![]() |
Книга лютеранского богослова Мартина Францманна посвящена исследованию Нового Завета. Лейтмотив произведения: Живое и действенное Слово (Евр.4:24) — есть движущая сила истории. Вот что сам автор пишет в предисловии к данному изданию: Адресовано это издание широкому кругу читателей, интересующихся Библией, но может быть полезно и интересно также и специалистам: историкам и религиоведам, пасторам и учителям христианских учебных заведений, учащимся богословских школ и семинарий. (Фонд "Лютеранское наследие", 1996 г., 334 с. Твердый переплет) |
На этой страничке мы предлагаем нашим читателям небольшой фрагмент из этой книги для ознакомления со стилем и духом повествования:
Я попытался написать нечто вроде введения в Новый Завет — то, что сам искал ещё в студенческие годы, да так и не нашёл. Я разыскивал книгу, которая помогла бы мне проложить путь через мой Новый Завет как в историческом, так и в теологическом смысле, книгу, которая позволила бы мне уверенно путешествовать по Новому Завету и дала бы мне твёрдую почву под ногами при будущих более углублённых исследованиях. Поэтому я постарался поставить исторические материалы на службу теологии, серьёзно рассмотрев учение о Святом Духе как высшей движущей силе истории. Я стремился написать книгу, которая побуждала бы уделять максимальное внимание самому тексту. Я свёл теорию и гипотезы к минимуму и ограничился лишь кратким упоминанием взглядов, отличных от моих.
Такая попытка создания книги, оставляющей учащегося для начала один на один с Новым Заветом, неизбежно заключает в себе и некоторые недостатки, которые я отчётливо осознаю. Во-первых, я был вынужден несколько более авторитарно выражать свои взгляды, чем обычно это делаю. Во-вторых, поскольку для этой цели лучше всего было бы отказаться от сносок, я взял на себя смелость обойти молчанием многих учёных, работавших и работающих ныне в этой области, которым я многим обязан. Поэтому я с признательностью отмечаю, что «я есть часть всего, что я встречал», чем и должен быть любой исследователь в этой области. Я должен выразить особую благодарность титану изучения Нового Завета, Адольфу Шлаттеру.
Мне хотелось бы выразить признательность издательству «Конкордия» и литературному совету Лютеранской Церкви Синода Миссури, который щедро предоставил мне свободное время для работы над этой книгой. Я молюсь, чтобы милостивый Господь благословил работу, успеху которой они способствовали.
Мартин Францманн
Новый народ Божий под властью Иисуса Христа
Какой же была жизнь первой церкви — жизнь, ставшая историческим обрамлением нашего Нового Завета и почвой, на которой он родился и вырос? Первым и наиболее очевидным её признаком было полное подчинение Господу Иисусу Христу. Лука даёт ясно понять, что Книга Деяний (являющаяся второй в труде, состоящем из двух томов, где первый — его Евангелие) — есть непосредственное продолжение Евангелия Иисуса Христа: «Первую книгу написал я... о всём, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). В первой части (гл. 1-12) всё отчётливее вырисовывается человеческий облик Петра, а во второй (гл. 13-28) — Павла; но их обоих затмевает и подчиняет Тот, Кто является подлинным и единственным Действующим Лицом Книги Деяний — Иисус, продолжающий Свои труды и учение. Это Его Слово, а не Петра или Павла, растёт, устремляется вперёд и побеждает в ней, что, кстати, Пётр и Павел сами же и утверждают.
Слово Его растёт, воля Его исполняется. Ведь Он — Всевышний Господь, обладающий неизбывным величием, Господь, «вознесённый» на небеса, в Божий мир (Деян. 1:2, 9, 11): «вознесён десницею Божиею» (Деян. 2:33) «в Начальника и Спасителя» (Деян. 5:31), как «Господь всех» (Деян. 10:36). Умирающий Стефан молится этому Господу так же, как Сам Иисус на кресте молился Своему Отцу (Деян. 7:59, 60; ср. Лука 23:34, 46).
