![]() |
Данное издание представляет собой развернутый комментарий к так называемой "Книге Общего богослужения", которая долгое время использовалась в Объединенной Лютеранской Церкви в США. Несмотря на то, что данный служебник никогда не был принят в русских лютеранских приходах, да и в самой Америке давно вышел из употребления, данное произведение представляет огромный интерес. Это обусловлено прежде всего тем, что общее богослужение, как тип литургии, создавался в конце XIX - начале XX вв. тремя поколениями наиболее выдающихся лютеран Америки. Ими была проделана колоссальная работа, в ходе которой были детально изучены все богослужебные лютеранские уставы, принятые в разных землях в период, последовавший непосредственно за Реформацией. Субъективность материалов была сведена к минимуму, поскольку основополагающий принцип составления новой службы заключался в отборе только тех элементов и форм, которые присутствовали в лютеранских литургиях шестнадцатого века. Таким образом, Общее богослужение - это уникальный свод наилучших литургических форм Лютеранской церкви, основанный на консенсусе древних источников, а не на частных предпочтениях составителей, или вкусах конкретной эпохи. Автор книги, Лютер Д.Рид, принимал в составлении "Книги Общего богослужения" активное участие, и было бы трудно найти человека, который смог бы прокомментировать этот служебник с большим мастерством, знанием дела и профессионализмом. Перевод и издание этой книги несомненно является заметным событием церковной жизни всех лютеран, совершающих богослужение на русском языке. (Фонд "Лютеранское наследие", 2003 г., 640 с. Твердый переплет). |
![]() |
Данная книга может быть доступна в магазине "Книга - почтой". Мы рекомендуем нашим читателям зарегистрироваться в магазине, прежде чем совершать покупки. Это позволяет быстрее совершать оформление покупок, дает возможность отслеживать свои заказы и получать скидки. |
Далее предлагается словарь литургических и музыкальных терминов, приведенный в конце данной книги.
Agnus Dei: («Агнец Божий»): кантик, или литургический гимн, который поется на службе перед преподанием святого таинства; он также произносится в конце литании; он основан на словах Крестителя Господа нашего, записанных в Евангелии от Иоанна.
Antecommunio: часть службы, которая предшествует префации службы святого причастия; альтернативный термин для обозначения древней «литургии оглашенных»; «утренняя служба», на которой не совершается святое причастие.
Benedicite: («Благословите»): великий кантик прославления Бога всем творением; «Песнь трех святых отроков», стихи 35–65 второканонической книги с тем же названием; кантик № 5 в «Книге Общего богослужения» (текстовое издание, с. 358).
Benedictus qui venit: («Благословен грядущий»): заключительный стих Sanctus на святом причастии: он основан на Мф. 21:9; во времена Реформации он был сохранен в лютеранских уставах, но устранен из «Книги общей молитвы» в
Benedictus: («Благословен»): второй кантик заутрени, из Лк. 1:68–79; песнь Захарии, отца св. Иоанна Крестителя.
Capitulum: «малый капитул»: стих или короткий отрывок из Священного Писания, который читается на каком-либо из канонических часов.
Collegia pietatis: пиетистские собрания членов церкви, созданные в XVIII в. Шпенером и Франке в целях развития христианской жизни.
Confiteo
Disciplina A
G
Intinctio: метод преподания святого причастия, при котором гостия опускается в чашу и таким образом преподается причастнику; в настоящее время используется в случае болезни (в больнице) и в военных лагерях.
Jus litu
Ky
Lectio: чтение из Священного Писания, предписанное для служб Церкви; чтения указаны в лекционариях.
Missa catechumeno
Missa fidelium: «служба верных»; «служба святого причастия»; в древней Церкви остаться для участия в «святом таинстве» причастия разрешалось лишь верным; катехумены, кающиеся и находящиеся под церковным наказанием не допускались; все верные оставались и получали таинство; отсутствующим его доставляли диаконы, после завершения мессы.
Modus: соответствует «тональности» современной музыки; modus указывает на интервалы и пределы звукорядов в церковном григорианском песнопении; мелодии составлялись в одном из «модусов» точно так же, как сейчас они пишутся в той или иной «тональности».
Pax: 1) название приветствия после слов установления на евхаристии: «Мир Господень да пребудет с вами вовек»; 2) церемониальный поцелуй мира в древней литургии.
Pontificale: Римско-католическая литургическая книга, которая содержит епископские обряды, т. е. таинства, службы и благословения, закрепленные за епископами, например, рукоположения, конфирмации, освящение церквей, понтификальные благословения и т. д.
