![]() |
Предлагаемое издание - первое в отечественной историографии исследование, посвященное лютеранству в России (XVI-XX вв.) Здесь на основании обширных исторических материалов показана церковная жизнь различных национальных групп, традиционно исповедующих лютеранство (немцев, финнов, латышей, эстонцев, шведов), представлены данные о численности, расселении, хозяйственной деятельности, духовной жизни, обычаях и обрядах издавна населяющих Россию лютеран. В книгу вошли многочисленные документы из 13 российских архивов, отражающие отношения государства и Лютеранской церкви с 1918 по 1959 годы. Опубликован ныне действующий устав Евангелическо-Лютеранской церкви. Издание уникально в своем роде и представляет интерес для историков, этнологов, религиоведов и самого широкого круга читателей, интересующихся историей церкви на территории бывшего СССР. (Фонд "Лютеранское наследие", 2002 г., 400 с. Твердый переплет). |
На этой странице мы предлагаем нашим читателям небольшой фрагмент из данного произведения для ознакомления с его содержанием и стилем.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧАСТИ I
Конфессиональная принадлежность представляет собой одну из важных сторон характеристики этноса. В настоящее время, как известно, на Земле нет народа, которому была бы совершенно незнакома религия. В мире распространено большое число различных конфессий, сильно отличающихся друг от друга, принадлежность к ним влияет на ход этнических и демографических процессов и межнациональные отношения.
Среди других конфессий особенно выделяются мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Несмотря на «мировой характер» этих религий, который проявляется, в частности, в разнообразии их состава, «этничность» религии не пропадает, отражаясь в национальных обрядовых особенностях, обусловленных национальной психологией и культурными традициями.
Из христианских деноминаций лютеранство представляет особый интерес для этнолога в силу изначальной постановки Лютером, наряду с другими, «национальных задач», которые выражались в период Реформации в борьбе за ведение богослужений на родном (в отличие от употребляемого тогда повсеместно в Западной Европе латинского) языке и национальное устройство церкви. Массовая поддержка, которую нашли эти требования, показала рост этнического самосознания народов Европы и рост национальных сил.
Объединение лютеран в национальных церквах способствует сохранению национальных традиций. Особенно это существенно для эмигрантов, получающих возможность, живя в иноэтническом окружении, слышать родной язык во время богослужений, консолидироваться с ранее прибывшими соотечественниками, иметь связь с родиной через церковь, получая информацию о ней от приезжающих пасторов и через доставленную из отечества прессу.
Россия — страна, в которой живет много различных народов, по своей религиозной структуре политконфессиональна. Конфессиональный состав ее населения находится в определенной корреляции с этнической структурой. В этой связи необходимо исследовать и проблему соотношения религиозной и этнической общности. Характерно, что еще в XIX в. при проведении первой всеобщей переписи населения Российской империи по губерниям отмечалась связь численности верующих определенного вероисповедания с числом граждан, принадлежащих той или иной национальности (этнической принадлежностью). Имевшиеся в России конфессии, естественно, сильно различались по численности, распространению, степени консолидации, а отсюда и по той роли, которую они играли в ее истории. Политические, социальные и экономические факторы отражались на численности представителей разных конфессий, миграционных процессах, в которые они были втянуты. Лютеране Российской империи по данным переписи 1897 года были наиболее крупной группой протестантского населения страны. В современной России по численности верующих лютеранство из протестантских вероисповеданий уступает только баптистам и пятидесятникам. Это обусловливает существующую роль лютеранского наследия в экономике, политике, культуре страны и актуальность исследования связанных с этой деноминацией вопросов.
В России лютеранство исповедовали и исповедуют лица разных национальностей: немцы, финны, латыши, эстонцы, шведы, русские и др. Задача нашего исследования состояла не только в том, чтобы выявить численность лютеран в России, места расселения, национальный состав лютеранских общин, но и раскрыть их национальную специфику. Правильное понимание исторических событий и явлений современности невозможно без детального знания религиозной структуры населения России, а ведение национальной политики — без анализа динамики численности последователей разных конфессий и выявления тенденций развития религиозного состава.
