Евагелическо-Лютеранская церковь в российской истории (XVI-XX вв.) (Ольга Лиценбергер)

Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории. Ольга Лиценбергер


Это издание - одно из немногих фундаментальных исследований, посвященных истории Лютеранской церкви в России. Книга охватывает широкий исторический период, и показывает, что Лютеранская церковь в современной России отнюдь не является чуждым российской культуре элементом, или новым иноземным религиозным течением. Напротив, история протестантизма неразрывно связана с историей Российского государства и Лютеранство, как одно из основных направлений протестантизма, появилось в русских землях с самого начала, - еще при жизни его основателя Мартина Лютера (1483—1546), а в последующие столетия имело на территории страны немалое количество приверженцев. Автор книги подробно рассказывает о существенном положительном влиянии российских протестантов-лютеран на культуру, науку, экономику страны.

Книга снабжена множеством иллюстраций - от современных фотографий лютеранских церквей, до копий архивных материалов.

Адресована книга как специалистам-историкам и религиоведам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей России и Церкви.

(Фонд "Лютеранское наследие", 2003 г., 544 с. Твердый переплет).


Вернуться в каталог


На этой странице мы предлагаем читателям небольшой фрагмент из книги "ЕЛЦ в российской истории", для предварительного ознакомления.

1. Появление протестантов в России

"...Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного".

1 Пар. 29:15

1.1. Иван Грозный и протестанты. Первая кирха в Немецкой слободе

В ХVI в. немецкий католический священник, доктор богословия Мартин Лютер выступил с дерзкими протестами против продажи индульгенций, отпускавших верующим содеянные и еще не совершенные ими грехи. В 1520 г. он был отлучен от церкви, но публично сжег папскую буллу об отлучении. Лютер превратился в центральную фигуру антицерковной оппозиции и возглавил реформационное движение. Постепенно его учение утвердилось во многих немецких княжествах. «Протестация» (протест) сторонников Лютера на имперском сейме в Шпейере в 1529 г. дала название всем христианским течениям, возникшим в ходе Реформации.

Таким образом, протестантизм — одно из трех направлений христианства, отделившееся от католицизма в ходе Реформации XVI в. К нему принадлежит большое количество самостоятельных церквей (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и др.) и сект. Одним из крупнейших по численности направлением протестантизма является лютеранство. Его основные положения Мартин Лютер и Филипп Меланхтон впервые сформулировали в «Аугсбургском вероисповедании», а потом они были дополнены и более подробно изложены в других лютеранских Вероисповеданиях, объединенных впоследствии в «Книгу согласия».

Возникновение и быстрое распространение Реформации в землях Германии повлекло за собой стремительное проникновение нового учения во многие страны, в том числе и находившиеся в непосредственной близости к России. Так, на территории современных стран Балтии протестантизм получил широкое распространение уже в середине XVI в., во многом благодаря деятельности А. Кнопкена, который появился в Риге еще в 1522 г. Для расширения влияния своего учения Мартин Лютер написал несколько писем «всем христианам в Риге, Ревеле и Дерпте».

В Швеции и герцогстве Финляндии на рейхстаге 1527 г. было принято решение исповедовать учение Лютера. В Польше в 1570 г. состоялся объединительный синод лютеран, кальвинистов и моравских братьев для совместной защиты от католиков. Россия не принимала активного участия в бурных событиях, происходивших в Европе, но и не могла оставаться от них в стороне и не испытывать то или иное воздействие все возраставшей численно и укреплявшейся духовно молодой Лютеранской церкви.

Первым признаком этого влияния было появление в России протестантов, которых здесь называли «лютерами». В годы правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533) на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов различных профессий — оружейников и офицеров, врачей и аптекарей, архитекторов и художников, горнорабочих и инженеров, толмачей и торговцев, высших чиновников-управленцев и ремесленников. Согласно договору 1524 г., шведские купцы, среди которых были и лютеране, получили право торговли в России. Н.М. Карамзин писал: «Со времени Иоанна III… цари наши уже не чуждались Европы… отчасти из любопытства… отчасти и для того, чтобы… искать выгоды для нашей собственной политики»[i].