Он является Господом вследствие Своего воскресения из мёртвых: «Сего Иисуса Бог воскресил... итак, Он, быв вознесён десницею Божиею... Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (Деян. 2:32, 33, 36). Именно Бог, воскресивший Его из мёртвых, Своей десницей вознёс Иисуса, как Начальника и Спасителя (Деян. 5:30, 31). «Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться» (Деян. 10:40). Вознесённый Господь есть Господь, восставший из мёртвых; это прочно и навсегда связывает Его с Господом, воплотившимся в человека ради нас, людей, и ради нашего спасения, с Господом нашим Иисусом, Который жил среди Своих учеников, и явление Которого провозгласил Иоанн Креститель (Деян. 1:21, 22), с человеком Иисусом из Назарета, о Котором Бог свидетельствовал Израилю великими деяниями среди народа израильского (Деян. 2:22), с Иисусом из Назарета, Которого Бог помазал Духом Святым и силою, Который ходил, творя добро и исцеляя всех, одержимых дьяволом (Деян. 10:38).
Он является Господом, потому что прошёл весь путь милосердного служения до предела возможного. Он является краеугольным камнем нового храма Божьего, потому что был тем камнем, что отвергли строители (Деян. 4:10, 11), потому что был предан Своим учеником, взят Своим народом (Деян. 1:16) и распят (Деян. 2:23; 3:13-15; 4:10; 7:52).
Новый народ Божий знает и прославляет своего Господа, как Слугу Божьего. Слово «Слуга» употребляется по отношению к Нему в первых главах Деяний чаще, чем где-либо ещё в Новом Завете1 (Деян. 3:13, 26; 4:27, 30; ср. 8:32, 33 СП). Никакой иной термин, наверно, не свидетельствует с такой полнотой о Его необычной и всеобъемлющей божественности, как этот. Ведь посредством этого Слова Иисус был провозглашён воплощением тех пророчеств Исаии, в которых выражалась надежда народа Божьего на Слугу Господа. Это Тот Самый Слуга, Которого Господь одарил Своим Духом для миссии милосердного служения всем народам, чтобы Он стал «заветом с людьми» Израиля (т.е., чтобы Он смог донести в полноте и вечности смысл Божьего завета-милосердия и завета-верности до избранного народа Божьего), и чтобы Он смог стать «светом, сияющим для всех людей» — чтобы в Нём заря великого Божьего дня спасения засияла для всех людей во всех странах (Ис. 42:1-9 СП). Описанный пророком Слуга должен пройти в Своём служении путь через глубины унижения и отвержения (Ис. 49:4, 7; 50:6 СП), путь служения, целью которого является восстановление Израиля и спасение всех народов, то есть — путь «спасения всех людей земли» (Ис. 49:6 СП). Пророк изображает Слугу проходящим через служение и унижение к триумфу и славе: «Взгляни на слугу Моего — он будет успешен во всём и станет важным, будет в почёте и уважении... и даже цари от изумления не смогут сказать ни слова» (Ис. 52:13, 15 СП). Но Он не достигнет триумфа, пока до конца не пройдёт весь низменный путь служения, пока не только не испытает того, чтобы «Он был презрен и умалён пред людьми» (Ис. 53:3), но и не испытает боль и отчаяние, ниспосланные Самим Господом (Ис. 53:10), Который причислит Его к злодеям (Ис. 53:12), осудит и накажет Его за грехи всех (Ис. 53:5,6). Только тогда, когда Слуга дойдёт до казни, смертью своей искупая грешных людей, тогда, когда Он понесёт грехи многих, ведомый, как агнец на заклание, за их вину, только тогда Он воскреснет для новой жизни и триумфа (Ис. 53:10-12). Словом «Слуга» Апостолы, а вслед за ними и новый народ Божий, могут выразить всю славу Своего Господа. Слава служащего Мессии, распятого Мессии, воскресшего и вознёсшегося Мессии охватывается этим понятием, оно осеняет и скорбную тайну Его креста.