P
P
Rituale: книга, содержащая службы и таинства по случаю, которые могут совершать приходские священники; «службы по случаю» и «ритуал» Лютеранской церкви.
Su
А капелла: хоровое пение без аккомпанемента.
Агапэ: совместное принятие пищи христианами древней Церкви («вечеря любви»), которое соблюдалось перед евхаристией; уже во втором веке оно совершалось отдельно; к четвертому веку вышло из употребления.
Агенда: книги, содержащие церковные службы, предназначенные, прежде всего, для священников; слово имеет латинское происхождение.
Агиолатрия: греческое слово, которое обозначает «культ святых» или «идолопоклонническое служение святым»; это слово имеет негативный оттенок, особенно если оно некорректно употребляется в связи с почитанием святых.
Аллилуйя: «Славьте Господа»; обращение к Богу из еврейской литургии; в службе оно используется между Апостолом и Евангелием, но не в Великий пост; на заутрене и вечерне оно используется в заключение Glo
Алтарные действия: действия, предписанные в рубрикальных указаниях при словах установления на службе святого причастия.
Альба: длинное белое льняное облачение, которое в древности носили на совершении святого причастия, и которое все еще употребляется лютеранами, в основном в Скандинавии; у него длинные узкие рукава, оно достигает стоп и на груди перехватывается поясом; его носят поверх рясы; поверх него надевается стола, риза и т. д.; на «хоровых службах» в праздники поверх альбы можно носить столу и мантию.
Анамнесис: литургическое воспоминание всей жизни и деяний Христа (Его вопрощении, учении, страстях, смерти, воскресении и вознесении в восточных литургиях); это коллективное литургическое послушание Церкви повелению нашего Господа: «Помните Меня».
Анафора: греческое слово, которое означает «жертву» или «приношение»; также молитва освящения на литургии; «проанафора» и «анафора» соответствуют «литургии оглашенных» и «литургии верных».
Антифон: краткий псалмовый стих или иной текст Священного Писания, который поется или читается перед псалмами или после них; антифонный: способ пения попеременно либо двумя частями хора, либо священником и хором, либо хором и приходом.
Апсида: 1) в базилике: полукруглое пространство в конце хора («алтарная часть»); 2) в готической церкви: полукруглое или многоугольное пространство в конце хора; конец нефа или трансепта; ср. квадратное завершение хора в английских готических церквах.
Атриум: двор перед базиликой, в центре которого находился водоем для ритуального очищения; часто он был окружен арками с четырех сторон и предназначался для катехуменов, кающихся и пр.
Базилика: древний тип христианской церкви, произошедший от римских зданий, использовавшихся для общественных или деловых нужд; базилика имеет прямоугольный план с апсидой на одном конце, с колоннами вдоль нефа и с нартексом, или арочным входом на другом конце.
Баптистерий: место, в котором находится купель для совершения крещения; его часто строят около входа в церковь, в отдельном пролете или апсиде, которые находятся ниже уровня самой церкви; в Италии баптистерии иногда строят как отдельные здания.
Бема: «святое место» или святилище восточных православных церквей; она представляет собой возвышение в восточном конце церкви; в греческих церквах позднейшего времени она закрыта «иконостасом» или экраном, который украшен иконами святых.
Благословение: «Наложение Имени Божия на народ Божий священником Божиим», ср. Числа 6. В лютеранских церквах на службе используется «Аароново» или «ветхозаветное» благословение, — либо само по себе, либо, как в шведской церкви, с заключительными словами: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Используются также другие благословения: 2 Кор. 13:14; Евр. 13:20–21 и литургическая форма: «Благословение Всемогущего Бога...».
Бревиарий: книга (или книги), содержащая суточный богослужебный цикл или «канонические часы». Римский бревиарий разделен на четыре части, соответствующие временам года; главными элементами служб бревиария являются Календарь, Psalte
Великая заступническая молитва: другое название молитвы верных (см.); в «Книге Общего богослужения» — общая молитва.
Верных, молитва: в Восточной церкви великая заступническая молитва, которая произносится после роспуска оглашенных; общая молитва лютеранского обряда соответствует молитве верных.
Версикулы: краткие респонсорные стихи из псалмов, используемые на публичном богослужении; типичная особенность церковного поклонения.
Вечерня: служба, совершаемая вечером; во времена Реформации вечерня превратилась в ежедневную вечернюю молитвенную службу; теперь она обладает рядом черт комплетория (Nunc dimittis, когда он используется в качестве кантика).
Вечерняя песнь: название вечерни в «Церковной книге» Церкви Швеции и в «Книге общей молитвы» Англиканской церкви.
