Лютеранская литургия (Лютер Д.Рид).

Данное издание представляет собой развернутый комментарий к так называемой "Книге Общего богослужения", которая долгое время использовалась в Объединенной Лютеранской Церкви в США. Несмотря на то, что данный служебник никогда не был принят в русских лютеранских приходах, да и в самой Америке давно вышел из употребления, данное произведение представляет огромный интерес. Это обусловлено прежде всего тем, что общее богослужение, как тип литургии, создавался в конце XIX - начале XX вв. тремя поколениями наиболее выдающихся лютеран Америки. Ими была проделана колоссальная работа, в ходе которой были детально изучены все богослужебные лютеранские уставы, принятые в разных землях в период, последовавший непосредственно за Реформацией. Субъективность материалов была сведена к минимуму, поскольку основополагающий принцип составления новой службы заключался в отборе только тех элементов и форм, которые присутствовали в лютеранских литургиях шестнадцатого века. Таким образом, Общее богослужение - это уникальный свод наилучших литургических форм Лютеранской церкви, основанный на консенсусе древних источников, а не на частных предпочтениях составителей, или вкусах конкретной эпохи. Автор книги, Лютер Д.Рид, принимал в составлении "Книги Общего богослужения" активное участие, и было бы трудно найти человека, который смог бы прокомментировать этот служебник с большим мастерством, знанием дела и профессионализмом.

Перевод и издание этой книги несомненно является заметным событием церковной жизни всех лютеран, совершающих богослужение на русском языке.

(Фонд "Лютеранское наследие", 2003 г., 640 с. Твердый переплет).



Посмотреть Лютеранскую Литургию в магазине христианских книг

Данная книга может быть доступна в магазине "Книга - почтой". Мы рекомендуем нашим читателям зарегистрироваться в магазине, прежде чем совершать покупки. Это позволяет быстрее совершать оформление покупок, дает возможность отслеживать свои заказы и получать скидки.


Далее предлагается словарь литургических и музыкальных терминов, приведенный в конце данной книги.


СЛОВАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


Agnus Dei: («Агнец Божий»): кантик, или литургический гимн, который поется на службе перед преподанием святого таинства; он также произносится в конце литании; он основан на словах Крестителя Господа нашего, записанных в Евангелии от Иоанна.

Antecommunio: часть службы, которая предшествует префации службы святого причастия; альтернативный термин для обозначения древней «литургии оглашенных»; «утренняя служба», на которой не совершается святое причастие.

Benedicite: («Благословите»): великий кантик прославления Бога всем творением; «Песнь трех святых отроков», стихи 35–65 второканонической книги с тем же названием; кантик № 5 в «Книге Общего богослужения» (текстовое издание, с. 358).

Benedictus qui venit: («Благословен грядущий»): заключительный стих Sanctus на святом причастии: он основан на Мф. 21:9; во времена Реформации он был сохранен в лютеранских уставах, но устранен из «Книги общей молитвы» в 1552 г.; с этого времени вопрос о данном стихе остается в Англиканской церкви дискуссионным.

Benedictus: («Благословен»): второй кантик заутрени, из Лк. 1:68–79; песнь Захарии, отца св. Иоанна Крестителя.

Capitulum: «малый капитул»: стих или короткий отрывок из Священного Писания, который читается на каком-либо из канонических часов.

Collegia pietatis: пиетистские собрания членов церкви, созданные в XVIII в. Шпенером и Франке в целях развития христианской жизни.

Confiteor: «Исповедание»; первая часть или «приготовление» мессы или службы, которая проводится «у подножия алтаря»; в древности Confiteor проводился священником и его помощниками в церковной ризнице, перед началом мессы.

Corpus Christi: буквально «Тело Христово»; 1) в Новом Завете и в богословии термин, обозначающий Святую Церковь. «Вы — тело Христово» — св. Павел; 2) праздник Римско-католической церкви, соблюдаемый в четверг после воскресенья Троицы; этот праздник учрежден в честь Святого Таинства; к сожалению, он также прославляет учение о пресуществлении; проприи для этого праздника написал Фома Аквинский.

Disciplina Arcani: практика древней Церкви, в соответствии с которой катехумены, во время их наставления, знакомились с «тайнами веры»; молитва Господня и правило веры (исповедание веры) не записывались, а передавались тайно на разных этапах предварительного наставления.

Graduale: одна из богослужебных книг латинской Церкви, которая содержит музыку проприев для хора на мессе; Graduale Romanum дает для воскресений и праздников следующие григорианские музыкальные сопровождения: интроит, градуал (в период Великого поста — тракт), офферторий и «причастие» мессы.

Intinctio: метод преподания святого причастия, при котором гостия опускается в чашу и таким образом преподается причастнику; в настоящее время используется в случае болезни (в больнице) и в военных лагерях.

Jus liturgicum: лат.: «литургический закон», в соответствии с которым епископ имеет право и обязан надзирать за службами и молитвами Церкви в его диоцезе и упорядочивать их; это выражение употребляется также для обозначения епископской привилегии составления и применения особых молитв для Церкви, в которой он председательствует; в производном смысле — право Церкви составлять служебники для клира и верных, и ее обязанность обеспечивать их точное и по возможности полное применение.

Kyrie eleison (Господи, помилуй): греческий респонсорий на литаниях, которые имеют место на божественной литургии в Восточной Церкви; на Западе литании были сокращены, и в результате в Римской церкви принят девятикратный Kyrie; в Лютеранской церкви Kyrie шестикратный; в мессе Англиканской церкви Kyrie троекратный.