Во время царствования Ивана IV Грозного (1547—1584) число иностранцев в России еще более возросло, они селились уже не только в Москве, но и в других городах страны, вплоть до Урала. Среди них имелось немало последователей учения Мартина Лютера, и им было предоставлено право свободного отправления богослужения. Тогда как в Европе, в результате заключения Аугсбургского религиозного мира 1555 г., завершившего ряд войн между католиками и протестантами, было установлено право князей определять вероисповедание своих подданных по принципу «чья страна, того и вера». Поэтому и католики, и протестанты преследовали иноверцев, свобода совести и веротерпимость были для европейцев новыми и еще неизвестными понятиями.

Многие исследователи отмечают, что лютеране пользовались большим расположением русского царя. Например, русский историк Н.М. Карамзин в своем известном труде «История государства Российского» писал о том, что Иван Грозный «славился благоразумною терпимостию вер», разрешил лютеранам и кальвинистам «собираться для богослужения в домах у пасторов, любил спорить с учеными немцами о Законе и сносил противоречия... никто из них не жаловался на притеснение»[ii]. Другой русский историк Д.В. Цветаев приводил пример, как Иван Грозный «оштрафовал шестьюдесятью тысячами рублей своего митрополита... за то, что этот причинил насилие одному немцу в деле веры»[iii].

Пастор И. Одерборний, автор сочинения о России того времени, указывал, что русскому царю, считавшему учение Лютера «близким к истине», а протестантских священников образованными людьми, нравились богослужения, проводимые пастором X. Бокгорном, находившимся в свите голштинского герцога Магнуса. Слушая его проповеди, царь мягко отзывался о Лютере и лютеранстве; он одарил пастора богатой одеждой и золотыми цепями[iv]. Однако, по мнению Д.В. Цветаева, при рассмотрении благосклонности и доброжелательности Ивана IV к протестантам, которые не следует преувеличивать, необходимо учитывать политическую ситуацию и исторические условия того времени[v].

И. Грозный действительно интересовался протестантской догматикой и старался составить о ней полное представление. По поручению царя пастор Коле письменно изложил Грозному сущность учения Англиканской церкви, другой пленный священник подготовил для государя сочинение, известное как «Ответ кокенгаузенского пастора». Один из русских летописцев указывал, что некоторые проповедники прямо склоняли царя к принятию «Аугсбургского вероисповедания», а лютеранин доктор Елисей Бомелий, названный Карамзиным «злодеем, негодяем и бродягой», который «полюбился царю своими кознями... чтобы угождать несчастному расположению души Иоанновой», чуть не отвратил царя от православия[vi]. Считается, что протестанты даже тешили себя надеждой обратить государя и его приближенных в лютеранство. Иностранные послы неоднократно сообщали в своих письмах на родину, что Иван IV, возможно, примет евангелическую веру и есть «к тому всякая надежда»[vii].

В 1570 г. немецкие лютеране направили в Россию посольство с тайным поручением убедить царя принять лютеранство. Официальной задачей четырех послов, прибывших со свитою из 718 простых людей и 643 купцов, было подписание мира между Россией и Польшей. В числе послов находились также два священнослужителя — направленный в Россию Сигизмундом-Августом католик, приор Джерио, и евангелический проповедник «чешских братьев» Иоганн Рокита[viii]. Секретной миссией Рокиты и его братьев по вере было заключение союза между Греческой и Евангелической церквами.

Перемирие было подписано на три года, однако центральным вопросом деятельности посольства стал религиозный диспут, проведенный лично Иваном Грозным в Кремлевском дворце. Царь получил сначала устные, а затем подробные письменные ответы на десять вопросов, поставленных им относительно основных положений протестантизма — учение Лютера, оправдание верой, значение добрых дел, отношение к Святому Писанию и к Преданию, посты, почитание икон, монашество, брак, культ святых и др. Во время беседы с евангелическим богословом, в присутствии многочисленной свиты, царь гневно нападал на основные положения лютеранства, задавал каверзные вопросы, но пообещал Роките большие подарки, если тот сможет «твердыми доводами устранить все сомнения, объяснить запутанное, внести свет в то, что представляется темным»[ix].