Пророк сказал о Слуге: «Когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис. 53:10, 11). Слуга-Мессия — для новых людей Божьих это не просто воспоминание, Он — их настоящий, живой и деятельный Господь. Пётр говорит народу: «Он [Бог] воскресил Слугу Своего и к вам первым послал Его благословлять каждого» (Деян. 3:26 СП). Мы можем ясно видеть эту благословляющую деятельность Господа в церкви в том виде, о котором Лука говорит, рассуждая в Деяниях о Его «имени» — ведь «имя» Божье на языке Библии означает Бога, обращённого к человеку, Бога в содружестве с человеком, Бога, создающего и формирующего человеческую историю. Также и «имя» Господа Иисуса Христа означает действующего Бога. Если чудо совершается «во имя» Господа Иисуса, если Пётр говорит хромому у Красных ворот храма: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), это означает, что Господь, Который творил повсюду добро, пребывая на земле в человеческом теле , всё ещё милостив и деятелен в мире, что Начальник Жизни восстанавливает разрушенное творение в полном и жизнеспособном виде (Деян. 3:15, 16; 4:10; ср. 9:14). Желая спастись, люди должны призывать имя Того, Кого Бог сделал Господом и Христом (Деян. 2:21, 36), от них требуется покаяться и креститься во имя Иисуса, чтобы грехи их были прощены (Деян. 2:38), ибо «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). В Иисусе Христе, через Его деятельную благодать в Крещении и Слове, люди спасаются от суда (Деян. 2:40), приходят к Богу, примиряются, получают прощение и становятся членами нового народа Божьего. Спасение осуществляется только Его именем и Им одним (Деян. 4:12), поскольку Он есть воплощённая царственная и щедрая благодать Божья. Он есть настоящее царство Божье. Когда Лука говорит о том, что люди верили Филиппу, «благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» в Самарии (Деян. 8:12), он не имеет в виду, что в проповеди Филиппа было две темы (у Филиппа была только одна тема — он «проповедывал им Христа» — Деян. 8:5), но описывает одну тему его проповеди двумя способами. «Имя Иисуса Христа» является лишь другим выражением понятия «царствие Божие». В деяниях Господа Иисуса присутствует Сам Бог, устанавливающий Своё царство благодати среди людей.
Вознёсшийся Господь принимает деятельное участие в истории через людей. Люди — его «орудия» (Деян. 9:15 СП), которые Он избирает по всемогущей благодати Своей: гонитель христиан Савл должен был склониться перед царственной благодатью, понести имя Господне «пред народами и царями и сынами Израилевыми» и принять страдания за это имя (Деян. 9:15, 16). Он делает людей Своими Апостолами, т.е. полностью зависимыми от Него и послушными Ему посланниками, действующими только по воле Пославшего их. В этом качестве они изрекают Его Слово, проповедуют Его и противостоят миру с Его позиций. Деяния, демонстрирующие силу Апостолов, таким образом, являются деяниями Господа: «много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов» (Деян. 2:43; ср. 5:12). По поводу исцелённого им хромого Пётр говорит начальникам, старейшинам и книжникам: «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он пред вами здрав» (Деян. 4:10). Пожалуй наиболее впечатляющим выражением того, что Апостол является «избранным орудием» Господа Иисуса Христа (не менее и не более того), являются слова, сказанные Петром у ложа парализованного в Лидде: «Еней! исцеляет тебя Иисус Христос» (Деян. 4:10). Как орудия Господни, Апостолы никогда не присваивают себе заслуг: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» — говорит Пётр поражённым людям в Соломоновом притворе. И когда Корнилий пал к ногам Петра, тот ответил ему: «Встань; я тоже человек» (Деян. 10:25, 26). Всё это вызвано скромностью Апостолов, как избранных орудий Господних, потому что они не более и не менее чем выразители присутствия Господа, а их слово формирует и направляет всю жизнь новой общины: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деян. 2:42).