Lectio: чтение из Священного Писания, предписанное для служб Церкви; чтения указаны в лекционариях.

Missa catechumenorum: первая часть службы мессы; «служба слова», которая включает в себя чтения и проповедь или гомилию; после проповеди в древней Церкви катехуменов распускали.

Missa fidelium: «служба верных»; «служба святого причастия»; в древней Церкви остаться для участия в «святом таинстве» причастия разрешалось лишь верным; катехумены, кающиеся и находящиеся под церковным наказанием не допускались; все верные оставались и получали таинство; отсутствующим его доставляли диаконы, после завершения мессы.

Modus: соответствует «тональности» современной музыки; modus указывает на интервалы и пределы звукорядов в церковном григорианском песнопении; мелодии составлялись в одном из «модусов» точно так же, как сейчас они пишутся в той или иной «тональности».

Pax: 1) название приветствия после слов установления на евхаристии: «Мир Господень да пребудет с вами вовек»; 2) церемониальный поцелуй мира в древней литургии.

Pontificale: Римско-католическая литургическая книга, которая содержит епископские обряды, т. е. таинства, службы и благословения, закрепленные за епископами, например, рукоположения, конфирмации, освящение церквей, понтификальные благословения и т. д.

Preces: молитвы в форме версикулов и респонсориев, например, в утренней ектенье, вечерней ектенье и т. д.

Propria — проприи: изменяемые части литургии евхаристии; интроит, коллект, Апостол, градуал (или тракт), Евангелие (офферторий) и префация проприя.

Rituale: книга, содержащая службы и таинства по случаю, которые могут совершать приходские священники; «службы по случаю» и «ритуал» Лютеранской церкви.

Sursum corda: «Вознесите сердца ваши» — название версикула и серии версикулов, которые находятся в начале причастной службы; они очень древние и восходят, вероятно, к середине II в. н. э.

А капелла: хоровое пение без аккомпанемента.

Агапэ: совместное принятие пищи христианами древней Церкви («вечеря любви»), которое соблюдалось перед евхаристией; уже во втором веке оно совершалось отдельно; к четвертому веку вышло из употребления.

Агенда: книги, содержащие церковные службы, предназначенные, прежде всего, для священников; слово имеет латинское происхождение.

Агиолатрия: греческое слово, которое обозначает «культ святых» или «идолопоклонническое служение святым»; это слово имеет негативный оттенок, особенно если оно некорректно употребляется в связи с почитанием святых.

Аллилуйя: «Славьте Господа»; обращение к Богу из еврейской литургии; в службе оно используется между Апостолом и Евангелием, но не в Великий пост; на заутрене и вечерне оно используется в заключение Gloria Patri, которая завершает вступительные версикулы (в Великий пост не используются).

Алтарные действия: действия, предписанные в рубрикальных указаниях при словах установления на службе святого причастия.

Альба: длинное белое льняное облачение, которое в древности носили на совершении святого причастия, и которое все еще употребляется лютеранами, в основном в Скандинавии; у него длинные узкие рукава, оно достигает стоп и на груди перехватывается поясом; его носят поверх рясы; поверх него надевается стола, риза и т. д.; на «хоровых службах» в праздники поверх альбы можно носить столу и мантию.

Анамнесис: литургическое воспоминание всей жизни и деяний Христа (Его вопрощении, учении, страстях, смерти, воскресении и вознесении в восточных литургиях); это коллективное литургическое послушание Церкви повелению нашего Господа: «Помните Меня».

Анафора: греческое слово, которое означает «жертву» или «приношение»; также молитва освящения на литургии; «проанафора» и «анафора» соответствуют «литургии оглашенных» и «литургии верных».

Антифон: краткий псалмовый стих или иной текст Священного Писания, который поется или читается перед псалмами или после них; антифонный: способ пения попеременно либо двумя частями хора, либо священником и хором, либо хором и приходом.

Апсида: 1) в базилике: полукруглое пространство в конце хора («алтарная часть»); 2) в готической церкви: полукруглое или многоугольное пространство в конце хора; конец нефа или трансепта; ср. квадратное завершение хора в английских готических церквах.

Атриум: двор перед базиликой, в центре которого находился водоем для ритуального очищения; часто он был окружен арками с четырех сторон и предназначался для катехуменов, кающихся и пр.

Базилика: древний тип христианской церкви, произошедший от римских зданий, использовавшихся для общественных или деловых нужд; базилика имеет прямоугольный план с апсидой на одном конце, с колоннами вдоль нефа и с нартексом, или арочным входом на другом конце.

Баптистерий: место, в котором находится купель для совершения крещения; его часто строят около входа в церковь, в отдельном пролете или апсиде, которые находятся ниже уровня самой церкви; в Италии баптистерии иногда строят как отдельные здания.

Бема: «святое место» или святилище восточных православных церквей; она представляет собой возвышение в восточном конце церкви; в греческих церквах позднейшего времени она закрыта «иконостасом» или экраном, который украшен иконами святых.

Благословение: «Наложение Имени Божия на народ Божий священником Божиим», ср. Числа 6. В лютеранских церквах на службе используется «Аароново» или «ветхозаветное» благословение, — либо само по себе, либо, как в шведской церкви, с заключительными словами: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Используются также другие благословения: 2 Кор. 13:14; Евр. 13:20–21 и литургическая форма: «Благословение Всемогущего Бога...».

