые специальными отрицаниями и осуждениями, подобными тем, которые содержатся в Формуле согласия.

Этот документ является исповеданием веры в том смысле, что он задуман как искреннее, ясное и точное утверждение нашей веры относительно тех вопросов, по которым среди нас возникали разногласия. Это представляется как перед престолом Божиим. Мы веруем со всей искренностью, что это [исповедание] есть чистая истина Божия. И потому оно не может разделять церковь, но лишь сплачивает истинных чад Божиих еще более в той единой вере, которая объединяет всех нас во Иисусе Христе. Такова цель и таково намерение нашего евангелического лютеранского Вероисповедания.

Мы представили учение о Святом Писании как в утверждениях, так и в отрицаниях, изложив его более подробно и обстоятельно, чем какоето другое учение, потому что оно стояло в центре великих противоречий в церкви, а также потому что большинство других разногласий порождались слабостью в этой области. Важно, чтобы полное значение истины Божией ясно провозглашалось для урегулирования разделивших нас противоречий, дабы становилось очевидно — кто же верен истине Божией (1 Кор. 11:19).

Мы сочли необходимым также выразить свои вероубеждения относительно различных практических явлений и вопросов, — не столь уж строго доктринальных, самих по себе, но обсуждаемых и представляемых таким образом, чтобы подорвать верность истине Божией.

Как предложенное Аугсбургское вероисповедание необходимо было расширить пред лицом множества злобных клеветников на лютеран, утверждавших, например, будто лютеране отвергают многие из фундаментальных учений христианской веры, — точно так же и по аналогичным же причинам мы считаем необходимым провозгласить свою позицию и относительно других артикулов веры, по которым мы не встречали каких-либо разногласий.

Все наше евангелическое лютеранское Вероисповедание, в конце концов, сфокусировано на нашем Господе и Спасителе, Иисусе Христе, воплощенном Сыне Божием, то есть на Его Личности и на Его деяниях ради нашего спасения. Мы представляем это исповедание как не более, но и не менее, чем наш ответ на вопрос Иисуса из Евангелия от Матфея (16:15): «А вы за кого почитаете Меня?». И мы, по существу, говорим: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), веруя, что это было открыто нам не плотью и кровью, но нашим Отцом Небесным и исключительно через Писания.


Артикул 14. Оправдание верою

Основополагающее, главное учение всех Писаний, учение об оправдании только верою, только по благодати Божией, без дел, ради Христа, подвергается сегодня нападкам с различных сторон.

    Постулат об оправдании только верою оспаривается:
  • Либеральным богословием, отрицающим божественность Иисуса Христа, упраздняющим и отбрасывающим многие из Его высказываний и деяний, засвидетельствованных Евангелиями, и отрицающим, что Иисус Христос является единственным источником спасения.
  • Богословием освобождения, превращающим Евангелие в перечень свобод для угнетенного народа в этой жизни.
  • Продолжающим развиваться учением Римской Католической церкви, будто благодать Божия достигается людьми, и якобы добрые дела необходимы для оправдания.
  • Попытками различных церквей превратить Евангелие в новый Закон или рассматривать Евангелие, в строгом смысле слова, как нечто, включающее в себя Закон.
  • Харизматическим движением, которое отвлекает внимание от богословия креста и переключает его на триумфальное богословие славы, которое проявляется в личных свидетельствах о победах веры и практических доказательствах проявлений каких-то специфических харизматических даров в людях.
  • Ханжами, полагающими, будто возможно воздержаться или уклониться от греха, и отрицающими, что человек, который оправдан, является одновременно святым и грешником.
  • Веком, в котором мы живем, и которому свойственно возрождение многих аспектов пиетизма, ставящего возрождение перед оправданием, акцентирующего скорее жизнь, чем учение, смешивающего Закон и Евангелие, и безразличного к серьезным расхождениям в учении.
  • Стремлением внутри лютеранства к евангельскому редукционизму [упрощенчеству]. Это другой способ утверждения, что поскольку оправдание только верой является главным артикулом веры, все остальные артикулы не столь существенны.
  • УТВЕРЖДЕНИЕ

    1. Мы веруем, учим и исповедуем, что «оправдание» — это юридический термин, противоположный по значению слову «осуждение» (Рим. 5:18). Оправдание только верою означает, что Бог объявляет человека праведным. Бог вменяет человеку праведность, которая этому человеку лично не принадлежит. Если говорить об этом с другой стороны, то можно сказать, что Бог не вменяет человеку его вины, Он прощает и милует его.

    2. Мы веруем, учим и исповедуем, что Бог оправдал людей, не принимая во внимание их попытки и старания удовлетворить Бога своими собственными поступками и делами (Рим. 3:28; Ефес. 2:9). Бог не был подвигнут к оправданию грешных людей каким-то их поведением или какимито их действиями.