Религия оказывает влияние на разные сферы жизни людей: общественный и семейный быт, различные стороны материальной и духовной культуры. Это влияние в разные периоды может быть весьма различным. Исследование его в прошлом и настоящем предоставит богатый материал для сравнения, позволит определить степень сохранности религиозных народных традиций, их роли в возрождении национальной культуры.
Важно также изучить этнические процессы в среде проживающих в России лютеран, их взаимоотношения с русским православным населением, выявив преобладающие тенденции. Поскольку многие лютеране были репрессированы, в исследовании будут затронуты и вопросы, касающиеся депортации исповедующих лютеранство народов и связанных с ней этнокультурных контактов.
Исследование представляется особенно актуальным сегодня, когда идет процесс конструирования Евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ) России, происходит возрождение деятельности лютеранских общин, начавшееся с конца 50-х годов ХХ века.
Общие сведения о лютеранстве
Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации — религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы.
Различные социальные и политические силы, принимавшие участие в ходе реформационного движения в Германии, объединяла идея создания национальной, независимой от Рима церковной организации, ведения богослужения на немецком языке. Выражая интересы общества и заботясь о воспитании верующих в духе своего учения, идеолог Реформации в Германии Мартин Лютер пытался достигнуть преобразования церкви путем проведения реформ. Практической реализации этой цели послужило создание им сборника немецких церковных проповедей и перевод Библии на немецкий язык. Тонкое понимание Лютером народного языка обусловило то, что выполненный перевод Нового и Ветхого Завета стал основой для формирования общенемецкого литературного языка и имел большое значение для развития немецкой литературы и культуры вообще.
Реформация стала возможной в силу ряда сложившихся условий: упрочившейся светской государственности, независимой от Рима; ослабления влияния на население главного вероисповедания западного христианства — католицизма; из-за упадка нравов среди католического духовенства, а также вследствие развития гуманистических идей и роста повсеместного недовольства папством. Иллюстрацией массового духовного подъема людей служат сообщения очевидца, писавшего, что «все, кто умел читать по-немецки, жадно читали и перечитывали Новый Завет»,«ходили из города в город, из селения в селение, проповедуя Евангелие» [136, 94]. Завершившись успехом в Германии, Реформация послужила примером создания национальных церковных организаций и в других странах.
В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности [191, 88]. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции.
Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года [189, 151].
Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер [21, 214, 219, 224, 244, 258, 275]. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства [191, 88].
Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам.
В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий [359, 70], прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России — лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских.
Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: «Послание к христианскому дворянству германской нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении церкви» [128; 129; 348]. В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств.
Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания.
Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом — для учителей и пасторов (1528) и малом — для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий [324; 242]. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием «Книга согласия» в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера [110, 285].
Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще.
Одна из характернейших особенностей протестантизма — наличие в нем положения, провозглашающего важнейшим условием спасения личную веру человека, которая характеризуется признанием истинности фактов Священной истории и рассматривается как перерождающая человека духовная сила. Лютеране учат, что прощение грехов и оправдание перед Богом происходит не по содействию духовенства и через выполнение формальных религиозных обрядов, заслуги и личные действия, умилостивляющие Бога, а по благодати Христа, верой: «Если мы веруем, что Христос пострадал за нас и что Его ради нам оставляются грехи, даруется оправдание и жизнь вечная» [296, 44-45].
Из догмата об оправдании верой вытекает требование всеобщего священства и равенства всех верующих перед Богом, что ведет к упразднению особого сословия священников, наделенного божественной благодатью, и дорогостоящей римской курии с властью римского папы. Учение о непосредственной связи человека с Богом без посредничества церкви полагало, что каждый верующий имеет право свободно читать и толковать Библию, и ограничивало вместе с тем роль священника. По Лютеру, все христиане — священники [181, 1542]. Под существующей во все времена единой Святой христианской церковью в лютеранстве признается собрание всех верных, где неискаженно проповедуется Евангелие. Церковь таким образом является не видимым обществом верующих в Иисуса Христа, организованным по определенным законам внешним образом, а невидимым обществом святых, оправданных и возрожденных, всех истинно верующих, которые составляют духовное священство [296, 46-48; 110, 174].