Бревиарий: книга (или книги), содержащая суточный богослужебный цикл или «канонические часы». Римский бревиарий разделен на четыре части, соответствующие временам года; главными элементами служб бревиария являются Календарь, Psalterium, Propria de Tempore и Propria de Sanctis.

Великая заступническая молитва: другое название молитвы верных (см.); в «Книге Общего богослужения» — общая молитва.

Верных, молитва: в Восточной церкви великая заступническая молитва, которая произносится после роспуска оглашенных; общая молитва лютеранского обряда соответствует молитве верных.

Версикулы: краткие респонсорные стихи из псалмов, используемые на публичном богослужении; типичная особенность церковного поклонения.

Вечерня: служба, совершаемая вечером; во времена Реформации вечерня превратилась в ежедневную вечернюю молитвенную службу; теперь она обладает рядом черт комплетория (Nunc dimittis, когда он используется в качестве кантика).

Вечерняя песнь: название вечерни в «Церковной книге» Церкви Швеции и в «Книге общей молитвы» Англиканской церкви.

Вигилия: 1) «канун» праздника или иного значительного святого дня; 2) служба, совершавшаяся в канун праздника, которая завершалась святым причастием: например служба кануна Рождества.

Викарий (наместник): 1) клирик, ответственный за приход в отсутствие ректора; 2) приходской священник, которому десятина устанавливается иным образом; 3) в европейских Лютеранских церквах этот термин часто обозначает помощника священника или кюре прихода; тот, кто служит под руководством пастора.

Вознесение гостии: действие священнослужителя, совершающего евхаристию: он поднимает Дары перед своими глазами и глазами народа после освящения хлеба и вина; Лютер сохранил это действие в изданных им формах мессы; см. его Formula Missae 1523 г. и Deutsche Messe 1526 г.

Воспрещение (лат. deprecatio): молитва об ограждении нас от зла.

Высокая месса (лат. missa solemnis): т. е. месса, совершаемая священником, диаконом и (рукоположенным) иподьяконом и использующая музыку для респонсориев; во время «высокой мессы» возжигают дополнительные свечи на алтаре (шесть) и применяют каждение. В Скандинавских Лютеранских церквах этот термин был и остается обозначением либо святого причастия, либо предпричастной службы (т. е. службы без причастия).

Галликанский: 1) относящийся к галликанской литургии, т. е. к иной великой литургии, существовавшей параллельно с римской в Западной Церкви; 2) относящийся к обряду Церкви Франции.

Гармония: система музыкальной композиции, в которой музыкальные тоны, исполняемые одновременно, связываются в аккорды, являющиеся «консонантными» (в отличие от мелодии, где тоны не образуют созвучий [аккордов], но следуют один за другим во времени, и контрапункта, где созвучия [аккорды] образуются в результате одновременного звучания нескольких мелодий).

Градуал: литургический антем, состоящий из псалмовых стихов, скомпонованных в особую форму, который поется между Апостолом и Евангелием; градуал представляет собой отголосок полных псалмов, которые пелись в этом месте литургии мессы.

Графинчик: небольшой сосуд или бутылочка из хрусталя или стекла, используемый для вина или воды для совершения евхаристии.

Григорианские тоны: мелодии признанной формы, используемые в пении псалмов; существует восемь григорианских тонов и «Tonus peregrinus» — последний поется на псалмы 113 и 114, которые исполняются вместе.

Григорианское песнопение: обозначает унисонную хоральную церковную музыку; его характеристики таковы: чистый мелодизм; отсутствие размера, т. к. длина нот определялась длиной слогов в пропеваемых словах; отсутствие аккомпанемента. Григорианское песнопение на самом деле представляет собой систему музыкальной рецитации литургических текстов хором в унисон; в григорианском песнопении текст получает большее значение, ясность и важность, чем в других формах хоральной музыки. Мелодии григорианского песнопения модальны, т. е. написаны в церковных «модусах», а не в современных «тональностях».

Гуманизм: движение, начавшееся в период Возрождения, которое идеализировало культуру и цивилизацию древних греков и стремилось к ее восстановлению через норвое открытие древних классиков; представителями этого движения были Эразм Роттердамский, Рейхлин и даже Меланхтон; в новое время произошло возрождение гуманизма — он превратился в новый стиль, превозносящий этический и интеллектуальный аспекты христианства в ущерб сверхъестественным аспектам.

Дескант: мелодия, дополняющая главную мелодию в григорианском песнопении или в другой музыкальной форме; некоторые из наиболее известных гимновых мелодий иногда исполняются дескантом (который также называют дискантом).

Диакон: 1) литургический термин: главный помощник священника, совершающего литургию; его священнический ранг может совпадать с его ролью на богослужении; или, как это чаще бывает, он может быть пресвитером или полностью рукоположенным священником; 2) член собрания прихожан или церковного совета приходской церкви; 3) в Европе: служитель-мирянин, занятый в благотворительной работе; по отношению к женщине — диаконисса.

Диптих: 1) восковые таблички, на которых были написаны имена почивших верных, о которых следовало совершить поминовение на литургии евхаристии (в древней Церкви); 2) списки имен для заступнической или поминальной молитвы.

Дневные службы: термин, обозначающий заутреню и вечернюю молитву в Англиканской церкви, где их ежедневное совершение обязательно для священства; по аналогии заутрени и вечерни «Книги Общего богослужения».

Дневные часы: те из канонических часов, которые читаются в дневное время; а именно: терция (9:00); секста (полдень); и нона (3:00).

Доксология: означает «благословение»; Gloria Patri — это литургическая доксология; другая форма — прославление Лиц пресвятой Троицы в последнем куплете гимна.

