Аугсбургское вероисповедание сегодня (под ред. Дэвида Л. Мэсмана).

«Почему мы здесь? Какова цель нашего существования? Ответы изменяются с каждым поколением, но вопросы вечны».

Искомые людьми ответы действительно изменяются от поколения к поколению, но истинные, Божии ответы на эти и другие духовные вопросы неизменны. «Слово Бога нашего пребудет вечно», сказал пророк Исаия (Ис. 40:8). Апостол Петр повторил исповедание Исаии (1 Петр. 1:25). И он добавил: «А это есть то слово, которое вам проповедано».

В книге рассмотрены основные учения библейского христианства в рамках общей темы: «Веруем, учим и исповедуем…»

В предисловии к книге ее редактор, Дэвид Л. Мэсман, пишет: Мы начнем с того, что Бог говорит нам в Писании о Своей сущности, о том, как мы можем узнать о Нем и всём Его творении – включая вас и меня. По мере продвижения, нашей дорожной картой будут «Главные артикулы о вере» «Аугсбургского вероисповедания». Это главное вероисповедание Лютеранской церкви – написанное в 1530 году и зачитанное перед императором Священной Римской империи Карлом V как заявление о том, во что веруют лютеране. В «Главных артикулах о вере рассматриваются учения исторического христианства. Полный русский перевод этих артикулов представлен в начале нашей книги.

Издание адресовано широкому кругу читателей.

(Фонд "Лютеранское наследие", 2008 г., 128 с. , мягкий переплет)


Вернуться в каталог


Далее на этой страничке мы предлагаем нашим читателям несколько небольших фрагментов данной брошюры для ознакомления со стилем произведения.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дэвид Л. Мэсман (David L. Mahsman)

«Будь то средний возраст, грядущий миллениум или тяжелое уныние, многие американцы ищут в них духовный смысл»

«Ньюсуик», 28 ноября, 1994

«Современные» духовные искания не должны нас удивлять. Люди – внутренне религиозные существа. Такими нас создал Бог.

Но куда эти искатели обращаются за духовным удовлетворением? Одни, конечно же, смотрят на те или иные формы христианства. Другие исследуют иные религии. Прочие увлекаются «New Age», служением красоте или коммерческими семинарами. Многие искатели выдумывают собственные верования и учения, стремясь состряпать из них свою собственную религию.

И, тогда как современная культура стремится убедить нас, будто духовные суждения одного человека столь же действительны, как и суждения другого, Апостол Иоанн предлагает иной подход: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Когда мы пребываем во власти собственных измышлений, нас легко обмануть. Предаваясь собственным фантазиям, мы не можем обрести уверенность в духовных вопросах.

Но Бог не позволяет нам предаваться нашим собственным измышлениям. Он являет нам Себя. Через Святое Писание Он рассказывает нам о Себе и о нас самих. Христос провозгласил, молясь Своему Небесному Отцу: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

Поскольку Слово Божие является единственным надежным и достоверным источником духовной истины, лютеране всегда настаивали на том, чтобы извлекать христианское учение только из Святого Писания. Его не следует основывать, даже частично, на человеческих суждениях, церковных преданиях или наших личных чувствах и личном опыте. Потому лозунгом Реформации стали слова Sola Scriptura только Писание.

Это положение ясно утверждается в лютеранских вероисповеданиях, документах, принятых лютеранами XVI века, чтобы открыто провозглашать свою христианскую веру и свое понимание Святого Писания. Под некоторыми или всеми этими 11 вероисповеданиями – опубликованными вместе в 1580 году в виде «Книги согласия» - по сей день подписываются лютеранские пасторы и церкви во всем мире.

Они определяют, что значит быть лютеранином.

Одно из вероисповеданий, «Формула согласия», начинается такими словами: «Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как сказано в Пс.(118:105): “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей”».

Будучи лютеранами, мы стремимся соблюдать верность Святому Писанию и лютеранским вероисповеданиям как верному истолкованию Слова Божия.

В этой книге рассмотрены основные учения библейского христианства в рамках общей темы: «Веруем, учим и исповедуем…»

Мы начнем с того, что Бог говорит нам в Писании о Своей сущности, о том, как мы можем узнать о Нем и всём Его творении – включая вас и меня.