Вигилия: 1) «канун» праздника или иного значительного святого дня; 2) служба, совершавшаяся в канун праздника, которая завершалась святым причастием: например служба кануна Рождества.
Викарий (наместник): 1) клирик, ответственный за приход в отсутствие ректора; 2) приходской священник, которому десятина устанавливается иным образом; 3) в европейских Лютеранских церквах этот термин часто обозначает помощника священника или кюре прихода; тот, кто служит под руководством пастора.
Вознесение гостии: действие священнослужителя, совершающего евхаристию: он поднимает Дары перед своими глазами и глазами народа после освящения хлеба и вина; Лютер сохранил это действие в изданных им формах мессы; см. его Fo
Воспрещение (лат. dep
Высокая месса (лат. missa solemnis): т. е. месса, совершаемая священником, диаконом и (рукоположенным) иподьяконом и использующая музыку для респонсориев; во время «высокой мессы» возжигают дополнительные свечи на алтаре (шесть) и применяют каждение. В Скандинавских Лютеранских церквах этот термин был и остается обозначением либо святого причастия, либо предпричастной службы (т. е. службы без причастия).
Галликанский: 1) относящийся к галликанской литургии, т. е. к иной великой литургии, существовавшей параллельно с римской в Западной Церкви; 2) относящийся к обряду Церкви Франции.
Гармония: система музыкальной композиции, в которой музыкальные тоны, исполняемые одновременно, связываются в аккорды, являющиеся «консонантными» (в отличие от мелодии, где тоны не образуют созвучий [аккордов], но следуют один за другим во времени, и контрапункта, где созвучия [аккорды] образуются в результате одновременного звучания нескольких мелодий).
Градуал: литургический антем, состоящий из псалмовых стихов, скомпонованных в особую форму, который поется между Апостолом и Евангелием; градуал представляет собой отголосок полных псалмов, которые пелись в этом месте литургии мессы.
Графинчик: небольшой сосуд или бутылочка из хрусталя или стекла, используемый для вина или воды для совершения евхаристии.
Григорианские тоны: мелодии признанной формы, используемые в пении псалмов; существует восемь григорианских тонов и «Tonus pe
Григорианское песнопение: обозначает унисонную хоральную церковную музыку; его характеристики таковы: чистый мелодизм; отсутствие размера, т. к. длина нот определялась длиной слогов в пропеваемых словах; отсутствие аккомпанемента. Григорианское песнопение на самом деле представляет собой систему музыкальной рецитации литургических текстов хором в унисон; в григорианском песнопении текст получает большее значение, ясность и важность, чем в других формах хоральной музыки. Мелодии григорианского песнопения модальны, т. е. написаны в церковных «модусах», а не в современных «тональностях».
Гуманизм: движение, начавшееся в период Возрождения, которое идеализировало культуру и цивилизацию древних греков и стремилось к ее восстановлению через норвое открытие древних классиков; представителями этого движения были Эразм Роттердамский, Рейхлин и даже Меланхтон; в новое время произошло возрождение гуманизма — он превратился в новый стиль, превозносящий этический и интеллектуальный аспекты христианства в ущерб сверхъестественным аспектам.
Дескант: мелодия, дополняющая главную мелодию в григорианском песнопении или в другой музыкальной форме; некоторые из наиболее известных гимновых мелодий иногда исполняются дескантом (который также называют дискантом).
Диакон: 1) литургический термин: главный помощник священника, совершающего литургию; его священнический ранг может совпадать с его ролью на богослужении; или, как это чаще бывает, он может быть пресвитером или полностью рукоположенным священником; 2) член собрания прихожан или церковного совета приходской церкви; 3) в Европе: служитель-мирянин, занятый в благотворительной работе; по отношению к женщине — диаконисса.
Диптих: 1) восковые таблички, на которых были написаны имена почивших верных, о которых следовало совершить поминовение на литургии евхаристии (в древней Церкви); 2) списки имен для заступнической или поминальной молитвы.
Дневные службы: термин, обозначающий заутреню и вечернюю молитву в Англиканской церкви, где их ежедневное совершение обязательно для священства; по аналогии заутрени и вечерни «Книги Общего богослужения».
Дневные часы: те из канонических часов, которые читаются в дневное время; а именно: терция (9:00); секста (полдень); и нона (3:00).
Доксология: означает «благословение»; Glo
«Духовное лицо»: член одного из монашеских, нищенствующих, миссионерских или просветительских орденов Римской церкви, т. е. монахиня, сестра, монах или «брат».