«Духовное лицо»: член одного из монашеских, нищенствующих, миссионерских или просветительских орденов Римской церкви, т. е. монахиня, сестра, монах или «брат».

Евхаристическая молитва: в лютеранском обряде молитва благодарения на святом причастии, которая начинается с префации и завершается Sanctus; наиболее ранняя из форм евхаристической молитвы включала в себя следующие элементы: Приветствие и назидание, с респонсориями; префацию, Sanctus, благодарение за творение и искупление; повествование об установлении таинства (как часть молитвы); анамнесис и жертву; эпиклесис; заступничество за живых и почивших. См. также «канон».

Евхаристия: греческое слово: «благодарение»; самое древнее и почтенное наименование совершения святого причастия после апостольского века; это название особенно относится к словам префации («Воистину достойно, праведно и спасительно») и к префациям проприя; совершение святого причастия — это великий акт благодарения со стороны Церкви за воплощение и учение, страдания и смерть, воскресение и вознесение и другие свершения Господа и Спасителя Церкви.

Жертва: это слово применяется в связи с древней Церковью ко всей литургии евхаристии; кроме того, к приношению хлеба и вина, из которых брались элементы таинства; другое значение этого слова отсылает к приношению христианской жизни и сил христианина на служение Богу, в благодарение за дары Божии в Иисусе Христе. См. также «анафора».

Жертвенник: боковой столик, расположенный у южной стены алтарной части, или у восточной стены в южной части; он используется для Даров святого причастия и для приношений Церкви; на нем должен быть льняной покров.

Заалтарная завеса (заалтарный экран, алтарные хоры): первоначально галерея, сооруженная у входа в алтарную часть; на ней устанавливали распятие, часто с фигурами Марии и св. Иоанна; части службы, которые читались с этих хоров; позднее заалтарный экран стал лишь декоративным элементом церкви; он превратился в орнаментальный символический экран (или завесу), разделяющий неф и хор.

Запрестольная перегородка: архитектурный экран, возведенный за алтарем, обычно из мрамора или другого камня; он может быть украшен скульптурными фигурами или архитектурным орнаментом.

Заутреня: первый из «канонических часов» — он включает в себя «ноктурны», которые читаются еще в темное время суток; в реформированной службе «заутреня» обозначает утреннюю службу молитвы; в ней присутствуют элементы древней заутрени и лауд (см.).

Иллюминация: искусство украшения текстов рукописей с использованием различных красок и рисунков; начальные буквы украшались с особым старанием; цветные орнаменты с использованием золота и ярких красок могли занимать целую отдельную страницу.

Инвокация: «призвание» Бога: 1) «Во Имя Отца...» в начале службы или мессы; 2) молитва на святом причастии, в которой Бог призывается для освящения и благословения евхаристических Даров.

Индульгенция: «Освобождение от наказания, которое остается в силе даже после того как вина за грех была снята таинством покаяния; это освобождение совершается применением к душе кающегося грешника “сокровищницы заслуг”, которой обладает Церковь». (Sullivan, The Externals of the Catholic Church, p. 295) В период Реформации в связи с дарованием индульгенций возникли тяжелые злоупотребления; Лютер протестовал именно против них; а также против атомистичного воззрения на грех и против «сокровищницы заслуг» Христа и святых.

Интроит: литургический антем в начале службы, состоящий из антифона, псалмового стиха, Gloria и повторения антифона; на службе это гимн «входа» и, подобно градуалу, в своей современной форме он представляет собой лишь фрагмент более древнего элемента.

Канон: «правило», касающееся освящения «Даров» или элементов на мессе. В римской мессе канон располагается между Sanctus и молитвой Господней; он включает в себя молитвы и действия, начинающиеся со слов Te igitur и завершающиеся поминовением умерших. В одном из самых ранних сохранившихся примеров анафоры, в апостольском предании Ипполита (ок. 217 г.), освящение состоит из следующих элементов: вынесение вперед приношения, которое благословляет епископ; приветствие, Sursum corda и Vere dignum; молитва, состоящая из пространного благодарения за воплощение, жизнь, смерть и воскресение Христа (куда входят также «слова установления»); принесение хлеба и чаши с благодарением и призвание Святого Духа. Очевидно, что основные части здесь — это анамнесис, жертва и эпиклесис. Позднейший римский канон включил в себя крайне спорные черты; он был устранен реформаторами, которые сохранили лишь «слова установления». Он привлекал повышенное внимание к «моменту» освящения, и в этом смысле усиливал «римский» эффект; см. также «Евхаристическая молитва».

Канонические часы, хоровые службы, суточный богослужебный цикл: «молитвенные службы» Церкви, содержащиеся в бревиарии и ежедневно читаемые священниками и иными «духовными лицами». Их также называют «хоровыми службами» (в отличие от «алтарных служб», т. е. евхаристии). Полная серия состоит из заутрени, лауд, примы, терции, сексты, ноны, вечерни и комплетория; считалось, что часов всего «семь», т. к. заутреня и лауды читались вместе; в совокупности эти службы называют «суточным богослужебным циклом» (в отличие от божественной литургии или евхаристии). В лютеранском обряде вечерни и заутрени сохранились полностью, а лауды и комплеторий лишь частично, в ектеньях.

Канционалы: книги лютеранской богослужебной музыки, предназначенные для алтарного пения священников, хора и содержащие гимны для прихожан; впервые были составлены в XVI в.; наиболее известны два из них: Иоганна Шпангенберга 1545 г. и Л. Лоссия, 1561 г.

