На этой странице мы представляем нашим читателям небольшой фрагмент произведения для ознакомления со стилем и духом повествования.
РАЗДЕЛ II
Свидетельства древних об оправдании
В писаниях отцов действительно присутствует много несхожих утверждений, так как они употребляют слово “оправдывать” в различных смыслах. Однако когда они пристально исследуют значение слов в утверждениях Писания, и особенно когда они в скорбях и размышлениях словно бы помещают себя перед судом Божиим, они оправдывают это наше понимание или, скорее, учение Писания, в самых утешительных утверждениях, а именно, что мы примиряемся с Богом, получаем отпущение грехов, что Бог милосерд и милостив к нам, что мы усыновлены и приняты в вечную жизнь не ради наших добродетелей или благих дел, даже [совершенных тогда,] когда мы возрождены, но по безвозмездной милости Божией, ради удовлетворения, заслуги, послушания или праведности Сына Божия, Посредника, когда мы обретаем обетование Евангелия веры.
В проповеди о смирении Василий говорит: “Хвалящийся да хвалится в Господе, что Христос был соделан Богом нашей праведностью, мудростью, оправданием, искуплением. Хвалиться так значит хвалиться чисто, в Боге, когда человек не гордится собственной праведностью, но знает, что он воистину недостоин подлинной праведности и оправдывается исключительно верой во Христа”. И чтобы никто не подумал, что Василий говорит здесь не о возрожденных, он приводит пример Павла, Флп. 3:8–9, который презирает не только праведность дел, которой он обладал, будучи фарисеем, но также и ту [праведность,] которой он обладал, когда писал это послание, и который не желает, чтобы его воспринимали исходя из нее во всем том, что касается артикула об оправдании перед Богом к жизни вечной.
Ориген в своей работе на Рим. 3, разъясняя утверждение о том, что [человеку] хвалиться невозможно не по причине закона дел, но по причине закона веры, приводит пример Павла, Гал. 6:14: “Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа”. И он говорит: “Вы видите, что Павел не хвалится своей собственной праведностью, чистотой и мудростью основываясь не на других своих добродетелях и деяниях. Но когда? В то время, когда он писал к галатам”.
Иларий, комментируя псалом 50, говорит: “Ибо эти дела праведности не были бы достаточны для того, чтобы заслужить совершенное блаженство, если бы милость Божия не игнорировала в этой нашей воле к праведности все недостатки человеческих перемен и побуждений. Итак да пребудет надежда на милость Божию во веки веков”.
Василий, комментируя псалом 113, говорит: “Ибо вечный покой ожидает тех, кто праведно боролся в этой жизни; не ради заслуг их дел, но по благодати милостивейшего Бога, на Которого они надеялись”.
Августин, в Ad Bonifacium, кн. 1, гл. 21, говорит: “Вы можете провозгласить, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасло ничто иное, как вера в Посредника, Который пролил Свою кровь во оставление грехов”. В том же месте, в кн. 3, гл. 5, он говорит: “Пелагиане полагают, что они воспевают хвалу святым, если они не решаются говорить, что те были людьми несовершенной праведности, хотя избранный сосуд признается: “[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился”. Однако вскоре после этого тот же самый человек, который отрицал, что он совершен, говорит: “Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить…”, чтобы показать, что в этой жизни существует определенное совершенство, которое зачитывается даже в том случае, если человек понимает, что он несовершенен. Ибо кто в среде древнего нарда был совершеннее святых священников? И все же Бог повелевает им прежде принести жертву за их собственные грехи. И кто в среде новозаветного народа был более свят, нежели апостолы? И все же Господь повелел им молиться: “Прости нам долги наши”. Итак, для всех праведников, которые воздыхают под тяжестью их испорченной плоти и от немощи этой жизни, остается одна надежда на то, что “мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши””.
В Contra Cresconium, кн. 5, гл. 80, он говорит: “Для доброго имени среди людей достаточно свидетельства большого количества людей, которые меня знают; но в присутствии Божием я не дерзаю оправдывать себя пред взором Всемогущего одной лишь моей совестью, хотя я без колебаний выставляю ее в противовес вашим обвинениям. И я надеюсь на изобилие милости, исходящее от Него, а не на расследование суда, о котором написано: “Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего?””
В послании 29, к Иерониму, Августин говорит: “Милосердия в одних больше, в других меньше, а в ком-то его нет совсем. Однако такой меры, которую нельзя было бы увеличить, нет ни в ком, пока человек живет на этой земле. И пока ее можно увеличить, та часть, которая меньше, чем она должна была бы быть, имеет природу недостатка. Из-за этого недостатка “Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы”; из-за этого недостатка “не оправдается пред Богом ни один из живущих”; из-за этого недостатка “если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас”; из-за нее же, чего бы мы ни достигли, нам необходимо говорить: “Прости нам долги наши”, хотя все наши слова, дела и помыслы уже были прощены в крещении”.