    3. Мы веруем, учим и исповедуем, что все оправданные люди являются грешниками, то есть «нечестивыми» (Рим. 4:5). И дело обстоит не так, что они сначала должны прекратить грешить или заслужить себе оправдание какимто способом до или после того, как Бог оправдал их. Бог оправдал их в состоянии грешников.

    4. Мы веруем, учим и исповедуем, что оправдание является объективным. Бог уже провозгласил весь мир праведным во Христе (Рим. 4:25; 2 Кор. 5:18-21). Оправдание завершено и совершенно само по себе (Рим. 5:6-10). Оправдание было полностью заслужено Иисусом Христом и предлагается в Евангелии. Прежде чем в грешных людях возникло хоть какоето стремление к Богу, Бог во Христе провозгласил весь грешный мир «не виновным», и этот приговор является истинным, независимо от того, веруют в это люди или нет. Бог примирил с Собою мир во Христе (2 Кор. 5:19). Праведным деянием одного Человека, «последнего Адама» , оправдание пришло ко всем людям (Рим. 5:18).

    5. Мы веруем, учим и исповедуем, что именно этою Благой Вестью Святой Дух творит веру в сердцах грешников, и люди приводятся к вере в то, что Бог совершил. Верою принимается оправдательный Божий приговор. Верою человек оправдывается постольку, поскольку она возлагает надежду, полагается или уповает на Божию благодать, на прощение греха и на тот оправдательный приговор, который провозгласил Бог (Рим. 4:16). Божий приговор не приносит пользы людям, если они этот приговор не принимают. Бог делает Свой приговор доступным для людей через те средства, которые Он Сам же предназначил для этой цели — через провозглашение Евангелия, а также Таинства Крещения и Святого Причастия. Люди, верою принимающие то, что Бог по благодати Своей предлагает как дар, становятся субъективно оправданными, пользуются оправдательным вердиктом Божиим и обретают вечную жизнь. Вера во Христа — это единственный путь, которым люди могут обрести личное примирение с Богом (Иоан. 3:16-18, 36; Деян. 10:43).

    6. Мы веруем, учим и исповедуем, что вера является только актом принятия чеголибо и никак не может рассматриваться в качестве причины, или основания для оправдательного Божия приговора. Лучше сказать, что мы оправданы через веру, чем «посредством», или «при помощи» веры. Вера не является делом. Вера оправдывает не благодаря какой-то добродетели в ней содержащейся, но добродетелью заместительной смерти и воскресения объекта этой веры, Иисуса (Рим. 4:25).

    7. Мы веруем, учим и исповедуем, что причиной, по которой Бог оправдывает грешников, является Его благодать, то есть присущее Ему внутреннее благоволение, или Его благое и спасительное намерение по отношению ко грешным и не заслуживающим этого людям. Божия оправдывающая благодать продолжает пребывать в Боге. Это не является чем-то таким, что находится в человеке.

    8. Мы веруем, учим и исповедуем, что оправдывающая благодать Божия оплатила цену. Ибо то, что Бог не замечает греха, отнюдь не является несправедливым. Его благодать явила себя в умилостивлении за грех, совершенном Его Сыном Иисусом Христом. Спасение пришло не в результате того, что Иисус учредил какой-то образец или модель [поведения], ибо ни один грешник не может следовать такому образцу или такой модели совершенно. Основой оправдания Божия стало активное послушание Иисуса, Заместителя всего грешного рода человеческого, святой воле Божией и понесенное Им наказание [Его расплата] за человеческий грех, совершенное Его страданиями и принесением Своей жизни в качестве выкупа за людей. На основании заместительного умилостивления Иисуса Бог провозгласил грешников праведными (Рим. 3:24-25; 2 Кор. 5:19-21; Гал. 3:13). Поскольку Бог исполнил Свой осуждающий приговор в отношении грешного человечества, Он остается справедливым, и в то же время Он поступает справедливо, провозглашая праведным грешника, верующего в Иисуса (Рим. 3:26).

    9. Мы веруем, учим и исповедуем, что только этим учением Христу воздается вся честь, Ему причитающаяся, а именно — что Своею святою жизнью, невинными страданиями и смертью Он стал нашим Спасителем. Только через это учение бедные грешники могут обрести постоянное и прочное утешение и уверенность в том, что Бог милостив по отношению к ним.

    10. Мы веруем, учим и исповедуем, что некоторые книги Нового Завета отражают то же учение, не используя при этом слова «оправдание». Это также отражено в прощении грехов, примирении с Богом, искуплении и сыновстве Божием. Все это является путями провозглашения одного и того же факта и одного и того же деяния Божия во Христе. Ничто не должно исключаться из употребления, и все это суть действенные пути выражения одной и той же истины. Сущность и изобилие Евангелия вероятно сохраняются и поддерживаются наилучшим образом там, где каждый из этих способов отражения применяется в своих специфических условиях и таким образом, чтобы исправлять неправильное употребление других способов.