В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием [28, 97].
Идеи Лютера, который был ранее монахом-августинцем, формировались во время его жизни в монастыре, где он, предавшись аскетическим упражнениям и изучению схоластической литературы, пришел к выводу о маловажности внешнего исполнения церковных обрядов по сравнению с личной верой в Иисуса Христа. Выступление против монашества было также реакцией на упадок нравов католических монахов, формальное отношение к исполнению церковных обрядов. Лютер выступил против подавления естественных потребностей человека, ограничения его свободы. В 27-м артикуле Аугсбургского вероисповедания о монастырских обетах приводились следующие выводы: поскольку «ежедневно в монастырях поступали вопреки слову Божию, послушание и учение оскудели; монастырские обеты были изобретены, дабы с помощью насильственного порядка восстановить дисциплину; многие люди оказывались в монастырях по неведению, хотя они и были особенно молоды, все же недостаточно взвесили и осознали вопрос; юношей и девушек нередко упрятывали в монастырь, чтобы обеспечить их материальное существование» [296, 104-107].
Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму.
С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: «Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми» [296, 96-104]. Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела [296, 68-69].
В лютеранстве отразилась также характерная для протестантизма тенденция к уменьшению числа таинств, вызванная в период Реформации недовольством широких масс платой за обряды и борьбой за дешевую церковь.
Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды.
Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать [110, 226-239].
В противоположность некоторым другим протестантам лютеране считают, что во время Причастия в хлебе и вине присутствуют истинные Тело и Кровь Иисуса Христа, хотя при этом хлеб и вино не превращаются в Тело и Кровь Христовы, но «все время хлеб остается хлебом, а вино вином» [110, 259-266].
Брак по лютеранскому учению — установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством [110, 89-92]. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря [136, 94]. Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего [110, 92].
Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом [110, 243-254].
Однако публичное учение или проповедование в церкви или приобщение таинств требует установленного в законном порядке призвания. Мартин Лютер, призывая отличать функцию проповедника или служителя от общего священства всех христиан, установил особый класс совершителей богослужения и проповедников, чин их избрания и посвящения [19, 255].
В уставе Евангелическо-лютеранской церкви определяются особые служения, для которых необходимо благословение избранных на это. Благословение совершается во время богослужения перед общиной. В органисты и регенты хора обычно посвящает пастор общины. Церковная должность вверяется ему полностью.
Церковь по Аугсбургскому вероисповеданию имеет право призывать на пасторское служение мужчин, способных и подходящих для этой должности (74). В ныне действующем уставе определено, что на все эти должности могут назначаться как мужчины, так и женщины, конкретное решение принимается исходя из принципа целесообразности. В Евангелическо-лютеранской церкви известны случаи, когда в пасторы рукополагались женщины.
В России в советский период при нехватке квалифицированных кадров в роли пасторов иногда выступали лица недостаточно подготовленные, без полагающейся процедуры рукоположения [353, 76].
В некоторых лютеранских церквах существует епископат [296, 120-141]. Однако лютеранский епископ коренным образом отличается от католического или православного, — это выборное лицо, высший духовный чин, возглавляющий официально церковь. В отличие от католиков и православных, у протестантов титул епископа не является пожизненным, его присвоение не означает таинства священства, а есть назначение или избрание на должность. Помимо епископов в лютеранской церкви существуют суперинтенденты, возглавляющие епархии, пробсты, осуществляющие руководство объединением общин, и пасторы, работающие в приходах.
Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация — публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет [242, пп. 31, 33]. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование.
Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование.