Амвросий [Медиоланский] говорит в De Jacob et vita beata, гл. 6: “Я буду хвалиться не потому что я праведен, а потому, что искуплен; я буду хвалиться не потому что я свободен от грехов, а потому что мои грехи прощены мне. Я буду хвалиться не потому что я творил добро, и не потому что кто-то другой сотворил добро мне, но потому что Христос — мой заступник перед Отцом и потому что кровь Христова была пролита за меня”.
Августин, в De verbis apostoli, проповедь 2, говорит: “Но вы говорите: “Мне достаточно того, что я обрел прощение всех грехов в крещении”. Но положен ли конец немощи, если беззаконие изглажено? Воистину, пока ваша косность не исцелена, вы продолжаете говорить: “Прости нам долги наши” Тому, Кто будет милостив ко всем вашим беззакониям. В конечном итоге, что остается от испорченности после искупления, кроме венца праведности? Он остается безусловно. Но пусть голова под ним не кружится из-за того, что ей надлежит принять этот венец. Заметьте, что Тот, Кто искупил вашу жизнь от порчи и Кто украшает вас венцом, не желает увенчать голову, которая заносится. Теперь вы скажете: “Мои заслуги указывают на это; Моя праведность свершила это; я получаю вознаграждение, которое я заслужил; это не дар!” Но послушайте, что говорит псалом: “Все люди лжецы”. Услышьте то, что говорит Бог: “Венчает тебя милостью и щедротами””.
В проповеди 15 он говорит: “Ты спас их даром. Что значит “даром”? Ты не находишь ничего такого, ради чего ты должен был бы спасти, но находишь много такого, ради чего Ты должен был бы осудить”.
В своем комментарии на псалом 30 он говорит: “Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ибо Он находит его во всех, ибо “все согрешили и лишены славы Божией”. Поэтому, если грехи есть у всех, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Об этом апостол и говорит в следующих словах: “Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность”. Также: “Если по благодати, то даром”. Что означает “даром”? Это означает: без всякой цены. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми; если бы Бог воздал за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудил бы тебя. Бог воздает тебе не справедливое наказание, но дарует тебе незаслуженную благодать”.
Иероним в Dialogus contra Pelagianos, кн. 1, говорит: “Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками, и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в милости Божией”.
[Папа] Григорий [Великий] в гомилии 7 на Иезекииля говорит: “Поэтому наш праведный Защитник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и обвиняем себя как таковых. Поэтому доверимся не нашим делаем, но тому, что у нас есть Защитник”.
Бернар [Клервоский] в проповеди 5 на слова Исаии говорит: “Если у нас есть какая-то небольшая праведность, она возможно и праведна, но не чиста, если только мы не верим, что мы лучше наших отцов, которые истинно и смиренно исповедовали: “Вся праведность наша — как запачканная одежда”. Ибо как чистая праведность может присутствовать там, где присутствует и вина?”
В проповеди 73 на Песнь Песней он говорит: “Если Он обратится и на неправедность избранных, то кто устоит? Услышьте, что святой и избранный муж говорит Богу: “Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное”. Поэтому даже святым необходимо молиться о своих грехах, и о том, чтобы спастись по милости, не полагаясь на свою праведность. Ибо все согрешили и нуждаются в милости Божией”.
Амвросий [Медиоланский] в De Jacob et vita beata пишет: “Мы опрадываемся не делами, но верой, потому что немощь нашей плоти — помеха для дел; но сияние веры затмевает ошибки дел и достойно прощения грехов”.
Августин в De civitate Dei, кн. 10, гл. 22, говорит: “Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, через Которого, после того, как Он совершил очищение от греха, мы примирились с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не через нашу добродетель, но через сострадание Бога, через Его милосердие, но не через наши силы; потому что добродетель, какой бы малой она не была, если ее называют нашей, дарована нам по Его благости. Но мы приписывали бы многое самим себе во плоти, если бы не жили под Его прощением, пока Он не даст нам иных повелений”.