Капитул: 1) короткое чтение на одной из служб бревиария; 2) группа людей, состоящая из декана и каноников, при коллегиальной или кафедральной церкви; 3) собрание каноников кафедральной или коллегиальной церкви, на котором председательствует декан.

Кафедральный собор: (от лат. cathedra) резиденция епископа; также главная церковь диоцеза; не следует называть кафедральным собором любую большую церковь.

Коллект: краткая молитва высокого стиля, используемая на литургии после Gloria in excelsis, а также в суточном богослужебном цикле Западной Церкви; эта латинская форма производит особый эффект за счет экономичного, сжатого языка; английские коллекты «Книги Общего богослужения» обычно ближе к латинским оригиналам, чем коллекты «Книги общей молитвы», которые часто бывают пространными и многословными.

Комплеторий: последний из канонических часов, завершающий день; в вечерней ектенье «Книги Общего богослужения» сохранены preces комплетория.

Контрапункт: система музыкальной композиции, в которой две или более (4, 8 или 12) независимые мелодии соединены друг с другом в одновременном звучании таким образом, что приходят к согласию «punctum contra punctum»; является предшественником и основой значительной части современной церковной музыки.

Крозье: пастырский посох, также посох епископа или аббата; первоначально это слово обозначало того, кто нес епископский крест; позднее оно стало обозначать жезл; крозье все еще используются епископами в Швеции.

Курильница: сосуд, в котором в течение богослужения или в другое время горят благовония; другое название — «кадильница», ср. Отк. 8:3–5, где благовоние символизирует «молитвы святых».

Лауды: второй из «канонических часов»; часто они читались вместе с заутреней и совместно составляли единую службу.

Лекционарий: таблица чтений из Священного Писания на воскресенья и праздники церковного года.

Литания: древняя форма общей заступнической молитвы; это высокоорганизованная форма с ярко выраженным респонсорным характером; литания «Книги Общего богослужения» — это перевод Litania Latina Correcta Лютера, в основе которой лежала великая римская литания святых; Лютер считал литанию «лучшей молитвой на земле после молитвы Господней»; в приходском употреблении литанию можно петь или читать; литанию следует четко отделять от бесконечного потока «литаний», составляемых в наше время, которые никогда не смогут с ней сравниться.

Литургия: греч.: «общественное дело»: 1) вся система служб, периодов, церемоний и т. д. Церкви; 2) книга, которая содержит церковные службы; 3) служба евхаристии; «божественная литургия», месса; этот последний пункт может легко быть назван первым.

Малые часы: другое название для трех из канонических часов (см.), — терции, сексты и ноны; это название основано на краткости этих молитвенных служб.

Мантия: литургическое одеяние из шелка или дамаста, украшенное вышивкой; с вырезом, края которого соединяются спереди; сзади, вокруг шеи, расположен капюшон; его носят на вечерне по воскресеньям и праздникам; в некоторых лютеранских странах его используют преимущественно епископы. Мантию носят поверх альбы (или стихаря) и столы; выполняется в литургических цветах.

Мариолатрия: культ Пресвятой Девы Марии в древних христианских церквах, ср. выше «агиолатрия»; в общем употреблении это уничижительный термин, но, строго говоря, почитание и прославление по праву принадлежат Той, что стала Матерью Бога и Чей Сын есть также и Ее Спаситель.

Мартирологий: одна из книг римского обряда; она содержит имена святых и мучеников, чьи дни памяти следует соблюдать, с датами их поминовения.

Месса: центральная служба Христианской Церкви; литургия евхаристии или святого причастия; полагают, что это название происходит от слов, которые иногда использовались на завершении мессы: «Ite, missa est», — «Идите, совершилось» (или, точнее: «Идите, се отпуст». — Прим. перев.); Лютер сохранил это наименование; многие лютеране во всем мире все еще используют его для обозначения «главного богослужения» Церкви. (Гневные протесты Лютера против «мерзостей мессы» были направлены не против самого названия, а против тяжелых доктринальных и богослужебных злоупотреблений, которые проникли в службу Церкви).

Минстер: в Англии название церкви, которое произошло от слова monastery; оно может быть применено к церкви аббатства или коллегиальной церкви.

Миссал: 1) римский служебник, содержащий ординарий, канон мессы и проприи Времени Святых; 2) в современном употреблении — объемное издание служебника в красивом переплете, предназначенное для использования на алтаре.

Митра: церемониальный головной убор епископа, изготовленный из шелка и богато украшенный; на плечи с него спускаются две полосы ткани.

Мозаика: художественное изображение (картина или орнамент), выполненная из кусочков цветного камня, стекла и т. д. на плоской поверхности; древняя художественная форма, применявшаяся в украшении христианских церквей.

Мольба: лат. obsecratio: горячее прошение; в частности, призыв к Богу об исполнении просьбы на основании того или иного действия, атрибута или откровения Бога; например: «Твоим Крестом и Страстями».

Мотет: священная хоральная композиция в контрапунктическом стиле; текст берется из библейской прозы; первоначально тексты были на латинском языке; мотет поется без аккомпанемента (а капелла); обычно в мотете текст бережно сохраняется и бессмысленные повторы недопустимы.

Невмы: система музыкальных знаков, которые использовались до изобретения нотации; эти знаки лишь приблизительно указывали направление и движение нот; высота звука указывалась лишь в общем виде; невмы были, пожалуй, скорее мнемонической системой, помогавшей при исполнении музыки, чем точной «музыкальной нотацией».