Апостолы отнюдь не являются гениями религиозной мысли, чьи озарения обогащали бы и расширяли накопленные человечеством знания в этой области. Они всего лишь получатели откровения, свидетели Личности и Её деяний в истории. Эта Личность и эти деяния полностью затмевают их и подчиняют себе. Они важны не сами по себе, но тем, о чём они свидетельствуют. Они получают божественную силу только для одной цели — свидетельствования (Деян. 1:8). Фактически Господь должен полностью изменить их человеческое мышление, прежде чем использовать их в качестве Своих избранных орудий. Их интересуют сроки, когда они думают о власти в Израиле: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6) Он отвращает их мысли от рассуждений о сроках к спокойному подчинению могучей воле Отца, от помышлений о власти к обязанности служения, от узкого горизонта Израиля ко всему миру. Им предназначено быть Его свидетелями не только в своей стране, среди знакомых и любимых ими людей, но и среди самарян, которых они ненавидят, во всех концах земли, в огромном мире язычников, к которым они по природе своей равнодушны (Деян. 1:8). Господь посылает их свидетельствовать перед евреями и язычниками, что Он есть Господь всего (Деян. 10:36), определяющий всю историю. Восьмой стих первой главы Деяний не только указывает на схему всей Книги Деяний, но и предопределяет ход всей истории для церкви до той поры, когда Сын Человеческий явится для окончания, суда и увенчания всей истории.
Таким образом, жизнь нового народа Божьего является жизнью под господством Иисуса Христа — люди, над которыми восходит заря нового дня Божьего, становятся свидетелями света, посланного Богом для просвещения их «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа», как это описывает Павел (2 Кор. 4:6). Они узрели славу Божью — господство Иисуса не затмевает Бога, а открывает Его. Имя Иисуса есть откровение царства Божьего (Деян. 8:12; ср. 28:31), находиться под господством Иисуса означает жить в содружестве с Богом.
История, открывающая нам Иисуса как Господа и Христа, показывает Бога как милостивого Царя и всемогущего Владыку истории. Бог предсказал пришествие Своего Христа, Своего помазанника «устами всех Своих пророков» (Деян. 3:18; ср. 4:25, 26). Бог подтвердил предназначение Иисуса из Назарета грандиозными деяниями, чудесами и знамениями (Деян. 2:22): Бог помазал Иисуса с помощью Святого Духа и силы, Бог «был с Ним» (Деян. 10:38). Когда Иисус принял смерть от рук Своих врагов, Бог не потерял управление событиями — они распяли и убили Его «по определённому совету и предведению Божию» (Деян. 2:23). Творя свою мятежную волю над Слугой Божьим, они всё-таки делали то, что было предопределено рукой Божьей и Божьим планом (Деян. 4:27, 28 СП). Снова и снова мы слышим, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых (Деян. 2:24; 3:15; 10:40). Бог вознёс Его и тем прославил Своего Слугу (Деян. 2:33; 3:13; 5:31 СП). Бог назначил Ему быть Судьёй живых и мёртвых (Деян. 10:42). Вознесённый Иисус получил от Отца обещанного Духа Святого, который Он изливает на Своих людей — и Дух побуждает людей говорить «о великих делах Божиих» (Деян. 2:11). Преследуемая и молящаяся церковь склоняется перед Богом, как перед неограниченным и полновластным Господом истории, врагам Которого не остается ничего, кроме исполнения Его воли (Деян. 4:24-28).