Евхаристическая молитва: в лютеранском обряде молитва благодарения на святом причастии, которая начинается с префации и завершается Sanctus; наиболее ранняя из форм евхаристической молитвы включала в себя следующие элементы: Приветствие и назидание, с респонсориями; префацию, Sanctus, благодарение за творение и искупление; повествование об установлении таинства (как часть молитвы); анамнесис и жертву; эпиклесис; заступничество за живых и почивших. См. также «канон».
Евхаристия: греческое слово: «благодарение»; самое древнее и почтенное наименование совершения святого причастия после апостольского века; это название особенно относится к словам префации («Воистину достойно, праведно и спасительно») и к префациям проприя; совершение святого причастия — это великий акт благодарения со стороны Церкви за воплощение и учение, страдания и смерть, воскресение и вознесение и другие свершения Господа и Спасителя Церкви.
Жертва: это слово применяется в связи с древней Церковью ко всей литургии евхаристии; кроме того, к приношению хлеба и вина, из которых брались элементы таинства; другое значение этого слова отсылает к приношению христианской жизни и сил христианина на служение Богу, в благодарение за дары Божии в Иисусе Христе. См. также «анафора».
Жертвенник: боковой столик, расположенный у южной стены алтарной части, или у восточной стены в южной части; он используется для Даров святого причастия и для приношений Церкви; на нем должен быть льняной покров.
Заалтарная завеса (заалтарный экран, алтарные хоры): первоначально галерея, сооруженная у входа в алтарную часть; на ней устанавливали распятие, часто с фигурами Марии и св. Иоанна; части службы, которые читались с этих хоров; позднее заалтарный экран стал лишь декоративным элементом церкви; он превратился в орнаментальный символический экран (или завесу), разделяющий неф и хор.
Запрестольная перегородка: архитектурный экран, возведенный за алтарем, обычно из мрамора или другого камня; он может быть украшен скульптурными фигурами или архитектурным орнаментом.
Заутреня: первый из «канонических часов» — он включает в себя «ноктурны», которые читаются еще в темное время суток; в реформированной службе «заутреня» обозначает утреннюю службу молитвы; в ней присутствуют элементы древней заутрени и лауд (см.).
Иллюминация: искусство украшения текстов рукописей с использованием различных красок и рисунков; начальные буквы украшались с особым старанием; цветные орнаменты с использованием золота и ярких красок могли занимать целую отдельную страницу.
Инвокация: «призвание» Бога: 1) «Во Имя Отца...» в начале службы или мессы; 2) молитва на святом причастии, в которой Бог призывается для освящения и благословения евхаристических Даров.
Индульгенция: «Освобождение от наказания, которое остается в силе даже после того как вина за грех была снята таинством покаяния; это освобождение совершается применением к душе кающегося грешника “сокровищницы заслуг”, которой обладает Церковь». (Sullivan, The Exte
Интроит: литургический антем в начале службы, состоящий из антифона, псалмового стиха, Glo
Канон: «правило», касающееся освящения «Даров» или элементов на мессе. В римской мессе канон располагается между Sanctus и молитвой Господней; он включает в себя молитвы и действия, начинающиеся со слов Te igitu
Канонические часы, хоровые службы, суточный богослужебный цикл: «молитвенные службы» Церкви, содержащиеся в бревиарии и ежедневно читаемые священниками и иными «духовными лицами». Их также называют «хоровыми службами» (в отличие от «алтарных служб», т. е. евхаристии). Полная серия состоит из заутрени, лауд, примы, терции, сексты, ноны, вечерни и комплетория; считалось, что часов всего «семь», т. к. заутреня и лауды читались вместе; в совокупности эти службы называют «суточным богослужебным циклом» (в отличие от божественной литургии или евхаристии). В лютеранском обряде вечерни и заутрени сохранились полностью, а лауды и комплеторий лишь частично, в ектеньях.
Канционалы: книги лютеранской богослужебной музыки, предназначенные для алтарного пения священников, хора и содержащие гимны для прихожан; впервые были составлены в XVI в.; наиболее известны два из них: Иоганна Шпангенберга
Капитул: 1) короткое чтение на одной из служб бревиария; 2) группа людей, состоящая из декана и каноников, при коллегиальной или кафедральной церкви; 3) собрание каноников кафедральной или коллегиальной церкви, на котором председательствует декан.
Кафедральный собор: (от лат. cathed
Коллект: краткая молитва высокого стиля, используемая на литургии после Glo
Комплеторий: последний из канонических часов, завершающий день; в вечерней ектенье «Книги Общего богослужения» сохранены p
Контрапункт: система музыкальной композиции, в которой две или более (4, 8 или 12) независимые мелодии соединены друг с другом в одновременном звучании таким образом, что приходят к согласию «punctum cont
Крозье: пастырский посох, также посох епископа или аббата; первоначально это слово обозначало того, кто нес епископский крест; позднее оно стало обозначать жезл; крозье все еще используются епископами в Швеции.
