Закон и Евангелие (Карл Фердинанд Вильгельм Валтер)

Закон и Евангелие. Карл Фердинанд Вильгельм Валтер. Лютеранское наследие. Классика богословия

Значение и содержание работы "Различия между Законом и Евангелием" трудно оценить в полном объеме, однако все, кто перечисляют заслуги Валтера перед церковью, упоминают эту работу. Не будет преувеличением, если сказать, что эта работа д.-ра Валтера является его самым большим вкладом в дело церкви, потому что вся пасторская практика в лютеранстве базируется на понимании различий между Законом и Евангелием.

Фонд «Лютеранское наследие» дважды издавал конспективное изложение этой работы под редакцией В.К. Пипера. Теперь доступен полный русский перевод данного произведения.

Полная версия отличается от конспективного изложения Пипера не только объемом, но и структурой: конспект Пипера структурно разбит на тезисы, в то время как полная версия произведения разбита на лекции.

Адресовано это издание богословам, студентам христианских колледжей и семинарий, пасторам и учителям, хотя данная монография представляет также несомненный интерес для самого широкого круга читателей, интересующихся вопросами богословия и истории церкви.

(Фонд "Лютеранское наследие", 2008 г. 424 с., твердый переплет).


Вернуться в каталог


Данная книга доступна в магазине "Книга - почтой". Кроме того ее можно заказать прямо с этой страницы, нажав на кнопку слева.

Данную книгу можно также приобрести в формате PDF. PDF-версия в данном случае представляет собою точный макет печатной версии книги (вплоть до совпадения страниц), с тем лишь исключением, что в PDF-версии могут быть исправлены некоторые опечатки. PDF-файл можно читать на экране компьютера, распечатывать полностью или частично для использования в учебном процессе, цитировать и т.д.




На этой странице мы предлагаем читателям небольшой фрагмент (Первую лекцию) монографии "Закон и Евангелие" для ознакомления.


ПЕРВАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ЛЕКЦИЯ

(12 сентября 1884 г.)


Дорогие друзья!

Если вы собираетесь стать квалифицированными учителями в наших церквах и школах, вам совершенно необходимо иметь самые полные и детальные знания, касающиеся всех учений христианства. Однако, даже получив эти знания, вы еще не достигаете всего, что вам необходимо. Помимо знания всех доктрин, вам следует обрести умение правильно использовать их. Надо не только умом воспринять их – они должны глубоко войти в ваше сердце и там проявить свою божественную, небесную силу. Все они должны стать настолько драгоценными, настолько значительными, настолько дорогими для вас, что вы просто не сможете поступать иначе, кроме как открыто и от всего сердца провозглашать словами Апостола Павла: «Я веровал и потому говорил»[1] или, согласно словам всех апостолов: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».[2] Конечно, вы не видели всего этого собственными глазами и не слышали своими ушами, как апостолы, но вам следовало бы получать подобные переживания через духовное видение и духовное слышание.

В то время как в основном курсе своих лекций я должен преподнести вам все доктрины и убедить вас в их истинности, эти вечерние лекции, которые я буду читать по пятницам, задуманы мною для того, чтобы сделать вас настоящими богословами-практиками. Я желаю донести до ваших сердец христианское учение, чтобы вы могли в своем будущем призвании выступать живыми свидетельствами, демонстрирующими Дух и силу. Хочу, чтобы вы не стояли за своими кафедрами, как безжизненные статуи, но говорили уверенно и с радостным оживлением, неся помощь всем, кто в ней нуждается.

В наши дни основным и наиболее важным из всех учений является учение об оправдании. Однако за ним, вторым по важности, следует вопрос о том, как Закон и Евангелие соотносятся друг с другом. Различие между Законом и Евангелием будет объектом нашего внимания, и этот вопрос мы изучим прежде всего.

Мартин Лютер сказал, что того, кто хорошо владеет искусством различения Закона и Евангелия, он с готовностью поставит во главу всех и назовет доктором Святого Писания. Однако я не хочу, чтобы вы думали, будто я намереваюсь вознестись над всеми остальными и претендовать на отношение к себе как к доктору Святого Писания. Это было бы величайшим заблуждением. Иногда я позволяю называть себя доктором богословия, но сам я скорее предпочитаю оставаться смиренным учеником и пребывать у ног нашего д-ра Лютера, принимая это учение от него, как он принял его от апостолов и пророков. Я хочу, чтобы вы, каждый раз приходя на эти лекции, тихо молились в сердце своем о том, чтобы Бог обильно даровал всем нам Духа Своего Святого: вам — для того, чтобы услышанное пошло на пользу, мне — для того, чтобы я мог эффективно учить. Так давайте же примем нашу задачу с твердой уверенностью, что Бог благословит как наши души, так и души тех людей, которых мы должны спасти.