Церковь, полностью подчиняющая себя Богу, как Владыке истории (Деян. 4:28, 29), поклоняется Ему и как Творцу, церковная молитва начинается словами: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них» (Деян. 4:24). Послав Своего Сына в сотворённый Им мир, в историю, в род человеческий, Бог, без сомнения, высказал одобрение Своего очень хорошего творения; поэтому не только молитва церкви, но и вся её жизнь свидетельствует в пользу радостного заключения, что «всякое творение Божие хорошо» (1 Тим. 4:4). Свидетельство церкви не обходит молчанием и не стремится принизить полную человечность Иисуса, Его человеческую историю, Его страдания и Его смерть. Более того, новое сообщество не удалялось в пустыню, а оставалось, работало и свидетельствовало там, куда Творец мира и Господь истории поместил его. В нём не было никакой изолированности или монашества. Это было как бы застольное сообщество — они «принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:46, 47). Это было сообщество семей — они преломляли по домам хлеб (Деян. 2:46) — причём женщины не были исключены из него (Деян. 1:14; 6:1; 8:3), а играли важную и почётную роль, как показывает пример Тавифы (Деян. 9:36-41). Общая забота о физических нуждах сообщества была с самого начала важной частью жизни церкви (Деян. 2:44, 45; 4:32-35). Апостолы не позволяли ей вытеснять или заменять собой их первейшую задачу молитвы и служения словом, но признавали её важность и способствовали ей, считая её работой, правильно исполнить которую можно лишь с помощью Святого Духа (Деян. 6:1-6).
Эти люди знали Бога-Творца, как Отца Господа Иисуса Христа, а следовательно — и их Отца; они знали Его, как люди, живущие под покровом прощения грехов. Это преобразило их жизни и дало им существенную свободу от забот и тревог. Это дало им радость и щедрость сердца (Деян. 2:46 СП). Это позволило им встретить страдания в своей жизни, как ещё один благой дар из рук Творца (Деян. 5:41). Это наполняло их жизни музыкой молитвы, сопровождавшей все их деяния и всё, что выпадало на их долю (Деян. 2:42; 4:24-30; 6:4; 12:5, 12). Это освобождало их для любви друг к другу так, что «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян. 4:32). Неудивительно, что люди ощущали некоторый страх перед ними (Деян. 2:43; 4:21; 5:13, 26), ибо они жили во славу Бога — Отца Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь с полным правом назвала наш Новый Завет — книгу, содержащую Слово, взросшее на этой почве — «Новым Заветом нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа», поскольку он на каждой своей странице называет Иисуса Господом и даёт людям свет познания славы Бога в лице Христа. Но по той же самой причине это книга Святой Троицы, так как в ней Иисус назван Господом во славу Бога-Отца. И, конечно, Новый Завет является книгой Святого Духа, богодухновенной книгой. Это подводит нас ко второму важному аспекту жизни первой церкви.
Книгу Деяний справедливо называют Евангелием Святого Духа. Она открывается обетованием Духа (1:5, 8), и церковь Нового Завета родилась тогда, когда Дух был дан в такой полноте и в таком общемировом масштабе, с какими ни ветхозаветный народ Божий, ни ученики Иисуса никогда прежде не сталкивались (Деян. 2:1-42). Ученики знали о Святом Духе из Ветхого Завета, как о личном творческом присутствии Бога, которое создаёт, формирует и толкует историю; как о силе, носившейся над водами при сотворении (Быт. 1:2); как о силе, нисходившей на Судей Израиля (Суд. 6:34; 14:6) и на израильских царей (1 Цар. 16:13, 14), давая им возможность творить великие дела для Господа и Его народа. Они знали о Духе, как о силе, позволявшей пророкам изрекать: «Так говорит Господь», чтобы трактовать историю, как проявление воли Божьей, и предрекать то, что Господь ещё сделает для спасения Своих людей и всех народов (Деян. 1:16; 4:25). Они знали, что когда сыны Израиля противились начальникам и пророкам, посланным к ним Богом, они противились Святому Духу (7:51). Они знали, что Дух Господень должен был почить на Мессии — наследнике Давида — и помочь Ему установить Божье правление истины над Своим народом и восстановить райский мир в разрушенном творении Божьем (Ис. 11:1-10), что Дух Господень должен снизойти на Слугу-Мессию и сделать Его Заветом для людей и Светом для язычников (Ис. 42:1; 61:1 СП). Они знали, что Иисус Назорей был помазан Богом через Святого Духа и, таким образом, начал Свои грандиозные труды, свидетельствующие о Нём, как о Мессии и Спасителе (Деян. 10:38). Они знали, что именно Святым Духом их вознёсшийся Господь давал повеления Своим избранным Апостолам (Деян. 1:2). Они получали обетования Духа от Него как во дни Его пребывания во плоти (Лук. 12:12), так и в течение сорока дней после воскресения (Деян. 1:5, 8). Но только в день Пятидесятницы они на себе испытали то, что обещал им Господь, и что пророк Иоиль предрёк для последних дней (Деян. 2:16, 17) — неожиданное в своей полноте «излияние» Святого Духа «на всякую плоть».