Комментируя псалом 129, Августин говорит: ““Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?” Из каких глубин раздается этот возглас! Ибо он восклицает под тяжестью и под волнами своих беззаконий. Он взирал на себя, взирал на свою жизнь; он увидел, что она со всех сторон покрыта позорными и злыми делами; куда бы он ни посмотрел, он не находил в себе ничего доброго; ему не встретилось ни единого радостного зрелища праведности. И когда он увидел столько великих грехов повсюду и столь великое множество своих преступлений, он воскликнул словно в великом ужасе: “ Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?” Он не сказал: “Я не устою”, но: “Кто устоит?” Ибо он видит, что практически вся наша человеческая жизнь подвергается нападению греха, что всякая совесть пребывает под обвинением своих помыслов, что ни нет ни одного чистого сердца, которое могло бы полагать, что оно праведно. И поскольку найти его нельзя, пусть каждое сердце надеется на милость Господа, своего Бога, и скажет Богу: “ Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?” Но в чем же надежда? “Но у Тебя умилостивление”. Но что это за умилостивление, если не жертва? И что это за жертва, если не та, что была принесена за нас? Излитая невинная кровь смыла грехи виновных. Потому “у Тебя прощение”. Ибо если бы у Тебя не было прощения, если бы Ты желал только судить, но не желал быть милостивым, если бы Ты замечал все наши беззакония и расследовал их, то кто устоял бы? Кто устоял бы пред Тобою и сказал: “Я невиновен”? Кто устоял бы в суде Твоем? Потому единственная надежда в том, что у Тебя прощение”.
Бернар [Клервоский] в проповеди 23 на Песнь Песней говорит: “Единственный подлинно блаженный — тот, кому Господь не вменил греха. Ибо кто не имеет греха? Таких людей нет. Ибо все согрешили и лишены славы Божией. Но кто осудит избранных Божиих? Вместо всякой праведности мне достаточно милостивого Бога, против Которого я согрешил”. Он же, в проповеди 61, говорит: “Я с уверенностью беру из сердца Господа то, чего самому мне не хватает; ибо оно переполнено милостью, и в нем достаточно отверстий, из которых милость истекает”. Также: “Я буду помнить лишь о Твоей праведности; ибо она моя, Ибо Ты был соделан Богом моей праведностью. Нужно ли мне бояться, что ее не хватит для двоих? Это не короткий плащ, который, по слову пророка, не может укрыть двоих. Твоя праведность — вечная праведность. А полная и вечная праведность покроет равно и Тебя и меня”.
Сколько утешительных слов я мог бы процитировать из размышлений Августина, Бернара, Ансельма, Бонавентуры, Герсона, из “Размышлений мирянина”, как их называют, если бы природа нашего понимания могла вместить все это! Ибо они демонстрируют практику и использование артикула об оправдании самым превосходным образом, потому что приводят свою совесть на суд перед Богом; они говорят такие вещи, что, читая их, я сам чувствую, что мое сердце глубоко тронуто; и в писаниях отцов я ни в чем не нахожу большего удовольствия, чем в чтении их благочестивых размышлений. Также и в борении смерти отцы узнали и выразили ту же самую подлинную сущность артикула об оправдании.
В De vita Augustini, гл. 27, Посидоний передает заслуживающую памяти историю: “Августин говорил нам, что слышал, как блаженной памяти Амвросий на смертном одре дал один мудрый и благочестивый ответ, который он [Августин] часто повторял и восхвалял. Ибо когда этот достопочтенный муж умирал и когда верующие, стоявшие со слезами на глазах у его одра просили его, чтобы он молил Господа жизни о свободном отхождении души, он ответил им: “Я жил не так, чтобы стыдиться жить среди вас, но я не боюсь и умереть, ибо Господь благ”. Августин, будучи пожилым человеком, восхищался этими точными и уравновешенными словами. Ибо слова: “Я жил не так, чтобы стыдиться жить среди вас” не следует понимать в том смысле, что он с чрезмерной самоуверенностью похвалялся своей чистой моральной жизнью. Ибо слова: “Но я не боюсь и умереть, ибо Господь благ” были произнесены в связи с тем, что люди могут знать о человеческой природе. Ибо зная о расследовании божественной справедливости, он говорит, что более полагается на благого Господа, чем на свои собственные заслуги. Ему же он ежедневно говорил в молитве Господней: “Прости нам долги наши””.
В “Жизни Бернара”, гл. 12, читаем: “Когда он приближался к своему последнему вздоху, и его разум ослабел, он словно бы предстал перед судом Господним. Но там же присутствовал и сатана, который выставлял против него гнусные обвинения. Но когда тот закончил свою речь, настал черед человека Божия сказать свое слово. Безо всякого смущения он изрек: “Я исповедую, что недостоин и что не могу обрести Царствия Божия моими собственными заслугами. Однако мой Господь обретает его по двоякому праву, а именно по наследованию от Отца и по заслуге Своего страдания. Ему довольно и одного, а второе Он передает мне; по причине этого дара, ибо он по праву обеспечивает мне это, я невозмутим”. Этим словом враг был обращен в бегство”.