«Роцита сидел пред ним на возвышенном месте, устланном богатыми коврами; говорил смело, оправдывал догматы Аугсбургского исповедания, удостоился знаков царского благоволения»[x]. Устная полемика переросла в обмен письмами. Получив изложение речи Рокиты на бумаге, Иван Грозный написал опровержение под заглавием «Ответ государев». Называя Лютера человеком свирепым, люто изменившим учение Христа, Грозный достаточно подробно рассмотрел все особенности лютеранского вероучения, употребляя многочисленные цитаты из Писания. Четырнадцатая глава царского сочинения строжайше запрещала Роките и его единоверцам распространять свое учение в пределах Московского государства.

Истории протестантизма в России известны иные случаи негативного отношения Ивана Грозного к евангелическим священникам: когда однажды в г.Кокенгаузене лютеранский пастор сравнил Лютера с Апостолом Павлом, царь ударил его хлыстом по голове, другого пастора, Фому, единомышленника объявленного еретиком монаха Феодосия Косого, он приказал утопить в Двине[xi].

Однако протестантские идеи постепенно распространялись среди населения России. Датский король прислал Ивану Грозному Аугсбургское вероисповедание и Катехизис Лютера, а также направил книгопечатников для издания этих книг в России. Традиционно начало книгопечатания в Российском государстве связывают с именем Ивана Федорова (около 1510—1583) и относят к 1564 г., когда в России была выпущена первая русская датированная печатная книга «Апостол». Первая печатная Библия появилась в стране в 1580—1581 гг., однако еще задолго до этого, в 1552 г., в Москву с печатной Библией и еще двумя книгами богословского содержания, скорее всего это были Аугсбургское вероисповедание и Катехизис Лютера, прибыл шведский типограф Ганс Миссенгейм[xii]. Он предложил основать в Москве типографию, перевести богословские книги на русский язык и выпустить их тиражом в несколько тысяч экземпляров. Однако по приказу Ивана Грозного книгопечатник, в котором царь заподозрил лютеранского миссионера, был выдворен из страны. Но все же в эти годы протестантам в России жилось значительно лучше, чем в Европе, где они были вынуждены бороться с католицизмом за право на существование.

Число иноземных мастеров в России с каждым годом увеличивалось. Задержка в отправлении из Прибалтики более ста иностранных специалистов, приглашенных на русскую службу, послужила поводом к началу Ливонской войны (1558—1583), которая стала одним из основных факторов, значительно увеличивших число протестантов в России. В ходе Ливонской войны в Москву, Владимир, Нижний Новгород, Кострому, Псков, Углич и другие города были вывезены военнопленные, среди которых преобладали лютеране. Во всех русских городах иностранным послам, военнопленным и находящимся на русской службе протестантам запрещалось посещать православные церкви, дабы «не осквернять святыни».

Своих церквей у них еще не существовало, священнослужителей насчитывались единицы. В 1558 г. вместе с пленными в Россию прибыл первый лютеранский проповедник, имя которого известно — Тиман Бракель. С его пребыванием в Москве можно связать начало московской лютеранской общины[xiii]. Пленный пастор прошел через Псков, Новгород и Москву, по собственному признанию «проповедовал там в домах слово Божье, приобщал Св. Таинств и крестил детей, родившихся у пленных лифляндцев; ... навещал и утешал пленных и больных, итак у меня были там как бы своя церковь, кафедра и алтарь, сколь ни тяжело и ни странно складывались обстоятельства»[xiv]. В 1560 г. Бракель был отпущен из плена. Позже религиозные требы среди пленных лифляндцев Москвы исполнял пастор по имени Илия, умерший в 1570 г.

В некоторых городах страны проживали другие протестантские священники. Например, в августе 1560 г. в предместье Костромы вместе с тремя лютеранскими пасторами был перевезен плененный русскими войсками при взятии Феллина князь, магистр Вильгельм Фюрстенберг. В 1565 г. вместе с оставшейся частью населения захваченного Дерпта в Россию был отправлен пастор Веттерманн[xv].