Непереходящие праздники: неподвижные дни, связанные с календарными датами, в противоположность переходящим праздникам (Пасха и Пятидесятница); примерами непереходящих праздников служат Рождество и Богоявление; то же самое относится к дням святых.

Неф: происходит от латинского слова «корабль»; имеется в виду ковчег спасения; тем самым — вся Церковь, где верные пребывают во время общественного богослужения; части церковного здания, начиная от входа, таковы: нартекс, неф, хор и святилище.

Ноктурна: одно из трех подразделений заутрени, ночная служба одного из «канонических часов».

Ноны: один из «канонических часов», читавшийся в три часа по полудни («после нон»). Часы считались с шести утра, и ноны были «девятым часом».

Обращение: краткое увещевание или назидание; например, обращение к крестным родителям на святом крещении: «И ныне я призываю вас...».

Обряды и церемонии: Обряд: совокупность обычаев, традиций, практики и литургий Церкви в определенном месте, например римский обряд, амвросианский обряд, сарумский обряд; церемония: внешний священный акт или обычай; этот термин может применяться в широком смысле, например церемония благословения пальмовых ветвей; или в более узком смысле: церемония зажжения свеч при чтении Евангелия.

Октава: восьмидневный период, следующий после великих праздников, например Пасхи и Пятидесятницы; это слово часто употребляется в применении к последнему дню недели после праздника, который падает на тот же день недели, что и сам праздник; например воскресенье Троицы представляет собой октаву Пятидесятницы.

Органум: в музыке — самая ранняя попытка полифонии путем введения дополнительной мелодии, движущейся в интервале кварты или квинты параллельно первой; такой вид «гармонии» часто, но неуместно называют «невыносимым» для современного уха.

Ординарий: 1) епископ или другой управляющий диоцезом; 2) неизменяемые части литургии.

Ориентация: 1) практика расположения церквей таким образом, чтобы их алтарь был направлен на восток; 2) литургическая традиция обращения лицом к алтарю во время тех частей службы, которые не обращены непосредственно к народу; называется также «положением лицом к востоку».

Ортодоксия: 1) в Лютеранстве — период богословской схоластики, упорядоченности и, в соответствии с распространенным мнением, бесплодности в XVII в.; 2) общее название церквей, народов и образа жизни Восточной Православной церкви.

Офферторий: 1) на службе — псалмовые стихи, которые поются перед принесением пожертвований и общей молитвой; они могут изменяться, так же как и другие проприи; 2) название приношений хлеба и вина, плодов земли и других даров верных на евхаристии; (в Протестантизме ошибочно ограниченные одними лишь пожертвованиями); 3) действие на литургии, в котором на алтарь приносятся элементы хлеба и вина (и воды) для освящения и преподания причастия.

Перикопа: 1) греческое слово, которое обозначает чтение из священного Писания, предписанное для исполнения на публичном богослужении; 2) в более узком смысле древняя система Апостолов и Евангелий для служб воскресных дней и праздников церковного года.

Перистиль (архит.): ряд колонн, окружающий храм или двор; если ряд колонн пристроен к фасаду здания, его (вместе с его антаблементом) называют портиком; перистиль представляет собой полную колоннаду, а портик — частичную.

Пиетизм: система христианской жизни, которая процветала в XVIII в. в Лютеранской церкви Европы под воздействием Шпенера и Франка; эти люди стремились возродить и оживить личную религиозную жизнь, которая ослабла под иссушающим влиянием ортодоксии (см.); в число методов, которые они использовали, входили collegia pietatis (см.), изучение Библии, дела милосердия; слабыми сторонами пиетизма были субъективизм, эмоционализм и тенденция к отделению от Церкви; реакция на пиетизм возникла в форме рационализма.

Покаянные псалмы: псалмы в духе покаяния: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 143; они предписываются для использования на Великий пост и в другие периоды покаяния.

Полифония: система музыкальной композиции, при которой две или более независимые мелодии развиваются в «гармоническом» (но не совпадающем с законами музыкальной «гармонии») сочетании (контрапункте). Как один из трех главных типов композиции полифония противопоставляется с одной стороны — гомофонии (одноголосию), и гармонии (аккордовому письму) .

Понтификальный: относящийся к службам, совершаемым епископом; например, понтификальная месса, понтификальная вечерня; или службы, закрепленные за епископом, например, рукоположение, конфирмация, освящение церквей, понтификальные благословения и т. д.

Потир для хранения облат: сосуд, употребляемый для алтарных хлебов, — либо для их хранения, либо для преподания.

Преломление: церемониальный акт преломления хлеба на святом причастии, в подражание действию нашего Господа на Тайной вечере; к сожалению, исчезло из лютеранских служб.

Прерафаэлиты: школа живописи, сложившаяся в Англии в XIX в. в подражание духу художников, живших до времен Рафаэля; эта школа называлась братством прерафаэлитов, среди их представителей были художники Дж. Э. Миллес, Д. Дж. Россетти и Хольман Хант.

Пресуществление: доктрина Римско-католической церкви, которая определяет метод изменения элементов на освящении мессы: субстанция хлеба и вина изменяется в субстанцию тела и крови Христа — и после этого остаются лишь «акциденты». Для протестантов это учение представляется особенно одиозным.

Префация (лат. Praefatio): торжественная серия версикулов, респонсориев, специальных префаций, заключения и Sanctus, которые начинают анафору или службу причастия; этот элемент, один из самых древних в христианской литургии, положен на мелодии почти столь же почтенного возраста..