По мере продвижения, нашей дорожной картой будут «Главные артикулы о вере» «Аугсбургского вероисповедания». Это главное вероисповедание Лютеранской церкви – написанное в 1530 году и зачитанное перед императором Священной Римской империи Карлом V как заявление о том, во что веруют лютеране. В «Главных артикулах о вере рассматриваются учения исторического христианства. Полный русский перевод этих артикулов представлен в начале нашей книги.

«Почему мы здесь? Какова цель нашего существования? Ответы изменяются с каждым поколением, но вопросы вечны». Так заканчивается статья одного из номеров журнала «Newsweek».

Искомые людьми ответы действительно изменяются от поколения к поколению, но истинные, Божии ответы на эти и другие духовные вопросы неизменны. «Слово Бога нашего пребудет вечно», сказал пророк Исаия (Ис. 40:8). Апостол Петр повторил исповедание Исаии (1 Петр. 1:25). И он добавил: «А это есть то слово, которое вам проповедано».


ЕДИНЫЙ ИСТИННЫЙ БОГ И ЕГО ТВОРЕНИЕ (АРТИКУЛ 1)

Дэвид Л. Мэсман (David L. Mahsman)

Чтобы обрести духовное познание, необходимо знать Бога. К счастью, Он рассказал нам о Себе и о том, почему мы здесь.

Согласно исследованиям Джорджа Барна (George Barna), лишь семь из каждых десяти взрослых американцев сегодня «придерживаются традиционного взгляда на Бога».

Это не означает, что даже все эти семеро с «традиционным» взглядом обязательно придерживаются библейского взгляда на Бога. Утверждение, на основании которого Барна проводил свое исследование, таково: «Бог – всемогущий, всеведущий, совершенный Творец вселенной, Который управляет миром сегодня».

Честные наблюдатели подходят довольно близко к согласию с таким утверждением, просто оглядываясь вокруг себя и делая собственные выводы.

Например, природа говорит нам что-то о Боге.

Вселенский порядок – регулярная смена дня и ночи, цикличность времен года, равновесие в природе – и сложнейшее устройство души и тела человека являют убедительные доказательства того, что за всем эти стоит разумный и могущественный дух. Нечто «духовное» есть даже в том благоговении, которое мы ощущаем при первом взгляде на величественный вид Большого каньона, мощь Ниагарского водопада или поразительную красоту осени в Новой Англии.

Апостол Павел сказал об этом: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Мы также носим в себе доказательство существования Бога. Человеческая совесть, это внутренне присущее знание правды и неправды, говорит нам о том, что есть Бог, и что мы дадим ему отчет (Рим. 2:15).

Бог сообщает нам о Себе

То, что существует Бог, Который сотворил и до сих пор поддерживает всё сущее, и Который мудр, всесилен и благ – очевидно. Но такого малого знания о сущности Бога недостаточно.

Дело в том, что мы можем знать – действительно знать – поразительно мало об истинном Боге, если Он не откроет Себя нам. Но вот хорошее известие: Бог открыл Себя нам.

Это откровение заключено в Святом Писании и в личности Иисуса Христа. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).

Прежде всего, Бог говорит нам, что Он не Что, а Кто. Он говорит нам, что Он есть. Он называет Себя «Сущим» (Исх. 3:14). Кстати, это имя использовал Христос, утверждая, что Он является Богом: «Истинно говорю вам», - отвечал Иисус, - «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58).

Бог говорит нам о Своей совершенной природе, о том, что Он – единый Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4), единая, неделимая сущность, но в трех различных Личностях: Отец, Сын и Святой Дух (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13). Отец полностью является Богом (1 Кор. 8:6). Сын, который вочеловечился в личности Иисуса Христа, является совершенным Богом (1 Ин. 5:20; Рим. 9:5). И Святой Дух является совершенным Богом (Деян. 5:3,4).

И все же существует не три Бога, но один Бог. Как гласит Артикул I «Аугсбургского вероисповедания», «существует одна Божия Сущность, Которая называется и является Богом — вечным, бестелесным, неразделимым, обладающим бесконечной силой, мудростью и благостью, Творцом и Вседержителем [Содержателем всего сущего] видимого и невидимого. И, тем не менее, существуют три Ипостаси, которые единосущны, равны по силе, и одинаково извечны: Отец, Сын и Святой Дух».