Сравнивая Святые Писания с другими трудами, мы находим, что ни одна книга не кажется столь противоречивой, как Библия, причем эти противоречия касаются не второстепенных вопросов, но такого принципиального положения учения, как вопрос о том, как мы можем прийти к Богу и получить спасение. В одном месте Библия предлагает прощение всем грешникам. В другом месте прощение грехов, наоборот, не дается грешникам. В одном фрагменте жизнь вечная предлагается как дар всем людям; в другом фрагменте людям предписывается что-то сделать самим для обретения спасения. Эта загадка решается, когда мы понимаем, что в Писаниях имеются два совершенно различные доктрины — доктрина Закона и доктрина Евангелия.

Тезис I

Святое Писание — Ветхий и Новый Заветы — содержит два учения, фундаментально отличающихся друг от друга, а именно: Закон и Евангелие.


Я не имею намерения представить вам систематизированное исследование учений о Законе и Евангелии в данном курсе лекций. Скорее моя цель заключается в том, чтобы показать, какой огромный вред можно нанести вашим слушателям, смешивая Закон и Евангелие, игнорируя их фундаментальное различие и извращая тем самым предназначение обеих доктрин. Этот вопрос не вызовет у вас интереса, пока вы четко не представите себе существенные различия между Законом и Евангелием.

Основное различие между Законом и Евангелием заключается не в том, что Евангелие — это Божие учение, а Закон — доктрина, основанная на человеческом разуме. Ничего подобного. Каждая из доктрин, составляющих Писание, является Словом Самого Бога Живого.

Это различие состоит также не в том, что только Евангелие является необходимым, а Закон — нет; что якобы последнее — это всего лишь некое «дополнение», без которого можно в крайнем случае и обойтись. Нет, обе части Писания одинаково необходимы. Без Закона невозможно понять Евангелие; без Евангелия Закон бесполезен для нас.

Нельзя допустить также и такой наивный, хотя и довольно распространенный, способ трактовки различий между частями Писания, заключающийся в том, что якобы Закон — это учение Ветхого Завета, в то время как Евангелие — учение Нового Завета. Ни в коем случае! Ветхий Завет содержит фрагменты Евангелия, так же как фрагменты Закона можно найти в Новом Завете. Более того, в Новом Завете Господь снял печать Закона, очистив его от иудейских обрядов.

Не соответствует истине также и утверждение о том, что Закон и Евангелие различаются по своей конечной цели — якобы Евангелие преследует цель спасения людей, а Закон нужен для их осуждения. Нет, оба учения имеют своей конечной целью спасение людей; только Закон, с момента грехопадения, не может привести нас ко спасению, — он может лишь подготовить нас к принятию Евангелия. Более того, именно через Евангелие мы получаем возможность в известной мере исполнить Закон.

Мы не можем также утверждать, что различие состоит в том, что эти учения якобы противоречат друг другу. В Святом Писании нет противоречий. Каждое учение имеет свои отличия, но оба они при этом находятся в полной и совершенной гармонии друг с другом.

И, наконец, это различие состоит не в том, что одно из этих учений предназначено для христиан, а другое нет. Для христиан Закон сохраняет свою значимость. И если человек отказывается от любого из этих двух учений, он перестает быть истинным христианином.

Настоящие различия между Законом и Евангелием включают в себя следующие моменты:

1) способ, которым эти учения открываются человеку;

2) их содержание;

3) обетования, которые содержатся в этих учениях;

4) угрозы, содержащиеся в них;

5) действие и результат обоих учений;

6) люди, которым должно проповедоваться то или иное учение.

Все другие различия можно отнести к этим шести пунктам. Теперь давайте обоснуем сказанное мною Словом Божьим.

Итак, Закон и Евангелие в первую очередь различаются способом, которым они раскрываются человеку. Закон был записан в сердце человека еще при его сотворении. В результате грехопадения это Писание в сердце человека поблекло и стало почти невидимым, но не стерлось полностью. Поэтому если проповедовать Закон самому большому безбожнику, его совесть будет свидетельствовать ему, что это истина. Однако его совесть не говорит ему о том, что это истина, если ему проповедуется Евангелие, — скорее это злит его. Самый порочный человек согласится, что ему следует делать то, о чем написано в Законе. Почему? Потому что Закон записан в его сердце. Когда же проповедуется Евангелие, возникает другая ситуация. Евангелие не открывает и не утверждает ничего, кроме ниспосланных нам в виде щедрого дара актов Божьей милости, и они не кажутся столь уж очевидными. То, что сделал Бог, согласно Евангелию, Он не обязан был делать, хотя, возможно, Он не мог бы оставаться справедливым и любящим Богом, если бы не сделал этого. Бог остался бы Вечной Любовью даже в том случае, если бы допустил гибель всего человечества.