В некоторых своих высказываниях Лютер признавал третьим таинством отпущение грехов (исповедь). Не отрицая исповеди, лютеранство трактует ее достаточно широко, выделяя несколько ее видов: постоянная исповедь перед Богом, исповедь любви перед ближним, частная исповедь перед ближним, частная исповедь перед пастором, общая исповедь при богослужении и исповедание явного грешника, являющиеся обязанностью пастора [110, 254-259]. В свете подчеркнутой в лютеранстве личной ответственности человека перед Богом в этом вероисповедании подчеркивается важность непрерывной исповеди, когда при постоянном сознании себя виновным во всех грехах обретается прощение через Божью благодать, без дополнительного объявления от кого-либо. В соответствии с учением о всеобщем священстве всех верующих, как и в случае с крещением, при чрезвычайных обстоятельствах отпущение грехов помимо пастора может дать и любой верующий [110, 255].
Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике — агенде [289].
В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже [242, пп. 6, 7], обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры.
Положения лютеранского вероучения нашли отражение в культе, по сравнению с православной и католической церквами существенно упрощенном [189, 150-151]. Лютеранская церковь отличается скромным внутренним убранством, что обосновывается теологически: «Бог должен быть в душе». Наряду с непритязательным внешним видом церкви, ее интерьера, для лютеран характерно упрощение церковного ритуала. Богослужения обычно совершаются в храме, который намного проще католического. В нем допускается настенная живопись. В алтаре может быть икона (однако почитание икон отсутствует). Вместе с тем, лютеранские пасторы, в отличие от служителей других протестантских церквей, имеют особое облачение, хотя оно значительно скромнее, чем в англиканской и католической церквах.
У лютеран отсутствует такое, как в католицизме, почитание богоматери, ангелов, святых, культ мощей и святых реликвий. В то же время лютеранские церкви, как и англиканские, носят названия святых, а лютеране отмечают праздники апостолов, Иоанна Крестителя, архангелов и ангелов. Аугсбургское вероисповедание учит, что святых надлежит вспоминать, чтобы укрепить веру, но из Священного Писания нельзя доказать, что святых следует призывать или искать у них помощи [296, 70-71].
Разница в культе, характеризующемся простотой, рациональностью, некоторым обмирщением, отразилась на богослужении, которое в лютеранской церкви отличается от римско-католического [274; 323]. Наряду с общими для лютеранства и католицизма структурными элементами литургии: приветствием паствы, общим исповеданием грехов, чтением молитв «Отче наш», «Символ веры», в лютеранском богослужении имеется и существенная специфика.
Так, в нем гораздо большее значение имеет проповедь, являющаяся обязательной и основной его частью. Приближенная к жизни людей, она носит характер философского ее осмысления.
Участие всех прихожан в богослужении достигается общим исполнением духовных песнопений, часть которых используется со времен Лютера, который сам являлся их сочинителем [368].
У лютеран отсутствует приветствие престола и святых даров, состоящее из трех актов почитания: поклона, поцелуя, каждения. Они, как и крестное знамение у католиков, считаются в лютеранской церкви внешними ненужными действиями.
По сравнению с большинством других протестантских вероисповеданий (например, кальвинизмом) лютеранство гораздо менее решительно порвало с католицизмом.
Лютеранство сближают с католицизмом некоторые общие черты, — как в догматике, так и в культе. Как и католики, лютеране исповедуют Символ веры с филиокве — сформулированным впервые на Толедском церковном соборе в 589 году добавлением к христианскому Символу веры, по которому Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына [92, 275].
Следуют лютеране за католиками и в использовании в причастии опресноков. То и другое отличает их от православных, признающих исхождение Святого Духа лишь от Бога-Отца и причащающихся квасным хлебом. Лютеране, как и католики, проводят обряд конфирмации, который, правда, в отличие от католиков, не является у них таинством, а считается обычаем, вводящим молодого христианина в состав общины верующих. Сходным образом проходит у лютеран и католиков обряд крещения, не требующий троекратного погружения в воду, как у православных. В лютеранских церковных организациях, как и в католических, существует своя иерархия.