Итак, мы никогда не смогли бы додуматься до этого сами. По существу, наш разум не способен воистину постичь триединство Божие, хотя Бог открывает его нам!

Но именно так Бог являет Себя нам, что делает любое другое понимание Бога плодом человеческого воображения и идолопоклонством. Итак, мы должны отвергнуть всякое иное суждение о Боге, звучит ли оно отчасти по-христиански (как суждения, предлагаемые унитариями, мормонами или свидетелями Иеговы), или нет (как, например, в других мировых религиях или в «New Age»).

Бог также говорит нам, что Он вечен (Пс. 89:2-3), неизменен (Мал. 3:6), всемогущ (Лк. 1:37), всеведущ (Ин. 21:17), вездесущ (Иер. 23:24), свят и безгрешен (Лев. 19:2), совершенно справедлив, честен и беспристрастен (Втор. 32:4), всегда верен Своим обетованиям (2 Тим. 2:13), совершенно благ и добр (Пс. 144:9), милостив (Пс. 144:9), милосердный, любящий и прощающий (Исх. 34:6,7; 1 Ин. 4:8).

Божие деяние сотворения

Давайте посмотрим, что Бог говорит о том, как Он сотворил землю, вселенную, всё – включая вас и меня.

Использовав Моисея в качестве Своего человеческого посредника, Бог предоставил нам совершенно достоверное повествование о Своей созидательной деятельности. Единственный, Кто действительно присутствовал при сотворении, предлагает нам обзор Своих трудов в Быт. 1:1 – 2:3. Начиная с Быт. 2:4, Он дал более подробное повествование о сотворении мужчины и женщины, Адама и Евы, наших прародителей.

Так мы узнаём, что не являемся продуктом случайной эволюции. Мы не потомки каких-то низших форм жизни. Эта уверенность твердо основана на истинности Бога и Его Слова (хотя эволюционные модели сталкиваются с проблемами, даже если не принимать во внимание противоречие с повествованием Творца). Наше существование имеет цель, поскольку мы были преднамеренно сотворены мудрым и любящим Богом.

Наши общие предки – общие предки каждого – были реальными людьми, историческими личностями, специально сотворенными Богом иначе, нежели Он сотворил всё прочее в этом мире. Бог сотворил Адама «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Взяв ребро от Адама, Бог создал Еву. Он привел ее к Адаму, который тотчас принял ее, сказав: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).

Всё прочее было сотворено Богом из ничего. Он просто сказал: «Да будет так», и сделалось так. Необработанная материя – небо, земля, вода, свет – в первый день. Распределение вод сверху и снизу – во второй. Отделение земли от моря и сотворение растительной жизни – в третий. Носители света и измерители времени – солнце, луна и звезды – в четвертый. Рыбы, морская живность и птицы – в пятый. Животные – в шестой.

Хотя Бог мог бы вызвать всё к существованию в мановение ока или растянуть это во времени (которое Он также сотворил), Книга Бытие ясно утверждает, что Бог предпочел совершить Свое деяние в течение шести дней. И все же Писание (в Книге Бытие и в других текстах) уделило сотворению материи меньше внимания, чем тому, как Бог обустроил сотворенный мир, сделав его пригодным для обитания человечества.

Именно в шестой день Бог сотворил первых людей.

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Бог совещался с Самим Собою (Быт. 1:26). Моисей продолжил: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Кроме того способа, которым они были сотворены, Адам и Ева отличались от всего прочего Божия творения, поскольку они были сотворены по образу Божию – то есть в состоянии праведности, невинности и блаженства.

Бог сотворил человечество для Себя. Между Адамом, Евой и их Творцом существовали отношения совершенного и доверительного общения. Воля и желание наших прародителей находились в совершенном согласии с волей Того, Кто привел их к бытию.


Отношения разрушены – и восстановлены

Эти отношения были разрушены, когда Адам и Ева послушали падшего ангела, сатану и нарушили единственную заповедь, которую дал им Творец – не есть от дерева познания добра и зла. Более они уже не имели образа Божия

Их непослушание также оказало воздействие на нас, так что «с момента грехопадения Адама, все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе» (АВ II). Мы по-прежнему ответственны перед нашим Творцом за каждую мысль, каждое слово и каждый поступок, но уже не живем так, как требует Бог.