Приветствие: литургическое приветствие: «Господь да пребудет с вами, ?. И с духом твоим», которое предшествует молитвам, благословениям и другим частям литургии.

Прима: один из «канонических часов»; следует после лауд.

Про-анафора: часть службы перед анафорой (т. е. префация) — другое название для antecommunio или мессы катехуменов.

Прон: форма общего заступничества, совершаемая священником или диаконом от кафедры после проповеди или (чаще) перед ней в Средние века; частично это была просительная молитва, а частично — общее заступничество; часто на ней использовались общие молитвы (такие, как Paternoster); прон представлял собой службу на национальном языке и использовался на высокой мессе по воскресеньям и праздникам в связи с проповедью.

Просительная молитва: 1) особая форма литургической молитвы, которая состоит из серии прошений, каждое из которых состоит из а) приглашения к молитве на особую тему; б) периода тишины, для уединенной молитвы; г) коллекта, который суммирует молитвы прихожан, произносимого священником и завершающегося «Аминь» народа; 2) особая молитва на Страстной четверг.

Псаломщик: 1) помощник священника на публичном богослужении Церкви, обычно молодой мирянин; обычно в его обязанности входит зажигать и гасить алтарные свечи, заботиться о мешке для сбора пожертвований, он служит во время оффертория и выполняет другие поручения; 2) псаломщик — это также один из «малых чинов» старой системы священнической иерархии; псаломщик одет в рясу и котту (разновидность стихаря. — Прим. перев.).

Пятидесятница: главный праздник в память о сошествии Святого Духа на Церковь; седьмой день Господень после Пасхи; Пятидесятница соответствует еврейскому празднику с тем же названием, как и Пасха.

Распространение: метод изменения литургических текстов, часто связанный с их музыкальным сопровождением; например, вместо обычного «Kyrie, eleison» распространенная форма может звучать как «Kyrie, pater coelestis, eleison» или «Kyrie, fons bonitatis, eleison» («Господи, Отче Небесный, помилуй», или: «Господи, источник благости, помилуй». — Прим. перев.); другие нормативные литургические тексты также подвергались подобной переработке.

Рационализм: философская школа, которая приобрела огромное влияние в XVIII в., в ней разум воспринимался как единственный источник познания.

Регулярии: клирики, являющиеся членами монашеского ордена и потому следующие правилу (regula) и подчиняющиеся аббату; противопоставлены секуляриям, подчиняющимся епископу; в монастырском уставе были священники и братья-миряне; именно эти священники и представляли собой «регулярный клир».

Реликварий: сосуд или декорированный ящик, предназначенный для хранения мощей святого; реликварий может быть самых разных форм; мощи, находящиеся в алтаре, хранятся в продолговатой металлической коробке; мощи, выставленные для обозрения верных, могут быть помещены в сосуд, напоминающий монстранцу, которая используется в благословении и экспозиции гостии (см. «экспозиция»).

Речитатив: музыкальный термин: тип декламационного пения, который возник в опере около 1700 г.; речитатив поется ad libitum; его могут лишь изредка поддерживать струнные или арпеджио; он может также иметь более продолжительный и непрерывный аккомпанемент.

Риза: главное одеяние, которое традиционно носят на совершении святого причастия; надевается поверх альбы или столы; обычно его шьют из шелка или парчи цвета дня или периода и украшают шитьем; сохранилась в лютеранском обряде в Скандинавии и в других странах Европы; иногда используется и в иных лютеранских церквах.

Розарий: форма нелитургической молитвы на национальном языке, используемая в Римско-католической церкви; ее особенностями являются повторяющиеся молитвы и размышления о «радостных», «печальных» и «славных» таинствах жизни нашего Спасителя; а также использование четок для регулирования молитвы и для напоминания молящемуся о том, насколько он продвинулся в молитвенном круге.

Рубрики, рубрикальные указания: указания по совершению служб Церкви; это наименование происходит от красного цвета чернил, которые использовались для записи таких указаний и которые контрастировали с текстом самих служб, которые печатались черным цветом.

Сакраментальный и жертвенный: термины, используемые для обозначения направленных к человеку (сакраментальных) и направленных к Богу (жертвенных) «движений» частей публичного богослужения Церкви; аналогичные термины — объективный и субъективный.

Сакраментарий: древнее собрание молитв и других служб Западной Церкви для использования на мессе; первоначально эти книги назывались Libri sacramentorum; затем — Sacramentarium; позднее Sacramentarium содержал не только молитвы на евхаристии, но также молитвы и благословения, которые использовались в других сакраментальных ритуалах: крещении, рукоположении и т. д.; три наиболее известных собрания такого рода — сакраментарии пап Льва Великого, Гелазия и Григория Великого.

Секвенция: метрический гимн, который поется на великие праздники между Апостолом и Евангелием; во времена контрреформации их число в римском миссале было значительно сокращено; в Лютеранской церкви многие секвенции вошли в сборники гимнов и исполняются на Пасху и Пятидесятницу.

Секста: полуденная служба бревиария.

Секулярии: клирики, не являвшиеся членами монашеского ордена; ординарный приходской клир, который подчинялся епископу диоцеза.

Службы часов: «канонические часы» или службы бревиария, которые вместе составляют «суточный богослужебный цикл» (см.); это заутреня и лауды, прима, терция, секста, нона, вечерня и комплеторий.

Смешанная чаша: этот термин обозначает церемониальное добавление небольшого количества воды к вину в то время, когда чаша готовится для отправления святого причастия; предполагают, что эта традиция связана со строгим регулированием расхода вина в древности; в символическом плане считается, что такое «смешение» представляет «воду и кровь», которые истекли из тела Спасителя на кресте.