Двенадцать Апостолов исполнились Духа (Деян. 2:4; 4:8; 5:32; 10:19; 11:12), и Павел, «недоношенный» Апостол (1 Кор. 15:8 СП), тоже исполнился Духа в соответствующей полноте и силе. Но то что они получили было дано им не для личного пользования и владения, вроде привилегии, они были не единственными получателями Духа, они были сосудами Духа (напр. Деян. 2:38; 8:18). Дух был излит не только на Апостолов, но и на таких пророков, как Агав (Деян. 11:28), на Семерых и на евангелистов (Деян. 6:3, 5, 10; 7:55; 8:29, 39), на великих и добрых руководителей, таких как Варнава (Деян. 11:24), на всех верующих (Деян. 2:38; 4:31), на иудеев, на самарян (Деян. 8:15-18) и даже (к удивлению некоторых иудеохристиан) на язычников (Деян. 10:44, 45, 47; 11:15).
Дух наполнял всю церковь, вдохновлял и направлял всю жизнь нового народа Божьего. Работа Духа проявлялась не только в пламенных речах и вдохновенных видениях, хотя это тоже присутствовало в жизни первой церкви: говорившие на разных языках в день Пятидесятницы были настолько непохожи на нормальных людей и говорили столь необычно, что насмешники посчитали их пьяными (Деян. 2:13); когда Дух сошёл на самарян, последствия этого были столь потрясающими, что волхв Симон пожелал даже купить силу Духа у Апостолов — он решил, что это какая-то сильная разновидность волшебства (Деян. 8:17-19); когда Дух сошёл на Корнилия и его друзей в Кесарии, они «заговорили языками» в исступлённом славословии (Деян. 10:44-46; 11:15). Стефан, «будучи исполнен Духа Святого», увидел «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55, 56).
Но повествование Луки относит к трудам Святого Духа речи и поступки, которые наше обмирщённое сознание могло бы счесть обычными и нормальными. Святой Дух наполнял не только восторженного Петра в день Пятидесятницы — спокойный Пётр, которому предстояло выступать в свою защиту перед Синедрионом, был не менее наполнен Духом (Деян. 4:8). Как обещал Господь, Дух в этот час учил его нужным словам (Лука 12:12). Дух для Апостолов — действующая сила, сила, вооружающая их для выполнения порученной им работы свидетельствования о деяниях Бога во Христе, историческом факте, обещающем спасение человечеству (Деян. 1:8; 5:32; 9:17, 20). Дух деятельно направляет Апостола (Деян. 10:19) и евангелиста (Деян. 8:29: 39). Когда Дух вдохновляет пророка Агава, тот не изрекает какие-то удивительные и потрясающие известия для удовлетворения людского религиозного любопытства — он предсказывает голод, чтобы церковь смогла тщательно спланировать и должным образом исполнить свою благотворительную работу (Деян. 11:28-30). Дух даёт возможность людям «пещись о столах» в церкви, чтобы обеспечить вдов и сирот разумным и скромным подаянием, избранные для этой цели семь человек должны, по словам Петра, быть людьми, «исполненными Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:1-6). Святой Дух не только даровал одному из этих семерых, мученику Стефану, видение отверстых небес, Дух дал ему способность выполнять его работу слуги церкви во имя бедных и достойно держаться во время споров с людьми из синагоги (Деян. 6:10).