Существует увещевание Ансельма, которое обращено к умирающему брату и написано в самых утешительных выражениях: “Если брат приближается к смерти, то благочестиво и желательно наставить его через записанные вопросы и наставления через прелата или другого священника. Прежде его можно спросить: “Брат, радостно ли тебе от того, что ты умрешь в вере?” Пусть он ответит: “Да”. “Исповедуешь ли ты, что жил не так, как должно?” “Исповедую”. “Сожалеешь ли ты об этом?” “Да”. “Желаешь ли ты быть лучше, если у тебя будет время пожить еще?” “Да”. “Веруешь ли ты, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, умер за тебя?” “Да”. “Веруешь ли ты, что не можешь спастись не иначе, как Его смертью?” “Да”. “Благодаришь ли ты Его за это от всего сердца?” “Да”. “Посему благодари Его за это всегда, пока твоя душа в тебе, и на эту смерть возложи все свои надежды. Предайся полностью этой смерти, полностью покрой себя этой смертью и совершенно укутайся ею. И если Господь пожелает судить тебя, скажи: ‘Господь, я помещаю смерть Господа Иисуса Христа между мною и Тобою и Твоим судом; я не буду противиться Тебе никаким иным путем’. Если Он скажет, что ты заслужил осуждение, скажи: ‘Я помещаю смерть Господа Иисуса Христа между мною и моими злодеяниями, а заслугу Его достойнейшего страдания я приношу вместо тех заслуг, которые я должен был бы иметь, но, увы, не имею’”. Пусть затем он скажет: “Смерть Господа нашего Иисуса Христа я помещаю между мною и гневом Твоим”. Пусть затем он скажет троекратно: “В руки Твои, Господи, предаю дух свой”. А собрание стоящих рядом пусть ответит: “В руки Твои, Господи, предаем дух его”. И тогда он умрет безопасно и не увидит вечной смерти”.
Тот же Ансельм в своих “Размышлениях”, в прекраснейшем отрывке помещает себя перед божественным судом и показывает, что ни жизнь, ин дела возрожденных невозможно выставить против суда Божия, но лишь Христа, посредника. Он говорит: “Моя жизнь ужасает меня. Ибо, внимательно рассмотрев ее, я вижу, что вся она — либо грех, либо бесплодность. А если в ней и есть какой-либо плод, то он настолько ложный или несовершенный, или каким-либо образом испорченный, что он либо не умилостивит Бога, либо воистину вызовет Его гнев. [Вся моя жизнь] либо грешна и достойна проклятия, либо бесплодна и достойна презрения. Но почему я отделяю бесплодное от достойного проклятия? Ведь если что-либо бесплодно, то оно и достойно проклятия. Ибо всякое древо, которое не приносит плода, будет ввергнуто в огонь. Посему, о сухое и бесполезное древо, достойное вечного огня, что ты ответишь в тот День, когда ты будешь призвано к ответу за то, как ты провело все время твоей жизни, которая была дана тебе, до последнего мгновения? О, ужас! С одной стороны будут осуждающие грехи, а с другой — пугающая справедливость; снизу явится жуткий хаос ада, а вверху — разгневанный Судия; внутри — пылающая совесть, снаружи — горящий мир. Едва ли и праведный будет спасен. Куда же спрячется грешный, зажатый со всех сторон? Спрятаться будет невозможно, а явиться — невыносимо. Где же я найду совет? Где спасение? Кто же Тот, Кто назван посланцем великого совета? Это Иисус. Он же и Судия, в Чьих руках я трепещу. Воспрянь, грешник; не отчаивайся. Надейся на Того, Кого ты боишься, прибегни к Тому, от Которого ты бежал. Иисусе Христе, ради сего имени Твоего, поступи со мной по сему имени Твоему. Призри на бедного человека, который взывает к Твоему имени. Итак, Иисус, будь моим Спасителем ради имени Твоего. Если Ты примешь меня во всеобъемлющее лоно милости Твоей, из-за меня там не станет теснее. Воистину, моя совесть заслуживает проклятия, а мое покаяние недостаточно для удовлетворения; но подлинно милость Твоя преодолевает всякое преступление”. Однако не было бы конца цитатам, если бы я начал приводить подобные места из писаний отцов. Я процитировал здесь лишь некоторые, чтобы показать, что наше учение об оправдании имеет свидетельство всех благочестивых мужей всех времен, и притом [эти свидетельства взяты] не из риторических декламаций в пустых диспутах, но из серьезных трудов покаяния и веры, когда совесть борется со своим собственным недостоинством, либо перед судом Божиим, либо в агонии смерти. Ибо лишь таким путем учение об оправдании может быть правильно понято так, как оно преподано в Писании.
![]() |
Данную книгу можно приобрести на нашем сайте, перейдя по этой ссылке, или по кнопке слева. Вы можете для этого также кликнуть по миниатюре книги в начале аннотации. |
![]() |
Кроме того, эту книгу можно приобрести в формате PDF. Электронная версия представляет собою точный макет печатной версии книги (вплоть до совпадения страниц). PDF-файл можно просматривать на экране компьютера, распечатывать полностью или частично для использования в учебном процессе, цитировать и т.д. |