Курильница: сосуд, в котором в течение богослужения или в другое время горят благовония; другое название — «кадильница», ср. Отк. 8:3–5, где благовоние символизирует «молитвы святых».
Лауды: второй из «канонических часов»; часто они читались вместе с заутреней и совместно составляли единую службу.
Лекционарий: таблица чтений из Священного Писания на воскресенья и праздники церковного года.
Литания: древняя форма общей заступнической молитвы; это высокоорганизованная форма с ярко выраженным респонсорным характером; литания «Книги Общего богослужения» — это перевод Litania Latina Co
Литургия: греч.: «общественное дело»: 1) вся система служб, периодов, церемоний и т. д. Церкви; 2) книга, которая содержит церковные службы; 3) служба евхаристии; «божественная литургия», месса; этот последний пункт может легко быть назван первым.
Малые часы: другое название для трех из канонических часов (см.), — терции, сексты и ноны; это название основано на краткости этих молитвенных служб.
Мантия: литургическое одеяние из шелка или дамаста, украшенное вышивкой; с вырезом, края которого соединяются спереди; сзади, вокруг шеи, расположен капюшон; его носят на вечерне по воскресеньям и праздникам; в некоторых лютеранских странах его используют преимущественно епископы. Мантию носят поверх альбы (или стихаря) и столы; выполняется в литургических цветах.
Мариолатрия: культ Пресвятой Девы Марии в древних христианских церквах, ср. выше «агиолатрия»; в общем употреблении это уничижительный термин, но, строго говоря, почитание и прославление по праву принадлежат Той, что стала Матерью Бога и Чей Сын есть также и Ее Спаситель.
Мартирологий: одна из книг римского обряда; она содержит имена святых и мучеников, чьи дни памяти следует соблюдать, с датами их поминовения.
Месса: центральная служба Христианской Церкви; литургия евхаристии или святого причастия; полагают, что это название происходит от слов, которые иногда использовались на завершении мессы: «Ite, missa est», — «Идите, совершилось» (или, точнее: «Идите, се отпуст». — Прим. перев.); Лютер сохранил это наименование; многие лютеране во всем мире все еще используют его для обозначения «главного богослужения» Церкви. (Гневные протесты Лютера против «мерзостей мессы» были направлены не против самого названия, а против тяжелых доктринальных и богослужебных злоупотреблений, которые проникли в службу Церкви).
Минстер: в Англии название церкви, которое произошло от слова monaste
Миссал: 1) римский служебник, содержащий ординарий, канон мессы и проприи Времени Святых; 2) в современном употреблении — объемное издание служебника в красивом переплете, предназначенное для использования на алтаре.
Митра: церемониальный головной убор епископа, изготовленный из шелка и богато украшенный; на плечи с него спускаются две полосы ткани.
Мозаика: художественное изображение (картина или орнамент), выполненная из кусочков цветного камня, стекла и т. д. на плоской поверхности; древняя художественная форма, применявшаяся в украшении христианских церквей.
Мольба: лат. obsec
Мотет: священная хоральная композиция в контрапунктическом стиле; текст берется из библейской прозы; первоначально тексты были на латинском языке; мотет поется без аккомпанемента (а капелла); обычно в мотете текст бережно сохраняется и бессмысленные повторы недопустимы.
Невмы: система музыкальных знаков, которые использовались до изобретения нотации; эти знаки лишь приблизительно указывали направление и движение нот; высота звука указывалась лишь в общем виде; невмы были, пожалуй, скорее мнемонической системой, помогавшей при исполнении музыки, чем точной «музыкальной нотацией».
Непереходящие праздники: неподвижные дни, связанные с календарными датами, в противоположность переходящим праздникам (Пасха и Пятидесятница); примерами непереходящих праздников служат Рождество и Богоявление; то же самое относится к дням святых.
Неф: происходит от латинского слова «корабль»; имеется в виду ковчег спасения; тем самым — вся Церковь, где верные пребывают во время общественного богослужения; части церковного здания, начиная от входа, таковы: нартекс, неф, хор и святилище.
Ноктурна: одно из трех подразделений заутрени, ночная служба одного из «канонических часов».
Ноны: один из «канонических часов», читавшийся в три часа по полудни («после нон»). Часы считались с шести утра, и ноны были «девятым часом».
Обращение: краткое увещевание или назидание; например, обращение к крестным родителям на святом крещении: «И ныне я призываю вас...».