В честь прибытия в Москву лютеранина, голштинского герцога Магнуса фон Озеля, брата Датского короля Фридриха II, российский государь признал полную религиозную неприкосновенность Ливонии, из плена было выпущено несколько тысяч дерптских граждан, а сам герцог и его свита получили богатые подарки. Племянница Ивана Грозного, одна из дочерей казненного царем Владимира Старицкого, княжна Евфимия должна была стать первой православной христианкой Руси, выданной замуж за лютеранина герцога Магнуса. С помощью этого брака Грозный хотел не только усилить свое влияние в Ливонии, но и загладить вину перед племянницей. Однако Евфимия незадолго до церемонии бракосочетания умерла и ее по приказу царя заменила младшая сестра Марья. Обряд венчания, состоявшийся в 1573 г. в Москве, проводили одновременно православные священники и лютеранские пасторы из Ливонии и Немецкой слободы[xvi].

Первое компактное иноземное поселение за пределами Москвы — Немецкая слобода — появилось, по мнению одних авторов, еще при Василии III, по мнению других — в 1570?е гг.[xvii] Поселение сгорело, по первой версии, при набеге великого хана Девлет-Герея, по второй — в период Смутного времени. Впоследствии иностранцы проживали в центре города среди русских, но Соборное Уложение 1649 г. и указ 1652 г. предписали иноземцам выселиться за пределы Москвы, на место старой иноземной слободы. Новое поселение получило название Немецкой или Ново-Немецкой слободы. Как указывал Н.М. Карамзин, лютеране и кальвинисты «жили спокойно в Москве, в новой Немецкой слободе, на берегу Яузы, обогащаясь ремеслами и художествами. Иоанн изъявлял уважение к искусствам и наукам, лаская иноземцев просвещенных»[xviii].

«На правом берегу Яузы исстари, еще со времен Ивана Грозного, особою слободою поселены были иноземцы разных вер и наций; Немецкая слобода была как бы особым городом, резко выделявшимся как по своему внешнему виду, так и по образу жизни своих обитателей», — писал другой историк XIX в. М.И. Семевский[xix].

В 1559 г. жители Немецкой слободы основали евангелическую общину[xx]. По другим данным, первая община была организована в период между 1560—1565 гг. Ее пастором стал И. Веттерман, известный тем, что систематизировал собрание книг Ивана Грозного. Уже в конце 1575 г. или в начале 1576 г. пленные иноземцы возвели здесь первую деревянную лютеранскую кирху[xxi]. Лютеранская церковь появилась в Москве на сто лет раньше, чем католическая, католикам, вследствие особенностей внешней политики государства, не дозволялось строить на Руси храмы[xxii]. Большая часть жителей слободы, среди которых преобладало немецкое и шведское население, иcпoвeдовала лютеранство. Затем шли реформаты, кальвинисты, англикане и католики.

Кто и при каких обстоятельствах получил разрешение на постройку первой лютеранской кирхи, сказать трудно. Многие исследователи — И. Грот, Т. Юнгблют, И.М. Снегирев считают, что церковь была сооружена по ходатайству герцога Магнуса, в свите которого служили два придворных пастора — X. Шраффер и X. Бокгорн, ставший первым настоятелем кирхи[xxiii]. Д.В. Цветаев указывал, что к тому времени герцог Магнус уже впал в немилость у русского государя и, следовательно, не мог получить от него разрешения на строительство церкви. На самом же деле Магнус, провозглашенный королем Ливонии под верховной властью русского царя, перешел на службу к польскому королю Стефану Баторию в 1577 г. Однако пастор Бокгорн в то время жил в Ливонии и прибыл в Россию с Магнусом еще до строительства церкви в 1570 г., поэтому первым священнослужителем церкви Цветаев называл Иоакима Скультета[xxiv].

Как бы то ни было, уже через четыре года кирху разрушили во время погрома, устроенного в Немецкой слободе по указанию Ивана Грозного[xxv]. Вот что пишет об этом М.Н. Карамзин: «Иоанн... дозволив лютеранам и кальвинистам иметь в Москве церковь, лет через пять велел сжечь ту и другую (опасаясь ли соблазна, слыша ли о неудовольствии народа?)»[xxvi]. Другая точка зрения называет причиной погрома «высокомерие, тщеславие и дерзкие поступки» жителей Немецкой слободы[xxvii]. По третьей версии, погром все же являлся местью царя лифляндцам за переход Магнуса на службу к военному противнику России Баторию, стоявшему во главе Речи Посполитой[xxviii].