Станционные дни: 1) дни, в которые христиане Рима собирались на публичное богослужение в одну из указанных базилик, которые назывались «станционными церквами» данного дня; 2) дни поста, среда и пятница («пастырь» Гермы, Тертуллиан и т. д.).

Стола: широкая лента из шелка или другого материала, которую носят вокруг шеи и которая спускается вниз по плечам; обычно она украшена крестами и другими символами и выполнена в цвете церковного периода; это отличительное одеяние священников; его носят поверх альбы или стихаря.

Суточный богослужебный цикл: совокупное наименование служб бревиария; см. также «канонические часы», «заутреня», и т. д.

Терция: один из «канонических часов»; он читается в девять часов утра.

Унисонный: тип пения, совершаемого в один голос или одну мелодию, без гармонии или аккомпанемента; таким образом исполнялись григорианские песнопения.

Устав: 1) особый набор церемоний, традиций и обычаев, используемых в Церкви в одном месте; например, устав Церкви Толедо, Солсбери и т. д. 2) особый обычай, соблюдаемый в определенном месте.

Учебник: тип молитвенника, использовавшийся мирянами перед Реформацией и в течение некоторого времени после нее; такая книга обычно включала в себя молитву Господню, символ веры, Ave Maria, декалог, молитвы, псалмы и иной молитвенный материал, иногда с пояснениями.

Финалис (finalis): заключительная мелодическая формула грегорианских тонов. Различные по характеру, эти мелодические формулы сменяли одна другую в зависимости от того или иного дня или праздника церковного года.

Фронтал — суперфронтал: фронтал: алтарный покров цвета периода, который полностью закрывает переднюю часть алтаря; суперфронтал: более узкий алтарный покров или парамент, помещаемый поперек передней части алтаря, непосредственно под mensa altaris; может использоваться самостоятельно или с фронталом; в последнем случае вывешивается над фронталом; фронтал и/или суперфронтал обычно шьются из шелка или дамаста; они могут быть украшены шитьем, разнообразной символикой или обшиты тесьмой.

Хорал: форма мелодии гимнов, используемая на богослужении Церкви; наибольшее развитие получил в Лютеранской церкви Европы в XVI и последующих веках; наиболее глубоко и прекрасно в плане контрапункта он был разработан И.-С. Бахом (1685–1750) и другими композиторами в церковных кантатах, хоральных прелюдиях и др. произведениях для органа.

Хоровые службы: заутрени и вечерни, а также прочие «молитвенные службы», которые могут совершаться от хоров в алтарной части церкви; они противопоставляются «службе» как таковой (причастию) — службе алтаря в специальном смысле, которая всегда совершается у алтаря (см. «канонические часы»).

Хоры: место в церкви перед святилищем, где располагаются клир и хор.

Церемониал: предписанные действия или движения, которые сопровождают некий обряд или часть литургии; или все действия, сопровождающие службу.

Церковный устав: 1) в древней Церкви: устав евхаристии, рукоположения, крещения и других церковных служб; напр. «Египетский церковный устав», «Дидахэ» и т. д.; 2) одна из провинциальных лютеранских книг XVI в.; в ней содержалось рассмотрение доктринальных вопросов, формы службы, церковные правила, учебный материал и прочие христианские труды.

Чаша: литургический сосуд, который используется на преподании святого причастия; там, где для причащения прихожан используются маленькие стаканчики, на алтаре всегда должна присутствовать чаша для освящения таинства; для причащения прихожан у чаши должен быть носик.

Чентри: часовня или алтарь, которые содержатся «для материальной поддержки священников, совершающих службы»; маленькая часовня при церкви.

Экзорцизм: одна из церемоний дореформационной службы крещения; это акт «изведения нечистого духа» из кандидата на крещение через использование молитвы и крестного знамения; Лютер сохранил эту церемонию в своей службе крещения 1526 г., но устранил ее в 1529 г.

Экспозиция: 1) в литургии: характерная церемония Римско-католической церкви, в которой сохраненные Дары выставляются для поклонения верных; экспозиция совершается через помещение святой гостии в богато украшенный литургический сосуд, который называется «остенсорием» или «монстранцей»; 2) метод изложения отрывков из Священного Писания или других текстов.

Эмболизм: литургическое расширение последнего прошения нашей молитвы Господней на мессе: например: «Избави нас от лукавого, Господи, и от всех зол, прошлых, настоящих и будущих; и... милостиво даруй нам мир в эти дни...». Эмболизм следует за «Аминь», произносимым после последнего прошения молитвы Господней. (Используется в римском обряде.)

Эпиклесис: греческое слово «призвание»; название молитвы божественной литургии Православной церкви, в которой Святой Дух Божий призывается на Дары, «дабы они стали Телом Господа и Его драгоценной Кровью». Освящение совершается посредством эпиклесиса, а не произнесения verba, хотя православные предпочитают не указывать какой-либо определенный момент освящения; они приписывают его воздействию всей божественной литургии.






Посмотреть Лютеранскую Литургию в магазине христианских книг

Данная книга может быть доступна в магазине "Книга - почтой". Мы рекомендуем нашим читателям зарегистрироваться в магазине, прежде чем совершать покупки. Это позволяет быстрее совершать оформление покупок, дает возможность отслеживать свои заказы и получать скидки.




Если вас заинтересовала эта книга, то мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться со следующими произведениями, изданными нашим фондом:



Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Лютеранская литургия