«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15). Таким образом апостол свидетельствует о том, что даже слепые язычники носят нравственный закон в своих сердцах и разуме. Чтобы это узнать, не требуется никакое сверхъестественное откровение. Десять Заповедей были написаны с единственной целью — обновить и выделить потускневший текст Закона, изначально записанный в человеческих сердцах.

С другой стороны, в том же послании тот же Апостол заявляет о Евангелии следующее (Рим.16:25-26): «Могущему же утвердить вас по Евангелию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая была явлена теперь, и чрез писания пророческие по повелению вечного Бога была объявлена всем народам к послушанию веры». Здесь апостол ясно свидетельствует о том, что от начала мира познать Евангелие было невозможно. Оно познается только в результате действия Духа Святого, Который вдохновлял людей Божьих на написание этих посланий.

Попытайтесь осознать важность этого различия. Во всех религиях хотя бы частично содержится Закон. Некоторые язычники благодаря своему знанию Закона зашли так далеко, что стали считать необходимым очищение души, очищение мыслей и желаний. Что же касается Евангелия, то оно существует только в христианстве.

Если бы Закон не был написан в сердцах людей, никто не слушал бы, как он проповедуется. Все отвернулись бы от него, сказав: «Это слишком жестоко. Никто не может выполнить заповеди, подобные этим». Но, друзья мои, не стесняйтесь проповедовать Закон. Люди могут ругать его, но они делают это только устами. То же, что вы говорите людям, когда проповедуете Закон, им каждый день говорит их собственная совесть. Мы не могли бы привести ни одного человека к вере, проповедуя Евангелие, если бы этому не предшествовал Закон. Было бы невозможно обратить кого-либо в веру, если бы Закон не был записан в сердцах человеческих. Конечно, Бог мог бы спасти всех людей, действуя согласно Своей воле. Но Он не открыл нам того, что у Него было такое намерение. На это Он не указал и в своем ясном порядке спасения, который Он установил ради нас.

Второе отличие Закона от Евангелия заключается в их содержании. Закон говорит о том, что нам следует делать. Евангелие об этом не говорит ничего. Оно открывает нам только то, что делает Бог. Закон говорит о наших делах, Евангелие — о великих делах Божьих. В Законе мы слышим десятикратное требование: «Делай это». Ничего более Закон не говорит нам. Евангелие же, напротив, не выдвигает никаких требований.

Но разве Евангелие не требует веры? Требует, однако это повеление подобно тому, как если бы вы сказали голодному человеку: «Иди садись за мой стол и ешь!» Голодный человек не ответит: «Еще чего! Я не стану следовать твоему приказу!». Нет, он все поймет и воспримет ваши слова как любезное приглашение. Именно это представляет собой Евангелие — любезное приглашение разделить небесные благословения.

В Послании к Галатам (3:12) мы читаем: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». Это чрезвычайно важный фрагмент! Закон ничего не говорит о прощении, о милости. Закон не говорит: «Если ты раскаешься, если начнешь исправляться, то остальные твои прегрешения будут прощены». Об этом нет ни слова в Законе. Закон только повелевает и требует. Евангелие, напротив, только предлагает. Оно желает не брать, но только отдавать.

В Евангелии от Иоанна 1:17 говорится: «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Сколь важным является это утверждение: Евангелие не содержит ничего, кроме благодати и истины! Читая Закон, размышляя над ним и соизмеряя наше поведение с его нормами, мы ужасаемся тому огромному количеству требований, которые предъявляются нам. Если бы нам ничего, кроме этого, не было сказано, мы просто растерялись бы и впали в отчаяние. Слава Тебе, Боже, за то, что у нас есть другое учение – Евангелие, за которое мы будем держаться.

Третье различие между Законом и Евангелием заключается в тех обетованиях, которые содержатся в них. Все, что обещает Закон, – это в лучшем случае благоденствие, в то время как Евангелие обещает именно вечную жизнь и спасение. Но в этом вопросе мы сталкиваемся с огромной трудностью: все обетования Закона связаны с вполне конкретными условиями, а именно — с условием совершенного исполнения нами Закона. Поэтому чем значительнее обетование Закона, тем больше уныние, к которому оно приводит. Закон предлагает нам пищу, но он не помещает ее туда, где она может быть доступной для нас. Он предлагает нам спасение подобно тому, как в древнегреческой языческой мифологии Танталу было «предложено» утолить жажду и голод в подземном царстве. Закон действительно говорит нам: «Я утолю жажду души твоей и твой голод». Но мы не получаем этого на самом деле, потому что он неизменно добавляет: «Ты получишь это, если будешь выполнять все, что я требую от тебя».