После разгрома Немецкой слободы лютеране проводили богослужения в частном деревянном доме, а в1584 г. была возведена новая кирха, которая просуществовала до начала ХVII в. При царе Федоре Ивановиче (1584—1598) число протестантов в России возросло, значительное количество лютеран служило в царском пятитысячном иностранном отряде[xxix].



[i] Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4-х книгах. Книга третья. Ростов-на-Дону, 1995. С. 431-432.

[ii] Карамзин Н.М. Указ. соч. Книга третья. С. 519.

[iii] Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887. С. 23.

[iv] См.: Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 55.

[v] См.: Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 56.

[vi] Карамзин Н.М. Указ. соч. Книга третья. С. 358.

[vii] Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 23.

[viii] См.: У Н.М. Карамзина имя этого пастора пишется как Роцита.

[ix] Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 37.

[x] Карамзин Н.М. Указ. соч. Книга третья. С. 519.

[xi] См.: Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 56; Барсов Н.И. Протестантизм в России // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. Т. II. М., 1995. С. 406.

[xii] См.: Цветаев Д. В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. С. 22.

[xiii] См.: Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 36.

[xiv] Цит. по: Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. С. 36.

[xv] Некоторые исследователи связывают с именем пастора Веттермана начало московской лютеранской общины (см., например, Соколов И.И., Снегирев И.М., Грот И.).

[xvi] Название «Немецкая слобода» имеет своеобразную этимологию. «Немецкой» слобода именовалась потому, что всех иноземцев на Руси называли немцами, т.е. немыми, не говорящими по-русски. Название «слобода», по мнению одних авторов, происходило от слова «свобода», так как поселение пользовалось определенными привилегиями, по мнению других, было связано с тем, что поселение размещалось за пределами города.

[xvii] См.: Лефортово — Немецкая слобода: забытая история или «малая родина»? // Под ред. Е.П. Миклашевской и М.С. Цепляевой. М., 1993. С. 8; Ковригина В А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII в. М., 1998. С. 72.

[xviii] Карамзин Н.М. Указ. соч. Книга третья. С. 519.

[xix] См.: Семевский М.И. Царица Екатерина Алексеевна Анна и Виллем Монс. 1692-1724. Очерк из русской истории XVIII века. Л., 1990. С. 17.

[xx] См.: Курило О. В. Лютеране в России (XVI-XX вв.). Автореф. ... канд. ист. наук. М, 1999. С. 6.

[xxi] Некоторые авторы, например Снегирев И.М. и др., полагают, что первая лютеранская церковь появилась в Москве еще в 1560 г.

[xxii] Лишь 5 мая 1687 г. в Москве впервые была освящена католическая церковная палатка, и в ней было проведено богослужение. Возможно, что первая деревянная церковь в столице была построена около 1692 г.

[xxiii] См.: Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в ХVI и ХVII вв. М., 1880; Бобылев А. Евангелическо-лютеранская церковь // Немцы России: энциклопедия. Т.I. М., 1999. С. 750.

[xxiv] См.: Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. С. 43.

[xxv] Именно поэтому совершенно непонятным является утверждение о том, что «в 1573 г. датский герцог Магнус получил от Ивана Грозного разрешение построить в Москве лютеранскую церковь, в которой впоследствии по преданию был погребен жених царевны Ксении Годуновой датский герцог Иоанн» (см. Крест Екатерины. Страницы истории лютеранства. Город Екатеринбург. Личности, документы, фотографии / Ред.-сост. С.Ф. Глушков. Екатеринбург, 2000. С. 78).

[xxvi] Карамзин Н.М. Указ. соч. Книга третья. С. 519.

[xxvii] См.: Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. С. 46.

[xxviii] Существуют и совершенно нелепые объяснения разрушения кирхи. Например, дипломат, иезуит Антоний Поссевино считал, что Иван Грозный приказал разгромить слободу, раскрыв обман ее жителей-лютеран, которые, выдавая себя за католиков, получили разрешение на строительство католической церкви, а молились в ней втайне от царя по протестантскому обряду.

[xxix] См.: Барсов Н. И. Указ. соч. С. 406. Буткевич Т. И. Протестанство в России (из лекций по церковному праву). Харьков, 1913.





Воспользовавшись следующей далее кнопкой можно попробовать поискать книгу "ЕЛЦ в российской истории" в магазине печатных изданий

Перейти в магазин христианских книг


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Евагелическо-Лютеранская церковь в российской истории