Обряды и церемонии: Обряд: совокупность обычаев, традиций, практики и литургий Церкви в определенном месте, например римский обряд, амвросианский обряд, сарумский обряд; церемония: внешний священный акт или обычай; этот термин может применяться в широком смысле, например церемония благословения пальмовых ветвей; или в более узком смысле: церемония зажжения свеч при чтении Евангелия.
Октава: восьмидневный период, следующий после великих праздников, например Пасхи и Пятидесятницы; это слово часто употребляется в применении к последнему дню недели после праздника, который падает на тот же день недели, что и сам праздник; например воскресенье Троицы представляет собой октаву Пятидесятницы.
Органум: в музыке — самая ранняя попытка полифонии путем введения дополнительной мелодии, движущейся в интервале кварты или квинты параллельно первой; такой вид «гармонии» часто, но неуместно называют «невыносимым» для современного уха.
Ординарий: 1) епископ или другой управляющий диоцезом; 2) неизменяемые части литургии.
Ориентация: 1) практика расположения церквей таким образом, чтобы их алтарь был направлен на восток; 2) литургическая традиция обращения лицом к алтарю во время тех частей службы, которые не обращены непосредственно к народу; называется также «положением лицом к востоку».
Ортодоксия: 1) в Лютеранстве — период богословской схоластики, упорядоченности и, в соответствии с распространенным мнением, бесплодности в XVII в.; 2) общее название церквей, народов и образа жизни Восточной Православной церкви.
Офферторий: 1) на службе — псалмовые стихи, которые поются перед принесением пожертвований и общей молитвой; они могут изменяться, так же как и другие проприи; 2) название приношений хлеба и вина, плодов земли и других даров верных на евхаристии; (в Протестантизме ошибочно ограниченные одними лишь пожертвованиями); 3) действие на литургии, в котором на алтарь приносятся элементы хлеба и вина (и воды) для освящения и преподания причастия.
Перикопа: 1) греческое слово, которое обозначает чтение из священного Писания, предписанное для исполнения на публичном богослужении; 2) в более узком смысле древняя система Апостолов и Евангелий для служб воскресных дней и праздников церковного года.
Перистиль (архит.): ряд колонн, окружающий храм или двор; если ряд колонн пристроен к фасаду здания, его (вместе с его антаблементом) называют портиком; перистиль представляет собой полную колоннаду, а портик — частичную.
Пиетизм: система христианской жизни, которая процветала в XVIII в. в Лютеранской церкви Европы под воздействием Шпенера и Франка; эти люди стремились возродить и оживить личную религиозную жизнь, которая ослабла под иссушающим влиянием ортодоксии (см.); в число методов, которые они использовали, входили collegia pietatis (см.), изучение Библии, дела милосердия; слабыми сторонами пиетизма были субъективизм, эмоционализм и тенденция к отделению от Церкви; реакция на пиетизм возникла в форме рационализма.
Покаянные псалмы: псалмы в духе покаяния: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 143; они предписываются для использования на Великий пост и в другие периоды покаяния.
Полифония: система музыкальной композиции, при которой две или более независимые мелодии развиваются в «гармоническом» (но не совпадающем с законами музыкальной «гармонии») сочетании (контрапункте). Как один из трех главных типов композиции полифония противопоставляется с одной стороны — гомофонии (одноголосию), и гармонии (аккордовому письму) .
Понтификальный: относящийся к службам, совершаемым епископом; например, понтификальная месса, понтификальная вечерня; или службы, закрепленные за епископом, например, рукоположение, конфирмация, освящение церквей, понтификальные благословения и т. д.
Потир для хранения облат: сосуд, употребляемый для алтарных хлебов, — либо для их хранения, либо для преподания.
Преломление: церемониальный акт преломления хлеба на святом причастии, в подражание действию нашего Господа на Тайной вечере; к сожалению, исчезло из лютеранских служб.
Прерафаэлиты: школа живописи, сложившаяся в Англии в XIX в. в подражание духу художников, живших до времен Рафаэля; эта школа называлась братством прерафаэлитов, среди их представителей были художники Дж. Э. Миллес, Д. Дж. Россетти и Хольман Хант.
Пресуществление: доктрина Римско-католической церкви, которая определяет метод изменения элементов на освящении мессы: субстанция хлеба и вина изменяется в субстанцию тела и крови Христа — и после этого остаются лишь «акциденты». Для протестантов это учение представляется особенно одиозным.
Префация (лат. P
Приветствие: литургическое приветствие: «Господь да пребудет с вами, ?. И с духом твоим», которое предшествует молитвам, благословениям и другим частям литургии.