Церковь молилась в свой трудный час (Деян. 4:23 и далее) — молилась, чтобы обрести мужество и выдержать гонения, но не избегать их. Бог явил Свое присутствие среди её членов: «Поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого» (Деян. 4:31). Что явилось результатом деятельности Духа? К чему привело его вмешательство? Результат был характерен для всего благочестия первой церкви под властью Духа — целью её религиозной жизни было не самообогащение или самореализация, от самососредоточенной набожности здесь нет и следа. Следствием была воля к единению и воля к свидетельствованию: «Они... говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31). Слово, которое мы вынуждены переводить, как «дерзновение», является прекрасной характеристикой действующей церкви, преисполненной Духа. Оно указывает на то свободное, радостное и смелое доверие, то крепкое здоровье веры, которое приходит из уверенности в доступности Бога-Отца, дарованной во Христе Духом. Это активное религиозное здоровье позволяет Иоанну и Петру сказать: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20). Эта крепость веры заставляет Савла, получившего Святого Духа (Деян. 9:17), «тотчас» (Деян. 9:20) в синагоге провозгласить Иисуса Сыном Божьим, смело проповедуя в Дамаске и Иерусалиме (Деян. 9:27-29).
Дерзновение и смелость есть дерзновение и смелость под господством Иисуса. Именно церковь ходит «в страхе Господнем» и радуется «при утешении от Святого Духа» (Деян. 9:31). Это дерзновение под владычеством Бога, дающего Свой Дух «повинующимся Ему» (Деян. 5:32). При наличии послушания и покорности оно особенно отчётливо проявляется в том, как церковь использует Ветхий Завет. Когда Иисуса в дни Его пребывания на земле Дух повёл не за пределы Писания, а вглубь его, Он дал отповедь дьяволу, сказав: «Написано...» (Лук. 4:1-13), поэтому Дух и Апостолов вёл вглубь Писания. Они радостно и свободно пользовались Ветхим Заветом, будучи уверены, что через него Бог Духом Святым уже в их время говорит с ними; они принимали его всецело как свою книгу, книгу Нового Завета народа Божьего. Проповедь Петра в день Пятидесятницы весьма характерна. «Человек переполнен Писанием», так прокомментировал это Лютер. И когда Филипп по внушению Духа подошёл к евнуху, читавшему из пророка Исаии, он «отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35). Исполненная Духом церковь под живым словом Апостолов была далека от какой-либо антипатии к написанному слову более старшего Божьего откровения, она различала в написанном Ветхом Завете голос и деяния Святого Духа и благодарно пользовалась вдохновенной книгой.
Крепкое религиозное здоровье разума и воли, дарованное Духом первой церкви, проявляется также и в языке церкви. В некотором смысле Святой Дух действительно создал в последние дни новый язык (это понимает любой, кто изучает Новый Завет), язык в высшей степени индивидуальный с присущими только ему красками и образами. В нём нет ничего неестественного, искусственного или эзотерического, туманного или двусмысленного. Это совершенно естественный и открытый язык, уходящий корнями в жизнь и историю любого грека или еврея, которому церковь несла свидетельство.
Таков второй важный аспект истории, давшей наш Новый Завет. Это история, в которой Дух Божий, творя, движется над водами. Говорить о Слове, взросшем на этой почве, устремившемся вперёд и восторжествовавшем в этой истории, как о священном , полностью богодухновенном Слове, не означает привязывать чуждую теорию к Слову — это всего лишь признание его характера, как части истории новозаветного Божьего народа. Оно богодухновенно, потому что Бог, Который есть Господь истории, сделал его таким, оно словесно вдохновлено, потому что Бог обращался к людям напрямую, общаясь с ними непосредственно, оно есть произведение Духа живого Бога и воплощение того, что Дух вдохновлял и вдохновляет.
Получить информацию о доступности данной книги в печатном или электронном виде можно в новом каталоге фонда "Лютеранское наследие".