    11. Мы веруем, учим и исповедуем, что оправдание верою является главным артикулом христианской веры, и что оно тесно и непосредственно связано со всеми другими учениями этой веры. Целью всего Писания является свидетельствование об Иисусе Христе (Иоан. 5:39; 16:12-15). Таким образом, понимание всего Писания должно сообразовываться с этой главной целью, и все учение должно определяться в соответствии с этой целью. Посему оправдание верою является также критерием для истолкования Писания. Никакое истолкование составной части Писания не может противоречить главной и основной истине об оправдании верою. В отрицательном отношении учение об оправдании может указывать — чего какая-то книга, параграф или фрагмент Писания не должно означать, и чего не следует провозглашать в качестве библейского учения.

    12. С другой стороны, мы веруем, учим и исповедуем, что следует проявлять осторожность при употреблении оправдания верою как принципа, определяющего все учение. Никакие учения не могут определяться путем умственного заключения, производимого из главного учения об оправдании верою. Это основное учение не может определять того, что какой-либо фрагмент, или параграф, или книга [Библии] на самом деле говорит. Значение [библейских фрагментов] во всех случаях должно извлекаться из самих фрагментов. Каждое учение должно основываться на ясных и недвусмысленных утверждениях написанного Слова. Учение о Сотворении мира Богом за шесть дней или учение о вечном проклятии в преисподней, например, не могут основываться на учении об оправдании верою. Подобным же образом, то, что такое Таинства, и то, как их следует употреблять, и то, какова польза от них, не может выводиться из учения об оправдании. Мы не можем утверждать, что поскольку мы оправданы не делами, но по благодати, ради Христа, верою, нам надлежит крестить все народы или же совершать Господне Причастие. Таинства основаны на ясных словах нашего Господа, которые представлены в Писании, а вовсе не на учении об оправдании. Но, как было сказано выше, никакие учения Писания не должны пониматься в значении, противоречащем главному учению Писания. Их надлежит понимать в согласии с этим главным учением. Таинства и другие учения должны рассматриваться как подтверждающие главное учение. Они проясняют Евангелие об оправдании грешника во Иисусе Христе.

    ОТРИЦАНИЕ

    1. Мы отвергаем и осуждаем всякую попытку вытеснить или заменить оправдание как главное учение освящением, обновлением жизни, личными переживаниями, харизматическими дарами или разными формами размышления.

    2. Мы отвергаем и осуждаем всякое утверждение о том, что вера — это труд или нечто, достойное награды, либо же что она побуждает к прощению или определяет его.

    3. Мы отвергаем и осуждаем всякую попытку отрицания объективности оправдания или же отрицания того, что объективное оправдание предшествует субъективному оправданию.

    4. Мы отвергаем и осуждаем всякое утверждение, будто после обретения веры во Иисуса Христа человек перестает грешить. Все христиане являются одновременно оправданными и грешниками (Рим. 7:14-21).

    5. Мы отвергаем и осуждаем любые формы религиозного энтузиазма, полагающие, будто Бог производит веру непосредственно в сердцах людей, без внешнего Слова и без Слова, видимого в Таинствах.

    6. Мы отвергаем и осуждаем мнение о том, что благодать, по которой человек оправдан, находится в нем самом, или же была вселена в него.

    7. Мы отвергаем и осуждаем всякую попытку обоснования всех прочих учений Церкви исключительно оправданием верой, вместо того чтобы обосновывать это ясными словами самого Писания.

    8. Мы отвергаем и осуждаем всякую попытку критиковать твердость относительно чистоте любого учения Писания как «праведность по делам».

    9. Мы отвергаем и осуждаем всякие человеческие попытки учить, будто их собственные дела и добродетели могут смешиваться с артикулом об оправдании или иметь какое-то значение для оправдания их перед Богом. Ибо христианская вера — это уверенность в том, что мы имеем прощение грехов и спасение верою во Иисуса Христа (Деян. 10:43).

    10. Мы отвергаем и осуждаем любые попытки обещания благодати Божией людям на основании их моральных усилий.

    11. Мы отвергаем и осуждаем принятое в римском католицизме учение о делах, прямо утверждающее, будто добрые дела необходимы для обретения оправдания.

    12. Мы отвергаем и осуждаем все виды синергизма, добавления человеческих дел, правильного отношения (поведения) человека, или его решения (выбора) к артикулам об обращении и оправдании, даже несмотря на то, что синергисты могут использовать такие термины как «верою» и «только верою». О людях не должно говориться так, будто они сотрудничают с Богом в процессе воспламенения в них веры.

    13. Мы отвергаем и осуждаем любые формы евангельского редукционизма (упрощения Евангелия), ограничивающего существенные и необходимые учения и все сводящего к оправданию верою.




    Господне Слово пребудет вовек. Полный текст на русском языке в формате PDF

    Вы можете читать полную версию этой книги бесплатно в формате PDF на нашем сайте.



    Вернуться в каталог неизданных произведений

    Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Слово Господне пребудет вовек