Как отличается от этого приятный, мягкий, утешительный голос Евангелия, которое обещает нам благодать Божью и спасение, не ставя при этом никаких условий. Это обетование того, что мы можем получить благодать даром. Оно ничего не просит от нас, только одного: «Прими то, что Я даю тебе». Это не условие, а любезное приглашение.

Через Моисея Бог говорит (Лев.18:5): «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив». Это означает, что только тот, кто соблюдает Закон (и никто другой), будет спасен.

В Евангелии от Луки (10:26 и далее) мы читаем, как Христос на вопрос самоправедного книжника отвечает встречным вопросом: «В законе что написано? как читаешь?» И когда книжник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя», Христос говорит ему: «Так поступай, и будешь жить». Здесь наш Господь свидетельствует: если спасение приходит через Закон, то обрести его может только тот, кто Закон исполняет. Такое условие повергает нас в отчаяние. (Между прочим, мы не должны думать, что те, кто исполняют волю Божью, получат спасение как награду за свои заслуги; их спасение также является проявлением милости Божией.)

Когда Господь хотел дать напутствие ученикам о том, как они должны проповедовать, Он сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Марк.16:15,16). Это показывает, что Евангелие не ставит нам никаких условий, — это обещание благодати.

Кроме того, в Послании к Римлянам (3:22-24) мы читаем: «Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». А также в Послании к Ефесянам (2:8,9): «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Обетование благодати и спасения, не ставящее никаких условий, — вот что мы находим в Евангелии! Воистину драгоценное различие! Когда Закон сокрушает нас, мы можем снова радостно поднять голову, потому что помимо Закона у нас есть учение, которое ничего от нас не требует. Если бы мы спросили Иисуса: «Что я со своей стороны должен сделать, чтобы обрести спасение?», Он бы ответил: «Никаких дел! Я совершил все, что должно было быть сделано. Тебе не придется пить ни капли из чаши, которую испил Я». Если вы хорошо обдумаете все это, вы будете ликовать от радости, что эта добрая весть адресована и вам. Тот же, кто несмотря ни на что продолжает пребывать в унынии и задумчивости: «Я отвратительный человек, и нет мне прощения», — не просто отрицает Евангелие, он отвергает Христа. И если бы я совершил самые большие грехи, если бы мне вместе с апостолом Павлом надо было сказать: «Я наибольший из грешников»[3], если бы я совершил грех Иуды или грех Каина, все же я должен буду принять Евангелие, потому что оно ничего от меня не требует.

Четвертое различие между Законом и Евангелием относится к угрозам. Евангелие вообще не содержит никаких угроз, только слова утешения. Если где-то в Писании упоминаются угрозы, можете быть уверены — этот фрагмент относится к Закону. Тот, кто до конца постигнет эту утешительную истину, действительно может стать благословенным человеком! А познание этого в каждом человеке производит Святой Дух. Без Духа Святого это невозможно. Человек остается неверующим до тех пор, пока Святой Дух не начнет действовать в нем.

Тем не менее, мы не должны думать, что Евангелие обеспечивает людям безопасность потому, что не содержит никаких угроз. Нет, Евангелие отнимает у человека желание грешить.

Закон же не содержит по сути дела ничего, кроме угроз. Как Авраам послал Агарь в пустыню с одной буханкой хлеба и мехом воды[4], так и Закон дает нам «кусок хлеба», а затем изгоняет в пустыню.

Во Второзаконии (27:26) Бог сказал через Моисея: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь». Да, Закон показывает, что человек находится под проклятием. Только человек, погруженный в вечную тьму, может верить в то, что Закон поможет ему.

Евангелие же действует совсем по-другому. В Первом послании к Тимофею (1:15) Павел сказал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Следовательно, даже самым большим грешникам суждено услышать не угрозы, а самые сладкие обетования.

В Евангелии от Луки (4:16-21) сказано: «И пришел (Иисус) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 'Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное'. И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Здесь Господь раскрывает содержание Своего учения — Евангелия. Он как бы говорит: «Я пришел не для того, чтобы принести новый Закон, но для того, чтобы проповедовать Евангелие». Счастлив человек, осознающий эту истину! Да поможет всем нам в этом Бог!




[1] 2 Кор. 4:13. — Перев.

[2] Деян. 4:20. — Перев.

[3] Дословно в Первом послании к Тимофею 1:15: «...Грешников, из которых я первый». — Перев.

[4] См. Быт. 21. — Перев.


Вернуться в каталог


Если вас заинтересовала эта книга, то мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться со следующими произведениями, изданными нашим фондом:

© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Закон и Евангелие