С православными лютеран объединяет отсутствие веры в чистилище (по католическому вероучению, место очищения, в котором еще не вполне чистые души очищаются через страдания, чтобы войти в рай) [1, 340], разрешение духовенству вступать в брак и наличие независимых национальных церквей [40, 18; 191, 62, 64].
Как и верующие других конфессий, лютеране отмечают религиозные праздники, число которых, в отличие от православия и католицизма, сокращено. Некоторые из них общеприняты в христианских церквах: Рождество Христово Богоявление, Воскресение Господне (Пасха), праздник Пятидесятницы. К особым праздникам лютеран относятся: День Аугсбургского вероисповедания (25 июня) и день Реформации (31 октября) [110, 285; 185, 24; 242, п. 99].
Устройство и организация Евангелическо-лютеранской церкви заметно отличает ее от других христианских, в особенности непротестантских конфессий.
Положения относительно управления Евангелическо-лютеранской церковью содержались уже в первых книгах о лютеранском вероучении.
Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства.
Как известно, Лютер довольно быстро вступил в союз с территориальной властью, ища в ней опору для реализации своих целей. Организация лютеранской церкви, ставшая подчиненной территориальной власти, сильно отличалась от первоначального плана Лютера создать систему религиозных общин на демократических началах [57, 331].
По Аугсбургскому религиозному миру, заключенному на рейхстаге в 1555 году, князья получили официальное право определять религию своих подданных. Впоследствии этот принцип был выражен в формуле: «Чья власть, того и вера».
Что касается принципов управления протестантскими приходами и их устройства, то об этом должны были заботиться представители светской власти — короли, князья, курфюрсты и др.
Изданные королями и курфюрстами уставы, законы и парламентские акты в какой-то степени заменили в протестантизме и, в частности, в лютеранстве постановления вселенских и поместных соборов [24, 7].
Образцами для действовавших в XIX веке положений об управлении духовными делами протестантов в России послужили главным образом прусские законы. По ним глава государства признавался и главою церкви, так как ему принадлежала власть над всем, что находилось в пределах его государственной территории. Если во внешних делах церкви он осуществлял свою власть через общегосударственные законодательные учреждения, то во внутренних делах — через специальное церковное управление [24, 9].
В России подчинение Евангелическо-лютеранской церкви светской власти проявлялось в утверждении ее устава императором, который также назначал президента и вице-президента Генеральной лютеранской консистории. По распорядительным делам Генеральная консистория подчинялась министерству внутренних дел, а по судебным — правительствующему сенату. Она должна была испрашивать разрешение высшей власти в делах, требующих сношений с другими министерствами, губернаторами, главными начальниками, отдельными подразделениями государственного управления. Кроме того, ей нужно было предоставлять органам государственного контроля установленную отчетность с соблюдением всех кассовых и ревизионных правил. На заседании Генерального лютеранского синода председательствовать должно было лицо лютеранского вероисповедания, назначенное императором. На рассмотрение императора также представлялись все рассуждения и заключения синода. Члены синода могли быть уволены высочайшим повелением по докладу министра иностранных дел [24, 218-220, 226].
В то же время светская власть должна была создавать условия для существования лютеранской церкви в России. Президенту и прочим светским чинам Генеральной консистории и чиновникам ее канцелярии присваивались пенсии, предоставлялось право на путевое пособие. Высшая власть финансировала постройку лютеранских церквей и обеспечивала пасторов казенным жалованьем [98, 153; 158, 35]. Отделение церкви от государства по декрету 1918 года лишило церковь материальной поддержки.
Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения — консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов.
Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской [242, пп. 290, 291, 292].
По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен.
В управлении лютеранской церковью большую роль играют миряне. Догматической основой роли мирян служит признание священства всех верующих. Лютеранская консистория по уставу ЕЛЦ
Воспользовавшись следующей далее кнопкой можно попробовать поискать книгу "Лютеране в России" в магазине печатных изданий