Прима: один из «канонических часов»; следует после лауд.
Про-анафора: часть службы перед анафорой (т. е. префация) — другое название для antecommunio или мессы катехуменов.
Прон: форма общего заступничества, совершаемая священником или диаконом от кафедры после проповеди или (чаще) перед ней в Средние века; частично это была просительная молитва, а частично — общее заступничество; часто на ней использовались общие молитвы (такие, как Pate
Просительная молитва: 1) особая форма литургической молитвы, которая состоит из серии прошений, каждое из которых состоит из а) приглашения к молитве на особую тему; б) периода тишины, для уединенной молитвы; г) коллекта, который суммирует молитвы прихожан, произносимого священником и завершающегося «Аминь» народа; 2) особая молитва на Страстной четверг.
Псаломщик: 1) помощник священника на публичном богослужении Церкви, обычно молодой мирянин; обычно в его обязанности входит зажигать и гасить алтарные свечи, заботиться о мешке для сбора пожертвований, он служит во время оффертория и выполняет другие поручения; 2) псаломщик — это также один из «малых чинов» старой системы священнической иерархии; псаломщик одет в рясу и котту (разновидность стихаря. — Прим. перев.).
Пятидесятница: главный праздник в память о сошествии Святого Духа на Церковь; седьмой день Господень после Пасхи; Пятидесятница соответствует еврейскому празднику с тем же названием, как и Пасха.
Распространение: метод изменения литургических текстов, часто связанный с их музыкальным сопровождением; например, вместо обычного «Ky
Рационализм: философская школа, которая приобрела огромное влияние в XVIII в., в ней разум воспринимался как единственный источник познания.
Регулярии: клирики, являющиеся членами монашеского ордена и потому следующие правилу (
Реликварий: сосуд или декорированный ящик, предназначенный для хранения мощей святого; реликварий может быть самых разных форм; мощи, находящиеся в алтаре, хранятся в продолговатой металлической коробке; мощи, выставленные для обозрения верных, могут быть помещены в сосуд, напоминающий монстранцу, которая используется в благословении и экспозиции гостии (см. «экспозиция»).
Речитатив: музыкальный термин: тип декламационного пения, который возник в опере около
Риза: главное одеяние, которое традиционно носят на совершении святого причастия; надевается поверх альбы или столы; обычно его шьют из шелка или парчи цвета дня или периода и украшают шитьем; сохранилась в лютеранском обряде в Скандинавии и в других странах Европы; иногда используется и в иных лютеранских церквах.
Розарий: форма нелитургической молитвы на национальном языке, используемая в Римско-католической церкви; ее особенностями являются повторяющиеся молитвы и размышления о «радостных», «печальных» и «славных» таинствах жизни нашего Спасителя; а также использование четок для регулирования молитвы и для напоминания молящемуся о том, насколько он продвинулся в молитвенном круге.
Рубрики, рубрикальные указания: указания по совершению служб Церкви; это наименование происходит от красного цвета чернил, которые использовались для записи таких указаний и которые контрастировали с текстом самих служб, которые печатались черным цветом.
Сакраментальный и жертвенный: термины, используемые для обозначения направленных к человеку (сакраментальных) и направленных к Богу (жертвенных) «движений» частей публичного богослужения Церкви; аналогичные термины — объективный и субъективный.
Сакраментарий: древнее собрание молитв и других служб Западной Церкви для использования на мессе; первоначально эти книги назывались Lib
Секвенция: метрический гимн, который поется на великие праздники между Апостолом и Евангелием; во времена контрреформации их число в римском миссале было значительно сокращено; в Лютеранской церкви многие секвенции вошли в сборники гимнов и исполняются на Пасху и Пятидесятницу.
Секста: полуденная служба бревиария.
Секулярии: клирики, не являвшиеся членами монашеского ордена; ординарный приходской клир, который подчинялся епископу диоцеза.
Службы часов: «канонические часы» или службы бревиария, которые вместе составляют «суточный богослужебный цикл» (см.); это заутреня и лауды, прима, терция, секста, нона, вечерня и комплеторий.
Смешанная чаша: этот термин обозначает церемониальное добавление небольшого количества воды к вину в то время, когда чаша готовится для отправления святого причастия; предполагают, что эта традиция связана со строгим регулированием расхода вина в древности; в символическом плане считается, что такое «смешение» представляет «воду и кровь», которые истекли из тела Спасителя на кресте.
Станционные дни: 1) дни, в которые христиане Рима собирались на публичное богослужение в одну из указанных базилик, которые назывались «станционными церквами» данного дня; 2) дни поста, среда и пятница («пастырь» Гермы, Тертуллиан и т. д.).