Грех наших прародителей полностью испортил благое творение Божие. Он является корнем всякой смерти и всякого несчастья мира сего. Всё творение, которое замышлялось так, чтобы оно отвечало своему Творцу, «стенает», с тех пор как грех вошел в мир (Рим. 8:22).

Но Творец не оставил Свое творение.

Прежде всего, Бог позаботился о продолжении жизни творения, которое, несмотря на наш грех, Он также сохраняет.

В Книге Бытие сообщается, что Бог сотворил всё живое – растения, животных и человека – так, чтобы они размножались. Например, Адаму и Еве сказано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28)

Но Бог продолжает творить. И осознание того, что мы – творения Божии, наполняет нас достоинством. Оно побуждает нас исповедовать вместе с Мартином Лютером: «Я верую, что Бог сотворил меня и всех тварей, что Он дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены тела, разум и чувства, и что Он сохраняет все это по сей день». Бог продолжает наблюдать за Своим творением. Он устроил этот мир, предоставив всё необходимое Своим творениям. Но сотворенный мир также продолжает существовать именно силою Слова Божия (смотрите Евр. 1:3).

«Все это Он делает исключительно из отеческого великодушия и из милосердия Своего, хотя я не заслуживаю всего этого, и во мне нет никаких достоинств», – сказал Лютер о Божием сотворении и сохранении в «Кратком катехизисе». «Ибо все, что я должен – это благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему».

Но более всего Бог позаботился о восстановлении творения – включая вас и меня – в его изначальной чистоте и безупречности. Дабы это совершить, Творец смирил Себя и стал одним из нас. В Иисусе Христе Бог исполнил Свое обетование о Спасителе, обетование, данное в тот самый день, когда Адам и Ева впали во грех (Быт. 3:15).

Павел обобщил, что Христос «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:15-20).

Однажды нынешние небо и земля прейдут, а их место займут новые небо и земля, более не стенающие под игом греха (смотрите 2 Петр. 3:10,13; Откр. 21:1 и далее). А пока – всем верующим в Иисуса Христа прощаются их грехи, и они становятся новыми творениями (2 Кор. 5:17). В них начинает обновляться образ Божий (Кол. 3:10).

Во Христе Бог восстановил наше общение с Ним. Как Адам и Ева до грехопадения, мы вновь можем общаться с нашим Творцом. Он говорит с нами через Свое Слово, направляет нашу жизнь и приглашает нас говорить с Ним в молитве, обещая услышать и ответить. И мы будем жить с Ним вечно, как Он всегда желал.


ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. На основании вашего опыта, каковы наиболее распространенные в современном мире «суждения» о Боге? Откуда многие люди черпают свои представления о Боге?

2. Прочтите Ис. 43:1-3. Что открывает Бог о том, Кто Он такой и что Он сделал для Своего народа?

3. Почему крайне важно, чтобы христиане исповедовали Бога «Творцом и Вседержителем видимого и невидимого»? Какое свидетельство любви Бога Творца приходит вам в голову, когда вы думаете о Боге Творце?

4. В своем истолковании Первого артикула «Апостольского символа веры» Лютер сказал: «Я верую, что Бог сотворил меня… что Он дал мне тело и душу… и что Он сохраняет все это по сей день… Он ежедневно обильно снабжает меня… Он ограждает меня…» Каким образом явленная во Христе Божия благодать и милость является благословением лично для вас сегодня?

5. Христиане исповедуют Триединого Бога – единого Бога в трех Личностях. Как Бог Отец, Сын и Святой Дух действует в вашей повседневной жизни? Каким образом вера в Триединство приносит утешение и надежду в жизненных трудностях?


ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

  • Бытие 1:1 – 3:24
  • Афанасьевский символ веры
  • Мартин Лютер, Краткий катехизис, Апостольский символ веры, Первый артикул

Вернуться в каталог


- -

Тираж книги полностью распространен, но текст можно приобрести в формате PDF на нашем сайте.


Вернуться в каталог


© since 1992 | Лютеранское наследие
Сегодня

Лютеранское наследие

Аугсбургское вероисповедание сегодня