Пасторское богословие (Pastorale или "Лютеранское пасторское богословие")(К.Ф.В. Валтер)



Добавить в корзину

Оригинал данного учебника (Walther`s Pastorale. American Lutheran Pastoral Theology) является обобщением более длинного цикла статей, выходивших с 1865 по 1871 гг. под названием "Materialen zur Pastoraltheologie" ("Материалы по пасторскому богословию").

Книга является классическим учебником и рассматривает широчайший круг теоретических и практических вопросов, с которыми приходится сталкиваться приходскому священнику: общее определение пасторского богословия, призвание на служение, ординация, первая проповедь, отправление Таинств, пастырское попечение, христианская дисциплина, прием в члены прихода и отлучение - вот далеко не полный перечень тем, затронутых в данном произведении.

Следует отметить, что оригинал учебника был адресован прежде всего американскому читателю, и автор не скрывает в предисловии, что при отборе материалов критерием служили нужды американского пастора. Однако, учитывая, что впервые данная книга была издана в 1872 г. (а менталитет американского читателя того времени, - тем более читателя специфического круга: будущих пасторов и богословов) имеет мало общего с менталитетом современных жителей США, а также принимая во внимание тот факт, что автор произведения представил не только свои мысли, но в гораздо большей степени обобщил пасторско-богословский материал, изложенный в разных трудах ученых-богословов, книга по-прежнему актуальна и интересна современному читателю.

Адресовано это издание учащимся семинарий и богословских колледжей, историкам и религиоведам, пасторам и учителям христианских учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся фундаментальным богословием и историей церкви.

(Фонд "Лютеранское наследие", 2006 г.,336 с. Твердый переплет).


Вернуться в каталог


Здесь мы предлагаем нашим читателям небольшой фрагмент этого произведения для ознакомления со стилем повествования.


1. Определение пасторского богословия

Пасторское богословие — это даруемая Богом (theosdotos) практическая способность души, обретаемая (acquisitus) с помощью определенных вспомогательных средств, благодаря которой служитель церкви может выполнять все свои функции обоснованно (rato) и законно (legitime) во славу Бога, для спасения своих слушателей и самого себя.

Комментарий 1.

Пасторское богословие, как и богословие вообще, можно рассматривать в смысле доктрины, как некую книгу под названием «Пасторское богословие». Но в таком контексте это можно назвать пасторским богословием только в относительном смысле, только в определенных взаимоотношениях, когда его преподают или когда о нем пишут. Чтобы это могло произойти, оно уже должно присутствовать в душе человека.

Для того чтобы разъяснить какой-то предмет, необходимо знать, чем он является по сути и изначально (principaliter), в собственном, абсолютном смысле слова, независимо от всего относительного и несущественного. Поэтому мы начинаем с определения пасторского богословия, которое находим у старейших, ортодоксальных учителей нашей церкви, там, где его природа рассматривается субъективно или конкретно, там, где оно существует в контексте конкретного человека, имеющего право называться богословом. Поэтому мы не называем его доктриной или книгой. Оно является таковым только метонимически (метонимия — оборот речи, в котором следствие носит название причины или сосуд носит название содержимого). Мы называем его способностью.

Комментарий 2.

Когда мы называем пасторское богословие способностью, мы подразумеваем под этим не просто некую сумму знаний, а расположенность или состояние души, готовность иметь дело с предметом. Это сразу должно указывать на ту «приготовленность» (exartisis) и ту «способность» (hikanotes), которых требует апостол от служителя церкви (2 Тим. 3:17; 2 Кор. 3:5).

Когда мы называем пасторское богословие практической способностью, мы подразумеваем под этим не теоретическую способность или некую науку, имеющую своей конечной целью знание. Оно практично в общем смысле слова, поскольку его предназначение, как и у всякого богословия, заключается в том, чтобы привести грешника к спасению верой. Оно практично также в более узком смысле слова, поскольку его предметом является работа пастора или его служительские функции, церковное служение (ministerium ecclesiasticum). Это значит, что через Слово Божье, согласно апостольскому требованию, Божий человек должен быть «приготовлен ко всякому доброму делу», которое предусматривается его служением, а именно «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16-17).

Покойный д-р Рудельбах пишет в одной из опубликованных лекций: «Вы помните, что вместе со старейшими [богословами] мы определяем богословие как практическую способность. Мы не можем отказаться от этого определения, это живой центр нашего рассуждения. Богословие насквозь практично, практично в корне, средствах и взаимосвязях. Но мы не ошибемся, если назовем эти дисциплины (катехетику, гомилетику, литургику) практическими в более узком смысле… потому что они прежде всего показывают Слово в непосредственном применении… Таким образом, это связывает… учение и жизнь и переносит результаты первого в последнее. Жизнь не оживляет учение (оно должно быть живым само по себе, если у него правильная природа), но она показывает его живую силу». («Ueber den Begriff der Theologie und den der neutestamentlichen Isagogik», в Zeitschrift Рудельбаха и Гюрике, 1848 г., первый квартал, с. 27-28.)

Называя пасторское богословие «даруемой Богом практической способностью», мы имеем в виду, что это — сверхъестественная способность, достигаемая не человеческими силами и усердием, а только благодаря действию Святого Духа. Она заведомо предполагает наличие оправдывающей веры, и только тот, кто находится в состоянии благодати, только возрожденный человек может обладать ею, как ясно говорит об этом апостол (2 Кор. 2:16; 3:5-6). Вот что пишет Иоганн Герхард: «Истинное богословие больше заключается в состоянии души (in affectu), нежели в знаниях» (Methodus studii th., Йена, 1654, с. 14-17).

Называя пасторское богословие способностью, обретаемой при помощи определенных вспомогательных средств, мы имеем в виду не ту необычную богословскую способность, которую апостолы и пророки получали благодаря прямому озарению. Мы имеем в виду способность, которая создается Святым Духом опосредованно. Вот что разумеет апостол, когда пишет: «Занимайся чтением… О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:13-16).

Людвиг Хартманн пишет: «То, что Тертуллиан однажды правильно сказал о христианах: ‘‘Христианами не рождаются, а становятся’’ (Christiani non nascuntur, sed fiunt), — справедливо также в отношении верных служителей и учителей церкви, которым необходима долгая подготовка и учеба, если они хотят быть пригодными к этому высокому служению, когда приступят к нему. Ибо здесь недостаточно одной лишь личной респектабельности или серьезности и святости жизни. Необходимы еще и богословские знания» (Pastorale ev., Нюрнберг, 1697, с. 237).

Правильность общего и конкретного предназначения пасторского богословия подтверждается словами апостола: «Все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31) и «Ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).





Приобрести данную книгу в печатном виде можно в нашем магазине "Книга-почтой". Для этого клкните мышкой по миниатюре слева, или перейдите по этой ссылке.

Пасторское богословие на русском языке в формате PDF

Текст книги "Пасторское богословие" можно приобрести также в магазине-каталоге электронных изданий. Для этого кликните по эмблеме слева.






Рекомендуем также ознакомиться с книгами схожей тематики на нашем портале:


Вернуться в каталог изданных произведений

Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Пасторское богословие