Стола: широкая лента из шелка или другого материала, которую носят вокруг шеи и которая спускается вниз по плечам; обычно она украшена крестами и другими символами и выполнена в цвете церковного периода; это отличительное одеяние священников; его носят поверх альбы или стихаря.
Суточный богослужебный цикл: совокупное наименование служб бревиария; см. также «канонические часы», «заутреня», и т. д.
Терция: один из «канонических часов»; он читается в девять часов утра.
Унисонный: тип пения, совершаемого в один голос или одну мелодию, без гармонии или аккомпанемента; таким образом исполнялись григорианские песнопения.
Устав: 1) особый набор церемоний, традиций и обычаев, используемых в Церкви в одном месте; например, устав Церкви Толедо, Солсбери и т. д. 2) особый обычай, соблюдаемый в определенном месте.
Учебник: тип молитвенника, использовавшийся мирянами перед Реформацией и в течение некоторого времени после нее; такая книга обычно включала в себя молитву Господню, символ веры, Ave Ma
Финалис (finalis): заключительная мелодическая формула грегорианских тонов. Различные по характеру, эти мелодические формулы сменяли одна другую в зависимости от того или иного дня или праздника церковного года.
Фронтал — суперфронтал: фронтал: алтарный покров цвета периода, который полностью закрывает переднюю часть алтаря; суперфронтал: более узкий алтарный покров или парамент, помещаемый поперек передней части алтаря, непосредственно под mensa alta
Хорал: форма мелодии гимнов, используемая на богослужении Церкви; наибольшее развитие получил в Лютеранской церкви Европы в XVI и последующих веках; наиболее глубоко и прекрасно в плане контрапункта он был разработан И.-С. Бахом (1685–1750) и другими композиторами в церковных кантатах, хоральных прелюдиях и др. произведениях для органа.
Хоровые службы: заутрени и вечерни, а также прочие «молитвенные службы», которые могут совершаться от хоров в алтарной части церкви; они противопоставляются «службе» как таковой (причастию) — службе алтаря в специальном смысле, которая всегда совершается у алтаря (см. «канонические часы»).
Хоры: место в церкви перед святилищем, где располагаются клир и хор.
Церемониал: предписанные действия или движения, которые сопровождают некий обряд или часть литургии; или все действия, сопровождающие службу.
Церковный устав: 1) в древней Церкви: устав евхаристии, рукоположения, крещения и других церковных служб; напр. «Египетский церковный устав», «Дидахэ» и т. д.; 2) одна из провинциальных лютеранских книг XVI в.; в ней содержалось рассмотрение доктринальных вопросов, формы службы, церковные правила, учебный материал и прочие христианские труды.
Чаша: литургический сосуд, который используется на преподании святого причастия; там, где для причащения прихожан используются маленькие стаканчики, на алтаре всегда должна присутствовать чаша для освящения таинства; для причащения прихожан у чаши должен быть носик.
Чентри: часовня или алтарь, которые содержатся «для материальной поддержки священников, совершающих службы»; маленькая часовня при церкви.
Экзорцизм: одна из церемоний дореформационной службы крещения; это акт «изведения нечистого духа» из кандидата на крещение через использование молитвы и крестного знамения; Лютер сохранил эту церемонию в своей службе крещения
Экспозиция: 1) в литургии: характерная церемония Римско-католической церкви, в которой сохраненные Дары выставляются для поклонения верных; экспозиция совершается через помещение святой гостии в богато украшенный литургический сосуд, который называется «остенсорием» или «монстранцей»; 2) метод изложения отрывков из Священного Писания или других текстов.
Эмболизм: литургическое расширение последнего прошения нашей молитвы Господней на мессе: например: «Избави нас от лукавого, Господи, и от всех зол, прошлых, настоящих и будущих; и... милостиво даруй нам мир в эти дни...». Эмболизм следует за «Аминь», произносимым после последнего прошения молитвы Господней. (Используется в римском обряде.)
Эпиклесис: греческое слово «призвание»; название молитвы божественной литургии Православной церкви, в которой Святой Дух Божий призывается на Дары, «дабы они стали Телом Господа и Его драгоценной Кровью». Освящение совершается посредством эпиклесиса, а не произнесения ve
![]() |
Данная книга может быть доступна в магазине "Книга - почтой". Мы рекомендуем нашим читателям зарегистрироваться в магазине, прежде чем совершать покупки. Это позволяет быстрее совершать оформление покупок, дает возможность отслеживать свои заказы и получать скидки. |
Если вас заинтересовала эта книга, то мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться со следующими произведениями, изданными нашим фондом: